Начати же ся тъи пѣсни по былинамь

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Нелепое предание .

Сообщение Лемурий » 07 янв 2019, 15:49

Татьяна, Вы путаете песнотворца (=гимнографа) Бояна и речь Кончака опутаем соколика путами брака.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Нелепое предание .

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 янв 2019, 16:17

Псалмы – хвалебная песнь, гимны появились в период от Моисея 13 век до н.э. до собирателя священных книг Ездра 5 век до н. э. Они и составляют библейскую Книгу Псалтирь. Уже в начале - века новой эры были восприняты христианством . В 13 -14 веках появилось осмогласие. Псалмы -часть богослужений и домашних молитв . И при чем тут Боян, который «князем славу рокотаху .» Где богослужение , где молитвы ?
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Нелепое предание .

Сообщение Лемурий » 07 янв 2019, 16:47

Притом же причём и «живые струны».
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Нелепое предание .

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 янв 2019, 20:36

" История и мифология. ГУСЛИ — ИНСТРУМЕНТ БОГАТЫРЕЙ
При внимательном прочтении былин складывается впечатление, что гусли, как инструмент, были наиболее популярны у воинского сословия. Во всяком случае, из массы инструментов, существовавших в средневековой Руси, судя по былинам, именно гусли — любимый инструмент древнерусских воинов. Для наглядности давайте перечислим выдающихся былинных гусляров: Добрыня Никитич, Ставр Годинович, Алёша Попович, Дунай Иваныч, Чурила Пленкович, Соловей Будимирович, Садко. Все они воины, богатыри, один только Садко, прежде чем стать дружинным атаманом — флотоводцем, был профессиональным музыкантом.

В народной песне «Там стояло в поле древо» рассказывается, как к особому волшебному дереву собираются князья и бояре, они обсуждают, как срубить древо, и делают из него звончатые гусли. Играя на которых, они забавляют «батюшку родного»:

За горами, за долами,

За горами, за долами

Там за кременскими, там за кременскими

Там стояло в поле древо,

Там стояло в поле древо,

Тонко, высокое, тонко, высокое.

Тонко, тонко, высокое,

Тонко, тонко, высокое,

Листом широкое, листом широкое.

Листом, листом широкое,

Листом, листом широкое,

Корнем глубокое, корнем глубокое.

Подъезжали к этой древе,

Подъезжали к этой древе,

Князья да бояре, князья да бояре.

Они думали-гадали,

Они думали-гадали,

Как с древой быти, как с древой быти.

Как с этою древой быти,

Как с этою древой быти,

Как её рубити, как её рубити.

Подрубили эту древу,

Подрубили эту древу.

Под самый под корень, под самый под корень.

Разрубили эту древу,

Разрубили эту древу,

На четыре части, на четыре части.

Да сделали с этой древы,

Да сделали с этой древы

Гусли звончатые, гусли звончатые"."Песня недвусмысленно сообщает, что гусли сделаны из чудесного древа князьями и боярами, то есть знатью воинского сословия. Перед нами древнее народное предание, повествующее о сотворении первых гуслей на каком-то легендарном соборе воинов: князей и бояр."
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Нелепое предание .

Сообщение Zinchenko_tanya » 07 янв 2019, 20:40

У "живых струн" есть более древнее предание сотворение музыкальных говорящих , поющих инструментов из растений : древа , камыша и т. д.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Нелепое предание .

Сообщение Лемурий » 07 янв 2019, 22:05

Zinchenko_tanya писал(а):У "живых струн" есть более древнее предание сотворение музыкальных говорящих , поющих инструментов из растений : древа , камыша и т. д.

Красиво, но не по контексту, где «живых струн» он всеми 10 перстами касался. Не пальцами же он погоду настраивал.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Нелепое предание .

Сообщение Zinchenko_tanya » 08 янв 2019, 07:44

Здравствуйте , Лемурий!
Лемурий , Вы задали хороший вопрос « где «живых струн» он всеми 10 перстами касался.»
Гусли бо страяются персты, а тело основается жилами; (Слово Данила Заточеника, еже написа своему князю Ярославу Володимеровичю)
Исполнитель на гуслях с помощью так называемого выщипывания тонов пальцами на определенных открытых струнах извлекает звук. А струны то «живые», как жилы в теле человека .
Задеть за живое: тронуть за живое, , затронуть самолюбие, задеть чувствительную струнку, Это значит сказать или напомнить человеку о том, что он уже видел, натерпелся, возродить негативные воспоминания, о которых он хотел забыть У. нас поговорка это означает: задеть человека словом, очень болезненного для него. Вот такой « добрый" автор Боян пишет предание для Игоря , Всеволода и Владимира Игоревича .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Нелепое предание .

