Свивая славы ...

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 06 июл 2018, 07:14

Mitus писал(а):- первое отступление половцев. Но когда половцы увидели что никто не идёт они вернулись и разгромили Римов.

Давайте прочитаем вместе кто же в Киев возвратился, отчего половцы продолжили разорять переяславские земли:

    «Половци же, услышавше всю землю Русскую идуще, бѣжаша за Донъ. Святослав же, слышавъ ихъ бѣжавших, възвратися г Кыеву со всею князьею, и разидошася в страны своя. Половци же, услышавше ихъ отшедших, гнаша отай к Переяславлю, и взяша всѣ городы по Сулѣ, и у Переяславля бишася весь день...»(Лавр.1186)
Ну и где там сыновья Святослава? Опять за подол Васильковны попрятались?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 06 июл 2018, 09:40

Лемурий писал(а):Давайте прочитаем вместе кто же в Киев возвратился,
- ПРОЧИТАЛИ? Вот и ладушки. А сыновья Святослава к Каневу не ходили ибо они ходили в Посемье к Путивлю и т. п. В Ипатьевской: Когда Святослав в Чернигове узнал о поражении Игоря он первым делом отправил в Посемье своих сыновей, а после этого приказал Давыду Ростиславичу идти на Переяславские рубежи. Они же стали у Треполя. Итак Кончак двинул к Переяславлю, чуть не угробил Владимира Глебовича, потом его спугнули Святослав и Рюрик подошедшие к Каневу и отходя Кончак разгромил Римов. Все маневры половцев Кончака летописцам не особо известны, поэтому в Лавр. и Ипат. небольшие расхождения, но суть есть суть: половцы отходили и возвращались. О половцах же Кзы Лаврентьевский писарь не в курсе, а в Ипатьевской прописано что Кза пожег сёла и острог у Путивля. И это всё чего он достиг ибо города были под защитой сыновей Святослава.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 06 июл 2018, 23:47

Mitus писал(а):
краевед писал(а):в честь чего со временем на Руси был учрежден праздник Покрова Пресвятой Богородицы.
- а разве во Владимирской земле и в южных княжествах была разная вера? Это же так получается что Богородицу Пирогощую назвали во Владимире Богородица Покрова и это аж до 1240-го года? ..............
краевед писал(а):Сама икона могла изображать Влахнерский храм и, что самое интересное на центральной оси с Богородицей на кафедре был изображен Роман Сладкопевец.
- а что за сюжет иконы Вы имеете ввиду? Например, на Западнополесской иконе Романа Сладкопевца и на Суздальской иконе Покрова которую А. Ю. Чернов образцом считает всё именно так как Вы описали и над Романом изображена Богородица Покрова. А на других Покровских Богородичных иконах Роман Сладкопевец не изображается.


