Начаться же той песне ...

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: начаться же той песне ...

Сообщение corvin » 03 окт 2019, 00:05

Вам абсолютно бесполезно что-либо объяснять, Лемурий. Поэтому попрошу не реагируйте на мои комментарии обращенные к Mitus'у.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: начаться же той песне ...

Сообщение Лемурий » 03 окт 2019, 12:22

Всем кроме corvin...

    «Лаврентьевская летопись под 1185 годом также вполне определенно называет мотив: «Задумаша Олгови внуци на Половци... Сами пойдоща особе, рекуше: «мы есмы ци не князи же? Такы же собе хвалы добудем».

    Памятуя сказанное, приступим к анализу одного из самых «темных» мест «Слова», вызвавшего удивительные толкования. Автор задает себе вопрос - как бы мудрый Боян воспел поход Игоря? И предполагает варианты зачина бояновой песни:

    Не буря соколы занесе чрезъ поля широкая -
    Галици стады бежать къ Дону великому.
    Или «вспел» бы мудрый Боян так:
    Комони ржуть за Сулою -
    звенить слава въ Киеве.

    Отношение Автора к тактике Игоря выражено поэтически откровенно в первом варианте боянова запева.

    Нет не соколов буря несет через поля широкие,-
    то галочьи стаи стремятся к Дону великому
    .

    Оглушительное сравнение игорева воинства не с соколами (как было принято), а с галками - ярче многих описаний характеризует рыцарское отношение Автора к проблеме «свои» и «чужие».

    И, действительно, Игорь не как сокол летит на израненную от ударов Святослава степь, а как галица на падаль. Так «летал» он на беззащитные кочевья весной 1184 года. Репетировал - по выражению Б. А. Рыбакова.

    Автор не решился сам, в авторской речи, так повернуть традиционный, былиннын параллелизм, он вручает поэтический меч придуманному Бояну, который без опаски, широко и свободно сечет «своих»...»

    —-
    Олжас Сулейменов «Галица или сокол?//Аз и Я: Книга благонамеренного читателя. Алма-Ата, 1975
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Mitus » 06 окт 2019, 09:18

Лемурий писал(а):Нет не соколов буря несет через поля широкие,-
то галочьи стаи стремятся к Дону великому.
- в СПИ написано "(Нет) НЕ БУРЯ", А НЕ Нет не СОКОЛОВ. Как раз таки СОКОЛОВ, но не буря!!! Вот Вам 1-й вопрос: буря как таковая в этом сообщении имеется? А нет тут никакой бури которая якобы не соколов несёт. Нет её !!! А есть стаи галок КОТОРЫЕ ВЫСТУПАЮТ ТУТ вместо бури и они есть причина ПОГИБЕЛИ СОКОЛОВ! и вообще-то ясно написано: "не буря соколов занесла а галки". Войско Игоря ясно названо соколами а погубила их не буря а галки. Вы подлогами не занимайтесь, а я Вам перефразирую: "Не буря Лемурия через море занесла - морские пехотинцы США мчатся на эсминцах к Боспору Турецкому. Что же, Лемурий тоже морской пехотинец? .... ИЛИ ТАК: не буря диссидентов москвичей (или Андрея Сахарова в город Горький !!!) занесла через поля широкие - черные воронки НКВД несутся к городу Александрову.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Лемурий » 06 окт 2019, 23:10

А в чём тогда политическая сатира, Mitus? Зачем Автору перекладывать на Бояна, который иронично писал возвышенными старыми словесами в трудных повестях временных лет (редакция ДКС 1073) про «Храброго» Мстислава, иже зарезал Редедю, помолясь Богородице, хотя договаривались биться без оружия? Так и здесь, Вы цитируете Сулейменова, приписывая его слова мне, но не суть, давайте из исходного:

    «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».
Первая часть отрицание того, что Игорь с полком как соколы перенеслись через поля широкие, вторая часть относится к ним же - стадо галок бежит к Дону Великому [на уедье]. Аналог из современного: «Не буря занесла рыцарей на проспект Сахарова, Иудушки бегут за серебряниками. Как показывал выше, второй зачин не менее ироничен первого и тоже полностью посвящён полку Игоря.

