Автор "Слова о полку..." - Владимир Черниговский

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение sasha a » 19 апр 2007, 15:24

Analogopotom писал(а):Св. Маккавеев - 14 августа (1 августа) - Первый (медовый) Спас.
Непонятно, сколько известных дат в Вашем уравнении, но узнать в какой день недели в нужном году был Спас или другие праздники, вполне можно.

Саша, Вам понравится эта игрушка:
http://dayofweek.narod.ru/



Есть такой сайт:

http://www.mredkj.com/java/dayofweek.html

А еще такой вопрос: существовал ли к тому времени обычай для князей принимать схиму перед смертью? Принимал ли постриг отец Святослава?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Андрей Чернов » 19 апр 2007, 16:58

Нет, любовница Святослава -- это ваше изобретение.
Святослав же до Макковея не дожил. Видимо, нескольких дней.
Андрей Чернов
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 245
Зарегистрирован: 14 мар 2007, 20:16
Откуда: Петербург

Сообщение Analogopotom » 20 апр 2007, 00:14

sasha a писал(а):А еще такой вопрос: существовал ли к тому времени обычай для князей принимать схиму перед смертью?


Такой обычай существовал. Но установить точно - принял ли схиму тот или иной князь - можно только имея источник, свидетельстующий об этом факте.
Знаю, что Церковь при канонизации некоторых князей (и это святые князья) столкнулась с проблемой отстутсвия источников. И мне непонятно, на основании какого материала составлялись их жизнеописания.

http://pravoslavye.org.ua/articles/zr/25.html
Великие князья — иноки

Любопытной особенностью отечественного Православия является поразительная преданность ему древнерусских князей. Они могли враждовать друг с другом, но никогда не изменяли вере православной. Более того, перед смертью, как правило, принимали схиму и делали завещания похоронить себя в монастырях или при церквах, ими же построенных. Поэтому монастыри и церкви столицы, как и других городов, были усыпальницами князей. Святой Владимир похоронен в церкви Богородицы Десятинной, Ярослав Мудрый — в Софии, Юрий Долгорукий — в Спаса на Берестове, Кирилловская церковь — усыпальница Ольговичей и т.д.
Первым иноком из великокняжеского рода стал преподобный Никола Святоша Черниговский, правнук Ярослава. Оставив семью, в 1106 году он принял постриг в Киево-Печерской обители, где был привратником, а затем на тридцать лет наложил на себе обет безмолвия. На свои средства князь построил Троицкую надвратную и Николаевскую больничную церкви Лавры. Память о нем носит и один из районов Киева — Святошинский.
В 1147 году в Киеве принял мученический венец великий князь — инок Игорь Ольгович. В то время за киевское княжение боролись две группы князей: Ольговичи (Олеговичи) и Мстиславовичи — все правнуки Ярослава Мудрого. После смерти князя Всеволода Ольговича на престол стал его брат Игорь (Георгий). Но в одном из сражений киевляне предали его и перешли на сторону Мстиславовичей. Самого Игоря пленили и посадили в темницу, где тот тяжело заболел. Полагая, что он скоро умрет, ему разрешили принять монашеский чин, но волей Божией он выздоровел, принял схиму с именем Игнатий и предался иноческим подвигам, пребывая в молитве о своих грехах. Борьбу за киевский трон продолжили двоюродные братья Игоря. Тогда киевское вече постановило расправиться с князем-иноком, решив таким образом отомстить всем Ольговичам. Во время литургии в храм, где схимник молился перед иконой Божией Матери Игоревской, ворвалась обезумевшая толпа. Люди убили его и надругались над мертвым телом. В 1150 году киевский престол занял Юрий Долгорукий, а его союзник — Черниговский князь Святослав Ольгович, родной брат Игоря, — торжественно перенес мощи страстотерпца в Спасский собор Чернигова.


На всякий случай, Федотов Г.Святые Древней Руси. Глава 5. Святые князья
http://humanities.edu.ru/db/msg/44372
Изображение
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение sasha a » 27 апр 2007, 02:07

К вопросу о пострижении князей.

