Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 янв 2019, 09:45

Здравствуйте , Лемурий и участники форума !
Поздравляю всех с Новым годом ! Счастья и здоровья !
« Слово о полку Игореве…» -это родовое предание « трудныхъ повестий» , «Почнемъ же, братие, повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря»
« ПРЕДАНИЕ-устный рассказ, который содержит сведения об исторических лицах, событиях, местностях, передающиеся из поколения в поколение.»
«Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети:

"Слава Игорю Святъславличю,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!".
Трудные повести» потому , что это рассказ о войнах ,которые труднее всего переживаются людьми .
Предания возникли в первобытном обществе и имели целью подготовить юношей к взрослой жизни при переходе, во время обрядов инициации в класс мужчин. Их посвящали в тайны рода , в мифы племени , рассказывали о героических сражениях предков .
Песнотворцы пели предания «старыми словесы» т. е. устно . так как было принято в до письменной Руси . Летописцы писали предания , а при раздробленности Руси у каждого князя были свои родовые предания в летописях . «Не лепо…» старое соединять с новым, «Старые словеса» и новый поход Игоря .
«Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое…» и нельзя «пришивать к старой одежде новую заплату.» ,т. е. всему своё время .
Все произведение пропето Бояном « нелепо», в жанре абсурда .
У текста три начала :
1)начяти старыми словесы трудныхъ повестий

2) о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
3) Почнемъ же, братие, повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1275
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Нелепое предание .

Сообщение Mitus » 01 янв 2019, 10:54

Прекрасно Татьяна, что Вы открыли эту тему, ведь как раз под Новый 2019-й мы и обсуждаем с Лемурием содержание фразы "Почнемъ же братие повесть сию отъ стараго Владимера до нынhшняго Игоря".
Zinchenko_tanya писал(а):3) Почнемъ же, братие, повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря.
- но есть ведь давешний скептический вопрос как можно впервые начать предание от Старого Владимира если Вы не живёте в конце 10-го века? Если певец помянул нынешнего Игоря, то он явно и живёт и пишет при живом Игоре и о Старом Владимире может петь лишь с ЧУЖИХ СЛОВ. Поэтому переправляю Вам сюда свой вопрос из темы

Re: Див "Слова о полку Игореве"
Mitus » Вчера, 19:56
Лемурий писал(а):Невнимательно читали.
- ну да ну да: "почнемъ же братия повесть сию от стараго владимира до нынешняго Игоря". Что Вам здесь понятно? как это в реальности воспринимаете? Лемурий писал: "повесть вызывает ассоциации «Повести временных лет». .... Re: Див "Слова о полку Игореве"
Mitus » Сегодня, 10:45
Лемурий писал(а):А всё очень просто у Дубенского ещё было:

ТРУДНЫХЪ. Повести, в которых описывались важные, или героические события, именовались на древней нашей Руси - трудными;
Mitus отвечал - трудные повести это только ТЯЖКИЕ рассказы и УТОМИТЕЛЬНЫЕ разговоры, А летописи названы ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ.
Zinchenko_tanya писал(а):Трудные повести» потому , что это рассказ о войнах ,которые труднее всего переживаются людьми .
- Так о чём же говорит Автор в словах "Почнемъ же братие повесть сию от ... Владимира до ... Игоря" ?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Нелепое предание .

Сообщение Mitus » 01 янв 2019, 11:54

Zinchenko_tanya писал(а):2) о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени,
- "сего времени" это какого времени?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Нелепое предание .

