"Мысленный волк" и другие метафоры

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 05 окт 2021, 01:03

corvin писал(а):Сказано про Романа Мстиславича, но второй отрывок середина 13-го века. Отличие только в том, что Автор заменил библейских измаильтян, агарян на хинова.

Обычный стиль панегириков, "совестных книг" на Судный День. Напомню, что летописанию волынских летописцев учил один книжник и философ, вслед за детьми Изяслава Мстиславича во Владимир-Волынский переместившийся.

    "Почему не замещалась кафедра Владимира [Волынского], отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент..."
    ---
    Присёлков М. Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв, СПб (1913) 2003, с.214

P.S. Сегодня, кстати, Wagner в библиотеке Вильнюса нашёл малоизвестный список Сие грамота Клима митрополита из этого сборника.
"Грамота" представляет собой на 85% конспект из "«Святителя Григория Феолога (Богослова) словеса избранная, яже суть толковая»//Никольский Н.К. О литературных трудах митрополита Климента Смолятича, писателя XII века, СПб.1892, С.161-199" см. С.162-165 IV-IX.

Об этом списке в 2015 писал Темчин С.Ю. Вильнюсский список Послания киевского митрополита Климента Смолятича смоленскому пресвитеру Фоме с толкованиями мниха Афанасия.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 05 окт 2021, 01:37

краевед писал(а):Неоднократно исследователи останавливали свой взор на фразе СПИ: "Донъ ти княже кличетъ и зоветъ князи на победу", считая. что более уместным такой призыв мог быть высказан в борьбе против монголов с целью изгнания их за Дон. за пределы Руси.

Это, наверное, молодые исследователи, уважаемый краевед, опытные знают, что летописным Доном назвался Северский Донец.

краевед писал(а): Я неоднократно отмечал, что СПИ это произведение не одного года написания. и возможно. творение не одного поколения. написанное еще при жизни Игоря, затем переработанное и дописанное в связи с монгольским нашествием как страстный призыв Автора - патриота к князьям стать на защиту родной земли против монголов.

Там столько казусов до 1240 года произошло. И Рюрик воевал против Романа Мстиславича, а с Ольговичами и половцами разорил Киев в 1203 году. И Романа Галицкого "латинские шеломы" убили, а в СПИ он их как паворозой (=привязью к руке для оружия) направлял куда хотел. И детей Игоря казнили через повешение, а в СПИ они только багряные столпы. И половцы стали не "поганые толковины", а друзья-союзники. ГДЕ об этих событиях хоть слово? Не говоря про то, что двойственное число, расположение энклитик, импефект глаголов совершенного вида относятся к концу XII века, а не середине XIII-го.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 05 окт 2021, 02:08

Такая характеристика Романа как в СПИ могла быть дана только в 13-ом веке, но никак не в 1187 году. Хотя бы потому что его поход на прибалтов состоялся в 90-х.
Глаголов в импефекте совершенного вида в ГВЛ (13-ый век) не меньше чем Киевской летописи.
ГДЕ об этих событиях хоть слово?

Автор обещает рассказать о походе Игоря старинным языком песен Бояна. Про другое он говорить не намерен.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 05 окт 2021, 07:55

corvin писал(а):Такая характеристика Романа как в СПИ могла быть дана только в 13-ом веке, но никак не в 1187 году. Хотя бы потому что его поход на прибалтов состоялся в 90-х.

К сентябрю 1188 Роман Мстиславич был новгородским князем 1168-1169 и волынским 1170-1188. В его панегирике речь не о "походе", а про то что он соседние с Волынью и Новгородом народы "потоптал" "латинскими шеломами" = полками ляхов, напомню, его мать была польская княжна Агнесса, дочь Болеслава III.

Вы так и не ответили на вопрос: в чём смысл призывать мёртвые души торговые пути поблюсти? Автора же интересуют актуальные к 09.1188 задачи:

Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю = купцы торговых путей, пересекающих Сулу (Залозника, Соляного и Гречника), не приносят прибыль.

