Свивая славы ...

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 06 окт 2018, 18:09

corvin писал(а):Вполне можно предположить, что аминь имело неформальное значение конец в древнем языке.
- неформальное это и есть неформальное. То бишь на бумаге не прописывалось, но со временем проявилось только в областных говорах. Когда Павлов включал лампочку то собака предполагала что её будут кормить - теперь Краевед подаёт это как факт. Павлов умер а слюни продолжали капать. Хотите я выключу эту лампочку? При казни Иисуса Христа он не в конце слов а в середине речи говорил разбойнику "АМИНЪ ГОВОРЮ ТЕБЕ ... = ИСТИННО ГОВОРЮ ТЕБЕ.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 06 окт 2018, 21:05

Уважаемый краевед, говоры, заметьте, смоленского княжества. Не слишком ли много совпадений?

На двух исполнителей СПИ не рассчитано, поскольку предназначено было для однокатного обращения - призыва. Как Вы себе представляете, чтобы Мстислав Изяславович в 1170 году несколько раз, да ещё в два голоса призывал князей «загородить полю ворота», встав у Канева? «Слово» было расчитано на текущий конец сентября 1188 года момент, несколькоми днями позже, после смерти Ярослава Галицкого, оно уже было бы неактуально и тут уже без разницы в один голос неактуально или в несколько. Поэтому и списков у СПИ нет, потому как по рукам переписчиков не ходило, а было только у Автора для произнесения актуальной речи, поэтому и без названия и без подписи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 06 окт 2018, 21:22

Zinchenko_tanya писал(а):Для Путешествия в мир небесный шаман должен иметь головной убор с перьями орла . «шизымъ орломъ подъ облакы»...

А ничего, что Боян Всеслава Полоцкого Божьим Судом стращает? Не язычник Боян, а христианин, только периода Устава Великой Константинопольской Церкви, когда и лады (=тропы) языческие использовали, и на гуслях-псалтырях богослужебные гимны воспевали, и краестрочия (=обаполы) строк со славами сего времени (= тропарями) в акростих свивали. Для клириков периода Студийского Устава (после 1060-х) это было уже неприемлемым, поэтому и относились к гимнографам древнего Устава с некоторой долей иронии.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 06 окт 2018, 21:35

corvin писал(а):Вполне можно предположить, что аминь имело неформальное значение конец в древнем языке.

«Молись да крестись: тут тебе и аминь.»(с)
Mitus видимо не знает про омонимы...

corvin писал(а):В слове былина двусмысленность: это либо писать как самом деле было, либо черпать знания из достоверных источников. Во втором случае возможно былины это летописи. Тогда былинам-летописям противопоставляются трудные повести-песни.

Помните как ПВЛ начинается? Былиной она величается или повестью? Слово «былина» из СПИ гапакс для ДР, но только не для смоленских говоров:

Изображение
ССГ 1:304

corvin писал(а):Язык СПИ признается близким к ГВЛ. Вопрос только как эту близость оценивать в количественном, качественном и структурном смысле.

А не Вы ли, уважаемый corvin, в 2014 первым указали на работу С.Л.Николаева и выведенный им торопецко-селижаровский диалект Автора? Разве галицкие или волынские говоры в СПИ? Нет, смоленские и брянские, торопецко-селижаровские.
Диалект определяет происхождение Автора, а стиль ГВЛ мог любой высокопоставленный клирик изменить, Климент Смолятич, например, с 1155 замещающий кафедру во Владимире-Волынском.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение corvin » 07 окт 2018, 00:48

Союз "а" может быть простой опиской или шуткой переписчика. Но если мы признаем его изначальность, то единственно возможный перевод "аминь" в СПИ это "конец".

Предположению что былина это мелкий исторический факт противоречит сам текст СПИ. Никаким собранием мелких исторических фактов СПИ не является. В нем преобладают поэтические обобщения.

ГВЛ со СПИ объединяет в частности южная лексика.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 07 окт 2018, 07:24

corvin писал(а):Союз "а" может быть простой опиской или шуткой переписчика.
- да Вы просто учебник др-рус. языка откройте и посмотрите применение союза "а": "кривичи же сидят на верх волги А на верх Двины". Но даже и в противительном варианте мы имеем: князьям слава а дружине воистину. Чего здесь непонятного? Слава дружины в понимании автора СПИ стоит даже выше славы князей. Вы на строку выше гляньте про ЯКОБЫ погЫбшую дружину: ЗДРАВИ КНЯЗИ И ДРУЖИНА". ....
corvin писал(а):единственно возможный перевод "аминь" в СПИ это "конец".
- считаете СПИ фальшивкой конца 18-го века?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Mitus » 07 окт 2018, 07:28

Лемурий писал(а):«Молись да крестись: тут тебе и аминь.»(с)
Mitus видимо не знает про омонимы...
- откуда цитата вот в чём вопрос ? Укажите омоним аминъ для текстов 12-13 вв. Иначе Вы утверждая поздние значения слов проповедуете что СПИ фальшивка 18-го века.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Свивая славы ...

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 окт 2018, 08:21

Здравствуйте , Лемурий !
Автор Боян и язычник, и христианин . И музыкальных инструментов два, как у Даниила заточника . «Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех..». Церковная псалтирь , и народные гусли . Единство противоположностей ,"свиваем славы оба пола ...."
Даниил христианское имя , Боян - языческое одного и того же человека .
И никакой он не клирик, а дружинник . Родился в Курске .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 07 окт 2018, 10:18

corvin писал(а):Союз "а" может быть простой опиской или шуткой переписчика. Но если мы признаем его изначальность, то единственно возможный перевод "аминь" в СПИ это "конец".