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 янв 2019, 13:08

Здравствуйте , Mitus.
Предания всегда связаны с линейным временем и начинаются от сотворения мира и первочеловека.
Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.
Данный текст сообщает о мифологическом творении времени , пространстве и первочеловека . О древнем восприятии времени и пространства я уже писала , а создании человека еще не успела . Из хаоса появляется первое время :
« Помняшеть бо речь,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей». Первые войны , где добычей и соколов – женихов были невесты – лебёдушки . Война сама по себе абсурдна , лишена смысла, нелепа .
Восприятие прошлого времени происходит на основе памяти . С это го момента и начинаются «начяти старыми словесы трудныхъ повестий». А если есть начало , то серединой будет историческая часть преданий:
« Почнемъ же, братие, повесть сию
отъ стараго Владимера до ныняшнего Игоря.» В повести излагаются события жизни князей Игорева рода . Древние предания рассказывали о героическом прошлом предков , автор же «Слова…» рассудку вопреки , нелепо, собрал все самые отвратительные поступки князей Игорева рода . И получилась злая насмешка на предания .
И заключение – это поход Игоря:
« о пълку Игореве,
Игоря Святъславлича?
Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени»,
Поход Игоря написан в настоящем времени, "сего времени". Настоящее время воспринимается на основе анализаторов
«Тогда Игорь възре
на светлое солнце
и виде отъ него тьмою», в основном зрительных - 1 сигнальная система
и звуковых - 2 сигнальная система.
«Боянъ же, братие, не 10 соколовь
на стадо лебедей пущаше,
нъ своя вещиа пръсты
на живая струны въскладаше;
они же сами княземъ славу рокотаху.» Всякая звуковая информация передаётся только в настоящем времени , слова , звуки одного человека воспринимаются ушами другого:
Певше песнь старымъ княземъ,
а потомъ молодымъ пети:

"Слава Игорю Святъславличю,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!"
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1275
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Нелепое предание .

Сообщение Лемурий » 01 янв 2019, 18:14

С Новым 2019 Годом уважаемые поклонники Великого древнерусского памятника! Надеюсь, в этом году на новые трудные вопросы, ибо старые «тёмные места» таковыми быть перестали.

Позвольте несколько замечаний по открытой теме:

1. «Нелепы» не предания от Старого Владимира, а летописные варианты похода Игоря (версии в Лавр. и Ипат.), написанные стилем героических повестей о пораженческом «нечестном» походе.

2. Слово «повести» указывает на письменный источник см начало ПВЛ, а не на устные источники - предания.

3. Не Автор «вспоминает» речь усобиц, на которых он не был, а Боян - песнотворец старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича.

4. Автор же во второй строке называет своё «Слово» ПЕСНЕЙ и вознамеривается начать её по былинам СЕГО времени, а не по «замышлению»(от замысел) основателя русского летописания Никона Великого (Бояна).

5. Начнём же повесть сию от старого Владимира до нынешнего Игоря, означает, что Автор хочет дать свой вариант похода Игоря, по-своему повествуя о старых временах, правдиво, без «вспоминаний» того, чего никогда не было. СПИ - это его субъективный взгляд на историю Руси от Владимира Святого до сентября 1188 года.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Нелепое предание .

Сообщение Mitus » 01 янв 2019, 18:34

Zinchenko_tanya писал(а):Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени»,
Поход Игоря написан в настоящем времени, "сего времени".
- интересный подход, который между тем, неожиданно для меня вывел Вас на правильное понимание слова "сего" = настоящего времени Игорева похода. Поздравляю!
Последний раз редактировалось Mitus 01 янв 2019, 18:39, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Нелепое предание .

Сообщение Mitus » 01 янв 2019, 18:36

Лемурий писал(а):вознамеривается начать её по былинам СЕГО времени, а не по «замышлению»(от замысел) основателя русского летописания Никона Великого (Бояна).
- а у Вас былины сего времени что означают? Слова "былина" не было в др-рус. языке 12-го века. И про слово "СЕГО" не забудьте написать.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Нелепое предание .

Сообщение краевед » 02 янв 2019, 00:15

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Лемурий и участники форума !
Поздравляю всех с Новым годом ! Счастья и здоровья !
...Все произведение пропето Бояном « нелепо», в жанре абсурда .

