"Мысленный волк" и другие метафоры

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 03 сен 2021, 19:45

Может те, которые с оружием раньше ушли, но почему остались девки красные? Женихов ждали? И шмотки ценные, почему не унесли?
Мы уходим от контекста, а он в противительном союзе «а»: не соколы летят, а стало галок бежит

В тексте нет союза “а”. Написано “не буря”. Вы же правите на “не соколов”.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 03 сен 2021, 23:12

Все же считаю, уважаемый Лемурий, что в концовке "Слова" речь идет не о свадббе сына Игоря и дочери Рюрика, а идеи автора носят более возвышенные и благородные помыслы. Голова русской земли (Игорь) и тело (Рюрик) не могут существовать порознь. Частые распри между князьями ослабляют Русь. Автор "Слова" призывает к пусть даже не к объединению Руси, но к мирному сосуществованию двух княжеских родов, чтоб голова не спорила с телом. Возможно, автор "Слова" за новый дуумвират в управлении Руси Игорем и Рюриком. При прежнем дуумвирате между Святославом Всеволодовичем и Рюриком Ростиславичем в Руси сохранялась довольно мирная обстанова, а эта форма правления позволила совершить ряд успешных походов против половцев.
Не скрою, что свадебный мотив тоже может присутствовать в тексте "Слова", как один из путей объединения Руси с целью отражения половецкой опасности. В этом случае можно предположить. что Игорь ехал по Боричеву узвозу еще до свадьбы Игоревича и Рюриковны, осенью 1186 г. Упоминание храма Богородицы Пирогощеи, к которому ехал Игорь может являться еще и намеком на время пребывания Игоря в Киеве осенью 1186 г. во время празднования Успения Пресвятой Богородицы или же Рождества Богородицы. Даты празднования отстоят друг от друга не очень далеко. 15 августа - Успение, а 8 сентября - Рождество Богородицы ( даты даны по старому стилю).
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 04 сен 2021, 00:14

corvin писал(а):Может те, которые с оружием раньше ушли, но почему остались девки красные? Женихов ждали? И шмотки ценные, почему не унесли?

Разве помчали безобразных старух поля перегородив щитами красными было бы образнее? Суть иронии Автора не в том, что кого помчали, а в том что силу русскую использовали не по назначению - вместо защиты своей земли, девок красных по полю погнали, перегородив поля щитами, отсюда и бесчестно одолели, бесчестно кровь поганую пролили. Воспользовавшись отлучкой основных сил в битвах с полками Романа Нездиловича, войско Игорево похоть ум заслонило.

corvin писал(а):В тексте нет союза “а”. Написано “не буря”. Вы же правите на “не соколов”.

«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому»
Не соколы, а галичьи стада. Тире (вместо «а») = противопоставление.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 04 сен 2021, 15:32

Вопрос: почему обитатели стоянки заранее не стали разбегаться при приближении войска Игоря.
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому»
Не соколы, а галичьи стада. Тире (вместо «а») = противопоставление.

Вы пытаетесь представить, что в СПИ:
буря не соколов занесла через поля широкие – галочьи стаи бегут к Дону Великому
Но там:
не буря соколов занесла через поля широкие – галочьи стаи бегут к Дону Великому
“не” относится к буре, а не к соколам.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 04 сен 2021, 15:45

краевед писал(а):Все же считаю, уважаемый Лемурий, что в концовке "Слова" речь идет не о свадьбе сына Игоря и дочери Рюрика, а идеи автора носят более возвышенные и благородные помыслы. Голова русской земли (Игорь) и тело (Рюрик) не могут существовать порознь...

Игорь, уважаемый краевед, никогда не был "главой" Русской земли (= Киевской волости). Главой семьи был его сын, когда Игоря пригласил Рюрик в Русскую землю для заключения династического брака. Читайте новую заметку в комментариях НГ: Уточнение года смерти Ярослава Осмомысла все события не позднее сентября 1188 года и являются актуальнейшими на 25-27.09.1188 года и не неделей позже.

краевед писал(а):Автор "Слова" призывает к пусть даже не к объединению Руси, но к мирному сосуществованию двух княжеских родов, чтоб голова не спорила с телом. Возможно, автор "Слова" за новый дуумвират в управлении Руси Игорем и Рюриком. При прежнем дуумвирате между Святославом Всеволодовичем и Рюриком Ростиславичем в Руси сохранялась довольно мирная обстановка, а эта форма правления позволила совершить ряд успешных походов против половцев.

