Новый писал(а):И о "трёх ипостасях" Трояна. Даже в рамках обычных истолкований имён "Дажбог", "Хорс" и "Стрибог" (у меня своя точка зрения на них, но её я сейчас выношу за скобки) ни один из этой триады никогда не связывается с водой. Почему река - "представитель" Дажбога? Этого последнего считают обычно "солнечным божеством", сыном Сварога, поскольку в переводном "Софийском Хронографе" Дажбог, сын египетского (sic) царя Сварога-"Ифеста" - "солнце царь"... Построение вообще более чем шаткое (Владимира называли "солнышком", а Людовика 14-го - "королём-солнцем", вовсе не обожествляя; к тому же и Сварог, и Дажбог, согласно Хронографу, умерли, так что никакие они в этом тексте не "боги"), но некая ассоциативная привязка имеется. И в "Слове христолюбца" находим фразу о каких-то язычниках "...И огневи молятся, зовут е (его) Сварожицем...". Сопоставляя два этих упоминания, выводят связь Дажбога с огненно-солнечной стихией. Здесь есть, по крайней мере, минимальная логика; но где основание - хотя бы такого же типа, ассоциативно-лексическое, - для связывания Дажбога с Днепром?
И вся эта версия "трёх ипостасей" языческого божества зиждется на сомнительном отождествлении Трояна и Триглава. Я считаю методологически неверным поспешные заключения о восточных славянах на базе чего-либо имеющегося у славян балтийских. Это были пусть говорившие на родственных языках, но по культуре совершенно разные этносы, и нет основания для уверенности в том, что религии их были в обозримые исторические времена схожи. Вот, например, англы и саксы в 9-10 вв. были давно христианизированы, а родственные им в языковом плане (та же германская группа) скандинавы были ещё тогда язычниками и приносили человеческие жертвы. Почему же в славянском случае не могло быть подобного же разнообразия? Это я к тому, что поверхностная похожесть "Трояна" на "Триглава" ни к чему не обязывает. Делаю поспешную оговорку: созвучность "ТрОяна" и "ТрАяна" сама по себе тоже не давала бы права их отождествлять, но я ведь привожу многопрофильную аргументацию, включая анализ фрагментов из "Слова", и только опираясь на неё, позволяю себе высказывать свою версию с известной долей уверенности.
С Новым годом, уважаемый Новый и все собеседники!
То, что благодатный Даждь-бог заведовал в основном водной стихией, было понято еще в 19 в. Как-никак, "Даждь" и "дождь" - однокоренные слова.
Далее. Близкая языковая родственность балтийских и восточных славян не может не свидетельствовать о сходстве их исконных культур. Так что не приходится удивляться тому, что у названных славян было сходное высшее божество, которое у одних именовалось Триглавом, а у других Трояном. Свод данных о Трояне (Триглаве) см.: http://www.slavyanin.clan.su/publ/4-1-0-104