Празднмик Покрова Пресвятой Богородицы был учрежден именно в Суздальском княжестве и, естественно, стал общерусским.
Как раз я и упоминал икону Богородицы Пирогощеи, которую А.Ю.Чернов считает образцом иконы хранившейся в Успенском храме Богородицы Пирогощеи в Киеве на Подоле. Интересно отметить, что побег Игоря в летописи приурочен к пятнице. Его побег был совершен в ночь с пятницы на субботу. Как указал А.Чернов: "начиная с 12 в. встречается упоминание о некомЧинопоследовании, совершавшемся во Влахнерском храме во время всенощного бдения, в ночь с пятницы на субботу... Икона Покрова - икона - оборонительница. Пирогощая - Покровская икона. Она была утрачена. но можно полагать, что сюжет ее подобен иконе из Суздальского Покровского монастыря. На ней изображение Божьей матери с покровом в руках. Одна из центральных фигур - Роман Сладкопевец - поминание в праздник Покрова. Он как и Богоматерь изображен на центральной оси образа". А.Чернов. Хроники изнаночного времени// - Вита - Нова, СПб, 2000, С. 336 - 337
Вернемся к побегу Игоря. Как известно, по Церковному календарю 2 июля, вторник по старому стилю отмечается Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Игорь мог бежать из плена вскоре после этого праздника в ближайшую пятницу. Как сообщает Ипат. л.: "сеже избавление створи Господь в пятокъ в вечере". Думаю, дата побега в ночь 5 мая на субботу 6 мая была выбрана не случайно. Игорь бежал под защитой Богородицы. Интересно, что 5 июля 1185 г. приходилось как раз на пятницу.
Возможно, образ Богородицы Пирогощей, на которой в центре был изображен Роман Сладкопевец, изображенный на иконе Богородицы Пирогощей автором "Слова" мог быть выбран не случайно. Автор в своем читателе видит человека, который может понять намек, что и сам автор "Слова" мог носить имя Роман. То, что автором "Слова" мог быть песнотворец по имени Роман указывал в свое время А.А.Горский, придя к такому выводу на основе аллитерационных прочтений "Слова". У Г.Ф.Карпунина находим, что один из исследователей "Слова" А.М.Полунин обнаружил в тексте "Слова" палиндром во фразе:"кЪ НЕМУ СЛЕЗЪ НА МОРЕ - РОМАНЪ ЗЕЛО УМЕНЪ". Исходя из этого можно сделать вывод, что в когорте авторов "Слова" мог быть и песнотворец носящий имя Роман.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 07 июл 2018, 08:44

краевед писал(а):Празднмик Покрова Пресвятой Богородицы был учрежден именно в Суздальском княжестве и, естественно, стал общерусским.
- ну и? логика моя непонятна? Андрей Боголюбский прочитав об Андрее Христа ради юродивом воскликнул в том смысле, что "да не останется это чудесное событие без праздника". Вот Андрей учиняет в Руси праздник Покрова. Вот праздник Покрова распространяется по всей Руси. А в Киеве не внемлют и называют её Пирогощая? ...............
Mitus писал(а):разве во Владимирской земле и в южных княжествах была разная вера?
- !!! ..........
краевед писал(а):по Церковному календарю 2 июля, вторник по старому стилю отмечается Положение честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Игорь мог бежать из плена вскоре после этого праздника в ближайшую пятницу.
- ну и? до праздника Покрова ещё как до луны пешком. Так что если у Вас Пирогощая это Покрова то побег Игоря на осень переносите.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 07 июл 2018, 08:47

По мне так Игорь в плену обращался к Богородице с просьбой о помощи в побеге. Индивидуальные так сказать проблемы а не общерусские заботы о защите родной земли.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 07 июл 2018, 22:58

Речь шла не о самом празднике, а об иконе Пирогощая, находившейся в Церкви Успения Богородицы, к которой и ехал поклониться Игорь, благодаря за свое спасение Богородицу. Для того, чтоб бежать из плена не обязательно было дожидаться праздника Покрова, который отмечался 1 октября. Вполне заслуживающей внимания датой может служить 5 июля, пятница 1185 г. Летописец как будто не уточняет точное число побега. отмечая, что он состоялся "в пятокъ в вечере", т.е. в пятницу. Но, если взглянуть на дату, то мы видим совпадение названия дня недели с ее числовым значением. Как известно, летопись сообщает, что Игорь бежа с половецких веж на Торе прибыл к городу Донцу на 11 - тый день побега. Простые расчеты показывают, что к городу Донцу Игорь прибыл не ранее 31 июля. Не менее недели ему пришлось добираться до НовгородаСеверского. Затем он посетил Чернигов и поехал к Святославу в Киев. Возвращаться домой он мог в акурат на праздник Покрова Богородицы, т.е. 1 октября 1185 г.
Моя логика состоит еще в том, что автор "Слова" намекая на намерение Игоря посетить храм Успения Богородицы едет не просто к нему, а к храму в котором хранилась одна из святынь Руси - икона Богородицы Пирогощей в честь которой собственно и заложен был храм, который и получил название Пирогощей.
Еще одним знаком, оставленным автором или одним из авторов "Слова" было то, что на иконе Пирогощей был изображен Влахнерский храм, а центральное место отведено Роману Сладкопевцу. Возможно, одним из авторов "Слова" мог быть сочинитель по имени Роман.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 07 июл 2018, 23:57

краевед писал(а):Возможно, одним из авторов "Слова" мог быть сочинитель по имени Роман.