Вот что говорит Скрынников:
"Пострижение государя таило в себе огромный политический риск. В случае выздоровления монарх мог вернуться на трон лишь расстригой, что безусловно воспрещалось цервковными правилами".
Великий князь Василий III перед смертью просил постричь его, но с обрядом тянули до последнего дня. Ближайшие советники князь Андрей Старицкий, Воронцов и Шигона стали резко возражать ему: "Князь Великий Владимир Киевский умре не в чернецах, не сподобилися праведного покоя? И иные великие князья не в чернецах представилися, не с праведными ли обрели покой?"
Бояре противились пострижению вел. князя, так как не желали создавать прецедент. Но их постигла неудача. После Василия III обычай пострижения стал наследственным в роду Калиты.
(Скрынников Р.Г. Государство и церковь на Руси 14-16 вв: Подвижники русской церкви. Новосибирск. Наука. 1991. с. 244-246.)

С этой точки зрения пострижение Святослава выглядит экстраординарным поступком.

(Кстати, Скрынников считает, что во время болезни 1553 г. Иван Грозный был пострижен. Выздоровев, он вернулся на трон расстригой. В качестве аргумента приводит общеизвестный факт, что царь подолгу носил иноческое платье, что для мирского человека являлось святотатством).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Андрей Чернов » 22 июн 2007, 09:53

Если вы дочитали до этого места и у вас есть что сказать о Владимире Черниговском или о моей атрибуции, пишите.
Тема не закрыта.
Андрей Чернов
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 245
Зарегистрирован: 14 мар 2007, 20:16
Откуда: Петербург

Сообщение Евгений Беляков » 04 ноя 2007, 19:37

Все-таки еще несколько слов по интерпретации места о смерти Святослава.

...И рече ко княгине своей: "Когда будет, рече, святых Макковеи?" Она же: "В понедельник". Князь же рече: "О не дождусь того я", ибо отец его Всеволод во дни св. Макковей пошел к Богу. Княгня же: "Усмотрел сновидение некое?"

Мария спрашивает, при чем здесь этот праздник: "Усмотрели ли сновидение некое?" (Сновидение, что не доживет Святослав до св. Макковей).

Князь ее начал просить, не поведав ей,

О чем просить - не ясно. На вопрос не ответил. Но Саша а., не думаю, чтобы была права: дальше идет о вере, которая запрещает "прелюбодеяние". О какой же любовнице могла речь идти?

и сказал: "Аз верую во единого Бога"

Чернов предполагает, что я не знаю "Верую". :) Но именно это-то я и имел в виду: по какой-то НЕПОНЯТНОЙ ПРИЧИНЕ Святослав стал утверждать на смертном ложе, что он - христианин. И даже прочитал слабым, сдавленным голосом первые строки "кредо". Вот я и спрашиваю: ЗАЧЕМ? Если бы факт веры был и так известен - зачем ПОВТОРЯТЬСЯ? Отсюда ясно, что Святослав окончательно пришел к христианству именно на смертном ложе.
И тут становится понятно, О ЧЕМ Святослав стал ПРОСИТЬ Марию: да о том, чтобы и она приняла христианство. А все остальное мог ей приказать.

и велел себя постричь в чернецы.

Именно так! Поскольку был уверен в своем решении. Именно "велел". Совершал уже безвозвратный шаг.

И послал по свата Рюрика

Потому что МАРИЯ ОТКАЗАЛАСЬ!!!
И, друзья дорогие, никакие грубости, никакое верхоглядство и никакая кичливость никого не "убедит" НИ В ЧЕМ. Разве это не понятно?
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Евгений Беляков » 04 ноя 2007, 19:42

А об атрибуции более или менее все сказано: не мог молодой Владимир быть автором "Слова", не мог так унизить Рюрика, это же ясно.
АТРИБУЦИЯ НЕ СОСТОЯЛАСЬ.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение sasha a » 04 ноя 2007, 23:14

Евгений Беляков писал(а):и велел себя постричь в чернецы.

