corvin писал(а):Рюрик посадил на великое княжение, а Автор выпроваживает. Тогда уж нужно и у Рюрика в тереме верх разобрать. Чего мелочится.
В момент произнесения речи къ горамъ кіевскимъ: сего бо нынѣ сташа стязи Рюриковы, а друзіи – Давыдовы, Рюрик находится с Давыдом в Вышгороде, Рюрику принадлежит Киевская волость, а Автор приглашает владимиро-суздальского князя в Киев, а там только одного князя надо потеснить.
Против Ольговичей в СПИ очевидный памфлет с требованием выскочить из дедовой славы.
Это даже акад. Д.С. Лихачёв, бывший, как бы, со всеми на стороне киевского князя, но в то же время, отмечавший, что он был "слабейший" князь:
- "Вопреки исторической действительности, слабого киевского князя Святослава Всеволодовича автор „Слова“ рисует могущественным и „грозным“. На самом деле Святослав „грозным“ не был: он владел только Киевом, деля свою власть с Рюриком, обладавшим остальными киевскими городами. Святослав был одним из слабейших князей, когда-либо княживших в Киеве..."
----------
Лихачев Д.С. "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ“ (Историко-литературный очерк)// Слово о полку Игореве, М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1950, С. 262
- "Характерно, что, продолжая политическую программу Игорева "покаяния", автор Слова о полку Игореве вспоминает события 1180 г., когда Игорь и Всеволод выступили во главе половцев против русской коалиции русских князей: "тии бо два храбрая Святъславича, Игорь и Всеволод, уже лжу убудиста которою; ту бяше успил отец их Святъславъ грозный великый Киевский грозою". Вот почему Игорь по приезде в Киев прежде всего идет к Пирогощей, заложенной в 1130 г. Мстиславом Владимировичем, но освященной в 1136 г. Ярополком, приурочившим это событие к своему примирению с ольговичами..."
---
Лихачёв Д.С. Русские летописи и их культурно-историческое значение. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1947, С.194
Мне кажется, что Д.С. Лихачёв и сам пришёл к такому выводу об обвинениях Автором киевского князя, он и с нападением на Друцк в 1180 версию озвучивал, но выбрал версию, по которой Автор от имени Святослава киевского ВСЕХ князей призывает к объединению, как Карл Маркс писал, а это не так.
corvin писал(а):Время было такое, что прямое упоминание Библии в не маргинальных текстах было обязательным.
В СПИ ОЧЕНЬ много библеизмов, правда, больше в виде экзегез.