Союз «а» в СПИ либо разделительный, либо присоединительный «а с ними» «се мое, а то мое же», либо начинательный (новое предложение или новая часть сложного предложения), но никак не объединительный в последней строке, это просто контекст не понимали:
«Князьям - слава, а дружине - аминь!» = «конец» в смысле погибель, ранее об этом упоминалось:

    А Игорева храбраго плъку не крѣсити! За нимъ кликну Карна и Жля, поскочи по Руской земли, смагу мычючи въ пламянѣ розѣ.
Ровно как и в «мутен сне», когда старшему Ольговичу из опрошенных тул (=колчанов) его поганых толковин (= союзников по 1180) ему на лоно «великий жемчуг» (христианские души убиенных дружинников) отсыпают.

corvin писал(а):Предположению что былина это мелкий исторический факт противоречит сам текст СПИ. Никаким собранием мелких исторических фактов СПИ не является. В нем преобладают поэтические обобщения.

Подтекст с «малой частью» получается такой: этой же песне начаться по делишкам сего времени, а не делам из эпоса Бояна. По былинам, а не по былям.

corvin писал(а):ГВЛ со СПИ объединяетился в частности южная лексика.

Ну так до Владимира-Волынского Климент был в Киеве и Зарубе близ Переяславля. Можно говорить о схожих выражениях, редко употребляемых словах, но «южная лексика» в ГВЛ и так, ибо «северная» это только новгородская, южная со смоленского княжества начиная, мы же с Вами это разбирали.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 07 окт 2018, 10:22

Zinchenko_tanya писал(а):Автор Боян и язычник, и христианин . И музыкальных инструментов два, как у Даниила заточника . «Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех..»...

Татьяна, это дословная цитата:

СДЗ: Въстани, слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех! Востану рано, исповѣмъ ти ся = (Пс.56:9-10;107:3-4) "Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано. Исповемся Тебе в людех, Господи."
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 окт 2018, 11:47

Понятно , что это цитаты из церковной литературы. Она в произведении Даниила заточника означают полную свободу творчества писателей и музыкантов , в отличии от несвободы людей сидящих в заточении . « Въстани слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех. Востану рано, исповем ти ся. Да разверзу въ притчах гаданиа моя и провещаю въ языцех славу мою. Сердце бо смысленаго укрепляется въ телеси его красотою и мудростию. Бысть язык мой трость книжника скорописца, и уветлива уста, аки речная».
Просто « Аще хотяше песнь творите …
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 07 окт 2018, 12:04

Вообще-то, Татьяна, Псалтырь воспевали христиане, а не язычники.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 окт 2018, 17:43

« Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю.»
- Это резюме, самохарактеристика младшего дружинника Даниила, желающего перейти в старшую дружину .Он хочет стать «думцею», советником князя , и не быть «заточеником» сторожем
, заточенных в тюрьму людей.
« З добрым бо думцею думая, князь высока стола добудеть, а с лихим думцею думая, меншего лишен будеть.».
Он использует в своем послании и церковную литературу, и народную.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Свивая славы ...

Сообщение Лемурий » 07 окт 2018, 19:01

Zinchenko_tanya писал(а): Это резюме, самохарактеристика младшего дружинника Даниила, желающего перейти в старшую дружину .Он хочет стать «думцею», советником князя , и не быть «заточеником» сторожем
, заточенных в тюрьму людей...

И опять Вы не правы, Татьяна!

1. Из каких произведений «соткано» СДЗ :arrow: из редкой церковной литературы.

2. Где находится в это время Автор СДЗ? :arrow: В заточении в церковном доме на Лаче озере.

3. А кого ссылали на заточение в церковный дом? :arrow: см. Церковный устав Ярослава.

Как 2*2=4 что Автор СДЗ клирик, а вот какой сами догадайтесь, подскажу см. цитаты «не лгал МНЕ Ростислав» и «паволока красное лицо являет»...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24126
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Свивая славы ...

Сообщение corvin » 07 окт 2018, 22:26

По поводу аминь: Важно образует ли аминь отдельное слово-предложение или входит в предыдущее предложение. Даже если союз "а" имеет значение "в дополнение к тому", т.е. некоторым образом объединяет, то потому что "а дружине" носит незаконченный характер, требуется присоединить "аминь". Аминь же включенный в предложение может иметь осмысленное значение только как конец.
Характерный прием для Автора: вначале он дает фразу в высоком традиционном эпическом духе, а потом ее критически вышучивает. Например: любимых нам своих больше не увидеть, а золота и серебра даже (!) не потрогать.
Собственно Автор и не предполагает для дружинников славы: дружинники ищут себе чести, а князьям славу.
Конечно: "Здравы будьте, князья и дружина, выступая за христиан против полков поганых! Князьям слава, а дружине аминь!", - звучит оскорбительно для современником и не могло читаться публично.

Язык Слова искусственный. Это не естественным образом сложившийся язык в следствии проникновения в него местных, южных слов. Нет, это язык сознательно создававшийся Автором.

Былины противопоставляются не в смысле намерений Бояна петь о чем-то великом, а в смысле намерений петь кому-то, т.е. кого-то славить не считаясь с реальностью.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 22