Двина болотомъ течетъ онымъ грознымъ полочаномъ подъ кликомъ поганыхъ = Гречник, начинающийся с Двины, под контролем ливов и литвы. Прежний путь, проходящий через Торопец, мелеет, другие пути контролируют язычники.

Автор в "мутен сне" Святослава беспокоится за ключевые города торгового пути из Регенсбурга в Киев Перемышль на болони реки Сан и Плеснеск, которым угрожают угры, что и сбылось зимой 1188/89.

Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти? - не давайте поможем все вместе пограничному с монголами владимиро-суздальскому княжеству, а прилетай-ка Всеволод Большое Гнездо в Киев Святослава сместить - ты же уже пускал против него в 1180 году рязанских князей, обозы его жёг "огненными стрелами".

Это актуальные задачи сентября 1188 года и ни месяцем позже. Более того, в СПИ постоянно поднимается тема усобицы 1180 года, которая 20 лет спустя уже не была бы актуальной.

corvin писал(а):Автор обещает рассказать о походе Игоря старинным языком песен Бояна. Про другое он говорить не намерен.

По замышлению Бояна уже начинали когда писали летописные версии похода (Лавр. и Ипат.), эту же песнь Автор начинает по былинам сего времени, из устных рассказов очевидцев.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 05 окт 2021, 15:29

Запросы середины 13-го века и конца 12-го принципиально разные. В конце 12-го века стоял вопрос об обеспечении транзита товаров по территории половецкого поля. Для его решения необходимо было выйти в поле и нанести половцам военное поражение, что в полной мере было сделано только Романом Мстиславичем (содрогнулась земля и сулицы побросали). В середине 13-го века задача была совершенно иная – прекратить вторжение монголов на Русь. В СПИ указана именно эта задача – закройте полю ворота. Призыв выйти к Каневу ваша придумка, его нет в СПИ.
Кому 88-ом году интересна усобица 80-го?
Замышление Бояна – славить князей. Образцы стиля Бояна в СПИ даны. Это совершено не летописи. Еще Зимин писал, что СПИ книжное сочинение. Нет никаких признаков того, что Автор опирался на рассказы очевидцев.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 05 окт 2021, 18:24

corvin писал(а):Запросы середины 13-го века и конца 12-го принципиально разные.

Согласен.

corvin писал(а):В конце 12-го века стоял вопрос об обеспечении транзита товаров по территории половецкого поля. Для его решения необходимо было выйти в поле и нанести половцам военное поражение, что в полной мере было сделано только Романом Мстиславичем (содрогнулась земля и сулицы побросали.

Торговые пути шли по рекам, а не по шляхам и только на порогах, которые нельзя обойти, купцы вытаскивали свои "бремена" (купеческие товары) на берег. И ещё Ярослав Осмомысл метал бремена под облака через перевал Карпат из Перемышля на болони р.Сан в Плеснеск и обратно, чтобы попасть речной системы Дуная в систему Днепра и обратно.
Чтобы купцы были в безопасности не надо гонять половцев по степи, достаточно было организовать охрану территории близ днепровских порогов:

    И стояша у Канева долго веремя дондоже взиде Гречникъ и Залозникъ... (Ипат.1168)
Куда Святослав после разгрома Игоря повёл князей прежде всего? Купцов Гречника, Залозника и Соляного защищать.

    "А князь Святославъ посла по сыны своѣ и по всѣ князи. И собрашася к нему г Кыеву и выступиша г Каневу..."(Ипат.1185)

corvin писал(а):В середине 13-го века задача была совершенно иная – прекратить вторжение монголов на Русь. В СПИ указана именно эта задача – закройте полю ворота. Призыв выйти к Каневу ваша придумка, его нет в СПИ.