Сообщение Лемурий » 08 янв 2019, 08:27

Доброе утро, Татьяна!
В «Слове Даниила Заточника» цитата из церковной литературы.

Из "Афанасьева изъяснения на псалтырь":

Изображение
Никольский Н.К. «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в.» СПб., 1892, прим. с.94
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Нелепое предание .

Сообщение краевед » 08 янв 2019, 23:49

Отрок (дружинник)
О́трок (также ― пасынок или детский)[1] ― в древней Руси младший дружинник (в древней и средневековой Европе ― паж), относился к низшему разряду княжеской дружины (старшие ― гридни и бояре).
Производство и обязанности
Как правило, младшая дружина комплектовалась из княжеских и боярских детей, а также детей старших дружинников. Отроки начинали свою службу с юных лет, исполняя вначале низшие обязанности при княжеском дворе. В исключительных случаях отроки призывались на совет старшей дружины. Далее по мере «возмужания» отрок производился в гридни (княжеский дружинник). Также в зависимости от определённых заслуг или расположения князя (или посадника) отрок мог быть произведён в разряд думцев (бояр).
Отроки были, в основном, дворовыми слугами князя, в противоположность «детским», боевым членам дружины. Они служили за столом князя и гостям его, убирали вещи по княжему приказу и, вообще, исполняли разные его поручения. Были свои отроки также у бояр и митрополитов.
Отрок (дружинник) — Википедия
//ru.wikipedia.org/wiki/Отрок_(дружинник)

Вот материал из wiki. И где я неправ? Я как раз и рисал о том, что младшая дружина комплектовалась из княжеских и боярских детей. Возможно речь в летописи шла и о простых отроках, занимающих более низкое положение в боевой иерархии. А вот о кметях в рассказе Ипат. лет. о походе Игоря не упоминается, только в "Слове": "а мои ти куряни свhдоми къмети (в Е.-списке разорвано - къ мети). Как определенная ступень в военной иерархии княжеской дружины по матриалам wiki отсутствовала. Упоминаются только гридни - старшие дружинники и бояре. Например, на Украине кметь, кмет или кміть обозначало средневекового свободного поселенца. а первоначально имело значение "знатный воин" из чего можно сделать вывод, что Всеволод кметями называет всю курскую дружину, а не ее молодшую или более взрослую часть. Скорее всего это были воины - земледельцы, которые не были постоянной воинской единицей, а отправлялись в поход в случае необходимости.
К тому же "къмети" может быть в своей основе прилагательным, обозначающим удальство воина. Именно в таком ключе упоминаются угорские воины - удальцы, управляющие своими комонями: "В лето 6658 (1150) ...тогда же Оугре на ферехъ и на скокохъ играхуть на Ярославли дворе многое множество. Кияне же дивяхутся Оугромъ множеству и КМЕТЬСТВА их и комонемъ ихъ". По смыслу написаного летописцем кметьство подразумевает удальство, а не обозначение воинской единицы.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Нелепое предание .