Здравствуйте, уважаемая Татьяна! Вас так же с Новым 2019 г.! Желаю Вам здоровья, счастья и добра!
Как раз об этом я писал ранее, но по моему мнению предшественник автора "Слова" Боян сочинял произведения в угоду князьям. Автор "Слова" написал совершенно противоположное манере Бояна произведение не по "замышлению Бояна", хотя исходя из самого текста сразу и не скажешь. что призведение "нелепо", абсурдно, но сам выбор тематики, прославление князей, потерпевших поражение и потерявших дружину: "слава Игорю Святъславличу, буй туру Всеволоду. Владимиру Игоревичу. здрави князи и дружина побарая за христьяны на поганыя полки княземъ слава а дружине. Аминь!" выглядит "нелепо" с точки зрения результата похода.
По этому есть все основания утверждать, что произведение иронично. Ирония ( греч. - притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до АБСУРДА самой возможности оценки осмеять и дескридитировать данное явление. обратить внимание... (Литературная энциклопедия).
На мой взгляд очень точная характеристика самой идеи "Слова", направленной на высмеивание князей, потерявших все свое войско и потерпевших сокрушительное поражение.
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1198
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Нелепое предание .

Сообщение Лемурий » 02 янв 2019, 02:13

Mitus писал(а): - а у Вас былины сего времени что означают? Слова "былина" не было в др-рус. языке 12-го века. И про слово "СЕГО" не забудьте написать.

В переводе лишний раз напомнил Родину Автора:

Изображение
ССГ 1:304

Малая толика. Начнём повесть сию не по героическим делам предков, а по мелким делишкам современника.

Но сейчас больше склоняюсь, что это производная от глагола «быти», т.е. не по «замышлению Бояна», который «вспоминал» речи первых усобиц, а по тому как было на самом деле.

СЕГО = настоящего времени, ведь Автор - современник «ныняшнего Игоря», до времени которого он собирается вести повествование.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 22407
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Нелепое предание .

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 янв 2019, 09:58

Здравствуйте , Mitus .
Этот текст я уже разбирала , но для Вас напомню .
«Начати же ся тъй песни
по былинамь сего времени»
Каких только календарей не было у древних русичей! Автор «Слова...» производит счисление времени «по былинам сего времени…» .У наших далёких предков, как у всех народов, возникла потребность выработать свой календарь и освоить свои способы времяисчисления. Народный календарь изначально определялся сменой времен года. В определение сроков и продолжительности времен года русичи исходили из реальных климатических условий. Их весенние месяцы назывались: березозол, травень. Они чутко следили за изменениями в природе. Былина, былинка, быльё - это давнишнее русское слово, которое обозначает трава, стебли травы. Тогда текст «по былинам сего времени» определяют настоящее время, когда укрытая в земле трава прорастает новой жизнью весной. В сущности, это были все те же идеи круговорота природных явлений. Игорь, по летописи, отправился в поход 23 апреля. В это время практически по всей территории Древней Руси был приурочен первый выгон скота в поле. Это христианский праздник Егория весеннего. «Егорий из - под спуда зелену травку выгоняет». В Егорьевских песнях пели:«Матушке скотинке, чистая дорожка. Травка - муравка зелененький лужок». За всем этим можно усмотреть не только попытки древнего человека к относительно точному счислению времени, но и нечто не менее значительное: появление культа Велеса и ритуалов, связанных с выгоном скота на выпас, с названием зодиакального созвездия Тельца (Буй Тура). Начиная песнь «по былинам сего времени», автор подтверждает дату Игорева похода, отмеченную в летописи, только обозначает её по народному календарю.
«Старые словеса» - слово «старый» имеет синоним ветхий. В.И. Даль пишет: «Ветошь надо выжечь палом, а то не даёт расти молоди, т. е. речь идет о жухлой прошлогодней траве». Быльём поросло - что было давно. Ветхий завет - старый давний, древний, прежний. Тогда «старые словеса» - повествования о событиях прошлых лет. Наряду с традиционными методами датировки «Слова…» возможен новый подход к проблеме датирования древних событий «по былинам сего времени» т.е. по народному календарю.
Разновидностью древнерусских имен были так называемые «знатные» или «княжеские имена». К ним относятся Игорь и Всеволод. Кроме основных имен автор использовал имена – метафоры, то есть прозвища, рисующие облик человека иносказательно, путем сравнения его с каким-то другим предметом. Свет, светлый - соотносится с солнцем. В плаче Ярославна обращается к солнцу, называя его «Светлое и тресветлое» Почитание бога солнца в тех или иных формах было свойственно многим народам, в том числе и русичам.
Прозвище Всеволода Тур происходит от названия животного. Эту картину ещё более разнообразит, то обстоятельство что боги имели своих священных животных : коров, быков и т. д. Путь солнца в небесной сфере пролегает по 12 созвездиям, которые называются зодиакальными ,так как большинство из них получило свои имена по животным. Соединив имя Игоря «свет ,светлый»(солнце) с Буй Туром ,получаем положение солнца в зодиакальном созвездии Тельца с(20 апреля по 20 мая)что соответствует времени начала похода Игоря и Всеволода на половцев (по летописи 23 апреля).По возвращению Игоря из плена в Киев «Солнце светится на небеси» «девици поют по Дунаю …море.» - солнце в зодиакальном созвездии Девы, что соответствует месяцу сентябрю. В этих названиях мы видим отражение истории человечества, в частности следы его древних скотоводческих и земледельческих периодов : Телец – период пастбищ, а созвездие Девы и Весов время уборки и взвешивание урожая , определяют время соединяя солнце со знаками зодиака. Поэтому автор дал вторую подсказку времени начала похода Игоря по зодиакальному календарю
«Игорь ждетъ мила брата Всеволода.
И рече ему буй туръ Всеволодъ:
"Одинъ братъ,
одинъ светъ светлый -
ты, Игорю!
оба есве Святъславличя!»
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1275
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Нелепое предание .

