"Мысленный волк" и другие метафоры

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 01 сен 2021, 22:50

Я уже говорил, что Ужаков видит только те библейские параллели, которые соответствуют его версии. Например, то что слова Игоря “лучше погибнуть, чем жить в плену” находят объяснение в аналогии с Седекией им игнорируется.
Кстати его перевод про галок:
Не буря соколов занесла через поля широкие — галок стаи стекаются к Дону Великому

- навел на следующее соображение:
Галка увидев летящую хищную птицу не взлетает, понимая что в воздухе будет беззащитной. Галка бегом по земле старается достичь укрытия.
В СПИ такая же картина: напуганные появлением соколов-русичей галки-половцы бегут, ища безопасного места.
Как-то не заметно большого числа исследований лингвистов по СПИ. Работа Зализняка посвящена доказательству древности. Плюс еще Николаев и Ломов.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 01 сен 2021, 23:26

Трактовок, почему игорь выбрал именно Богородицу Пирогощую множество. к ним можно причислить и мнение Г.Ф.Карпунина, предположившего. что Богородица Пирогощая была тем храмом. в котором Игорь согласно последней своей воли пожелал быть отпетым. движение Игоря по Боричеву узвозу к Богородице Пирогощеи рисуется Г.Карпуниным, как движение похоронной процессии к месту отпевания князя. По мнению новосибирского исследователя СПИ речь идет о смерти Игоря. а значит произведение таким образом относится к периоду не ранее 1202 г. еще одним из аргументов такой трактовки Карпунин предполагает. что поп. который был послан Игорю, когда тот был в плену мог быть священником Церкви Богородици Пирогощеи. Мы не знаем достеменно, как сложилась судьба Игоря в последние годы его жизни. Так Любецкий Синодик повествует о том. что Игорь после черниговского княженья принял монашество под именем Феодосия. а его жена Ярославна приняла постриг под именем Ефросиньи. В каком монастыре находился Игорь неизвестно, из чего можно сделать вывод. что земной путь Игоря мог закончится и как служителя Церкви Богородицы Пирогощеи. В этом случае мы можем констатировать. что речь идет не просто о географическом направлении движения Игоря по Боричеву узвозу. а о неком отрезке его жизненного пути. который в конце концов привел Игоря к Церкви Богородицы Пирогощеи. В этом случае принадлежность церкви какому - либо князю Ольговичам или Мстиславичам. отходит на второй план. уступая место более высокодуховным идеалам, заложенными автором "Слова" в своем произведении. "Слово" имеет более глубокую философскую мысль, заложенную в нем автором. И не столь важно для автора поэмы принадлежность церкви к какому - либо княжескому дому. Для древнерусского читателя. по видимому. тоже приход Игоря к церкви Мстиславичей мог вызвать недоумевающий вопрос: почему"?
Думаю. что ответ на него лежит в более глубоких размышлениях об этой цекви и о самой иконе - защитнице Богородицы Пирогощеи, где одним из главных образов после Богородицы выступает образ Романа Сладкопевца.
Возможно. имя Роман как - то связано с автором СПИ. как намек на то. что он тоже был не только поэтом, но и исполнителем своих песен, как и Роман Сладкопевец.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 02 сен 2021, 00:01

По поводу того. что Вы. уважаемый Лемурий, писали относительно шестокрыльцев: "почему то у Пушкина и у Дубенского шестокрыльцы "смешных2 ассоциаций не вызывали...".
Приведем часть стихотворения А.Пушкина "Пророк":
Духовной жаждею томим
В пустыне мрачной я влачился
И шестикрылый Серафим
На перепутье мне явился
...
И он к устам моим приник
И вырвал грешный мой язык".