Сообщение Mitus » 09 янв 2019, 08:39

краевед писал(а):Отрок (дружинник)
- не обязательно. ЭТО РАЗ.
краевед писал(а):О́трок (также ― пасынок или детский)
- сами же тут и накидываете дополнительные значения. А то мы не знаем кто такой ПАСЫНОК: "Совокупивъ Ростовци и боляре, гридьбу и пасынки, и всю дружину." - Лавр. л. 6685 г. . Во накатили, так накатили. А про пажей чего Вы тут выдумываете? Прям так и прописано? ........
краевед писал(а):Как правило, младшая дружина комплектовалась из княжеских и боярских детей, а также детей старших дружинников.
- а это ещё что за дребедень? А где же гридни и кметы и отроки?
краевед писал(а):Отроки были, в основном, дворовыми слугами князя, в противоположность «детским», боевым членам дружины. Они служили за столом князя и гостям его, убирали вещи по княжему приказу и, вообще, исполняли разные его поручения. Были свои отроки также у бояр и митрополитов.
Отрок (дружинник) — Википедия
- а вот здесь нет смысла с цитатой спорить, но Вы сами её и переварите. Отроки здесь прописаны ровно так как я Вам и указывал
Mitus писал(а): Отроки - самая молодая часть молодшей дружины, то есть вся та сильная молодёжь при князе или боярине, которая и в быту и в миру и на войне исполняла всю черновую княжью работу. Отроки могли быть и княжеские и боярские в зависимости от того кто их нанял и содержал.
.......
краевед писал(а):Вот материал из wiki. И где я неправ? Я как раз и рисал о том, что младшая дружина комплектовалась из княжеских и боярских детей.
- это и есть ошибка ибо это самая малая часть молодшей дружины. Княжеские дети в ней не участвовали - только дети боярские. Княжеские дети сразу входили в Старшую дружину.....
краевед писал(а):Возможно речь в летописи шла и о простых отроках, занимающих более низкое положение в боевой иерархии.
- что возможно? как понять это нелепое возможно? Не то что возможно а чёрным по белому прописано про отроков в дружинах у Игоря !!!! Краевед, Вы когда читать внимательно будете? Возьмите что ли листок бумаги и всё на нём себе сопоставьте уже а потом и на нас это выплёскивайте. .......
краевед писал(а):А вот о кметях в рассказе Ипат. лет. о походе Игоря не упоминается, только в "Слове": "а мои ти куряни свhдоми къмети
- А Вы СПИ считаете за подделку? ......
краевед писал(а):Упоминаются только гридни - старшие дружинники и бояре.
- опять ошибка тут у Вас - гридни не бояре а профессиональные наёмники. .........
краевед писал(а):а первоначально имело значение "знатный воин" из чего можно сделать вывод, что Всеволод кметями называет всю курскую дружину, а не ее молодшую или более взрослую часть.
- Всеволод кметами называет кметов. Не понимаете, что Всеволод имел в Курске не дружину ибо его дружина была в Трубчевске. В Курске он имел полк конных кметов - пограничников, набранный из ЛУЧШИХ ВОИНОВ. ......
краевед писал(а):Скорее всего это были воины - земледельцы, которые не были постоянной воинской единицей, а отправлялись в поход в случае необходимости.
- мало Вы видно соли про кметов съели. Даже скучно. Не хочу даже и обсуждать. Сами себя почитайте
краевед писал(а):По смыслу написаного летописцем кметьство подразумевает удальство, а не обозначение воинской единицы.
- а обозначение основного дружинника кметом читайте в Ипатьевской о князе Святославе Ярославиче про то как немцам он своё золото показывал. Про половецких кметов пишет Мономах - тоже мужики да? Про новгородских кметов вообще не слышали? Тоже мужики Прикамье осваивали?
Последний раз редактировалось Mitus 09 янв 2019, 11:17, всего редактировалось 3 раз(а).
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Нелепое предание .

Сообщение Лемурий » 09 янв 2019, 08:42

краевед писал(а):...значение "знатный воин" из чего можно сделать вывод, что Всеволод кметями называет всю курскую дружину...

Уважаемый краевед, весь Ваш спор с Mitus получился из-за того, что вы оба не видите явной иронии Автора.
Кмети- лучшие, опытные, искусные воины. А в чём их «искусство» такое? Яруги им знаемы, скачут аки волки в поле. Знатные войны, крадущиеся оврагами. Думаю, эта ирония связана с известием из Ипат.1185 о сведениях разведчиков - крались, крались, а половецкие сторожа в броне, готовы к бою, чего Игорь никак не ожидал и даже повернуть назад думали, но сорома испугались пуще поражения.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Нелепое предание .

Сообщение краевед » 09 янв 2019, 23:29

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):...значение "знатный воин" из чего можно сделать вывод, что Всеволод кметями называет всю курскую дружину...

Уважаемый краевед, весь Ваш спор с Mitus получился из-за того, что вы оба не видите явной иронии Автора.
Кмети- лучшие, опытные, искусные воины. А в чём их «искусство» такое? Яруги им знаемы, скачут аки волки в поле. Знатные войны, крадущиеся оврагами. Думаю, эта ирония связана с известием из Ипат.1185 о сведениях разведчиков - крались, крались, а половецкие сторожа в броне, готовы к бою, чего Игорь никак не ожидал и даже повернуть назад думали, но сорома испугались пуще поражения.