Сообщение Mitus » 02 янв 2019, 12:57

Лемурий писал(а):СЕГО = настоящего времени, ведь Автор - современник «ныняшнего Игоря», до времени которого он собирается вести повествование.
- по логике может и так, но пропись "СЕГО = настоящего времени" не правильна. Я именно о том, как это переводит Лихачёв и остальные пустомели: "по былинам нашего времени". А гляньте как у издателей 1800 года: "ТОГО времени". Вы то уточнение даёте, что "Автор - современник Игоря", а если бы Автор не был бы современник Игоря, то Вы как Лихачёв бы перевели или же как Мусин-Пушкин со товарищи?
Mitus писал(а):правильное понимание слова "сего" = настоящего времени Игорева похода.
- ТО ЕСТЬ ТОГО ВРЕМЕНИ если автор жил позже или ЭТОГО времени если он современник похода. Но независимо от того когда жил Автор СПИ правильно будет написать ЭТОГО=ТОГО Игорева похода времени. А тогда и слово "былина" само посыплется, ибо какая-такая былина для современника похода. Понравилось у Вас
Лемурий писал(а):сейчас больше склоняюсь, что это производная от глагола «быти»
- самый верный по моему путь, я сам по нему иду.
Последний раз редактировалось Mitus 02 янв 2019, 13:18, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Нелепое предание .

Сообщение Mitus » 02 янв 2019, 13:03

Zinchenko_tanya писал(а):Былина, былинка, быльё - это давнишнее русское слово, которое обозначает трава, стебли травы. Тогда текст «по былинам сего времени» определяют настоящее время, когда укрытая в земле трава прорастает новой жизнью весной.
Zinchenko_tanya писал(а):нечто не менее значительное: появление культа Велеса и ритуалов, связанных с выгоном скота на выпас, с названием зодиакального созвездия Тельца (Буй Тура). Начиная песнь «по былинам сего времени», автор подтверждает дату Игорева похода, отмеченную в летописи, только обозначает её по народному календарю.
- это прекрасно.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3393
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Нелепое предание .