Судьба многих поэтов. высказывать протестные выражения против общества. Мы знаем прекрасно бунтарский характер Пушкина. бичевавшего своими стихами царизм. а что мы знаем про древнерусского поэта - витию?
Практически ничего. Ничего мы не знаем и об отношений поэта со своим князем. У Пушкина поэт становится пророком. может даже не по своей воле. он выбран Свыше. А что могут противопоставить земные шестокрильцы - Мстиславичи небесным? Вырвать грешный язык своего поэта. поиздеваться над ним и поглумиться. заставив его петь им песни. которые те хотят слушать. Они никак не могут вдохнуть в творчество роэта Божественную силу.
Очень тонкая и злая ирония. Пушкинская строка и шестокрыльцы - Мстиславичи где - то очень близки тематически. Своего рода противопоставление шестокрыльцев Серафимов, небесных жителей. делающих все возможное для укрепления власти Бога, в том числе и определяя предназначение поэта и земные шестокрыльцы - Мстиславичи, которые заботятся не о всей Руси. а только о своем "гнезде" и. возможно даже наказавшие как - то своего придворного поэта, который пошел против воли своих князей. или во всяком случае. высказал свой протест против мстиславичей в скрытой форме. Ника не смогут земные "шестокрыльцы" достичь и постичь силу Небожителей - Серафимов.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 02 сен 2021, 15:54

corvin писал(а):Я уже говорил, что Ужаков видит только те библейские параллели, которые соответствуют его версии. Например, то что слова Игоря “лучше погибнуть, чем жить в плену” находят объяснение в аналогии с Седекией им игнорируется.

А может это не экзегеза, а просто ирония? Автор же знал исход события. Это как если бы немецкий историк "вспомнил речь" маршала Паульса накануне Сталинграда: «Уж лучше нам погибнуть в бою, чем в окружение попасть!»

corvin писал(а): Галка увидев летящую хищную птицу не взлетает, понимая что в воздухе будет беззащитной. Галка бегом по земле старается достичь укрытия. В СПИ такая же картина: напуганные появлением соколов-русичей галки-половцы бегут, ища безопасного места.

Не припомню, чтобы соколы галками питались, а те от них по земле бегали, лёгкой добычей подставляясь. По контексту отрицание: не соколы летят, а галки бегут об одних и тех же полках.

corvin писал(а):Как-то не заметно большого числа исследований лингвистов по СПИ. Работа Зализняка посвящена доказательству древности. Плюс еще Николаев и Ломов.

Про работы А.А.Зализняка и С.Л.Николаева согласен, на academia.edu Сергея Львовича консультировал Sergejus Tarasovas лингвист высокого класса, добавил бы работы А.В.Дыбо, Т.Л.Вилкул и Н.С.Серегиной, это помимо традиционно лидирующих Пушкинского Дома и Института славяноведения.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 02 сен 2021, 16:56

краевед писал(а):Трактовок, почему Игорь выбрал именно Богородицу Пирогощую множество. к ним можно причислить и мнение Г.Ф.Карпунина, предположившего. что Богородица Пирогощая была тем храмом. в котором Игорь согласно последней своей воли пожелал быть отпетым. движение Игоря по Боричеву узвозу к Богородице Пирогощей рисуется Г.Карпуниным, как движение похоронной процессии к месту отпевания князя. По мнению новосибирского исследователя СПИ речь идет о смерти Игоря. а значит произведение таким образом относится к периоду не ранее 1202 г. еще одним из аргументов такой трактовки Карпунин предполагает. что поп. который был послан Игорю, когда тот был в плену мог быть священником Церкви Богородици Пирогощей.

НЕ мог быть клирик Мстиславичей, уважаемый краевед, походным попом у Ольговича. А если бы Игорь к моменту написания СПИ уже умер, то его бы повезли по контексту в

Изображение
Спасо-Преображенский собор в Чернигове, построенный в 1036 Мстиславом Великим

где Игорь и был похоронен.

краевед писал(а):Мы не знаем достеменно, как сложилась судьба Игоря в последние годы его жизни. Так Любецкий Синодик повествует о том. что Игорь после черниговского княженья принял монашество под именем Феодосия. а его жена Ярославна приняла постриг под именем Ефросиньи. В каком монастыре находился Игорь неизвестно, из чего можно сделать вывод. что земной путь Игоря мог закончится и как служителя Церкви Богородицы Пирогощеи.

С чего бы это черниговскому князю (1198-1201) вместе с семьёй в малую церковь Киева на торговой площади стремиться? Да и потом, если он был бы монахом в Киеве как бы его тело при логистике того времени без морозильной камеры в Чернигов бы перевезли?

