В 301 г. благодаря подвижнической деятельности св. Григория была крещена Армения, хотя, возможно, крещение состоялось позднее, около 314-316 гг., что соответствует данным Анонима, включенным в труд VII в. Себеоса (некоторые исследователи, наоборот, предполагают несколько более раннюю дату). Привлекая данные «Арабской версии Агафангела» (перевод VIII-IX вв. греческого «Жития Григория»), полагают, что в них идет речь об одновременном крещении царя и знати Алании Фомой из Саталы, начавшим проповедь в Албании в 315 г., о разрушении св. Григорием языческих капищ и установлении христианских церквей, о подготовке и рассылке священников к разным народам, в том числе к аланам. Однако отмечается, что под «аланами» скрываются албаны, на Евфрате крестились цари Армении, Иверии, Лазики и Албании, а Фома был послан в Албанию [20: 140]. Действительно, арабская версия вызывает некоторые вопросы, которые не могут просто сниматься ссылками на греческий оригинал. Следует отметить, что
крещение произошло в 301 г. В перечислении народов и правителей, находившихся
под опекой св. Григория, «аланы» объединяются с грузинами, лазами и абхазами, а епископы посылались кроме Армении и Грузии к «аланам» и в страну Д-р-з-к-й-т, т. е. к дурдзукам Центрального Кавказа. Само этническое окружение, как будто, более свидетельствует в пользу алан, а не албанов...
---
..аль-Идриси упоминал рядом с малоазийским г. Энеоном землю
алан, исповедовавших несторианство...
---
Из письма хазарского правителя Иосифа испанскому сановнику Хасдаю ибн-Шапруту мы знаем, что в сер. X в. аланы продолжали платить дань хазарам. Однако вскоре аланы окончательно обретают свободу. Хазары, а под их влиянием
некоторая часть алан, исповедовали иудаизм («Кембриджский документ»)...«Кембриджский документ» и ал-Масуди далее сообщают, что при правлении Аарона византийский император Роман I Лекапин (920-944 гг.) подстрекнул на антихазарское выступление царя алан. Оно окончилось неудачно.
Аланы после 932 г. вынуждены были отречься от христианства и выслать присланных к ним епископов и священников. Некоторые исследователи полагают, что выступление алан против хазар было продиктовано принятием ими христианства. Аарон женил своего сына Иосифа на дочери аланского царя. Но
вскоре христианство официально вернулось к аланам.
------------
А. А. Туаллагов (д.и.н., зав. отделом археологии СОИГСИ) Христианство и аланы Северного Кавказа