Даниил Заточник

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Даниил Заточник

Сообщение Евгений Беляков » 12 янв 2013, 01:35

Я это, с Вашего позволения, вставлю в статью, со ссылкой, разумеется на автора идеи.
Только мне не кажется, что это был "псевдо-Даниил"... Зачем ему бы? Уже было бы абсолютно не актуально.
Я мыслю, я практически не существую...
Аватара пользователя
Евгений Беляков
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2943
Зарегистрирован: 27 авг 2006, 11:45
Откуда: Москва, Крым

Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна

Сообщение Лемурий » 31 янв 2013, 12:02

Последнее время переписываемся с Татьяной в основном через ЛС. Так что исследование СДЗ продвигается. Вот 3 "новых" толкования:

"Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна".

    "...Фелони в древней церкви были белого цвета. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, дает самое полное и глубокое объяснение символического значения фелоня: «Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние славы Божией, ибоБог есть свет и одеяйся светом, яко ризою…»…

    В древности фелонь был богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до патриархов. До XI-XII вв. святители не имели никаких других одеяний… »

    -----
    Настольная книга священнослужителя, М.,2001, гл. Одеяния Духовенства, С.117.

Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера

После прочтения молитв архиерей подает рукоположенному священническую одежду - епитрахиль, пояс и фелонь - и вручает ему Служебник - книгу, являющуюся руководством для совершения священнодействий.

Епитрахиль, по выражению Иоанна Златоуста, знаменует духовное помазание. Пояс, который стягивает подризник (в звании диакона называемый "стихарь"), означает духовную готовность и способность к богослужению. Фелонь, обычно называемая "ризою", есть одежда правды и радости, согласно изречению, которое произносит священник, облачаясь в ризу (Пс. 131, 9, 16). Целование архимандритов и всех сослужителей "в рамена" выражает приветствие новопоставленного при вступлении в чин иерейский и союз апостольской любви".
--------
протоиерей Геннадий Нефедов. Таинства и обряды Православной Церкви


    "9. Священники Твои облекутся правдою, и святые Твои возрадуются.
    -------
    16.священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются..."
    (Пс.131)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Аки древо при пути

Сообщение Лемурий » 31 янв 2013, 12:27

    Азъ бо есмь, княже, аки древо при пути:
    Мнозии бо посѣкають его и на огнь мечють
    ;
    Тако и азъ всѣм обидимъ есмь...
    (СДЗ)

17 Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
18 Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.
19 Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь...(Мф.гл.7)
-----
"Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь..." (Мф.3:10, Лк.3:9, )
-----
5 Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего.
6 Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают (Ин. гл.15)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Аки злато в кални судни

Сообщение Лемурий » 31 янв 2013, 12:47

"Нищь бо мудръ — аки злато в кални судни"

36 [ из Толкового Апостола ]. Апостоль
Такоже и Равь блудная не от дѣль ли оправдися, приимши сходникы и инѣмь путемь изведши? Якоже бо и тѣло без духа мертво есть, тако и вѣра без дѣлъ мрътва есть.

Толк. Севирианово. Слыши Писаниа, съвѣдѣтельствующа ея оправданиа, яже бѣ въ блудѣ: бисьръ въ калѣ свѣтяся, злато в тимѣнии поврьжено, цвѣтъ благочестия въ трьнии подавляем, благочьстная душа, въ злочестиа странѣ затворена.

Яко дрьзы и бещинны языкь умрьщвяет имущаго и, егоже потреба дрьжати на похвалу и на славу Божию
----
ПЕРЕВОД: Апостольское <Иак. 2, 25—26>.
Так и Раав блудница не делами ли оправдалась, приняв лазутчиков и выведя их другим путем? Как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Толкование Севирианово. Слушай Писание, свидетельствующее ο ее оправдании, ее, которая прежде была в блуде: как жемчужина в навозе она светилась, как золото, брошенное в грязь, цветок благочестия, подавляемый тернием, благочестивая душа в плену y злочестия.

О том, что дерзкий и необузданный язык убивает своего владельца и что следует направлять его на похвалу и прославление Бога..."


см. :arrow: О. П. Лихачева (С.-Петербург). Яко бисер в кале // ТОДРЛ, т.50, СПб, 1996, С.110-112
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна

Сообщение sasha a » 31 янв 2013, 18:43

Лемурий писал(а):Последнее время переписываемся с Татьяной в основном через ЛС. Так что исследование СДЗ продвигается. Вот 3 "новых" толкования:

"Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна".