краевед писал(а):В этом случае мы можем констатировать. что речь идет не просто о географическом направлении движения Игоря по Боричеву узвозу. а о неком отрезке его жизненного пути. который в конце концов привел Игоря к Церкви Богородицы Пирогощеи. В этом случае принадлежность церкви какому - либо князю Ольговичам или Мстиславичам. отходит на второй план. уступая место более высокодуховным идеалам, заложенными автором "Слова" в своем произведении. "Слово" имеет более глубокую философскую мысль, заложенную в нем автором. И не столь важно для автора поэмы принадлежность церкви к какому - либо княжескому дому. Для древнерусского читателя. по видимому. тоже приход Игоря к церкви Мстиславичей мог вызвать недоумевающий вопрос: почему"?

Если внимательно прочитаете контекст, то найдёте ответ: Игорь (=голова) и Русская земля (=плечи) => свадьба сына Игоря (жениха, главы семьи) на дочери Рюрика, хозяина всей земли Русской в конце сентября 1188 года.

краевед писал(а):Думаю. что ответ на него лежит в более глубоких размышлениях об этой церкви и о самой иконе - защитнице Богородицы Пирогощеи, где одним из главных образов после Богородицы выступает образ Романа Сладкопевца. Возможно. имя Роман как - то связано с автором СПИ. как намек на то. что он тоже был не только поэтом, но и исполнителем своих песен, как и Роман Сладкопевец.

Инверсии с атрибутами гимнографа Романа Сладкопевца - "славий", "вещие персты", "живые струны", "ущекотал скача" и др. - связаны исключительно с творчеством Бояна. Автор недвусмысленно намекает КЕМ был Боян.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 02 сен 2021, 17:08

краевед писал(а):У Пушкина поэт становится пророком. может даже не по своей воле. он выбран Свыше. А что могут противопоставить земные шестокрильцы - Мстиславичи небесным? Вырвать грешный язык своего поэта. поиздеваться над ним и поглумиться. заставив его петь им песни. которые те хотят слушать. Они никак не могут вдохнуть в творчество поэта Божественную силу. Очень тонкая и злая ирония. Пушкинская строка и шестокрыльцы - Мстиславичи где - то очень близки тематически. Своего рода противопоставление шестокрыльцев Серафимов, небесных жителей. делающих все возможное для укрепления власти Бога, в том числе и определяя предназначение поэта и земные шестокрыльцы - Мстиславичи, которые заботятся не о всей Руси. а только о своем "гнезде"...

А вот представьте себе, а ВДРУГ Автор СПИ про Пушкина ничего не знал, а знал только толкование святителей, известные в XIIв:

    Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл...

    "Кого он называет серафимами? Бесплотные силы горных существ, которых добродетель и блаженство можно видеть из самого их названия; в еврейском языке «серафим» значит: «огненные уста».

    О чем же мы узнаем из этого? О чистоте существа их, неусыпности, бдительности, стремительности, деятельности, беспорочности. Так и пророк Давид, желая показать нам беспрепятственное служение, скорость исполнения и великую деятельность горных сил, сказал: «Ты творишь ангелами Твоими духов, служителями Твоими – огонь пылающий» (Пс. 103:4), выражая названием этих стихий скорость, легкость, деятельность. Таковы эти силы, воспевающие Господа чистыми устами, имеющие это постоянным занятием своим, – возносящие славословия, как непрестанное служение. На их достоинство указывает их близость к престол Божьему. Как у земных царей отличающиеся бóльшими достоинствами стоят перед самым царским престолом, так точно и эти силы, по своей превосходной добродетели, окружают горный престол, постоянно наслаждаясь неизреченным блаженством и восхищаясь блаженным жребием этого служения.."

    ---
    Свт. Иоанн Златоуст Толкования на Ис. 6:2
Тогда для него Шестокрыльцы - это чистые, беспорочные, неусыпные существа, возносящие славословие и непрестанное служение Создателю. Все же поздние ассоциации с серафимами от Лукавого.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 02 сен 2021, 19:02

Для Седекии фраза “лучше умереть, чем жить в плену” осмыслена, для Игоря нет.
не соколы летят, а галки бегут об одних и тех же полках

Не не соколы, а не буря.
Не припомню, чтобы соколы галками питались

Питаются иногда (Web-Zoopark.ru):
Основная добыча сапсанов — птицы средних и мелких размеров (воробьиные, кулики, утки, чайки, куропатки, голуби, вороны, сороки). Поедает сапсан и мелких млекопитающих, в частности леммингов. При охоте на мелких птиц сапсан просто догоняет их и хватает лапами. При добыче крупных он стремительно пикирует на них (развивая скорость свыше 300 км/ч), бьет когтями, а затем подхватывает жертву.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 02 сен 2021, 19:11

Ирония Автора в том, что князьям нужны не те качества, которые есть у Серафимов. А ведь среди ангелов есть те, которых изображают с мечом в руке. Но Автор выбрал именно Серафимов. Намек усугубляется напоминанием о непобедном жребии.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 02 сен 2021, 20:30

corvin писал(а):Для Седекии фраза “лучше умереть, чем жить в плену” осмыслена, для Игоря нет.