Олжас Сулейменов не зря же вспоминает Б.А.Рыбакова: «Игорь не как сокол летит... а как галица на падаль. Так «летал» он на беззащитные кочевья весной 1184 года. Репетировал - по выражению Б. А. Рыбакова.», который писал:

    «Курские кмети "сами скачут, акы серыи влъци въ поле, ищучи себе чести, а князю - славы." Их цель - не оборона, не защита деревень и городов, а далекие разъезды по степи во главе со славолюбивым князем ради своей чести, своей части трофейной добычи. Вот так преподнес Автор знаменитых рыцарей-курян своим слушателям. Здесь нам придется сделать то, что никогда не делалось исследователями "Слова", - сопоставить раздел о курянах Всеволода с конкретным рассказом летописи.
    Красивые фразы поэта-трибуна вовсе не были так восторженны, как это может показаться на первый взгляд. В них содержался горький намек и суровое осуждение северских князей, предводителей этих "серых волков", по поводу событий, происходивших девять месяцев тому назад...
    У слушателей вставали в памяти события июля-августа 1184 года. Тогда великие князья киевские - Святослав Всеволодич и Рюрик Ростиславич - замыслили большой превентивный поход на западную половину Половецкой земли, возглавляемую ханом Кобяком и "посласта по околние князи". К ним собралось одиннадцать князей...
    К участию в этом походе были приглашены и чернигово-северские князья (Ярослав и Игорь), но они от похода уклонились: "Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити..." Ольговичи пообещали присоединиться к общему войску на Суле, но обещания своего не сдержали даже тогда, когда русское войско переправилось на "ратную сторону Днепра" (то есть на тот берег, по которому протекает Сула) и пять дней искало половецкую армию.
    Более того, узнав, что все половецкие кочевья устремились навстречу Святославу и Рюрику, Игорь проявил свои истинные намерения:

    "Того же лета, слышав Игорь Святославлич оже шел Святослав на половце, призва к собе брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимера, молвяшеть бо ко братьи и ко всей дружине: «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!» (Ипатьевская летопись, с. 128)...»

    --------
    Рыбаков Б.А. ПЕТР БОРИСЛАВИЧ Поиск Автора "Слова о полку Игореве", М., 1991, С.66-67
Не было на Руси XII века никакого политического единства, не призывал и Автор к единению, как писал К.Маркс, были Ольговичи, Мстиславичи, Всеславичи и пр. Автор призывает «закрыть полю ворота» только Мстиславичей и их союзников, Ярослава Черниговского и всех внуков Всеслава Полоцкого призывает сложить оружие и отказаться от усобиц, ведь Ольговичи уже доспели на брань, погубив силу русскую.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Mitus » 07 окт 2019, 07:26

Лемурий писал(а):А в чём тогда политическая сатира, Mitus?
- а её и нет ....
Лемурий писал(а):Мстислава, иже зарезал Редедю, помолясь Богородице, хотя договаривались биться без оружия?
- Богородица помогла Мстиславу оторвать Редедю от земли и бросить - так он победил. Потом по всем человечьим и феодальным законам он его зарезал - это была необходимость ибо не могло быть 2-х мужей у новой жены Мстислава. .....
Лемурий писал(а):Вы цитируете Сулейменова, приписывая его слова мне,
- а Вы типа не писали ? .....
Лемурий писал(а):Аналог из современного: «Не буря занесла рыцарей на проспект Сахарова, Иудушки бегут за серебряниками.
и сравниваем: не буря рыцарей занесла - иудушки бегут за серебром. При перестановке слов "рыцарей занесла" на "занесла рыцарей" Вы и получили желаемый эффект. А если оставить как в СПИ, то по проспекту Сахарова получается что рыцари идут а иуды бегут им навстречу.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Лемурий » 07 окт 2019, 08:25

1. Ей ей не пойму как от перестановки слов «занесла рыцарей» и «рыцарей занесла» обратный эффект у Вас получается, отрицание же «НЕ» ко всей первой части относится. Не буря занесла, не занесла буря, перемещение далеко случилось не по рыцарским мотивам.