Для этого надо было идти К владимиро-суздальскому княжеству, а Автор к чему призывает? Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти? с востока прилетай на запад в Киев, Святослава со "злата стола" смещать, ты же делал это в 1180-м, сделай ещё раз:

    "И посла Всеволодъ Рязяньскии князи, и вогнаша в товары Святославлѣ и потопташа ѣ, а инѣхъ изоимаша, а другия исѣкоша, и тако въ борзѣ доспѣша в полку Святославлѣ..."(Ипат. 1180)

corvin писал(а):Кому 88-ом году интересна усобица 80-го?

Автору СПИ и всем Мстиславичам и их союзникам. Масштабные были сечи по наущению полоцкой жены Святослава и его милостника (Соловьев 1948:83). Почти в один день отравили Мстислава Ростиславича Храброго «болезнь крѣпка, и охудѣвающи силѣ, и отоимающи языкъ...." (Ипат.1179, по Бережкову 1180/81 по дню недели 13.06 пятница в 1180) в Новгороде, куда поставили сразу сына Святослава Киевского Владимира, и 14.06.1180 в Смоленске умер скоропостижно Cui prodest?" его родной брат Роман Ростиславич, к которому спешил за подмогой в усобице с Ольговичами Давыд Ростиславич. Ливы с литвой и половцами, приведённые Ярославом Черниговским и всеми внуками Всеславовами осадили Друцк. Автор помнит об этой усобице ОЧЕНЬ хорошо.

corvin писал(а): Бояна – славить князей. Образцы стиля Бояна в СПИ даны. Это совершено не летописи. Еще Зимин писал, что СПИ книжное сочинение. Нет никаких признаков того, что Автор опирался на рассказы очевидцев.

Правильно, писал "книжник и философ", читавший много церковной литературы и перенёсший оттуда старославянский язык и метафоры. "Славить" можно же тоже по-разному.
Из "славы" иной лучше выпрыгнуть. О ком писал по СПИ Боян? О "храбром" Мстиславе, иже зарезал Редедю перед касожскими в борьбе БЕЗ оружия. Про Красного Романа, который:

    "В лѣто 6587. Приде Романъ с половцѣ к Воиню. Всеволод же став у Переяславля и створи миръ с половцѣ. И възратися Романъ въспять, и бывшу ему ...убиша ̀и половцѣ мѣсяца августа 2 день. И суть кости его и до сего лѣта тамо лежаче, сына Святославля и внука Ярославля..." (ПВЛ 1079)
Роман был в союзе с половцами, но не сдержал перед ними уговор, за что его убили и бросили не захоронив в знак презрения. До сих пор кости там лежат пишет редактор 1073 ДКС Никон Великий, живший в это время в Тмуторокани.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 05 окт 2021, 19:21

Солоный торговый путь соединял Киев и Крым. Залозный – Киев и Тмутаракань.
Правильно, писал "книжник и философ", читавший много церковной литературы и перенёсший оттуда старославянский язык и метафоры.

Старославянский язык при письме использовали все. Вопрос, почему этот книжник исключил ссылки на Библию.
"Славить" можно же тоже по-разному.

… до нынешнего Игоря, который обуздал ум своею доблестью и поострил сердца своего мужеством, преисполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую.

Так примерно и славил.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение краевед » 05 окт 2021, 22:35