Уважаемый краевед, Ходына какой-то, теперь откуда-то Роман. Какая цель у них призывов? Почему выделили Мстиславичей и принизили Ольговичей?

P.S. С Климентом Смолятичем всё просто. «Духовный отец» Мстиславичей. Призывает встать у Канева (= заслонить полю ворота), чтобы Залозник через Сулу (Лукомль и Горошин) к Переяславлю серебряными струями тёк и Гречник через Двину и тоже к Переяславлю). К тому же Канев защищал прежде всего Заруб, из которого был Климент Смолятич. Где интересы Ходына и Романа???
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 08 июл 2018, 07:23

Лемурий писал(а):и Гречник через Двину и тоже к Переяславлю).
- ценю упорство с которым Вы Двину к Греческому торговому пути понуждаете. Так и привыкнем постепенно.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 08 июл 2018, 07:30

Лемурий писал(а):и принизили Ольговичей?
- тоже всё просто. Всех то и дел что ольгович Игорь был разбит и Святослав ему за это пеняет. У Святослава туга по сыну Глебову вот он и психует.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 08 июл 2018, 11:17

Mitus писал(а):- ценю упорство с которым Вы Двину к Греческому торговому пути понуждаете. Так и привыкнем постепенно.

Так и запишем: ПВЛ не читали и желания читать нет...

    «И бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское...»(ПВЛ)
У Гречника 2 части пути было: «из варяг в греки» через Двину, а из греков вверх по Днепру через Канев, поэтому когда стояли у Канева контролировали и Залозник и Гречник одновременно:

    »И стояша у Канева долго веремя дондоже [=пока не] взиде Гречникъ и Залозникъ...» (Ипат. 1168)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24141
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение краевед » 08 июл 2018, 22:56

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Возможно, одним из авторов "Слова" мог быть сочинитель по имени Роман.

Уважаемый краевед, Ходына какой-то, теперь откуда-то Роман. Какая цель у них призывов? Почему выделили Мстиславичей и принизили Ольговичей?

P.S. С Климентом Смолятичем всё просто. «Духовный отец» Мстиславичей. Призывает встать у Канева (= заслонить полю ворота), чтобы Залозник через Сулу (Лукомль и Горошин) к Переяславлю серебряными струями тёк и Гречник через Двину и тоже к Переяславлю). К тому же Канев защищал прежде всего Заруб, из которого был Климент Смолятич. Где интересы Ходына и Романа???