    "Если же вы не послушаете сего, то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу, будет плакать горько, и глаза мои будут изливаться в слезах; потому что стадо Господне отведено будет в плен..."(Иер.13:17)
Про стадо Господне, бегущее навстречу судьбе к Дону Великому, комментарий ниже.

    "И Седекию, царя Иудейского, и князей его отдам в руки врагов их и в руки ищущих души их и в руки войска царя Вавилонского, которое отступило от вас..."(Иер.34:21)
"Великий жемчуг" (= бесценный бисер) христианских душ дружинников отсыпают на лоно Святославу из колчанов его поганых союзников по усобице 1180 года.

corvin писал(а):Не не соколы, а не буря.

Не буря соколов занесла в поля широкие - галки стадами бегут к Дону Великому.
Движение русичей только началось, направление Дон Великий. Половцы же на этот момент именно там и находятся, им незачем бежать куда-то.
Как пример, давайте в обратную сторону:
Не буря галок погнала на Русь - соколы стадами бегут к Новгород-Северскому. Зачем, в этом варианте, соколам "бежать", если они там живут?

corvin писал(а):При охоте на мелких птиц сапсан просто догоняет их и хватает лапами.

Так где сапсану проще галок настичь в воздухе или бегущих по земле в перевалку?

corvin писал(а):Ирония Автора в том, что князьям нужны не те качества, которые есть у Серафимов. А ведь среди ангелов есть те, которых изображают с мечом в руке. Но Автор выбрал именно Серафимов. Намек усугубляется напоминанием о непобедном жребии.

В то время библейские тексты воспринимали через Т (толкование):

Изображение
Никольский Н.К. «О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII в.» СПб., 1892, прим. с.94

Шестокрыл см.толкование Ис.6:2 Иоанна Златоуста

    "Таковы эти силы, воспевающие Господа чистыми устами, имеющие это постоянным занятием своим, – возносящие славословия, как непрестанное служение. На их достоинство указывает их близость к престол Божьему. Как у земных царей отличающиеся бóльшими достоинствами стоят перед самым царским престолом, так точно и эти силы, по своей превосходной добродетели, окружают горный престол, постоянно наслаждаясь неизреченным блаженством и восхищаясь блаженным жребием этого служения..."(Иоанн Златоуст, толкование Ис.6:2)

Под "жребием" воспринимается передача городов по лествичному праву:

    "Симъ же, и Хамъ и Афетъ, раздѣливше землю, и жребии метавше, не переступати никомуже въ жребий братень, и живяху кождо въ своей части..."

    "Великъ бо есть грѣхъ преступати заповѣдь отца своего: ибо исперва преступиша сынове Хамовѣ на землю Сифову, по 400 лѣт отмьщение прияша от Бога; от племени бо Сифова суть еврѣи, иже избиша хананейско племя, вьсприяша свой жребий и свою землю..." (1073)
    (ПВЛ)
Мстиславичам не надо было жребий на города и земли метать, власть им дана наследственная от отцов и дедов.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение userdez » 03 сен 2021, 00:17

Церковная литература тоже не всегда однозначна. Если для автора Слова важна "прадедняя слава", то в "Пчеле" мы читаем, что "О прадедех никто же не хоупиться (не хвалится)". При желании можно найти то, что подтверждает наши выводы или не придать значения обратному.
Рад быть с Вами и "Словом..."
Аватара пользователя
userdez
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1954
Зарегистрирован: 07 мар 2011, 21:04

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 03 сен 2021, 00:55

userdez писал(а):Если для автора Слова важна "прадедняя слава, то в "Пчеле" мы читаем, что "О прадедех никто же не хупиться (не хвалится)"...