Конечно, уважаемый Лемурий, трудно отделить зерна от плевел. особенно, если речь идет о толковании древнерусского произведения, об определенных событиях, потрясших Русь. У меня складывается впечатление, что "Слово" не имеет временных границ написания. Да, оно могло быть написано в связи с неудачным походом Игоря на половцев, но анализируя последствия разгрома Игоря и половецкого вторжения на Русь, последовавшего за ним исследователи пришли к выводу, что эти последствия не были так губительны для Руси, как монгольское нашествие. Я не имею ничего против датировки написания "Слова" в 1188 г., тем более ряд аргументов высказанных Вами заслуживают внимания.
Мог быть и такой вариант: написанное раннее произведение о походе Игоря в связи с новой опасностью исходящей от нового врага Руси было извлечено из пыльных монастырских архивов и дописано с целью объединения князей в борьбе с новой опасностью, угрожающей Руси. Это могло быть сделано с помощью вставок в ранее написанный текст.
Возвращаясь к вопросу, связанному с последствиями половецкого вторжения на Русь после поражения Игоря, которые были не столь уж и значительными - устоял Переяславль, взят был только Римов. У Путивля был сожжен лишь один острог. В Посемье в общем итоге Кза потерпел поражение. В этом случае фраза: "А въстона бо братие Киевъ тугою а Черниговъ напастьми тоска разлияся по Рускои земли печаль жирнаутече среде земли Рускыи..." выглядит слишком эмоционально при описании последствий вторжения половцев. это больше напоминает монгольское вторжение. когда вся русская земля оказалась захваченной врагами.
Я считаю. что это вставка в ранее написанный текст с целью показать последствия вторжения монголов.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 05 окт 2021, 22:45

corvin писал(а):Солоный торговый путь соединял Киев и Крым. Залозный – Киев и Тмутаракань.

Все они шли по рекам, а не по трактам, иначе бы на Руси были популярны торговые караваны.

    "Летопись упоминает о Соляном (Солоный) пути под 1170 г., рассказывая, как русские князья, обеспокоенные тем, что половцы «уже у нас Греческий путь изотымают и Соляный и Залозный», предприняли большой поход в Половецкую землю, чтобы «поискать отець своих и дед своих пути и своей чести»1. На расстоянии десяти дней пути на ют от Киева русские князья захватили у половцев по реке Угле и Снопороду2 вежи, много пленников, скота, коней и с большой добычей благополучно возвратились на Русь.

    И самый район, куда совершался поход, и сопоставление Соляного и За лозного путей с Греческим, согласно поясняют, что Соляной и Залозный пути оба ведут на юг, связывая Киев с Причерноморьем. Если угрожала опасность, что половцы у Днепровских порогов начнут «пакостити» идущим с юга купцам, тогда русские князья с вооруженной силой выступали из Киева навстречу торговым «гостям» для их охраны и на Днепре у Канева ожидали, пока «взиде Гречник и Залозник»3.

    Отмечая, что князья ожидали у Канева гречников и залозников, летопись, однако, ничего не говорит о «солонщиках». На основании этого умолчания было высказано предположение, что путь солонщиков не совпадал с путями гречников и залозников и будто бы ниже Канева в Днепр выхода не имел, а «Соляным» путем, по которому в Киев направлялась соль из Галицкой Руси, служила река Припять, связывающая Приднепровье с Западом4...."

    ----
    1. Ипат. лет., стр. 368.
    2. Там же, стр. 369.
    3. Там же, стр. 360, 361, 370.
    4. Загоскин Н.П. Русские водные пути и судовое дело в допетровской Руси. Казань, 1910, стр. 81—83.

    ----
    Кудряшов К.В. Солоный и Залозный путь// Половецкая степь. Записки всесоюзного географического общества. Новая серия. Том 2. Очерки исторической географии, М. ОГИЗ 1948
corvin писал(а):Старославянский язык при письме использовали все. Вопрос, почему этот книжник исключил ссылки на Библию.

Потому как воспринимали библейские тексты через толкования святителей, т.е. метафоры, н-р см. Грамота Клима митрополита: вопрошение - толкование, нигде нет ссылки на конкретные места Библии, сюжеты упоминаются как общеизвестные.

corvin писал(а):до нынешнего Игоря, который обуздал ум своею доблестью и поострил сердца своего мужеством, преисполнившись ратного духа, навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую. Так примерно и славил.

Только это Автора зачин, а не Бояна.