Именно так! Поскольку был уверен в своем решении. Именно "велел". Совершал уже безвозвратный шаг.

И послал по свата Рюрика

Потому что МАРИЯ ОТКАЗАЛАСЬ!!!
И, друзья дорогие, никакие грубости, никакое верхоглядство и никакая кичливость никого не "убедит" НИ В ЧЕМ. Разве это не понятно?


Евгений, думаю, Вы правы.
На смертном ложе речь могла идти только о принципиальных вопросах.
Но из текста совершенно не вытекает, что Мария отказала ему в пострижении. Обряд совершался мужчинами. Поэтому душеприказчиком его мог быть только мужчина, женщины в это дело не допускались.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Евгений Беляков » 08 ноя 2007, 15:38

Понятно. Возражение принимается.
Но все-таки есть НАПРЯЖЕНИЕ между Марией и Святославом. Во-первых, Святослав не стал отвечать на вопрос Марии ("не поведал ей"), причем этому рассказчик придает столь большое значение, что упоминает наряду с "преставился". Зачем было писать о таком незначительном факте, как тот, что на какой-то незначительный вопрос не было дано незначительного ответа. На самом деле объяснить это можно лишь тем, что факт неответа имеет весьма большое значение (в качестве подтекста).
Во-первых, сам ФАКТ ВЕЩЕГО СНА. Мы уже второй раз встречаемся с вещим сном Святослава. Первый раз, разумеется, в тексте "Слова". Таким образом, Святослав как бы говорит: "Я против практики вещих снов" (т.к. я верю в единого Бога). Автоматически это означает НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ СВЯТОСЛАВА К "СЛОВУ", где рассказывается его вещий сон. (И это как раз есть аргумент против авторства Святослава, что обсуждается в параллельной ветке).
А негативное отношение Святослава к "Слову" есть противопоставление его нынешней (т.е. предсмертной) позиции и "язычества" (или еретичества) в "Слове".
Сумма: из разбираемого текста следует, что Святослава достали все эти истокования его снов боярами, которые являются друзьями Марии и по совместительству еретиками.
Рад вновь услышать вас, Саша.
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Сообщение Владимир Медведев » 19 фев 2009, 09:53

Андрей Чернов писал(а):Если вы дочитали до этого места и у вас есть что сказать о Владимире Черниговском или о моей атрибуции, пишите.
Тема не закрыта.

Уважаемый Андрей Юрьевич!
Хотелось бы узнать, как Вы смотрите на следующее суждение Л. А. Дмитриева: "...в текстах XI—XII вв. не зафиксировано ни одного случая употребления слова «князь» в обращениях князей друг к другу (см.: Франчук В. К вопросу об авторе. С. 162 и примеч. 2 на той же с.). Поэтому, если бы А. был князь, он не мог бы обратиться к Всеволоду Юрьевичу Большое Гнездо с призывом: «Великий княже Всеволоде!». Укр. историк и писатель Л. Е. Махновец привел единственный случай такого рода обращения князя к князю, но из текста XIII в.".
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Re: Автор "Слова о полку..." - Владимир Черниговский

Сообщение Nikola » 01 окт 2011, 16:12

Владимир Медведев
Это Вы интересно подметили - "не мог!" Очень верное наблюдение. "Брат" - вот нормальное обращение князя к князю, ну и "господин" к старшему - не только в Слове зафиксировано.
Но это "не мог" работает только в одном случае - если автор (тут не важно - от своего имени или от имени Святослава) призывает Владимирского князя вступиться за отчий стол.
Вспомним сцену поражения Игоря - там автор называет две княжеские крамолы: "рекоста брат брату то мое и то мое же" (каждый держит свою отчину) и "на малое се великое молвити". Вот это очень даже в суздальский огород камешек - Всеволод перенес стол Великого князя во Владимир, хотя по лествице и примеру отчич и дедич должен был сесть в Киеве. Но - начал строить за Окой новое государство и на Русь положил... Может, при таком раскладе Русский князь мог сказать "Великий князь Всеволод! А не подумать ли тебе о возвращении столицы в Киев?" - наперед зная, что не люба Всеволоду такая идея?
А еще можно вспомнить, что Всеволод просидел таки месяц на Киевском столе, еще будучи далек от Великого княжения - пусть и не своей волей, а по приказу брата...
Не было у южнорусских князей повода шибко уважать Великого князя Владимирского - у них был свой Великий князь Киевский!
Nikola
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1566
Зарегистрирован: 09 сен 2006, 13:12
Откуда: Москва