Зачем тогда предка Ольговичей корить, Игоря каять, его поход бесчестным называть? Автор призывает в Киев великого князя суздальско-владимирского, с Игорем же просто сепаратный мир странам и городам на радость.

краевед писал(а):Игорь ехал по Боричеву узвозу еще до свадьбы Игоревича и Рюриковны, осенью 1186 г. Упоминание храма Богородицы Пирогощеи, к которому ехал Игорь может являться еще и намеком на время пребывания Игоря в Киеве осенью 1186 г. во время празднования Успения Пресвятой Богородицы или же Рождества Богородицы. Даты празднования отстоят друг от друга не очень далеко. 15 августа - Успение, а 8 сентября - Рождество Богородицы ( даты даны по старому стилю).

Решение о свадьбе дочери Рюрика и сына Игоря было принято на свадьбе Верхуславы. Сперва засылали сватов и предварительную свадьбу праздновали в доме невесты, в данном случае это 25-27.09.1188 Белгород на той же свадьбе "сваты попоиша", затем невесту с приданным направляли в дом жениха, там они венчались и устраивали свадьбу уже окончательную. СПИ - актуальнейшее произведение именно на конец сентября 1188 года ни месяцем ранее, ни месяцем позже.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 04 сен 2021, 15:52

corvin писал(а):не буря соколов занесла через поля широкие – галочьи стаи бегут к Дону Великому “не” относится к буре, а не к соколам.

Не ветер соколов перенёс через поля широкие, они сами побежали галочьими стаями.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 04 сен 2021, 16:01

Не буря занесла, а "далече заиде соколъ, птиць бья".
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 04 сен 2021, 19:24

corvin писал(а):Не буря занесла, а "далече заиде соколъ, птиць бья".

Это "пѣснь" Автора, который во второй строке обещает: Начати же ся тъй пѣсни по былинамь сего времени, а не по замышленію Бояню!

а про бурю - гипотетический зачин Бояна: О Бояне, соловію стараго времени! Абы ты сіа плъкы ущекоталъ... пѣти было пѣсь Игореви того - внуку: «Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому».

Манера Автора противопоставляется манере Бояна, отсюда "не соколы", как у Автора, а стадо галок, бегущих на уедие яругами знаемыми.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 05 сен 2021, 23:05

corvin писал(а):Вопрос: почему обитатели стоянки заранее не стали разбегаться при приближении войска Игоря.
«Не буря соколы занесе чресъ поля широкая – галици стады бѣжать къ Дону Великому»
Не соколы, а галичьи стада. Тире (вместо «а») = противопоставление.

Вы пытаетесь представить, что в СПИ:
буря не соколов занесла через поля широкие – галочьи стаи бегут к Дону Великому
Но там:
не буря соколов занесла через поля широкие – галочьи стаи бегут к Дону Великому
“не” относится к буре, а не к соколам.



Вопрос, почему обитатели стонки заранее не стали разбегаться при приближении войск Игоря может быть разрешен исходя из текста Ипатьевской летописи: "Заоутра же пятъку наставшоу во обеднее веремя оусретоша полкы половецькие бяхоуть бо до нихъ доспеле веже свое поустили за ся а самисобравшеся от МАЛА и до велика стояхоуть на онои стороне рекы Сюоурлия...". Если речь идет о будущих боевых действиях с приминением оружия. почему половцы не отправили своих детей вместе с вежами вглубь своих владений, а оставили их возле себя стоять в качестве наблюдателей будущего захвата стоянки? Не потому ли, что знали - никакой опасности их детям от столкновения с русскими полками не будет? Казалось бы такое утверждение абсурдно и первым делом половцы спасали бы свое потомство от гибели, а не выставляли их вместе с собою впереди веж.
Непонятно из летописного рассказа и двигались вежи или стояли на месте - ""пустили за ся". т.е. за себя не отвечает на вопрос, двигались вежи или же стояли на месте. Очень статичная картина получается, несоответствующая будущему бою за вежи. Даже в "Слове" описан первый бой в динамике - "съ зарания въ пякъ потопташа поганыя полкы половецкыя и рассушась стрелами по полю помчаша красныя девкы половецкыя...", будто добраться до половецких девок было главной задачей русского войска. В летописи же все иначе, основные силы русичей подощли к вежам как на парад, т.к. : ""Игорь и Всеволодъ по малоу идястя не роспоуская полкоу своего". Вопрос тоже интересный, почему вперед были посланы молодые князья. включая и Владимира Игоревича. будто Игорь совершенно не опасался за жизнь своего сына. Создается впечатление, что описание летописцем факта захвата веж плохо замаскированный рассказ о свадебном походе. В этом случае решается и вопрс, почему галки - половцы не разбежались. Странно бы выглядела ситуация, когда при виде свадебной процессии принимающая сторона дала бы дёру от жениха.
С соколами и галками в вашем понимании текста "Слова" согласен, т.к. в сцене погони за Игорем, и это неоднократно подчеркивалось исследователями. Кончак и Гза сравниваются в своем диалоге со стрекотом галок.
Удивляет, почему половцы со своими возами "побегоша къ Дону великому" если туда же следови Игорь, который "къ Дону вои ведет". Намек однозначен - и половцы и Игорь стремились в одно и то же место, где летящие соколы - русичи и галки - половцы встретились, где и породнились.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 06 сен 2021, 08:50

