Zinchenko_tanya писал(а):Здравствуйте , Краевед.
«Уважаемая Татьяна, прежде всего стоит определиться, когда творил Боян».
Автор Боян свое произведение « Слово о полку Игореве» написал к свадьбе Владимира Игоревича . Это предание . Оно содержит сведения о мире , о ведении войн и предках Владимира Игоревича «от старого Владимира до нынешнего Игоря «.
Начинается предание с мифологических первопредков и их верований, возникновения проторелигий : тотемизма, анимизма и магии . Страх смерти , связанный со временем , заставляет людей думать о том как избежать смерти. Это размножение и свадебные обряды .
« Помняшеть бо речь,
първыхъ временъ усобице.
Тогда пущашеть 10 соколовь на стадо лебедей, где соколы –женихи , лебёдушки = невесты , в первобытном обществе и вера в тотемы .»
Да прежде , сохранению жизни способствуют бескровные войны и автор Боян приводит исторический пример, где остались целы дружины и жизнь простых воинов :
« та преди песнь пояше -
старому Ярославу,
храброму Мстиславу,
иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми,
красному Романови Святъславличю. ( писала уже про этот текст ).
А в походе Игоря , чтобы остаться жить надо просто сдаться в плен : «Луце жъ бы потяту быти,
неже полонену быти;»
Игорь же свою дружину призывает к смерти ,а сам сдается в плен , что нелепо .
Уважаемая Татьяна, прежде всего, если замечали, ранее я неоднократно писал. что сам поход Игоря был по сути свадебным. На свадебные мотивы похода указывали ряд исследователей, находя свадебные мотивы во многих фразах "Слова", включая и сон Святослава, где он предстает в качестве невесты, к тому же свадебный обряд мутного сна очень близок к свадебному обряду именно у кипчаков. Даже то. что он видит, что разобрана часть терема перекликается с кипчакским обрядом, когда молодые выходили из юрты не через выход, а для этого разбиралась часть юрты, противоположная входу символизируя новую жизнь молодой семьи. наиболее дорогим украшением кипчакской невесты был головной убор конической формы. саукелеукрашенный драгоценными камнями, в том числе и жемчугом. Самое интересное, что в верх этого головного убора венчали перья белой совы. Не намек ли это и на сам характер похода Игоря, где упоминается див? Первые издатели под дивом подразумевали именно сову или филина.
Татьяна, Вы писали: "Начинается предание с мифологических первопредков и их верований, возникновения проторелигий : тотемизма, анимизма и магии . Страх смерти , связанный со временем , заставляет людей думать о том как избежать смерти. Это размножение и свадебные обряды" .
У меня сложилась несколько иная точка зрения на то, почему в зачине "Слова" автором упоминаются предки Игоря. Нет никаких сомнений в том, что автор "Слова" был высокообразованейшим человеком своего времени, прекрасно разбирающимся не только в византийской литературе современной ему, но и в древнегреческой.
Ему был известен такой жанр греческой литературы как ОДА. В переводе с греческого это слово обозначало "песнь". Наиболее известным представителем этого жанра являлся Пиндар, сочинявший особый вид таких песен. именуемых "эпиникии", направленных на прославление победителей на древнегреческих Олимпиадах. Интересна сама структура "эпиникий", где вначале песни для прославления героя привлекаются мифы и родовые предания.
Тематические части произведения располагаются в беспорядке, подчиняясь образному сторою песни, что в сочетании с торжественным тоном отражало жреческое самосознание поэта". (По материалам Краткой Литературной энциклопедии. -Т.5, М.,, 1968, С.389.
Структура "Слова" очень близка к характеристики древнегреческой оды - песни, которое начинается с родовых легенд гнезда Ольговичей, в тексте можно заметить отступления от темы сочинения, которые распологаются в беспорядке, неожиданно возвыращая читателя в прошлое. Не потому ли и возникло мнение, что в тексте "Слова"
были перепутаны страницы и предпринимались попытки на самом высшем научном уровне перекроить известный текст произведения?
Действительно, действия Игоря выглядят "нелепо" - "несуразно". Мало того, что в степи гибнет его дружина, он сбегает в Русь с Лавором из плена, оставив других плененных русичей на растерзание Кончаку, прибывшего в свой юрт не в самом радужном настроении, т.к. под его натиском пал только Римов.
Все же я рассматриваю Бояна как предшественника автора "Слова", а то получается, что автор как бы протеворечит сам себе, хотя не исключена и возможность того, что в Бояне таится имя автора "Слова" - ЯН и автор специально придумал некого Бояна с целью скрыть свое имя, но то, что под своим предшественником он подразумевает Никона - точно.
Я как - то предлагал рассмотреть подтекст Зачина, где просматривается текст: НЕЛЕПО ОЛИНЫ БЯШЕТЬ БРАТИ...". В этом ключе БЯШЕТЪ выглядит намного органичнее, чем в обычном прочтении.