«Слово о князьях» и СПИ

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

«Слово о князьях» и СПИ

Сообщение Лемурий » 06 сен 2021, 20:58

    «Слово ο князьях» — литературный памятник второй половины XII века. Β рукописях «Слово» иногда называется и так: «Похвала и мучение святых мученик Бориса и Глеба», «Слово похвальное на пренесение <мощей> святых страстотерпец Бориса и Глеба, да и прочии не враждуют на братию свою».

    «Слово» действительно приурочено ко дню церковной памяти князей Бориса и Глеба (2 мая) и представляет собою «торжественную» проповедь в честь и похвалу этих очень почитаемых на Руси святых.

    Β центре внимания автора, однако, не Борис и Глеб, вероломно убитые родным братом Святополком Окаянным, не прошлое, а современностъ. Церковный праздник явился для автора только поводом, чтобы начать речь ο злобе дня.

    Основная тема «Слова» — современные княжеские усобицы, княжеские братоубийственные войны, раздирающие единство Русской земли. Автора глубоко печалит тот факт, что князья постоянно нарушают ими же установленный порядок, по которому младшие князья подчиняются старшим в роде, а старшие строго выполняют свои обязанности по отношению κ своим вассалам — младшим князьям. Β нарушении этого порядка, освященного именами Бориса и Глеба (О политическом содержании культа Бориса и Глеба в Древней Руси см.: Лихачев Д. С. Некоторые вопросы идеологии феодалов в литературе ХІ-ХІІІ вв. — ТОДРЛ, т. Χ. Μ. — Л., 1954, с. 87—90), автор усматривает основную причину всех современных ему неурядиц на Руси. Он обращается κ князьям с горькими упреками. Младшие князья даже малой обиды не хотят стерпеть от старшего: тотчас же начинают войну «смертоносную» и даже накликают на Русь половцев, рассчитывая с их помощью расправиться с «братией».

    Автор «Слова» призывает князей одуматься, не враждовать между собою, не пользоваться услугами иноземцев в своих корыстных расчетах, вспомнить свое «величество» и свою «честь» — славное прошлое своего рода и то высокое место, какое занимают они как самим Богом поставленные правители Русской земли…»

    —-
    «Слово о князьях» публикация Пушкинского Дома
Казалось бы очередное «Слово» второй половины XIIв, посвященное междоусобицам, но если внимательно присмотреться оно перекликается со СПИ в главном - в упрёке Ольговичам всем они привели "поганых толковин" на землю Русскую. Не один ли и тот же Автор этих произведений?

    «Слышите князи противящеся старѣишей братьи и рать въздвижуще и поганыя на свою братию возводяще, не обличилъ ти есть Богъ на Страшнѣмъ Судищи. Како святыи Борисъ и Глѣбъ претерпѣста брату своему не токмо отъятие власти но отъятие живота. Вы же до слова брату стерпѣти не можете и за малу обиду вражду смертоносную въздвижете, помощь приемлете от поганыхъ на свою братию…»(«Слово о князьях»)
    —-
    «Слово о князьях» (публикация Пушкинского Дома)
Казалось бы, общая для Руси проблема, все обращаются в усобицах к соседям, вот только Мстиславичи обращаются к "латинским шеломам" (полкам ляхов и угров), а черниговские князья к своим соседям "поганым толковинам".

Ниже покажу насколько перекликается это "Слово" конца XII в с обвинениями Святослава Всеволодовича в СПИ.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Памфлет в укор Ольговичам

Сообщение Лемурий » 07 сен 2021, 18:10

Как и в СПИ «Слово о князьях» идёт обличение черниговских князей, приведших на Русь половцев.

    «Β научной литературе высказывалось предположение, что «Слово» было написано в 1175 году по поводу конфликта между черниговским князем Святославом Всеволодичем и его двоюродным братом князем новгород-северским Олегом Святославичем (Голубовский П. Опыт приурочения древнерусской проповеди «Слово ο князьях» κ определенной хронологической дате. — Древности. Труды Археографической комиссии имп. Московского Археологического общества, т. I, вып. З. М., 1899, стлб. 491—510)...»(из комментария Пушкинского Дома)
Безусловно в «Слове» осуждаются именно Ольговичи, вот и в пример им приведён их же предок Давыд Святославич, который сдерживать умел свой пыл, не мстил за обиды и в разногласиях с другими князьями винил прежде всего себя.
Обвинитель явно клирик высокого сана, поскольку слишком вольно к ним обращается и грозит Страшным Судом:

    «Слышите князи противящеся старѣишей братьи и рать въздвижуще и поганыя на свою братию возводяще, не обличилъ ти есть Богъ на Страшнѣмъ Судищи!»(Слово о князьях)

Считаю, что П.Голубовский ошибся на 5 лет. «Слово» написано после усобицы 1180 года, когда Святослав привёл на Русь "поганых толковин".