Уважаемый Лемурий, относительно выделения "хороших" Мстиславичей на фоне "плохих" Ольговичей я воспринимаю несколько по другому. "Не худа гнезда шестокрыльцы" это еще не характеристика Мстиславичей, как продолжателей служению Руси, а упрек - вы князья выходцы из славного гнезда княжеского, а не по чести ведете себя, не славными победами себе власть добываете, а расхищаете земли русские, которые ваши деды и отцы собирали. Собственно говоря, автор "Слова" не жалует ни одного князя, считая, что княжеская власть вредит Руси, особенно в части распрей при разделе Руси.
Трудно согласиться с мыслью, что "Слово" было написано в высшем церковном сословии. Скорее всего произведение писалось людьми занимающими невысокое церковное положение. Возможно, даже находясь в оппозиции к официальной церкви.
Вопрос о авторстве "Слова" пока остается открытым. То, что концовка "Слова" содержит в себе анаграммирование имени Роман заметил еще А.А.Горский, предполагая, что автором мог быть Роман Нездилович. С тем, что именно Нездилович был автором "Слова" я не совсем согласен. С таким же успехом в авторы можно записать и Романа Игоревича, сына Игоря Святославича. Автор "Слова" мог и не подписывать свое произведение, хотя я больше склоняюсь к мысли о нескольких соавторах "Слова", одним из которых мог быть чловек по имени Роман. Трудно ответить на вопрос, какое это было имя, мирское или духовное, но я считаю, что автор мог как-то намекнуть на свое имя. Направляя Игоря именно к церкви Успения Богородицы автор пишет именно о иконе Богородице Пирогощей, которая хранилась в храме Успения Богородицы. Думаю, что сама мысль, что вводя в сюжет "Слова" образ иконы Пирогощей не лишена рационального зерна. В Ипат.л. какие либо сообщения о посещении Игогрем церкви Успения Богородицы отсутствуют. Автор "Слова" писал прежде всего к современникам своего произведения, знающих как выглядела икона Пирогощая, и то, что одной из центральных фигур иконы Пирогощей был Роман Сладкопевец, автор и исполнитель кондаков. Для того, чтоб просвещенный и посвященный в тайную систему знаков русич - читатель "Слова" догадался как зовут автора тому не обязательно нужно было подписывать произведение своим именем. Достаточно было написать о иконе Пирогощей в "Слове", где, возможно, таится ответ на вопрос не только об имени автора Романа, или одного из авторов, но и время написания "Слова", т.к. память о Романе чтилась на Покров 1 октября, возможно, 1188 г. Кто же этот Роман? Если речь идет о церковном имени, то возможно прав Карпунин, считавший, что поп прибывший из Руси к плененному Игорю мог быть священником храма Богородицы Пирогощей. Летопись не называет его имени, но возможно сам автор "Слова" предлагает нам взглянуть на икону вместе с князем Игорем и увидеть там его имя - Роман.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 09 июл 2018, 07:29

Лемурий писал(а):Так и запишем: ПВЛ не читали и желания читать нет...
- с сыновьями Святослава Всеволодича Вы уже как я вижу усбогоились? Теперь о Западной Двине поговорим:
Лемурий писал(а):Так и запишем: ПВЛ не читали и желания читать нет...

«И бѣ путь из Варягъ въ Грѣкы, и изъ Грѣкъ по Днепру, и вѣрхъ Днѣпра волокъ до Ловоти, и по Ловоти внити в Илмерь озеро великое, из негоже озера потечеть Волховъ и втечеть въ озеро великое Нево, и того озера внидет устье в море Варяское...»(ПВЛ)
- укажите мне пожалуйста слово ДВИНА в этой цитате.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 09 июл 2018, 07:33

Лемурий писал(а):«из варяг в греки» через Двину
- уважаю Ваше мнение о том, что варяги были венды, жили по южному берегу Балтморя и этот путь вёл в Винету.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 09 июл 2018, 07:39

краевед писал(а):княжеская власть вредит Руси, особенно в части распрей при разделе Руси.
- назовите мне усобицу где Игорь Святославич бился за свои наделы.
краевед писал(а):автор "Слова" не жалует ни одного князя
- а между тем Всеволода Святославича автор СПИ на руках носит. А где Вы увидели упрёки Автора в отношении Великого князя Святослава?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 09 июл 2018, 07:52

Лемурий писал(а):И стояша у Канева долго веремя дондоже [=пока не] взиде Гречникъ и Залозникъ...» (Ипат. 1168)
- гляньте рассказы немцев про Винету. Там латинянам советуют о вере не трепаться, но пишут о хорошем отношении к гречникам. Тут или о греческой вере или же о купцах гречниках. Так же о купцах гречниках сообщается на торговом пути в Регенсбург. Гречники это просто гречники и им не обязательно через Двину тащиться. В данном же конкретном случае путь этих вот указанных купцов гречников оканчивался в Киеве. В тех же сагах описывается что скандинавы торговали только с Новгородцами, а новгородцы ходили за товаром в Киев, но не в Грецию. Транзитного пути из варяг в греки никто и никогда из купцов не проходил. Рассказывает камень на Готланде что некие братья совершили выдающийся подвиг и достигли порога Айфор на Днепре, а кто-то из готов добирался даже и до Крымской готии и бывали в Согдиане. Но то были не купцы а миссионеры.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 45

cron