Новый » 06 апр 2007, 05:07
Теперь хочу ещё раз отметить, что мы, ввиду скудости сведений, часто склонны переоценивать информативность различных дидактических текстов. Ведь их цель была - не описать, а ОСУДИТЬ. Цитирую собственный текст: "стреляя в противника, не обязательно вглядываться в его лицо". В Библии, скажем, когда говорится о Молохе или Ваале, это подчас не упоминание конкретных культов, а обобщенные символы язычества. Так и у церковных писателей. "Перун" - тоже иногда обобщенный символ. А "Хождение Богородицы по мукам" я всерьез в этом смысле не принимаю уже хотя бы потому, что это переводная вещь, и, кажется, уже в греческом подлиннике имена божеств взяты "от фонаря"; тем более в переводе - просто перечислили то, что было в той или иной мере ещё "на слуху". О фактической достоверности тогда не особенно заботились, поскольку благочестивая притча не считалась ложью; а несколько навязчивым перечислением тогда, в эпоху преобладания образного, а не категориального мышления, часто "убеждали". Вы же не принимаете всерьез, скажем "татарского бога" "Гурса" из "Сказания о Мамаевом побоище"! То же самое относится к Софийскому Хронографу - тоже, естественно, переводному, - где фигурируют "египетские цари" Сварог и Дажбог (отец и сын), причем в образе первого совмещаются черты "Ифеста" (Гефеста) и Прометея, второй же "солнце-царь", из чего делаются выводы о солярном божестве... Но чем же этот эпитет качественно отличается от тех, которые прилагаются к Владимиру и к Людовику 14-му? А они, между тем, не боги. Далее, в дидактических посланиях вы найдете очень путаные высказывания, подтверждающие мою мысль о том, что в по интересующему нас вопросу такой литературе не стоит особенно доверять. Вот вам пример: в "Паисиевом сборнике поучений" есть фраза о поклонении "АРТЕМИДУ и Артемиде, рекше Роду и Рожанице". Комментарии, надеюсь, излишни.
Далее, о Перуне. Видите ли, в его образе - в той мере, в коей он вообще просматривается, - ничего конкретно "змееборческого" не видно, а вот черты змея, напротив, проступают очень явно (см. мой пост, где я пишу о Горыныче). И более широкий вопрос: насколько змееборчество вообще входит в обязательную программу "главного божества" по индоевропейской схеме? У греков, скажем, этим занимался не Зевс, а только фригийский по истокам Аполлон. И Беллерофонт, убивший Химеру (если, допустим, считать её "змеёй") - не только не бог, но даже и не грек, а ликиец: эту историю рассказывает в "Илиаде" Диомеду его потомок, ликийский вождь Главк. "Змей" же - не всегда "отрицательный герой (это же не Библия), а иногда тотем: Кадм, основатель Фив, был превращен в змея до конца жизни, хотя, наверное, и не по собственному желанию...Опять-таки, любая попытка языческой реконструкции должна соотноситься с известными, "матричными" образцами (например, Рыбаков предполагал два женских божества - "Лелю и Ладу", - основываясь на схеме "Персефона-Деметра")... Так вот, где убедительные аргументы в пользу обязательности этого змееборчества?
Что касается Ильи, то этот миф о громе - попытка псевдорационалистического объяснения природного факта: огненная колесница давала логическую зацепку. И понятно, что в языческие времена гром приписывали некоему божеству; но какому - это дело тёмное. О "функциональном предшественнике" Ильи этот миф ничего не говорит. И посмотрите один из моих предыдущих постов, где говорится об "эффекте второго брака", т. е. о том, что к более позднему культу прилагаются многие ранее сложившиеся навыки, но это не причина видеть в объекте второго культа "скрытый" объект первого.
О том же, что культ Перуна - чисто варяжский, свидетельствует хотя бы чисто внутриваряжский характер этой дикой истории с несостоявшимся жертвоприношением (юноша, на которого пал жребий, - по Никоновской, Иван, - был варягом). И приверженцы этого культа - Игорь и Святослав, - ведут себя именно как дружинные конунги, люди, не особенно укорененные в стране. Первый после неудач против греков поставлен своими людьми, заявившими об "отроках Свенельдовых", перед необходимостью похода - не от хорошей жизни, - на древлян за добычей, чтобы хоть этим спасти свой статус лидераю Второй же вообще хочет выселиться из Киева на Дунай. Совершенно ясно, что они были предводителями хорошо вооруженного, но не "почвенного" меньшинства. Насчет же того, что имя Перуна взяли у кривичей, я согласен. Ведь было нарицательное "перун" - "гром", - и так славяне, я думаю, называли (вовсе не поклоняясь им) и скандинавского Тора, и балтийского Перкунаса (а они могли для смешанной по составу дружины, быт которой не способствовал утонченной дифференциации культов, слиться воедино, что для язычников характерно: для Геродота египетский Амон - Зевс, и божества скифов отождествляются с греческими). Это влияние кривичей тем более вероятно, что там близко Литва. И, если вы пишете о Гориславе, то учтем, что Рогнеда - это, очень вероятно, литовское имя. В Литве была крепость Рагнета (сейчас она называется "Неман"), и было, кажется, женское имя, звучащее идентично. Если так, то в Полоцке Владимир
подвергся и литовскому влиянию.
Соображения же о неславянском характере культа Перуна подкрепляются ещё и тем, что не только в Киеве каменного кумира организовать не могли, но и в Новгороде Добрыня должен был (в 980-ом году) "ставить" идола: значит, даже и там он не стоял регулярно.
Заканчиваю тем же, с чего начал: я вас не переубеждаю (уверен, что останетесь при своем мнении, так же, как, соответственно, я при своем). Мы просто обмениваемся "материалом к размышлению" - так я, во всяком случае, рассматриваю этот диалог.