"Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 26 авг 2016, 22:18

Mitus писал(а):где в статье 1170 года и есть ответ на мой к Вам вопрос и где сам же Мстислав и объясняет другим князьям как они нагадили торговле.

Вы правда не видите сходство призывов Мстислава Изяславича и Автора СПИ?

    ""Вложи Бог в сердце Мьстиславу Изяславичю мысль благу о Рускои земли. И съзва братию свою и нача думати с ними. Река им:
    - А уже у нас и Гречьский путь изъотимають и Солоный и Залозный. А лѣпо ны было братье възряче на Божию помочи и на молитву святоѣ Богородици поискати отець своих и дѣд своих пути и своей чести..."
    (Ипат.1170)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24155
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 27 авг 2016, 06:50

Лемурий писал(а):Вы правда не видите сходство призывов Мстислава Изяславича и Автора СПИ?
- А в чём сходство-то? Совершенно разные по смыслу высказывания. Когда я говорю кому-то "доброе утро", то это я, что, типа у Вас позаимствовал?
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 27 авг 2016, 08:57

Мстислав Изяславич обращается к Мстиславичам с призывом защитить среброносные пути Переяславля: "А лепо ны было, братья..."
и
духовник Мстислава Климент Смолятич, спустя 17 лет, также обращается к Мстиславичам: "Не лепо ли ны бяшеть, братья..." с присывом закрыть полю ворота по причине (УЖЕ БО) Сула не течет к Переяславлю серебряными ручьями - те же среброносные пути, только образно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24155
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение краевед » 28 авг 2016, 23:25

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Но, стоит обратить внимание, что все богатство, собранное на вежах было при девах: "а съ ними злато и паволокы...", явный намек на приданное...

Приветствую, уважаемый краевед, после столь долгого перерыва. Тогда мы, да помнится, остановились на сфрагиде, предложенной А.Черновым, однако, сфрагида не в "ходыне", а именно здесь:

"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22): "серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
-------
Г.М. Барац "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с. 36

Злато, и паволокы, и драгыя оксамиты - отрывок как и строки "Слова Даниила Заточника": "Паволока бо испестрена многими шолкы и красно лице являеть" - относят нас к событиям 1164 года, когда киевский князь Ростислав Мстиславич за дары от византийского императора ("30 сребреников" по отношению к Клименту Смолятичу) согласился принять греческого митрополита Ивана вопреки своему желанию добиваться митрополитства для Клима.
В лето [6672] Приде митрополит Иван в Русь и не хоте его Ростислав прияти, занеже отрядил бяше Ростислав Гюряту Семковича к церкви, хотя оправити Клима [Смолятича] в митрополью. И възвратися опять Гюрята из Олешья с митрополитом и с царевом послом и присла царь дары многы Ростиславу: оксамотъı и паволокы и вся узорочь разноличная. Посол же царев молвяше Ростиславу: "Молвить ти царь аще примеши с любовью благословение от святыя Софья... [далее запись обрывается]" (Ипат. 1164)

Именно это место, как и подобная сфрагида в СДЗ - "личная подпись" Климента Смолятича (!)


Уважаемый Лемурий, то, что Вы не признавая ранее даже намека на присутствие имени автора в "Слове", запечатанное с помощью сфрагиды, теперь, как Вам кажется, находите сфрагиду имени Климента Смолятича в фрагменте, где упоминаются "оксамыты и паволокы". Как известно, сфрагида, это авторская печать, его имя, вплетенное в ткань произведения. Как правило, сфрагида автора находится в конце произведения, и А.Чернов, принимая упоминание Ходыны как сфрагиду, находит ее в конце "Слова". Упоминание о "узорочьях" находится далеко не в конце произведения, тем более в Библии оно связано с наказанием Господом женщин Иерусалима за их гордыню: Книга пророка Исаии 3: 16 - 25
Если опираться на Библейский текст, то тогда стоит признать, что и Даниил заточник, и Климент Смолятич намекают на свою гордыню, которых Господь лишил одежд и украшений. Если считать, что упоминание об "узорочьях" являются личными подписями авторов. то и Даниил заточник и Климент Смолятич были женщинами.
К тому же, сфрагидой может являться собственное имя автора, а не упоминание " узорочьев разночинных".
На наличие сфрагиды в конце "Слова" я уже обращал внимание ранее в своей статье о реке Каяле:
"пети слава Игорю Святъславичь. Бую туру Всеволоде. Владимиру ИгорЕВИЧЬЗДРАВИКНЯ[/color]ззи и дружина... "
Прочитав выделенное наоборот получаем чтение: ЯНКИВА РДЗЬЧИВ. А если развернуть часть отчества Владимира наоборот, что применялось довольно часто при создании псевдонимов, то получается довольно осмысленное чтение - ЯНКИВА РДЗЕВИЧЬроги, т.е. ЯН РЫДЗЕВИЧЬ. Это вполне допустимо, т.к. в польском языке слово рыдзь обозначало рыжий, а в самом "Слове" исследователи находили довольно много полонизмов, а также слов характерных для западноукраинского галицкого диалекта.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 29 авг 2016, 00:09