См. выше выписку из Б.А.Рыбакова по аналогичной ситуации 1184 года:

Не буря соколы занесе чресъ поля широкая = «Далече ны есть ити вниз Днепра. Не можем своее земле пусты оставити...»

галици стады бѣжать къ Дону Великому = «Половци оборотилися противу русским князем и мы без них (без половецких воинов) кушаимся (попытаемся) на вежах их ударити!»

Нет не благородными целями соколы переместились через поля широкие, стада галок бегут за лёгкой добычей. Не с половцами собрались воевать Ольговичи, а воспользоваться отсутствием:

    «Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ... В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода...»(Ипат.1185)

2. А про Редедю уже ни раз разбирали:

    «...знай же,
    Что здесь никто, кому в борьбе
    Соперника удастся одолеть,
    Его не умерщвляет, но ему
    Дает с собою испытать
    В другой раз силу...»
    (Шах-Наме до 1020)

3. Как же в первом зачине Бояна может отсутствовать политическая сатира, если во втором она очевидно присутствует?

1 -й зачин об истинных целях походов Игоря 1184 - 1185 гг.
2-й зачин об отлынивании Игоря от общерусского похода февраль-март 1185.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Mitus » 07 окт 2019, 15:03

Интересный Вы человек - пеняете мне на память а сами-то позабыли что я Вам в прошлый раз писал, что эти ЛЖИВЫЕ СЛОВА
Лемурий писал(а):«...знай же,
Что здесь никто, кому в борьбе
Соперника удастся одолеть,
Его не умерщвляет, но ему
Дает с собою испытать
В другой раз силу...»(Шах-Наме до 1020)
- сказал побитый сыном Рустам: "Чтобы спастись от смерти неминучей прибег к КОВАРСТВУ Тахамтан могучий ... читайте внимательно что пишет Фирдоуси - не было такого обычая, а обычай в том чтобы убить врага. .. ну и в итоге Рустам сынка в следующем бою торопливо и прирезал
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Адыгский эпос о Редеди и ДКС Никона

Сообщение Лемурий » 07 окт 2019, 22:45

Mitus писал(а):- сказал побитый сыном Рустам: "Чтобы спастись от смерти неминучей прибег к КОВАРСТВУ Тахамтан могучий ... читайте внимательно что пишет Фирдоуси - не было такого обычая, а обычай в том чтобы убить врага. .. ну и в итоге Рустам сынка в следующем бою торопливо и прирезал

Гораздо проще было привести цитату:

    « Таков святой иранский наш обычай;
    И стыд тому, кем будет он нарушен!"
    Так говорил Рустем, прибегнув
    (Чтоб от себя погибель отвратить)
    К обману
    . "Я,- ответствовал Зораб,-
    Не слыхивал, чтоб где такой обычай
    Водился; но скажи мне, соблюдал ли
    Его Рустем?" На это возразил
    Рустем: "Какое дело нам
    До твоего Рустема? Если ж
    Ты хочешь знать, то и Рустем
    Обычаю Ирана был покорен".
    При этом слове опустил
    Зораб кинжал и руку подал
    Лежачему, чтоб он с земли поднялся.
    Легко поверил он: простому сердцу
    Коварство было незнакомо:
    Незлобный, как младенец, был он
    Великодушен, как герой;
    А темная рука судьбы
    Его к погибели стремила неизбежно.
    Обманом спасшийся Рустем
    Негодовал, что для спасенья
    Был принужден обман употребить
    ...»

    —-
    РУСТЕМ И ЗОРАБ Персидская повесть, заимствованная из царственной книги Ирана (Шах-Наме), перевод В.А. Жуковского
Согласен, в иранских традициях они боролись с кинжалами, но ряд Редеди и Мстислава был биться БЕЗ оружия. Иначе с чего тогда адыги решили отомстить за смерть Редеди, если всё было по-честному?