Сообщение Zinchenko_tanya » 02 янв 2019, 16:15

Здравствуйте , Краевед !
Что кроется за «замышлением Бояна» ?
В абсурдном выражении что-то утверждается и отрицается одновременно
1)«а не по замышлению Бояню!» - « Замышление -намерение, задуманное, но ещё не реализованное.»
2)Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,»
«Замысел творения сводится к тому, чтобы создать такое творение, которое смогло бы стать равным Творцу, подняться на Его ступень.»
В Повести временных лет предание начинается от творение Адама , и написано оно для Святополка .
Вот почему с этой поры начнем и числа положим. „От Адама и до потопа 2242 года, а от потопа до Авраама 1000 и 82 года, а от Авраама до исхода Моисея 430 лет, а от исхода Моисея до Давида 600 и 1 год, а от Давида и от начала царствования Соломона до пленения Иерусалима 448 лет» а от пленения до Александра 318 лет, а от Александра до рождества Христова 333 года, а от Христова рождества до Константина 318 лет, от Константина же до Михаила сего 542 года». А от первого года царствования Михаила до первого года княжения Олега, русского князя, 29 лет, а от первого года княжения Олега, с тех пор как он сел в Киеве, до первого года Игорева 31 год, а от первого года Игоря до первого года Святославова 33 года, а от первого года Святославова до первого года Ярополкова 28 лет; а княжил Ярополк 8 лет, а Владимир княжил 37 лет, а Ярослав княжил 40 лет. Таким образом, от смерти Святослава до смерти Ярослава 85 лет; от смерти же Ярослава до смерти Святополка 60 лет.
«Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,
то растекашется мыслию по древу,
серымъ вълкомъ по земли,
шизымъ орломъ подъ облакы.»
Текст “…мыслию по древу серымъ вълком по земли, шизым орлом подъ облакы” по мнению многих исследователей, является “темным” местом в “Слове о полку Игореве”. Однако, по моему мнению, это не так. Все слова, употребляемые в предложении известны, и не изменили своего значения с древности. Этот текст пример структурного мышления, которое объединяет известные элементы. Каждый из этих элементов в структуре имеет собственное место и связан сдругими словами. Объединяющий фактор – время. Сам феномен времени проявляется в том, что свойства времени природных объектов разные.
Древо-каждый год изменяется, прирастает и эти изменения фиксируются в самом растении, в годовых кольцах, высотой побегов. Эти свойства (фиксаторы времени) называются темпофиксаторы, а само явление темпофиксацией. Высота ‘древа’ меняется от нуля до какой-то величины, соответствующей его вершине, изменение это непрерывно, любое значение между низшей и высшей точками реально существует в природе. Так идея о разных масштабах времени перерастает у древних людей в разряд мировоззренческих, а после этого вновь обращается в инструмент для работы, для постижения мира.
Другие свойства времени тоже сохраняются, но уже отделены от индивида и появляются в виде следов волка. След - отпечаток лап волка на земле, после его движения. Оставить след на земле /переносно/ создать что-то, родить ребенка, построить дом и т. д.
Другие свойства времени, изменяясь не оставлять следов, как полет птицы по небу, «шизым орлом под облакы». Это растворение временных свойств или темподесиненция. Все эти процессы всегда протекают совместно, но в одних случаях вверх берет одно в других случаях другое, пока все не будет поглощено необратимой темподесиненцией, за ней последнее слово. Все объекты этого мира принимают формы и поддаются изменениям только благодаря тому, что существует время, которое творит, поддерживает и разрушает мир. Безличный фактор времени играет роль оси, вокруг которого движется материальное мироздание. О людях наделенных духовной силой ‘’Боян бо вещий’’ говорят, что им известен ход вечного времени и они обладают мистическим зрением, которое делало их ‘’вещими’’ всевидящими знающими. Боян достиг совершенства ’’песнь творите…’’ и обрел способность видеть прошлое, настоящее и будущее. Время неразрывно связано с пространством и движение материи произойдёт только в том случае, когда точки времени и пространства совпадут. Древо определяют одно из измерений пространства: "вверх-вниз". Вершина дерева в царстве Света, а его корни всегда в чертоге Тьмы. Древо - ось мира в пространстве соединяющее верхнюю и нижнюю сферу, и по-мнению древних, не дающее небу упасть на землю. Небо "орлом под облакы", и земля "серым волком по земли", образуют видимую границу (линию кажущегося соприкосновения) - горизонт, древо - вертикальную линию их пересечением является крест, как символ пространства, как остов всего мирового пути. В Скандинавской мифологии человека творят из дерева «аИз ясеня сделали мужчину, а из ольхи — женщину! По другим источникам первочеловек был из ивы .
Нечто подобное происходит и в «Слове…» « мыслию по древу» из дерева , которое живое и обладает умом рождается первочеловек .. Он смертен,, волк сопровождает его душу в загробный мир теней, и сторожит его там чтобы никто не вышел из загробного мира , как Цербер. Овраги были входом в мир мертвых «влъци грозу въсрожатъ
по яругамъ;». А мертвое тело отдавали назад в природу, на съедение птицам и зверям . « орли клектомъ на кости звери зовутъ;». В будущем по замыслам языческих творцов человека ждала смерть , тогда жизнь человека нелепа и абсурдна , т.е. лишена смысла . А христианской религии все будущее это замысел Божий , а не человека «а не по замышлению Бояню», тогда жизнь человека тоже нелепа , абсурдна , если все в будущем уже предопределено .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1275
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Нелепое предание .