    «Егда же изволи Богъ пояти душу его от тѣла и болѣвшу ему недолго, позна епископъ Фектистъ, яко уже князь преставитися хощеть, повѣлѣ пѣти канунъ крѣсту, единою рассѣдеся верхъ теремцю, и вси ужасошася. И влетѣ голубь бѣлъ, и сѣде ему на грудехъ. И князь душу испусти, голубь же невидимъ бысть. И наполнися храмъ благыа воня…»(Слово о князьях)
= Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ речь и там, и там идёт об отлетающей душе.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: «Слово о князьях» и СПИ

Сообщение Лемурий » 07 сен 2021, 18:35

«Слово о князьях» слишком коротко, чтобы уверенно установить его автора, но сюжет о незаходящем солнце есть и в «Слове о посте» см С.147

    «Пѣвшу епископу над княземъ гробъ недокончянъ бысть. Епископу рекшу: «Се уже солнце заходить, заутра похоронимъ и». Всѣмъ сѣдящимъ над княземъ, шедъше въ церковь повѣдаша епископу: «Солнце не заходить но во единомъ мѣстѣ стоить». Епископъ же удивився и похвали Бога. Дондеже камень сровнаша и князя вложиша въ грабъ, тогда солнце заидеть…»(«Слово о князьях»)
Обращаю внимание на песни, с которыми князей провожали клирики. Каждому умершему князю писалась своя песнь по их мирским делам.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Cхожесть «Слова о князьях» и СПИ

Сообщение Лемурий » 08 сен 2021, 11:34

1. Оба произведения обличают князей, приводящих поганых на землю Русскую:

    «Слышите князи противящеся старѣишей братьи и рать въздвижуще и поганыя на свою братию возводяще, не обличилъ ти есть Богъ на Страшнѣмъ Судищи. Како святыи Борисъ и Глѣбъ претерпѣста брату своему не токмо отъятие власти но отъятие живота. Вы же до слова брату стерпѣти не можете и за малу обиду вражду смертоносную въздвижете, помощь приемлете от поганыхъ на свою братию…»(«Слово о князьях»)
    ---
    Ярославе [Черниговский] и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени: уже бо выскочисте изъ дѣдней славѣ, вы бо своими крамолами начясте наводити поганыя на землю Рускую, на жизнь Всеславлю, которою бо бѣше насиліе отъ земли Половецкыи!
В СПИ упоминается эпизод усобицы 1180 года поход на Друцк, когда Ольговичи привели на Русскую землю половцев, а Всеславичи и ливов, и литву.

2. В обоих произведениях есть сюжет с примером для подражания: в "Слове о князьях" - повествование о прощающим "обиды" черниговском князе Давыде Святославиче - родном брате Олега Гориславича, который "мечемъ крамолу коваше и стрѣлы по земли сѣяше". Это положительный пример для Ольговичей.
В СПИ же повествуется в иносказательной форме об Изяславе Мстиславиче и его подвиге в походе 1132 года как пример Мстиславичам, внукам и правнукам Мстислава Великого.

3. Оба произведения сходны по метафорам:

    "яко уже князь преставитися хощеть, повѣлѣ пѣти канунъ крѣсту, единою рассѣдеся верхъ теремцю, и вси ужасошася. И влетѣ голубь бѣлъ, и сѣде ему на грудехъ. И князь душу испусти, голубь же невидимъ бысть..." (Слово о князьях)
    ---
    "Уже дьскы безъ кнѣса в моемъ теремѣ златовръсѣмъ..."(СПИ)

4. Оба произведения написаны клириком высоко сана, имеющего право осуждать князей за их действия.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24074
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква


Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Лемурий и гости: 20