:arrow: Ногмов, Шора Бекмурзович (1801-1844). История адыхейского народа, составленная по преданиям кабардинцев Шора-Бекмурзин-Ногмовым, дополненная предисловием и исправленная сыном его Еруст.-Шора-Бекмурзин-Ногмовым. - 3-е изд., с изд. 1861 г. С.67-69

    «Приведенный отрывок из ПВЛ позволяет судить об источнике, лежавшем в основе сюжета о поединке Мстислава и Редеди. В адыгском фольклоре существовало предание о рукопашной схватке тмутараканского князя с Редедей. В изложении известного кабар- динского исследователя Ш. Б. Ногмова20, в предании сообщалось следующее:

    «Долгое время адыгейцы жили спокойно, не тревожимые никакими нашествиями от врагов внешних. Князь Идар с... Редедей, собрав кахов, хагаков, и воинов из других адыгейских племен, пошли на Тамтаракай. Тамтаракайцы вышли к ним навстречу с своим ополчением; когда обе армии сблизились, Редедя, по обычаю тогдашних времен, захотел решить участь войны единоборством. Он стал просить у тамтараканского князя бойца и говорил ему: “Чтобы не терять с обеих сторон войска, не проливать напрасно крови и не разрывать дружбы, одолей меня и возьми все, что имею”. Князь тамтаракайский согласился и не стал искать в своем войске единоборца, а пошел сам на вызов великана. Противники сняли оружие, положили его на землю и начали борьбу, продолжавшуюся несколько часов. Наконец Редедя пал, и князь поразил его ножом. Происшествие это пре- кратило войну, и адыгейцы возвратились в отечество».

    Итак, согласно адыгскому фольклору, Редедя предстает перед нами не верховным правителем касогов, как об этом говорится в ПВЛ («князъ касожский»), а обычным борцом («великаном»), который вызвал на бой сильнейшего в дружине Мстислава.
    Кто же он «могучий великан Редедя», и откуда взялось это предание о поединке?

    Как мы знаем, тмутараканские известия ПВЛ восходят к деятельности печерского монаха Никона, который после опалы великого князя Изяслава перебрался жить в Тмутаракань. Никон, по всей вероятности, был наслышан о знаменитом предании от местного адыгейского населения или даже от современников похода Мстислава на касогов. Взяв за основу адыгский вариант предания, он отредактировал его и разместил в своей летописи. Вариант же этот вобрал в себя разнообразные мотивы и образы адыгского народного фольклора...

    Русские источники:
    1. Время столкновения Мстислава с Редедей — 1022 г.
    2. Мстислав идет на касогов.
    3. Вызов на единоборство делает Редедя.
    4. Редедя — князь касогов.
    5. В летописях фигурирует Тмутараканский князь Мстислав.
    6. Редедя в ходе поединка начинает одолевать Мстислава.
    7. Мстислав просит помощи у Богородицы, за что обещает построить в Тмутаракани церковь.
    8. Мстислав побеждает Редедю: «удари имъ о землю, и выньзъ нож, зареза Редедю».
    9. Редедя — варвар, супостат, безбожник.
    10. Мстислав взял все имение его, жену и детей и дань возложил на касогов.

    Ногмовская версия:
    1. Правление Идара (конец XIV−XV в.).
    2. Князь Идар с Редедей, собрав войско, идут на Тамтаракай.
    3. Русский князь сам вызывает Редедю на поединок.
    4. Редедя же не князь, а «могучий великан».
    5. Имя Мстислава не упоминается: героем сказания является «князь Тамтаракайкий».
    6. Единоборство продолжается несколько часов.
    7. Воззвания к Богородице нет.
    8. Редедя был убит ножом князя Тамтаракайского.
    9. Пассажа про «безбожника» нет.
    10. Известия об имуществе и дани у Ногмова также отсутствуют.
    Итак, сравнивая две записи поединка, мы можем сделать заключение, что «это
    сказание имеет подлинно фольклорное происхождение»...»

