Уважаемая Саша А. !
Если языческие боги отождествляются Автором с темными силами, то почему
1. Предупреждают Игоря не просто об опасности, а о несчастном окончании похода (затмение, Див)
2. Ярославна обращается к ним с просьбой вернуть мужа (разве Ярославна при этом отрицательный образ?)
3. Во время побега Игорь сам обращается с просьбой к реке помочь ему.
Причем Автор никак интонационно ни по смыслу не причисляет силы природы к темным силам. А выражения «Дажбоговы внуки» или «ветры – Стрибожьи внуки» наоборот вставлены в довольно патетичных местах.
4. И где, в таком, случае светлые силы – ни Христа, ни кого другого в тексте вообще нет.
5. Если слово бес не понятно, то почему его не заменить словом черт. Черт - это древнее общеславянское слово, индо-европейского происхождения, обозначающее во всех славянских языках темных духов, известное славянам не одно тысячелетие. (См. Виктор Владимирович Мартынов. ЯЗЫК В ПРОСТРАНСТВЕ И ВРЕМЕНИ. К проблеме глоттогенеза славян. Издание второе. Москва, 2004. Издательство научной и учебной литературы УРСС. И я еще специально проконсультировалась с профессиональным лингвистом)
6. «Слово Даниила Заточника», и «Поучения Владимира Мономаха» – это тоже светские произведения, однако в них нет ни одного упоминания языческой символики, а христианской, более чем достаточно. Я ведь даже не поленилась, посчитала сколько раз те или иные термины употребляются в эти произведениях.
7. Если князья проводники и блюстители христианской религии, то почему вопреки канонам и прямому религиозному запрету большинство берет языческие имена. Но ведь среди них есть и с христианскими именами. Одно дело, деревенские жители, в среде которых пережитки язычества могли сохраняться очень долго. Другое дело – знать, которое христианство как раз внедряло?
8. Если Вы говорите, что пережитки язычества сохранились и в 17в, то почему не предположить что в 12в. были не пережитки, а просто язычники.
Уважаемая Imandra,
хочу признаться, что Вы своими острыми вопросами заставили меня поерзать на стуле и прочистить горло кашлем Попробую на них ответить в меру сил и способностей.
1-4) совершенно согласна с Вами, языческие боги в Слове несут положительную нагрузку, НО к ним относятся славянские языческие боги. Славянские боги указывают путь Игорю и предупреждают его об опасности, т.е. - покровительствуют ему.
Есть еще Тмутараканский болван, которого я отождествляю не с каким-то конкретным каменным/мраморным изваянием (так и не найденным на Таманском полуострове), а с языческим богом коренных жителей Тмутаракани. Вот этот болван - несет отрицательную нагрузку. Он - символизирует "поганых", т.е. язычников-половцев.
Как я уже говорила, в Слове отсутствует какая-то часть текста, в которой происходит поворот от славянских богов к православию. Эта лакуна и породила такую массу споров по поводу религиозной ориентации Автора. Игорь, вернувшись из плена, идет к православной Церкви. И это - главный и очень сильный аргумент в пользу того, что выбор Автора на стороне православия, а не язычества.
5) Я не знаю, бытовал ли на Руси образ черта/беса ранее 11 в. Словарь Древнерусского языка под ред. Аванесова приводит самые ранние упоминания, начиная со 2-й половины 11 века.
Вот интересная статья Успенского про Черта:
http://74.125.113.132/search?q=cache:Y8Z8TWSSXR8J:vads.ahds.ac.uk/texts/RVA/zr1907-1b.rtf+%22%D1%87%D0%B5%D1%80%D1%82%D1%8A%22&cd=13&hl=en&ct=clnk&gl=us
Мое внимание привлекла такая фраза:
Въ византійскомъ и древне-русскомъ искусствѣ чертъ, собственно говоря, мало интересенъ и довольно однообразенъ. Особенно интересными и разнохарактерными изображеніями бѣсовъ богаты наши церковныя стѣнописи, иконы и миніатюры рукописей въ XVII и XVIII вѣкахъ.
6) совершенно с Вами согласна, Слово - уникальное произведение.
Упоминание языческих богов - явный анахронизм для Руси 12 в., где уже на протяжении двух веков планомерно насаждалась христианская религия.
И я придерживаюсь мнения, что такое произведение не мог написать представитель духовенства, а только - светское лицо.
7) Количество святых в 12 в. не покрывало всех дней в году. Видимо, поэтому в качестве родильного имени бралось народное имя. К тому же я не знаю "прямого запрета" брать народное имя. Где это указывалось?
Насколько мне известно, в 15-16 вв. многие представители знати по имени Петр брали покрывающее имя - Верига, хотя такого имени в Святцах нет. Но язычниками таких людей никто не называл, имя Верига фигурирует в духовных грамотах, в купчих/закладных документах.
8 ) Язычники в 11-12 в., безусловно, существовали. Помнится, князь Глеб Тмутараканский собственноручно зарубил топором такого язычника-предсказателя.
На мой взгляд, если бы Слово было написано язычником, то упоминание Пирогощей церкви в нем бы отсутстовало.