краевед писал(а):Как правило, сфрагида автора находится в конце произведения, и А.Чернов, принимая упоминание Ходыны как сфрагиду, находит ее в конце "Слова". Упоминание о "узорочьях" находится далеко не в конце произведения, тем более в Библии оно связано с наказанием Господом женщин Иерусалима за их гордыню: Книга пророка Исаии 3: 16 - 25

Уважаемый краевед, "как правило" - это НЕ везде, бывают и исключения. Если Автор пишет анонимно на это могут быть причины, например, Изяслав Мстиславич после наложения на него анафемы митрополитом-греком Константином не мог бы называть себя по имени, если бы хотел, чтобы его "Слово" прочитали христиане. А Клима Константин клял наравне с Изяславом.

Про книгу Исаии читайте Бараца внимательно:

    "паволоки, оксамиты и всякое узорочье" взяты из известия Киевской летописи под 1164 г.: "и присла царь дары многы Ростиславу, оксамотъı и паволокы и вся узорочья", а "орьтъмы, япончицы и кожухы" выбраны, по личному вкусу, из длинного списка предметов личного убранства, содержащегося в книге пророка Исаии (III, 18-22): "серьги, и ожерелья (= орьтъми, от греч. αρτημα - серьги, привеска)..., верхняя одежда (= кожухи - шубы)..., светлыя тонкия епанчи (=япончицы)..." (См. Синодальный русский перевод Библии).
    -------
    Барац Г.М. "О библейском элементе в Слове о полку Игореве", Киев, 1912, с. 36


краевед писал(а):Если опираться на Библейский текст, то тогда стоит признать, что и Даниил заточник, и Климент Смолятич намекают на свою гордыню, которых Господь лишил одежд и украшений. Если считать, что упоминание об "узорочьях" являются личными подписями авторов. то и Даниил заточник и Климент Смолятич были женщинами.

Это повторение ошибки делений украшений:

"паволоки, оксамиты и всякое узорочье" - относится к Ипат. 1164, те "30 сребреников" за которые Ростислав лишил Русскую Церковь местного митрополита и это ОДНОЗНАЧНО относится к Клименту Смолятичу. Подобный набор есть как в СПИ так и в СДЗ.

"орьтъмы, япончицы и кожухы" - Вы найдете в Книге Исаии в описании "надменных дочерей Сиона".

Напомню, что СПИ построено на "Притче о блудном сыне", где "младший сын" (Ольгович) отправляется в далекие страны и растрачивает отцовское состояние на чужбине с блудницами, затем приходит в отчий дом (Пирогощую - Церковь Мстислава), ища примирение. Этому возвращению "блудного сына" и рады города и страны.

См. Гаспаров Б.М. Поэтика "Слова о полку Игореве", М., 2000, С.298-305 (СПИ и Притча о блудном сыне)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24155
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение краевед » 31 авг 2016, 00:02

Mitus писал(а):
краевед писал(а):Вопрос, почему Игоря, прибывшего из плена радостно принимают в Киеве, как защитника русской земли, пожалуй разрешил М.Д.Приселков, предположивший, что половецкое войско было собрано не в связи с походом Игоря, а сами половцы собирались напасть на Русь, Игорь сам того не подозревая, оказался в полосе сбора половцев, которые оказались на расстоянии одного конного перехода от войска Игоря. Игорю пришлось сразится со всей половецкой землей, сорвав планы половцев ценой гибели свонго войска.
- Ваша правда и я уже пытался недавно убедить форум в том, что у Игоря нет вины перед Переяславцами. В том-то и суть, что Кза не пошёл бы к Путивлю, ибо здесь он искал лёгкой добычи. Будь Игорь дома все силы половцев обрушились бы на Переяславль. И всё так же "рустии князи опоздишася". Как были виновны во всём Рюрик и Давыд так и остаются. Между тем Игорь Владимиру Переяславскому помогать бы ну никак не стал ибо враги они, а тут волей неволей но Игорь СПАС Переяславль. :D