Re: Автор "Слова о полку..." - Владимир Черниговский

Сообщение Konrad » 02 окт 2011, 10:52

"рекоста брат брату то мое и то мое же"
Вот к кому обращается автор: "Братие"
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Автор "Слова о полку..." - Владимир Черниговский

Сообщение а лаврухин » 26 июл 2012, 19:59

Здравствуйте, уважаемый Евгений.

У меня к Вам обращение в качестве заметки.
Вы как-то обмолвились, что разговор об "изнасиловании
половецких дев" смахивает на бред. Позвольте на это Вам возразить.

В материалах книги " Т.М.Николаева. Слово о полку Игореве. М., 2005" на с.180 приводятся два отрывка:
один из текста "Слова", другой из "Тараса Бульбы" Н.В.Гоголя . Они очень между собой схожи, чтобы
сомневаться в заимствовании второго текста из первого:

1. Съ зарания въ пятокъ потопташа поганыя плъкы половецкыя
и рассушась стрЕлами по полю, помчаша красыя дЕвки половецкыя,
а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты.
Орьтъмами, и япончицы, и кожухы начаша мосты мостити
по болотомъ и грязивымъ мЕстомъ и всякыми узорочьи половецкыми.

2. Много избил он всякой шляхты. разграбил богатейшие и лучшие земли,
распечатывали и поразливали по земле козаки вековые мёда и вина,
охранно сберегавшиеся в панских погребах, изрубили и пережгли
дорогие сукна, одежды и утвари... Не уважили козаки чернобровых
панянок, белогрудых, светлоликих девиц (...) подымались к небесам
крики, от которых подвинулась бы самая сырая земля и степовая трава
поникла бы от жалости долу.

Обвинить Н.В.Гоголя в бреде - вот что остаётся тому, кто будет настаивать на том, что Автор "Слова"
под выражением "мосты мостить" ни в коем случае не мог иметь в виду совершение полового акта.
Хорошо известно, что Н,В.Гоголь был большим знатоком русского и украинского фольклора. И словарь
В.Даля хорошо подкрепляет именно эротический контекст соответствующего отрезка "Слова" с фразой
"мосты мостить".
Интересно и то , что Словарь Древнерусского языка не знает таких слов как "орьтъмами" и "япончицы".
Их значение, воможно, определяется подбором звукописного ключа. А в контексте, к примеру, поэзии И.Баркова
соответствия фразам "по болотомъ" и "грязивымъ местомъ" не заставят сильно напрягать воображение,
чтобы сцена насилия над пленницами развернулась в своих подробностях.
Аватара пользователя
а лаврухин
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2619
Зарегистрирован: 22 июл 2012, 09:09

Re: Автор "Слова о полку..." - Владимир Черниговский

Сообщение Лемурий » 26 июл 2012, 23:40

а лаврухин писал(а):Автор "Слова" под выражением "мосты мостить" ни в коем случае не мог иметь в виду совершение полового акта.
Хорошо известно, что Н,В.Гоголь был большим знатоком русского и украинского фольклора. И словарь В.Даля хорошо подкрепляет именно эротический контекст соответствующего отрезка "Слова" с фразой "мосты мостить".
Интересно и то , что Словарь Древнерусского языка не знает таких слов как "орьтъмами" и "япончицы"...

Приветствуем нового исследователя "Слова". Попытка найти значение - УЖЕ считается.

см. тему :arrow: Мосты мостить по болотам
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24127
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 50

cron