А можно в контексте посмотреть, поскольку
Хупстися = хвалиться
Хупатися = выпрашивать
Хупавый = тщеславный, хвастливый, гордый

    «Троего възненавиди, душе моя, и зѣло ми мерзитъ животъ ихъ: стара блядива, богата лжива, убога хупава…»(Пчела)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 03 сен 2021, 00:57

Движение русичей только началось, направление Дон Великий. Половцы же на этот момент именно там и находятся, им незачем бежать куда-то.

Половцы, увидев войско Игоря, не ожидали нападения, потому что их хан Кончак приходился Игорю сватом. Они только делали вид, что готовы обороняться. Но Игорь нечестно напал на них, и овладел стоянкой. Обитатели других стоянок, уже не уверенные в своей безопасности, побежали на восток, к Дону. Игорь до Дона еще не дошел.
Так где сапсану проще галок настичь в воздухе или бегущих по земле в перевалку?

Сапсану проще атаковать галок в воздухе.
При добыче крупных он стремительно пикирует на них (развивая скорость свыше 300 км/ч), бьет когтями, а затем подхватывает жертву.

У земли такая тактика не возможна.

Я могу повторить только, что князьям нужны не те качества, которые есть у Серафимов. И что бездеятельная сущность Серафимов хорошо согласуется с непобедным жребием.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 03 сен 2021, 07:09

corvin писал(а):Половцы, увидев войско Игоря, не ожидали нападения, потому что их хан Кончак приходился Игорю сватом. Они только делали вид, что готовы обороняться. Но Игорь нечестно напал на них, и овладел стоянкой. Обитатели других стоянок, уже не уверенные в своей безопасности, побежали на восток, к Дону. Игорь до Дона еще не дошел.

Половцы в это время оборонялись от Романа Нездиловича, поэтому и вежи оголили, а то что сват "покушается" на вежах их без них ударить, это они помнили и по 1183, посему Автор и называет поход "нечестным".

    «Половци оборотилися противу рускимъ княземь, и мы без них кушаимся на вежах ихъ ударити…»(речь Игоря участникам похода 1185 двумя годами ранее)

corvin писал(а): У земли такая тактика не возможна.

Тогда бы соколы не могли бы охотиться на мышей.

corvin писал(а): Я могу повторить только, что князьям нужны не те качества, которые есть у Серафимов. И что бездеятельная сущность Серафимов хорошо согласуется с непобедным жребием.

Исхожу из того, что в XII веке о серафимах было другое представление см. толкование Ис.6:2 Иоанна Златоуста выше.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 03 сен 2021, 16:37

Половцы в это время оборонялись от Романа Нездиловича, поэтому и вежи оголили, а то что сват "покушается" на вежах их без них ударить, это они помнили и по 1183, посему Автор и называет поход "нечестным".

Вопрос был, почему половцы не снялись со стоянки при приближении войска Игоря.
Тогда бы соколы не могли бы охотиться на мышей.

На земле ворона не слабее сокола, в воздухе она перед соколом совершенно беззащитна.
Исхожу из того, что в XII веке о серафимах было другое представление см. толкование Ис.6:2 Иоанна Златоуста

Преставление о серафимах всегда было примерно одинаковым – крылатые существа, которые славят Господа. Меч в руке это не про них.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 03 сен 2021, 19:04

corvin писал(а):Вопрос был, почему половцы не снялись со стоянки при приближении войска Игоря.

Ответ: потому что их там НЕ было, они снялись с веж накануне от полка Романа Нездиловича обороняться. Отсюда половцам не надо было собираться на третий день, он просто не расходились.

corvin писал(а):На земле ворона не слабее сокола, в воздухе она перед соколом совершенно беззащитна.

Мы уходим от контекста, а он в противительном союзе «а»: не соколы летят, а стало галок бежит, примерно как не пчёлы мёд добывают, а мухи слетелись.

corvin писал(а): Преставление о серафимах всегда было примерно одинаковым – крылатые существа, которые славят Господа. Меч в руке это не про них.

Представление одинаковое, а толковали по-разному. «Мысленный волк» и «мысленная утренняя» сейчас бы ассоциировались с волком и с рассветом, а в XIIв с Дьяволом, похищающего паству Доброго Пастыря (2-я молитва Иоанна Златоуста) и Богоматерь, качающая на руках Солнце-Христа. Посмотрите на СПИ глазами книжника XIIв и увидите совершенную красоту древнерусского слова.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24143
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 56

cron