Уважаемый Лемурий, спор с Mitus получился после того, что я привел цитату из Ипатьевской летописи об "отроках боярских", которых, как правило, набирали из детей старших дружинников бояр. Основная задача по моему мнению, состояла в том, чтобы обучить молодое поколение основам боевого искусства, создав таким образом династию профессиональных воинов, которые бы пришли со временем на смену старшей дркжины, пополнив ее ряды. Эту мысль я и пытался донести в своем Посте. Мой оппонент же, увидел в отроках боярских не более как слуг старших воинов, выполнявших самую черновую работу в дружине, считая, что это и была основная задача отроков.
Почему Вы считаете, что я не вижу ироничности "Слова"? Я один из первых поддержал Ваше мнение в теме об ироничности "Слова", начав его читать совершенно по другому, не так, как нам пытались его преподнести ученые старой закваски, определив его как произведение героического содержания. Только в перестроечный период появились попытки критического анализа текста "Слова", приводящие к совершенно неожиданным результатам, в том числе и наблюдениям над "Словом" с точки зрения ироничности произведения.
В случае с упоминанием о курских кметях Всеволода ироническое содержание фразы даже не прикрыто. Мы видим явную иронию именно в понимании поэта 12 в. как поэтический троп, обозначающий не легкую насмешку, а поругание, хуление и упрек. Уже то, что автор "Слова" сравнивает кметей Всеволода с волками, рыскающими по степи, заглядывающих в каждый овраг в поисках добычи дает им определение хищников, рядящихся в одежды искателей чести для князя, а себе славы. Думаю, что здесь явный упрек Всеволоду и Игорю, отказавшимся от общерусских походов. Ироничность фразы усиливает и как бы похвальные слова автора относительно того, что воины: "подъ трубами повити подъ шеломы възлелеяни конець копiя въскръмлени...". Идут достаточно хвалебные строки и вдруг как удар хлыста, вердикт автора: кмети = волки - хищники. И это не только о дружине Всеволода. Посредством сравнения дружины Всеволода с волками, автор в большей степени хищные повадки этого зверя приписывает князьям, это они командиры своих дружин, приказывающие рыскать по степи в целях собственной наживы. В наживе за счет набегов на половецкие вежи немного дружинной чести, и тем более княжеской славы. Здесь скорее речь идет об антиславе, автор явно не на стороне князей и дружины промышляющих разбоем.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Нелепое предание .

Сообщение краевед » 10 янв 2019, 00:55

Ivanich писал(а):Кмітливий прикмета до кмета.

С ув.,


Уважаемый Ivanich, "Слово" многогранно и многосмысленно и в одной фразе может скрываться совершенно иной смысл сказанного. Та же фраза о кметях может иметь и подтекст, возможно, позволяющий прочесть имя писавшего.
Автор "Слова" мог таким образом обращаться и к Нам с Вами, как к сведомым, т.е. знающим, догадливым читателям. У нас в украинском языке такое слово сохранилось в значении "знайомий, відомий", а так же, "розумний, мудрий".
Мы точно не знаем, как выглядел древнерусский список "Слова", возможно в Екатерининском списке была исправлена буква. т.к. она походила на малороссийский предлог - ДО и для Екатерины было написано - КЪ, но в таком случае мы получаем неординарное чтение: "сви ДОМИДЪ мети". Ничего не напоминает!?
Не потому ли. первые издатели это место перевели как: "сведоми до мети", т.е. "Вь цель стрелять знающи"?
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Нелепое предание .

Сообщение краевед » 10 янв 2019, 01:03

Лемурий писал(а):Уважаемый краевед, тогда не понимаю кого Вы подразумеваете под "отроками" (дружиной). Кмети = опытные воины, ветераны.


Уважаемый Лемурий, я Вам рассказал о истории спора про отроков боярских, т.е. младшей дружиной упоминаемых в Ипатьевской летописи, которые не дрогнули перед врагом, а пытались обороняться в отличие от дрогнувших ковуев, смявших строй. Про кметей в походе Игоря не упоминается, только кмети Всеволода в "Слове". Я попытался не спутать двух источников вместе, но, по видимому, не удалось. А кмети это не только опытные воины, но и удалые, например. венгерские всадники, мастерству которых удивлялись киевляне в 1151 г. - их кметьству.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: Нелепое предание .

Сообщение Лемурий » 10 янв 2019, 01:26

краевед писал(а): А кмети это не только опытные воины, но и удалые, например. венгерские всадники, мастерству которых удивлялись киевляне в 1151 г. - их кметьству.

Согласен: искусные тоже. Что же касается "кто от отрокъ боярьскихъ", имеется ввиду воины из боярских слуг:

    "Отроки — младшие члены дружины в древней Руси, по преимуществу, дворовые слуги князя, в противоположность «детским», боевым членам дружины. Они служили за столом князя и гостям его, убирали вещи по княжему приказу и, вообще, исполняли разные его поручения. Были свои отроки у бояр и митрополитов."(ЭСБЕ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 62

cron