краевед писал(а):Если речь идет о будущих боевых действиях с приминением оружия. почему половцы не отправили своих детей вместе с вежами вглубь своих владений, а оставили их возле себя стоять в качестве наблюдателей будущего захвата стоянки? Не потому ли, что знали - никакой опасности их детям от столкновения с русскими полками не будет? Казалось бы такое утверждение абсурдно и первым делом половцы спасали бы свое потомство от гибели, а не выставляли их вместе с собою впереди веж.

[b "Половци оборотилися противу русским князем и мы без них кушаемся на вежах их ударити!"...»[/b] (Ипат.1183)

Ответ простой, в то же самое время, но чуть ранее, был поход Романа Нездиловича. Оставлять своих жён и детей на поругание половцы не планировали.

краевед писал(а):Даже в "Слове" описан первый бой в динамике - "съ зарания въ пякъ потопташа поганыя полкы половецкыя и рассушась стрелами по полю помчаша красныя девкы половецкыя...", будто добраться до половецких девок было главной задачей русского войска.

Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте.

Конечно, именно за лёгкой добычей и пришли. «Сваты попоиша» вином ковавым это не планировалось. А украдкой, аки волки яругами знаемыми за павалоками, ортьмами (= тканей из 6 нитей) и узорочьем половецким, которые обещали жёнам потрепати привести.

краевед писал(а): почему вперед были посланы молодые князья. включая и Владимира Игоревича. будто Игорь совершенно не опасался за жизнь своего сына. Создается впечатление, что описание летописцем факта захвата веж плохо замаскированный рассказ о свадебном походе. В этом случае решается и вопрс, почему галки - половцы не разбежались. Странно бы выглядела ситуация, когда при виде свадебной процессии принимающая сторона дала бы дёру от жениха.

Это как в старом анекдоте про молодого и старого бычков, завидевших внизу под горой стадо коров. Поэтому молодые быстро-быстро побежали, а опытные медленно-медленно спустились с горы…)
Сваты кровь родителей невесты не проливают, если не считать судьбы Гориславны, за что она пыталась украдкой зарезать своего мужа.

краевед писал(а): Удивляет, почему половцы со своими возами "побегоша къ Дону великому" если туда же следови Игорь, который "къ Дону вои ведет". Намек однозначен - и половцы и Игорь стремились в одно и то же место, где летящие соколы - русичи и галки - половцы встретились, где и породнились.

Это как если бы французы бежали к Бородино по заранее расписанному плану. Ваш вывод нелогичен.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 06 сен 2021, 20:07

Конечно, именно за лёгкой добычей и пришли.

Если пришли за лёгкой добычей, то зачем продолжили поход? Почему не повернули обратно после захвата веж?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 06 сен 2021, 21:16

corvin писал(а):Если пришли за лёгкой добычей, то зачем продолжили поход? Почему не повернули обратно после захвата веж?

Бахвальство и алчба славы!