Уважаемый Mitus, совершенно с Вами согласен относительно нежелания Игоря нападать на переяславцев, т.к. он отомстил Владимиру Глебовичу, разрушив Глебов, но сам поход Игоря в половецкую степь нельзя рассматривать как отдельно взятый факт истории Руси. Стоит вспомнить, что в 1174 г. Игорь сумел защитить Переяславское княжество от Кончака. Уже в 1180 г. в союзе с Кончаком Игорь пытается добиться Киева для Святослава.
В 1183 г. Владимир Глебович сполна отплатил Игорю за защиту переяславщины, возмущенный отказом Игоря поставить Владимира в авангарде русского войска во время их совместного похода. В результате набег Владимира на Новгород-Северское княжество и ответ Игоря, взявшего на щит город Глебов переяславцев. Как мне представляется, эта цепь событий предопределила и поход Игоря на половцев в 1185 г. Тем не менее странно выглядит мнение, что Игорь мог в тот год ходить на Кончака, т.к. летописи не сообщают о разрыве их союза, а напротив, Кончак сделал все возможное, чтобы забрать Игоря на свои кочевья после поражения русского войска, и возможно, со временем организовал его побег. Даже наши всеми уважаемые Б.А.Рыбаков и С.А.Плетнева в журнале "Наука и жизнь" №9 за 1986 год, С. 44-46 отмечая: "В летописи сказано, что половецкие стрелки выпустили только по стреле и затем поскакали за вежи и ушли в степь, оставив их на разграбление. Все это выглядит и сейчас необычайно подозрительно!". Их выводы о местеположения веж сродни Вашим, т.к. предполагала С.а.Плетнева: "Участок степи выбранный для "ложных веж" был крайне неблагоприятен для размещения русского войска... Русское войско захватило подставные вежи", которые находились в: "междуречье Самары и Быка... гиблый, необитаемый участок, страшный мешок...". Советские историки остались верны себе - поход Игоря мог быть направлен только на Кончака! В том то и дело, что Кончак в то время был надежным союзником Игоря и после его поражения, как пишет там же С.Плетнева: "Кончак направил свой удар на Переяславское княжество, которым владел враг Игоря Владимир Глебович". При этом Плетнева в скобках уточняет: "(напомним, что Владимир погиб, защищая Переяславль)", хотя известно, что Владимир Глебович умер только в 1187 г., а в 1185 г. он был только ранен, правда, довольно тяжело. Странная ошибка для ученого такого уровня. По моему предположению, Игорь ходил вовсе не на вежи Кончака, и если отбросить достаточно оправданную версию свадебного похода, то тогда стоит предположить, что поход Игоря мог быть направлен на орельских половцев. входящих в поднепровскую группу половцев. Как пишет Федоро-Давыдов Г.А.: "Хан Кончак... заявлял о своих притязаниях и на днепровское объединение половцев". Федоров-Давыдов Г.А. Кочевники Восточной Европы в X - XIII в.в. //Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук// МГУ, М., 1966,, С.14
В этом случае вполне справедливо допустить. что неоднократные набеги Игоря на вежи днепровских половцев. в частности, поорельцев были частью плана Кончака заставить днепровцев войти в его орду. Здесь планы Игоря и Кончака совпадали.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 31 авг 2016, 00:26

краевед писал(а):Стоит вспомнить, что в 1174 г. Игорь сумел защитить Переяславское княжество от Кончака. Уже в 1180 г. в союзе с Кончаком Игорь пытается добиться Киева для Святослава...

Вообще-то в 1180-м в союзе в Кончаком и Гзаком Игорь со Святославом и Ольговичами русские города пожег корости ради.

