sasha a писал(а):Битва под Оршей для ВКЛ, действительно, была эпохальной. Литовцы посрамили москалей, несмотря на их численное превосходство. Битву увековечил анонимный художник, как полагают, непосредственный участник событий, на огромном батальном полотне.
Я предположил, выше в этой ветке, что аллюзия к СПИ в Псковской летописи сделана, в частности, потому что московские войска перед битвой были вовлечены в аналог "стояния на вежах". Если такое обстоятельство имело место, то другие источники могли показать его какими-то
другими средствами.
Упомянутая Сашей А картина описана в англоязычной Википедии
https://en.wikipedia.org/wiki/Battle_of_Orsha_(painting)Картина действительно, замечательная: тут вместе шлемы латинские с железными паворзями и шлемы русские (300 лет после СПИ!). Московское государство тогда называлась Белая Русь: у войск белое знамя, у бояр белые колпаки.
Увеличенное изображение (можно делать zoom в браузере):
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/ ... %C4%85.jpg Внимание привлекает раздел "Анализ" из статьи Википедии (вероятно, сводка искусствоведческих оценок):
Изображение показывает, с высоты птичьего полета, несколько этапов битвы; одни и те же персонажи появляются в разных местах - гетман Константин Острогский показан трижды. Детали снаряжения и оружия, а также портреты командиров были воссозданы реалистично и с большой точностью, демонстрируя, среди прочего, такие сцены, как вытряхивание воды из брони после пересечения реки. Некоторые сцены граничат с гротеском; другие подчеркивают жестокость битвы.
Изображение не сохранилось полностью. Тщательный анализ показывает, что изначально оно было выше и включало горизонт. Асимметричная композиция предполагает, что 1/5 ширины было обрезано слева. Две столкнувшиеся колонны тяжелой пехоты, предположительно когда-то в центре изображения, теперь смещены влево.
Дополним анализ.
1. Картина косвенно подтверждает, что московские войска не были готовы к битве. У них нет пушек.
Не видно копий. (Они были необходимы пехоте, чтобы доставать конных рыцарей). Но есть боевое построение. Вероятно, был сигнал строиться, но с вооружением "не доспели".
2. Средневековая живопись позволяла совмещать группу тематически связанных изображений. "Битва под Оршей" показывает, справа-налево, последовательные действия польско-литовских войск: от форсирования реки до избиения противника. Логика композиции подсказывает, что действия московских войск должны были быть преставленые симметрично: последовательно во времени, с изображениями расположенным слева-направо. Однако присутствует только последняя фаза битвы. Искусствоведы утверждают, что "1/5 ширины была обрезана слева".
Утеряно, таким образом, изображение подготовки московских войск к битве. Вдоль утерянного горизонта картины могли быть расположены некие знаковые для битвы символы (один из условных средневековых приемов).
Кстати, картина писана темперой на доске. Левый и верхний края картины не "обрезаны", а
опилены (по причине физических повреждениий?) К счастью для всех ценителей искусства и истории, правый и нижний края картины сохранились почти полностью и находятся в прекрасной сохранности.