А вот как это делал Боян: Боянъ же, братіе, не і̃ соколовь на стадо лебедѣй пущаше, нъ своя вѣщіа пръсты на живая струны въскладаше, они же сами княземъ славу рокотаху = «древняя деяния и повести рода человеча, и устраяем аки на гуслех струны, и, егда устроятся сия духовныя гусли или орган, и начнем играти, накладая очитыя персты на чернилныя струны» = "по исповедании достоин ты петь Богу «во псалтири десятоструннем»...тайны, возвещаемые умом, имеют причину свою свыше, так, как ум издавал бы звуки чрез Духа. Посему кто имеет в виду все заповеди и приводит их в себе как бы в созвучие и согласие, тот поет Богу на псалтири десятострунном, потому что десять есть главных заповедей"
Только подготовивший своё тело и исповедавшийся способен восходить умом к горнему петь Богу «во псалтири десятоструннем» и через Духа открывать тайны, которым другим не ведомы, отсюда и Боянъ бо вѣщій.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 05 окт 2021, 23:51

краевед писал(а):написанное раннее произведение о походе Игоря в связи с новой опасностью исходящей от нового врага Руси было извлечено из пыльных монастырских архивов и дописано с целью объединения князей в борьбе с новой опасностью, угрожающей Руси. Это могло быть сделано с помощью вставок в ранее написанный текст.

Всё должно иметь свою цель, уважаемый краевед.
Если не нравится киевский князь, киевляне ищут ему замену Великий княже Всеволоде! Не мыслію ти прелетѣти издалеча, отня злата стола поблюсти? прилетай КУДА? В Киев. Откуда? Издалека, т.е. призыв нового князя из Киева.
Если европейские купцы боятся привозить товар на Русь, опасаясь половецкого разбоя на днепровских порогов, то так и призывают: Загородите полю ворота своими острыми стрѣлами... Уже бо Сула не течетъ сребреными струями къ граду Переяславлю. УЖ БО = причина по которой необходимо выступить на защиту.
Эти призывы актуальны в сентябре 1188 года, но не позже.

краевед писал(а):"А въстона бо братие Киевъ тугою а Черниговъ напастьми тоска разлияся по Рускои земли печаль жирна утече среде земли Рускыи..." выглядит слишком эмоционально при описании последствий вторжения половцев. это больше напоминает монгольское вторжение. когда вся русская земля оказалась захваченной врагами. Я считаю. что это вставка в ранее написанный текст с целью показать последствия вторжения монголов.

"Въстона бо братие Киевъ тугою а Черниговъ напастьми" = Кара, наказание пришли в Киев ср. Чръна земля подъ копыты костьми была посѣяна, а кровію польяна: тугою взыдоша по Рускои земли., а Чернигов стонет от бедствий извне: "по всеи волости Черниговьскои князи изымани и дружина изымана, избита, и мятяхуться акы в мутви городи воставахуть" (Ипат.1185) Черниговские князи (Ольговичи) терпят напасти от своих недавних союзников по 1180 году. В данном выборе городов Чернигов Ольговичей и Киев Святослава - это КАРА за призыв "поганых толковин".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 06 окт 2021, 12:19

Каков маршрут Залозного торгового пути? Какие пункты он связывал? По каким рекам проходил?
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 06 окт 2021, 13:32

corvin писал(а):Каков маршрут Залозного торгового пути? Какие пункты он связывал? По каким рекам проходил?

Ну если Кудряшов точно не знает, то можно только предполагать. В любом случае, на схемах обозначены схематические направления, сами же пути шли по РЕКАМ.

Изображение
Кудряшов К.В. Солоный и Залозный путь// Половецкая степь. Записки всесоюзного географического общества. Новая серия.
Том 2. Очерки исторической географии, М. ОГИЗ 1948, с.107


    "Упоминая о Залозном пути под 1168 и 1170 г.27, летопись указывает, что, желая не допустить половцев «пакостити Гречнику нашему и Залознику», русские князья в обоих случаях выходят навстречу купцам к городу Каневу, где и дожидаются, пока «взыйде Гречник и Залозник» вверх по Днепру. Канев, таким образом, стоял в узле обоих путей — Греческого и Залозного.