Сообщение краевед » 03 янв 2019, 00:18

Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Краевед !
Что кроется за «замышлением Бояна» ?
В абсурдном выражении что-то утверждается и отрицается одновременно
1)«а не по замышлению Бояню!» - « Замышление -намерение, задуманное, но ещё не реализованное.»
2)Боянъ бо вещий,
аще кому хотяше песнь творити,»
«Замысел творения сводится к тому, чтобы создать такое творение, которое смогло бы стать равным Творцу, подняться на Его ступень.»

Уважаемая Татьяна, прежде всего стоит определиться, когда творил Боян. Из текста "Слова" однозначно вытекает, что Боян был предшественником автора "Слова", который: "помняшетъ бо рhчь первыхъ временъ усобицъ... преди пhснh пояше старому Ярославу храброму Мстиславу иже зареза Редедю прдъ полкы Косожьскыми красному Романови Святъславличю" - "ПРЕДИ пhснh пояше", т.е. Боян творил раньше, прежде самого автора "Слова".
Но в таком случае если исходить из Вашей трактовки, что замышление - это нечто задуманное, но нереализованное, то Боян не написал ни одной песни, хотя имел замышление это сделать. Возможно, это говорит о том, что Боян не был певцом - сказителем в обычном понимании. Но автор "Слова" упоминает имена старых князей, по родовой линии предков Ольговичей, которым он раньше пел песни. Скорее всего речь идет не собственно о певце - сказителе, а о летописце. Именно из летописей мы узнаем о Ярославе Мудром, и о храбром Мстиславе, который зарезал Редедю ножом, хотя уговор был биться без оружия. Явно иронично здесь выглядит упоминание о "храбрости" Мстислава. Известно, что красный Роман Святославич, сын Святослава Ярославича был убит половцами в 1079 г.. а значит и Боян жил в это время и был современником вышеперечисленных князей. Вполне возможно, что само имя Боян является вымышленным автором "Слова", подразумевая под ним Никона, который в свое время был связан с Тмутороканью.