Святослав обратил в пепел внешние укрепления Друцка и, не теряя времени, шел к Киеву, сопровождаемый толпами Половцев. Сие-то гибельное обыкновение, в войнах междоусобных дружиться с иноплеменными хищниками и призывать их для ужасных злодейств в недра государства, всего более обесславило Князей Черниговских в нашей древней истории и было одною из причин народной любви к Мономаховым потомкам, которые дотоле гнушались оным (если исключим Георгия Долгорукого) и, следуя наследственным правилам, отличались Великодушием.
---------
Н.М.Карамзин. История государства Российского. Том 3, Междоусобица 1180 года
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24155
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение краевед » 31 авг 2016, 23:52

Mitus писал(а):
краевед писал(а): оказались на расстоянии одного конного перехода от войска Игоря.
- именно так и было, когда они прошли Курск и двинули к Дону, то в первый же день и обнаружили половецкие разъезды. Соответственно, и половцы их заметили и устороили им замануху с девками. Мосты мостили = быстрые свадьбы с половчанками, то бишь не свадьбы, а насилие.


Уважаемый Mitus, хорошо известно, что на половецких вежах находились не только "красныя девки". Как повествует Ипатьевская летопись, половци "собравшеся от мала и до велика стояхуть на оной стороне рекы Сюурлия... и выехаша ис половецкихъ полковъ стрельци и пустивше по стреле на Русь и тако поскочиша". ПСРЛ. Ипатьевская летопись Т.2., СПБ, 1908, С. 438-439
На вежах было не только взрослое население, но даже дети. Просто не верится, что если вежи в действительности были подставой, могли бы половцы рисковать своими сородичами, а тем более детьми, зная, что на них движутся русские полки? Думаю. что нет. К тому же, завидев приближающееся русское войско, половцы должны были отвести вежи в глубь степи, а вместо этого в глубь степи бросаются половецкие полки. Странно выглядит и ситуация, при которой половецкие полки, несомненно охрана веж, вдруг бросает их на милость победителя, а ведь на вежах могли в это время находиться их деды, бабки, матери, жены, дочери, сыновья. Тем не менее половецкая охрана разбегается. В одном была права С.А.Плетнева, считая, что это и сейчас выглядит весьма подозрительно. Создается полное впечатление, что бросая свои вежи на произвол судьбы половцы уверены, что от русского войска не стоит ждать угрозы, и их родственники вне опасности. Вспомним, что в первую очередь при сражениях половцы пытались в первую очередь спасти свои вежи: "А половци котории утягли переити вежами спасошася а котории не утяглы а тех взяша". Там же, С.432
Речь идет о сражении Игоря с половцами в 1183 г., как раз о том сражении, в результате которого между Игорем и Владимиром Глебовичем возникла распря. Здесь почему-то половцы не доверяют свои вежи русским, а стараются их спасти, зная, что они будут разграблены. Иное дело в 1185 г., половцы свои вежи не "утяглы", видимо, совершенно не опасаясь за последствия. С этой точки зрения версия свадебного похода представляется весьма осмысленной. К сожалению, летописец не указывает кому из половецких родов принадлежали вежи. Возможно, и Кончаку.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Помчаша красныя дѣвкы половецкыя

Сообщение Лемурий » 01 сен 2016, 12:11

Изображение
Владимир Семёнов. Иллюстрация к изданию "Слово о полку Игореве" (1970)

краевед писал(а):На вежах было не только взрослое население, но даже дети. Просто не верится, что если вежи в действительности были подставой, могли бы половцы рисковать своими сородичами, а тем более детьми, зная, что на них движутся русские полки? Думаю. что нет. К тому же, завидев приближающееся русское войско, половцы должны были отвести вежи в глубь степи, а вместо этого в глубь степи бросаются половецкие полки. Странно выглядит и ситуация, при которой половецкие полки, несомненно охрана веж, вдруг бросает их на милость победителя, а ведь на вежах могли в это время находиться их деды, бабки, матери, жены, дочери, сыновья. Тем не менее половецкая охрана разбегается. В одном была права С.А.Плетнева, считая, что это и сейчас выглядит весьма подозрительно. Создается полное впечатление, что бросая свои вежи на произвол судьбы половцы уверены, что от русского войска не стоит ждать угрозы, и их родственники вне опасности.

ИЛИ половцы как и в 1183 году были заняты более важным делом, например, отражение главного удара общерусских войск:
    Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ. Божиею помочью взяша вежѣ половецькѣи, много полона и коний, мѣсяца априля въ 21, на самый Великъ день...