    ——
    Цыганков С.А.
    ПОЕДИНОК МСТИСЛАВА С РЕДЕДЕЙ И ЕГО ОТРАЖЕНИЕ В ФОЛЬКЛОРЕ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Лемурий » 08 окт 2019, 08:01

Как видим,
1. именно Никону Великому (= Бояну) мы обязаны вставкой о поединке Мстислава и Редеди.

2. В ПВЛ «И се рекъ, удари имъ о землю. И вынемь ножь, удари ̀и вь гортань ножемь, и ту бысть зарѣзанъ Редедя.» не побеждён в единоборстве, а именно зарезан спрятанным ножом ударом в гортань.

3. В СПИ «та преди пѣсь пояше ... храброму Мстиславу, иже зарѣза Редедю предъ пълкы касожьскыми» и здесь также упор не на победил, а именно зарезал перед касогами.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение corvin » 08 окт 2019, 14:22

1. Представлять архиерея распевающим песни светского содержания и аккомпанирующим себе на гуслях, значит жестоко на ним глумиться. Естественен вопрос о причине такого глумления. Но скорее Боян вообще не связан с церковью.

2. Никто не считает летописные статьи о походе нелепыми, кроме может быть Лемурия.

3. Нет никаких оснований связывать Бояна с летописанием, потому что образцы его стиля не похожи на летописи.

4. Текст СПИ стилизован под старину, под 11-ый век: старые формы глаголов, старое произнесение "ь" и "ъ", забытые слова. В начале Автор риторически спрашивает - писать старыми словами? и потом действительно пишет старыми словами.

5. Старинная литература использует устойчивые эпитеты. У нее не бывает, что князья то соколы, то галки. "Не буря соколы занесе чресъ поля широкая", а что? "О, далече заиде соколъ, птиць бья" - вот и причина появления соколов, и это не буря.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Mitus » 08 окт 2019, 19:56

corvin писал(а):4. Текст СПИ стилизован под старину, под 11-ый век: старые формы глаголов, старое произнесение "ь" и "ъ", забытые слова. В начале Автор риторически спрашивает - писать старыми словами? и потом действительно пишет старыми словами.
- при всём уважении напомню Вам что А. А. Зализняк пояснил что этот древний по содержанию текст одет в грамматическую одёжку 16-го века.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Mitus » 08 окт 2019, 20:03

corvin писал(а):"О, далече заиде соколъ, птиць бья"
- сейчас Лемурий Вам расскажет что здесь сокол это хан Гза, а перед этим он выл волком как Боняк а теперь вот сбил русов в мячь яко соколъ и Игорева полка не воскресить ....
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Лемурий » 08 окт 2019, 23:34

corvin писал(а):1. Представлять архиерея распевающим песни светского содержания и аккомпанирующим себе на гуслях, значит жестоко на ним глумиться. Естественен вопрос о причине такого глумления. Но скорее Боян вообще не связан с церковью.

Вроде бы договорились, что Вы с Mitus общаетесь, который Вам не парирует, а со мной спорить пытается. Но раз решились вступить в спор - отвечу:

1. Не на гуслях 6-ти струнных как гудцы, а как Давид - псалмотворец на 10-ти струнной Псалтири. Живые струны 10-ти струнных гуслей Бояна встречаются только в церковной литературе.

Более того, специально для неверующих в тождество Никона и Бояна составил акростих из припевок Бояна: Ни-Ко-Н-У в лѣ-ти, это не мои слова, а тайнопись Автора СПИ, начиная с «осмысленной припевки» через поля строк на горы, свивая обаполы (=краестрочия) слов, принадлежащих Бояну.

corvin писал(а):2. Никто не считает летописные статьи о походе нелепыми, кроме может быть Лемурия.

Написаные старыми словесами, восхваляющими ратные подвиги первых князей, о грабительском, пораженческом походе Игоря? Конечно, нелепым стилем написаны обе летописные версии (Лавр. и Ипат.) и только corvin не видит эту нелепость.

corvin писал(а):3. Нет никаких оснований связывать Бояна с летописанием, потому что образцы его стиля не похожи на летописи.