    Относительно общего направления Залозного пути после ответвления его от Днепра исследователями высказывались различные мнения. Некоторые ищут «залозы» в поросших тростником низовьях Днепра28 или ведут путь к реке Каланчаку, изливающемуся в Каркинитский залив29. Но при таком предположении Залозный путь ничем, в сущности, не отличался бы в первом случае от Греческого, во втором — от Соляного. Большинство исследователей поэтому принимают юго-восточное направление Залозного пути — на Тмутаракань30 или же по Дону — в Хазарию31 и на Кавказ32.

    Если, согласно летописи, Греческий и Залозный пути сближались перед Каневом, то из этого следует, что Залозный отдалялся от Днепра ниже Канева и выше места ответвления Соляного и, значит, действительно должен был получить юго-восточное направление.

    Само название пути «Залозный» указывает, что он уходил «за лозы»33. Вероятнее всего, под этими «лозами» подразумеваются известные «плавни» (упоминаемые еще Геродотом) в районе Днепровской луки и находящиеся восточнее: ее значительные пространства в речных долинах с густой порослью осокоря, вербы и лозы34.

    Их местоположение определяется названием протекающих здесь рек35, например, в бассейне реки Самары — Лозоватка (приток Татарки), Лозоватая (приток Средней Терсы), Лозовка (приток Верхней Самары), Вербовая (приток Янчула), Лозовая (в истоках реки Волчьей); далее впадающая в. Днепр Осокоровка с Синельниковой, Вербовая (приток Волонянки); М. Камышеватка и Вербовая балка (притоки Конской), Лозовая (приток Бритая) и Лозоватка (приток Береки). Имеются также поселения с названиями Ивковка, Лозоватые.

    Указанная топонимика названий очерчивает довольно значительный район лозовых лесов, примыкающий с востока к Днепровской луке. Именно сюда, за эти «Лозы», совпадая на этом отрезке с позднейшим Муравским шляхом, очевидно, и направлялся из Киева Залозный путь по водоразделу между Днепром и Северским Донцом к верховьям Кальмиуса. Выходя затем к устью Дона или же к устью Кальмиуса36, Залозный путь выводил в Азовское море и далее к Тмутаракани, связанной с берегами Понта, с Трапезундом и Синопом, откуда товары шли для передачи их в Поднепровье.

    Залозный путь с давнего времени связывал Поднепровье с устьем Дона, Тмутараканью и Хазарией. Изучение кладов и других археологических находок говорит о существовании пути из Хазарии и Тмутаракани в Поднепровье еще в VII в.37.

    Пути XI—XIV вв. из Киева в Половецкую степь представляют несколько вариантов38. С одним из них, а именно с походным путем русских князей 1111 г., вероятно, совпадал и Залозный путь на некотором протяжении своей северной части. Выходя из Киева, он мот итти через Переяславль, мимо Канева, через Лукомль, Хорол, Лтаву, затем Коломацким шляхом выходил на Муравский шлях к верховьям реки Самары, откуда по водоразделу между Днепром и Донцом направлялся на юго-восток за «Лозы» и через Кальмиус выходил к устью Дона.

    Возможен был и другой вариант, по которому Залозный путь мог от Днепра пролегать через Горошин, Голтов, Сенжаров (на Ворскле), затем долиной реки Тагамлык и Орчицким шляхом выходил на Муравский шлях и далее продолжался на юго-восток, сливаясь уже здесь с первым вариантом39.