    В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ
    [ на самом деле 13 апреля 1185 года см. в Хлебниковском, Погодинскином и Ермолаевском списках и у Татищева.

краевед писал(а):Речь идет о сражении Игоря с половцами в 1183 г., как раз о том сражении, в результате которого между Игорем и Владимиром Глебовичем возникла распря.

Ну да, все русские князья отличились в этот год в войне с половцами, а лишь один Игорь Святославич в поджоге и убиении христиан Переяславского княжества.

А в 1184 году той же группой, отлынивая от общерусского похода, притянувшего к себе основную часть половцев, также хитрецой решили поживиться за счет других:

    Того же лѣта слышавъ Игорь Святославличь, оже шелъ Святославъ на половцѣ, призва к собѣ брата своего Всеволода и сыновця Святослава и сына своего Володимѣра, молвяшеть бо ко братьи и ко всѣй дружинѣ: «Половци оборотилися противу рускимъ княземь, и мы без них [без половцев] кушаимся [попытаемся] на вежах ихъ ударити». (Ипат.1184)
В 1185 году тот же сценарий - половцы ополчились против Романа Нездиловича - вежи пустые:

Изображение
Радзивилловская летопись М.583 л.232об (1186)
"И побежени бывше половци. И биша я до вежъ, и множество полона взяша, и женъ, и детей. И стояша на вежахъ три дни, веселящеся..."


Поэтому Автор словами Святослава и сказал про них "доброе" слово:

    О, моя сыновчя, Игорю и Всеволоде! Рано еста начала Половецкую землю мечи цвѣлити, а себѣ славы искати. Нъ нечестно одолѣсте, нечестно бо кровь поганую проліясте. Ваю храбрая сердца въ жестоцемъ харалузѣ скована, а въ буести закалена...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24155
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 02 сен 2016, 18:20

краевед писал(а):на половецких вежах находились не только "красныя девки". Как повествует Ипатьевская летопись, половци "собравшеся от мала и до велика стояхуть на оной стороне рекы Сюурлия... и выехаша ис половецкихъ полковъ стрельци и пустивше по стреле на Русь и тако поскочиша". ПСРЛ. Ипатьевская летопись Т.2., СПБ, 1908, С. 438-439
На вежах было не только взрослое население, но даже дети. Просто не верится, что если вежи в действительности были подставой, могли бы половцы рисковать своими сородичами, а тем более детьми, зная, что на них движутся русские полки? Думаю. что нет.
- а кто и где написал что русские захватили детей и стариков? Половцы детей и стариков в первую очередь похватали и увезли, а девки спасались сами. И спасались удачно :D - Ну вот, а ведь Святослав-то Ольгович только к вечеру с этой погони и воротился....!! Дети и старики для того и были на виду, чтобы русские повелись что это просто вежи и не более того... "Выехаша из половецких полков" не сочетается со словами "от мала до велика" - по мне так летописец имел в виду, что "выехаша из толпищи половецкой стрельцы ....
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 02 сен 2016, 18:25

краевед писал(а):в 1185 г. он был только ранен, правда, довольно тяжело. Странная ошибка для ученого такого уровня.
- а я к их постоянным ошибкам уже привык :D
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Лемурий » 02 сен 2016, 19:40

Mitus писал(а):Половцы детей и стариков в первую очередь похватали и увезли, а девки спасались сами. И спасались удачно ...

Вас послушать, то половцы по собственному добровольному мазохизму своих жен и дочерей русским "богатырям" для "игры" в догонялки отдали, а детей в полон:

    "И побѣжени бывше половци, и биша и до вежь, множество полона взяша, жены и дѣти, и стояша на вежах 3 дни веселяся..."(Лавр. 1186)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24155
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 02 сен 2016, 19:42

Лемурий писал(а):множество полона взяша, жены и дѣти, и стояша на вежах 3 дни веселяся..."(Лавр. 1186)
- уже писал я Вам, что Лаврентьевская версия похода - это полная лажа. Не было там никакого полона и в помине.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: "Свадебный полк князя Игоря" (из темы об Авторе)

Сообщение Mitus » 02 сен 2016, 20:11

Лемурий писал(а):ИЛИ половцы как и в 1183 году были заняты более важным делом, например, отражение главного удара общерусских войск:

Тоѣ же веснѣ князь Святославъ посла Романа Нездиловича с берендичи на поганѣѣ половцѣ. Божиею помочью взяша вежѣ половецькѣи, много полона и коний, мѣсяца априля въ 21, на самый Великъ день...