    «И побѣжени бывше половци, и биша и до вежь, множество полона взяша, жены и дѣти, и стояша на вежах 3 дни веселяся, а рекуще: «Братья наша ходили с Святославомъ, великим князем, и билися с ними, зря на Переяславль, а они сами к ним пришли, а в землю ихъ не смѣли по них ити. А мы в земли их есмы, и самѣхъ избили, а жены их полонены, и дѣти у насъ. А нонѣ поидемъ по них за Донъ и до конця избьемъ ихъ. Оже ны будет ту побѣда, идем по них и луку моря, гдѣже не ходили ни дѣди наши, а возмем до конца свою славу и честь»...(Лавр.1186)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 06 сен 2021, 22:57

Разные задачи, разные обстоятельства, уважаемый Лемурий.
Поход Игоря 1183 г. был попыткой явного набега на половецкие вежи, оставшиеся без надлежащей защиты.
В походе 1185 г. все обстоит несколько иначе. половецкие вежи оказываются окруженными своими полками: "усретоша полкы половецькие и выехаша ис половецьких полковъ стрелци и поустиша по стреле на Роусь и тако поскочаше. Роусь же бяхоуть не переехала еще реке Сюрлия поскочиша же и ти половци силы половецькыя которие же далече рекы стояхоуть". Половцы выпустили в сторону русских полков по стреле, почему же им не ответили русские стрельцы. которые были выведены от всех полков? Не потому ли. что опасались ранить кого либо на вежах?
И почему половецкие полки, завидя русские полки, которые еще даже не перешли на другую сторону Сюурлия ускакали, оставив своих детей без защиты? Просто знали, что на этот раз никому из половцев не угрожает опасность.
В том то и вся соль старого анекдота, что и русичи намеревались: "помчаша красныя девки половецкие".
Разница лишь в том, что главная девка половецкая ждала именно Владимира, который и должен был первым попасть на веж, причем не с отцом, сватом Кончака, а с дружками, роль которых играли ковуи. Именно с ними Владимир прибыл к вежам.
Уж как - то слишком уверенно Игорь вышел к половецким вежам, к тому же к далеко не простым вежам, а набитым половецким добром. Разведка вернулась о вежах даже ничего не сообщив, тем не менее. сказав или надо ехать быстро или вернуться домой, т.к. время выбранное для нападения не совсем удачно (для нападения ли?). Создается полное впечатление, что разведка должна была проверить подступы к вежам, что говорит о том, что Игорь знал заранее, где они стоят. Это могло быть только в случае, если было заранее обговорено место встречи с половцами.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 07 сен 2021, 17:07

У Игоря алчность вошла в противоречие с желанием славы. И желанием славы побеждает. Участники похода символически бросают под ноги свои трофеи. В тексте нигде не говорится, что Игорь шел ради наживы, но только ради славы.
План Игоря по-моему был следующий: К концу 12-го века половцы весьма критически относились к своей способности противостоять русским войскам. И поэтому они стали придерживаться тактики уклонения от сражений. На это и надеялся Игорь со своим небольшим войском. Однако просто пройди до Дона и обратно, не победив ни в одном бою было бы не почетно. Но как победить разбегающихся половцев? Согласно гениальному плану Игоря нужно напасть на неожидающих этого половцев, на стоянку своего свата Кончака. Такая война вовсе не война на уничтожение. Вскоре Игорь помирится с Кончаком, и сыграют свадьбу, и будут приводить союзные половецкие войска на Русь. Но слава будет уже приобретена. Ее можно будет конвертировать во власть, например в борьбе за киевское великое княжение.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 07 сен 2021, 19:49

corvin писал(а):Участники похода символически бросают под ноги свои трофеи. В тексте нигде не говорится, что Игорь шел ради наживы, но только ради славы.

Это Автор иронизирует про тряпки в грязливые места: Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми. столько тряпок в трофеи добыли, что начали их под ноги бросать, лужи "мостить".
Как это не написано за чем пришли? рассушясь стрѣлами по полю, помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты. Что-то не вижу здесь строк про долг перед Отечеством, про защиту рубежей, а написано только ради чего прибежали галочьими стадами, яругами знаемыми: за девками, тряпками и украшениями для своих хотей.

corvin писал(а):Согласно гениальному плану Игоря нужно напасть на неожидающих этого половцев, на стоянку своего свата Кончака. Такая война вовсе не война на уничтожение. Вскоре Игорь помирится с Кончаком, и сыграют свадьбу, и будут приводить союзные половецкие войска на Русь. Но слава будет уже приобретена. Ее можно будет конвертировать во власть, например в борьбе за киевское великое княжение.

Вот только момент выбран как и в 1183: «Половци оборотилися противу рускимъ княземь, и мы без них кушаимся на вежах ихъ ударити». Половцы отвлечены походом Романа Нездиловича, а мы аки тать в нощи яругами знаемыми их пустые вежи пограбим.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 82

cron