Татьяна, ранее Вы писали:
Игорь, по летописи, отправился в поход 23 апреля. В это время практически по всей территории Древней Руси был приурочен первый выгон скота в поле. Это христианский праздник Егория весеннего. «Егорий из - под спуда зелену травку выгоняет». В Егорьевских песнях пели:«Матушке скотинке, чистая дорожка. Травка - муравка зелененький лужок». За всем этим можно усмотреть не только попытки древнего человека к относительно точному счислению времени, но и нечто не менее значительное: появление культа Велеса и ритуалов, связанных с выгоном скота на выпас, с названием зодиакального созвездия Тельца (Буй Тура). Начиная песнь «по былинам сего времени», автор подтверждает дату Игорева похода, отмеченную в летописи, только обозначает её по народному календарю.

Очень интересное наблюдение, которое перекликается со взглядом на дату похода Игоря у А.Чернова, высказанную в его небольшой по объему книге, но весьма содержательной СЛОВО О ЗЛАТОМ СЛОВЕ, - Москва,
-1985, -С.4, где он пишет: "Егорий почитался на Руси покровителем стад. Именно 23 апреля происходил первый выгон скота в поле. К этому дню долго готовились, его встречали как праздник. В каждой избе, в каждом селении обращались с молитвою к Егорию, просили его беречь домашнюю скотину и лошадей от волка, медведя, змеи... Но как раз своего войска Игорь - Егорий и не упас".
Можно в этом аспекте рассмотреть взгляд А.Ужанкова на сам поход Игоря, который по его мнению был не Богоугоден и Игорь попадает во тьму, ему перестает светить солнце православной веры и только после посещения в Киеве храма Богородицы Пирогощеи солнце веры вновь открыто для Игоря. Игорь попадает во власть языческих сил и его небесный защитник отворачивается от грешника - князя.
У меня несколько иной взгляд на реальное время выхода Игоря в поход, ведь существует ряд летописных источников,где упоминается дата 13 апреля, но сейчас не об этом.
Возможно, Вы замечали, что я предполагаю вслед за Г.Ф.Карпуниным наличие в "Слове" анаграмматических прочтений. Возможно, анаграммы присутствуют и во фразе: "по былинамъ сего времени а не по замышлению Бояню" и связаны с именем Игоря - Егория; "пОбыЛИНАмъ сЕГОвРЕмени". Если прочесть полностью, то получается своеобразная пословица: "ОЛИНА ЕГОРЕ ГОРЕ В МЕНИ". т.е. как бы само "Слово" нам говорит о том, что оно повествует о горе Игоря из рода Ольговичей, совершившего неудачный поход в половецкую степь. Конечно, можно соглашаться или отрицать само присутствие анаграмм и аллитераций в "Слове", но находка Карпунина: "беША бебРЬ КисАНЮ" принята на самом высоком научном уровне и приведена профессором филологии В.В.Колесовым в ЭСПИ в качестве примера наличия анаграмм в тексте "Слова".
краевед
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1198
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Нелепое предание .

Сообщение Zinchenko_tanya » 03 янв 2019, 07:39

Здравствуйте , Краевед.
«Уважаемая Татьяна, прежде всего стоит определиться, когда творил Боян».
Автор Боян свое произведение « Слово о полку Игореве» написал к свадьбе Владимира Игоревича . Это предание . Оно содержит сведения о мире , о ведении войн и предках Владимира Игоревича «от старого Владимира до нынешнего Игоря «.
Начинается предание с мифологических первопредков и их верований, возникновения проторелигий : тотемизма, анимизма и магии . Страх смерти , связанный со временем , заставляет людей думать о том как избежать смерти. Это размножение и свадебные обряды .
« Помняшеть бо речь,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, где соколы –женихи , лебёдушки = невесты , в первобытном обществе и вера в тотемы .»
Да прежде , сохранению жизни способствуют бескровные войны и автор Боян приводит исторический пример, где остались целы дружины и жизнь простых воинов :
« та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю. ( писала уже про этот текст ).
А в походе Игоря , чтобы остаться жить надо просто сдаться в плен : «Луце жъ бы потяту быти,
неже полонену быти;»
Игорь же свою дружину призывает к смерти ,а сам сдается в плен , что нелепо .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1275
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 6

cron