А кто писал про Ярослава Мудрого, про Редедю и Мстислава, про Романа Красного разве не редактор ДКС 1073 Никон Великий? Первой же строкой Автор пишет о «старых словесах ратных повестей» временных лет, ниже о прямой речи участников событий, которую «вспоминал» Боян, а именно это делал с «погодными статьями» Никон Великий, редактируя в 1073 Древний Киевский Свод.

corvin писал(а):4. Текст СПИ стилизован под старину, под 11-ый век: старые формы глаголов, старое произнесение "ь" и "ъ", забытые слова. В начале Автор риторически спрашивает - писать старыми словами? и потом действительно пишет старыми словами.

Вы часом не Андрей Чернов? Именно он рассказывал о поэтике СПИ XIв, забывая, что на Руси была переводная славянская церковная литература XIв из Болгарии, а там Ъ читается как «О» только в середине слова България, но в конце слова делает твёрдой согласную. Псалъмъ (церк.-слав.) = псалОм, а не псалОмО.

Автор решает начать песнь по былинам СЕГО времени, а не по замышлению песнотворца старого времени Ярослава Мудрого - Олега Гориславича Бояна, кстати Никон Великий жил тогда же.

corvin писал(а):5. Старинная литература использует устойчивые эпитеты. У нее не бывает, что князья то соколы, то галки. "Не буря соколы занесе чресъ поля широкая", а что? "О, далече заиде соколъ, птиць бья" - вот и причина появления соколов, и это не буря.

Отрицание первой части, должно быть исправление во второй и наоборот:
Не по замышлению Бояна, а по былинам сего времени.
Не буря соколов занесла - галочьи стада бегут к Дону Великому.

Вы с Mitus совершенно игнорируете вторую ироничную припевку о том же полке Игоря, но о событиях февраля-марта 1185, а ведь оба зачина как образец начала одного и того же похода в ироническом стиле Бояна - возвышенными словесами о делах текущих.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Начаться же той песне ...

Сообщение Mitus » 09 окт 2019, 10:16

Мой пост про то что адыги позаимствовали русский рассказ о победе Мстислава над Редедей Вы скромно удалили и тем признали что адыгская история об этом взята в 19-м веке из русского учебника по истории. Впрочем, это не заслуживает того, чтобы эти нелепицы здесь обсуждать. ........
Лемурий писал(а):Вы с Mitus совершенно игнорируете вторую ироничную припевку о том же полке Игоря, но о событиях февраля-марта 1185
- отнюдь: слова "чи ли вспети было" являются утраченным перфектом = Автор СПИ пишет о том, что если бы Игорь не пошёл в поход в апреле 1185 года то СЕЙЧАС пели бы только о том, что он не воевал в феврале 1185. Поэтому события сбора войск в феврале 1185 года продолжены рассказом о том, что в апреле снова стоят стяги в Путивле и Игорь защищая свою честь полководца идёт в самостоятельный поход. Суть претензии Автора только в том и состоит, что у Игоря спала князю умъ похоти и жалость емоу знамение застоупи.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Разница между «(а) лѣпо» и «не лѣпо»

Сообщение Лемурий » 09 окт 2019, 11:30

Чтобы раз и навсегда закрыть спор о первой строке:

(А) лѣпо употребляют вначале призыва, желательного действия:

    «И, услышавъ, Отець пусти слово свое, кажа хотящее быти имъ; и бысть на велицѣ рѣцѣ, лѣпо бяшеть ту ся явити, идѣже хотяше и грѣхи отпущати...»(ПВЛ.1111)
    —-
    «А лѣпо ны было братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести...»(Ипат.1170)

В противоположность этому «не лѣпо» + глагол связка быти + инфинитив в значении безумно, смешно, безрассудно и т.д.

Изображение
Библия на церковнославянском (Деян. 10:28)

Ни давайте, иудеи, приходите к иноплеменникам, а «не лѣпо есть мужу иудеанину прилѣплятися и приходити ко иноплеменнику».


    "Повелику, брате, дивлюся, аще тако улучиль тя Григоръ, аще бо о всемъ томъ не дал ти выникнути. От дивлюся!"(ПКС)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 18