    Связывая Поднепровье через Дон и Тмутаракань с Понтом и Хазарией, Залозный путь имел важное значение в истории Киевской Руси40, особенно в VIII—X вв., в период расцвета хазарской торговли, но постепенно утратил свое значение, когда венецианские и генуэзские купцы, завладев торговлей Трапезунда, направили ее на запад по иным путям.
    ----
    27. Ипат. лет., стр. 360, 361, 368.
    28. Такого мнения придерживаются Карамзин и Соловьев. Соловьев справедливо указывает, что «Залозный» неудовлетворительно объясняют Заолзным, т. е. Заолешинским, который был бы то же самое, что Греческий, не говоря уже о трудном переходе слов из. Заолешья в Заолзье». Однако собственное мнение Соловьева, что «Залозный — железный по товару», тоже неубедительно; Карамзин, т. II, прим., стр. 419; Соловьев, I, стр. 486, прим., стр. 3.
    29. Так думает Брун. Черноморье, I, стр. 127, 128.
    30. К этому мнению присоединяются Иловайский, Середонин, Спицын и другие. Иловайский, стр. 283; Середонин, стр. 165; Спицын, стр. 12—14. По мнению Голубовского Залозный путь, ответвляясь от Днепра где-то у впадения Самары, мог итти на восток. Готье считает путь древним и определяет его направление следующим образом: Донец — Дон. Голубовский, стр. 162, 163; Готье. Железный век, 233.
    31. Любавский. Лекции по древнерусской истории, стр. 114.
    32. Ламанский. О славянах в Малой Азии, стр, 68, прим. I.
    33. Нельзя, однако, принять мнение, что название пути Залозным идет, может быть, от лоз, росших в Киеве по ту сторону Днепра, по дороге в Переяславль, как думает А. Спицын. От Киева до Канева, как это следует и в летописного описания, и Греческий и Залозный пути совпадали. Собственно Залозный путь начинался южнее Канева и если получил свое название от лозовых лесов, то они должны были находиться южнее Канева.
    34. «Россия», т. XIV, стр. 271, 637.
    35. См. карту Залозного пути.
    36. Середонин, стр. 165.
    37. Изучая торговые связи Руси с Востоком VIII—XI вв., Любомиров приходит к выводу, что в VII в. путь от Семендера (около Кизляра) шел Тереком, Сунджей, снова Тереком и его верхними притоками выводил к Кубани на Таматарху к обоим морям, далее Черным морем к византийским городам Крыма. Путь от Семендера, по-видимому, раздваивался и с верхней Кубани через большой Егорлык и затем Маныч выводил к устью Дона. Другой путь (IX—X вв.) шел из Итиля Волгой до Царицына или Камышина к восточному выступу Дона и отсюда Доном до устья Донца. Донец и Оскол выводили к Ворскле, Пслу и Сейму (VII—X вв.); Любомиров П.Г. Торговые связи Руси с Востоком VIII—XI вв., в Учен. зап. Сарат. ун-та. т. I, вып. III, Слов.-ист. отд. пед. фак., Саратов, 1923, стр. 17—19.
    38. Ляскоронский. Русские походы в степи, см. приложенную к статье «Карту путей в степи XI—XIV века».
    39. Спицын, стр. 13—14.
    40. Середонин, стр. 165; Замысловский, см. «Россия», т. XIV, стр. 220.

    ----
    Кудряшов К.В. Солоный и Залозный путь// Половецкая степь. Записки всесоюзного географического общества. Новая серия. Том 2. Очерки исторической географии, М. ОГИЗ 1948

А вот указанная в статье ссылка 38 на карту "Ляскоронский. Русские походы в степи, см. приложенную к статье «Карту путей в степи XI—XIV века».

Изображение
Ляскоронский В. Г. Русские походы в степи в удельно-вечевое время и поход кн. Витовта на татар в 1399 году. - СПб., 1907, С.124
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 06 окт 2021, 13:48

На схеме ясно видно, что Залозный путь был сухопутным.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение Лемурий » 06 окт 2021, 14:03

corvin писал(а):На схеме ясно видно, что Залозный путь был сухопутным.

Тогда бы был ТРАКТ (Шлях), а его нет. Купцы разгружают свои "бремена" с торговых судов, чтобы пройти волоком днепровские пороги. Значит, на чём товары доставляли?
Вот схема шляхов 17-18 вв, а в 12-м и 1/3 от этого "многообразия" дорог не было.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24148
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Мысленный волк" и другие метафоры

Сообщение corvin » 07 окт 2021, 14:15

Если факты не соответствуют теории, то тем хуже для фактов.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 137