В то же время Святославичь Игорь, внукъ Олговъ, поѣха из Новагорода мѣсяца априля въ 23 день, во вторникъ [ на самом деле 13 апреля 1185 года см. в Хлебниковском, Погодинскином и Ермолаевском списках и у Татищева.
- Игорь-то не по стопам же Романа в степь пошёл, а своим направление к Донцу и Дону: да пусть бы хоть бы и пограбить как Вы любите подчёркивать, но в другой стороне от основной кампании. Ну, вот, тот факт, что Роман ПОЛОВЦЕВ НЕ НАШЁЛ говорит о том, что версия о сборе войск половцев ранее похода Игоря, о чём Краевед поведал, вполне реальна.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Помчаша красныя дѣвкы половецкыя

Сообщение краевед » 02 сен 2016, 22:59

Лемурий писал(а):
краевед писал(а):Речь идет о сражении Игоря с половцами в 1183 г., как раз о том сражении, в результате которого между Игорем и Владимиром Глебовичем возникла распря.

Ну да, все русские князья отличились в этот год в войне с половцами, а лишь один Игорь Святославич в поджоге и убиении христиан Переяславского княжества.

Уважаемый Лемурий, но летописи о битве с половцами говорят совсем обратное, нежели то, что пытаетесь представить Вы о роли князя Игоря в 1183 г.:
"В лето [6691 (1183)] месяца февраля въ. КГ. въ. А. ю неделю поста придоша Измаильтяне безбожнеи Половци на Русь воевать ко Дмитрову съ окаяным Кончаком и съ Глебомъ Тириевичем и Божьим заступлением и не быс пакости от нихъ. Князь ж Святослав Всеволодович сказавъ со сватом своимъ Рюриком поидоша на Половце и сташа у Олжич ожидающе Ярослава из Щернигова и устрете и Ярославъ и рече имъ ныне братья не ходите но срекше веремя оже дасть Богъ на лето поидемъ. Святослав же и Рюрикъ послушавша его возвратишася. Святославъ же посла сына своя с полкы своими подемь ко Игореви веля ему ехатив себе место а Рюрикъ посла Владимира Глебовича с полкы своими. Володимиръ же Глебовичъ посла ко Игореви прося у него ездити напереди полкомъ своимъ князи бо Русции дале бяхуть на перед ездити в Рускои земли. Игорь же не да ему того. володимиръ же разгневався и возвратися и оттоле иде на Северьские городы и взя в них много добыток. Игорь же возвороти Киевьские полкы и пристави к ним Олга сыновца своего Святослава абы како довести полкъ целъ. а самъ еха поимя со собою брата своего Всеволода и Святославича Всеволода и Андрея с Романомъ и неколко отъ Черного клобука. с Кулдюремъ и с Кунтувдеемъ и придоша к реце Хырии и бы тоие ночи тепло и дождь раманъ и умножися вода и не быс имъ куда поехати а Половце котории утяглы переити вежами спасошася а которыи не утяглы а тех взяша рекоша же ако в ту рать веже и кони скоти мнози потопли суть в Хирии бегаюче перед Русью". ПСРЛ// Т.2. Ипатьевская летопись// СПБ, 1908, С.431 - 432
Вот как повествует летопись о событиях 1183 г. Из летописной записи следует, что инициатором распри стал Владимир Глебович, не получивший места в авангарде, что сулило переяславскому князю большую выгоду при разграблении веж. Разгневанный отказом Игоря, переяславский князь покинул общерусское войско и вторгся в пределы Северского княжества, воспользовавшись тем, что оно оказалось без защиты и разграбил несколько городков. Пока Игорь выполнял общерусские задачи по борьбе с половцами, Владимир Глебович грабил его земли. Вернувшись из похода Игорь, узнав о проделках Владимира в целях мести разрушил переяславский город Глебов. Видимо, после этого он и принял решение отказаться от общерусских походов, перейдя к тактике набегов на ближайшие к Руси половецкие вежи. Игорь хотя бы покаялся в содеянном, чего не скажешь о Владимире Глебовиче, который в то время, когда Игорь сражался с половцами убивал северян.
краевед
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1520
Зарегистрирован: 25 июн 2013, 23:01

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 132