[list]"[i]...Фелони в древней церкви были белого цвета. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, дает самое полное и глубокое объяснение символического значения фелоня: «Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние славы Божией, ибоБог есть свет и одеяйся светом, яко ризою…»…


Идейный смысл священнодействий рукоположения во пресвитера



Дорогой Лемурий, это все очень правильно Вы говорите. Однако возможно и другое использование слово "ризы", которым, на мой взгляд, и пользуется Даниил-Заточник:
Автор СДЗ все время подчеркивает, что желает быть услышанным и сам же оговаривает, что услышать могут слово только БОГАТОГО человека.
Богатство определяется по одежке, по которой встречают. "Светлые ризы" - это богатые одежды приближенных князя, скроенные из того же материала, что и у пресвитеров (шелковые, надо полагать, а шелк - блестит, отражает свет, вокруг силуэта возникает как бы свечение, нимб, значит - светлый. Христос - ПРЕСВЕТЛЫЙ).
В СДЗ фраза "светлые ризы" употреблена в переносном значении.
Это - МЕТАФОРА:

те, кто богато одет, подобно пресвитерам, того речь - истинна, и будет восприниматься, как слово Божье,
а, соответственно, вопль одетых в нищенские лохмотья услышан не будет.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна

Сообщение Лемурий » 01 фев 2013, 09:39

sasha a писал(а):Дорогой Лемурий, это все очень правильно Вы говорите. Однако возможно и другое использование слово "ризы", которым, на мой взгляд, и пользуется Даниил-Заточник:
Автор СДЗ все время подчеркивает, что желает быть услышанным и сам же оговаривает, что услышать могут слово только БОГАТОГО человека.

Дорогая sasha a, во-первых это фраза из Книги Премудрости Иисуса, сына Сирахова (гл.13):

    22 Какой мир у гиены с собакою? И какой мир у богатого с бедным?
    23 Ловля у львов — дикие ослы в пустыне, так пастбища богатых — бедные. Иов 24:4; Иак 5:4
    24 Отвратительно для гордого смирение: так отвратителен для богатого бедный.
    25 Когда пошатнется богатый, он поддерживается друзьями; а когда упадет бедный, то отталкивается и друзьями.
    26 Когда подвергнется несчастью богатый, у него много помощников; сказал нелепость, и оправдали его.
    27 Подвергся несчастью бедняк, и еще бранят его; сказал разумно, и его не слушают.
    28 Заговорил богатый, — и все замолчали и превознесли речь его до облаков;
    29 заговорил бедный, и говорят: «это кто такой?» И если он споткнется, то совсем низвергнут его.
Вы совершенно правильно заметили, что в отрывке "Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна" речь идет о богатых людях, которые носят "светлые ризы". Если бы речь шла об одежде (ризе) богатого мирянина, то Автор использовал бы эпитеты "паволочисты", "расшитые бисером" или т.п., а тут "светлые", при чем не "риза" ед.ч. (одежда), а "ризы" мн.ч. (облачение священников).

Срезн.
Изображение

Во-вторых, эпитет "светлые" выбран не случайно.

    «Ты одеваешься светом, как ризою…» (Пс. 103:2)
ср. Антифон (Великой Пятницы) 10, глас 6: «Одеяйся светом, яко ризою…»

Именно подражание «свету» имеет цвет церковных одежд стихари пресвитера и фелони священников (в 12 в. вплоть до митрополита):

"Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, многомилостиве Христе Боже наш". Белый цвет стихаря означает свет, чистоту, непорочность и радость в Царстве Божием...

Фелони в древней Церкви были белого цвета. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, дает самое полное и глубокое объяснение символического значения фелони: "Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою...

В древности фелонь была богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до патриархов. До ХI-ХII веков святители не имели никаких других богослужебных одеяний.
--------
«Настольная книга священнослужителя» / Одеяния духовенства

Даниил сожалеет, что его не слушают уже так, как тогда, когда и у него самого были «светлые ризы».

sasha a писал(а):"Светлые ризы" - это богатые одежды приближенных князя, скроенные из того же материала, что и у пресвитеров (шелковые, надо полагать, а шелк - блестит, отражает свет, вокруг силуэта возникает как бы свечение, нимб, значит - светлый. Христос - ПРЕСВЕТЛЫЙ).

Соглашусь с одним уточнением, если Вы имеете в виду приближенных клириков. У них «ризы» ни золотом шитые, ни бисером украшенные, ни паволокой отделанные, а именно «светлые».

В-третьих, обратите внимание на подтверждение того, о чем Вам пишу, во второй части отрывка: "тѣх рѣчь честна" -

Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 фев 2013, 11:54

Здравствуйте Лемурий и участники форума!
Церковная имущественная этика, т.е. учение о богатстве, бедности - область нравственного богословия. Если же вами владеет страсть любостяжания, то тогда богатство становится грузом, не пускающим вас подняться в Царство Небесное. Вспомним слова Христа «все, что имеешь, продай и раздай нищим» (Лк.18,22) Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится; даяние, а не обладание осчастливливает богатых людей.
В тексте : « Богат возглаголеть — вси молчат
И вознесут слово его до облакъ,
А убогий возглаголеть — вси на нь кликнуть.[22]
Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна.»
три представителя общества:
1) «Богат»
2) «Их же ризы светлы»
3) «Убогий»
Богатые, в свою очередь, делятся на две группы:
а)Богатый тот, кто делится своим богатством :
«Да не будет, княже мой, господине,
Рука твоя согнута на подаяние неимущим,
Ибо ни чашею моря не расчерпать,
Ни милостыней дома твоего не истощить.
Как невод не удерживает воду, а одних лишь рыб,
Так и ты, княже, не удерживай злата и серебра,
А раздавай людям.»

« Ведь щедрый князь — отец всем слугам своим;» Зане князь щедръ — аки рѣка, текуща без бреговъ сквози дубравы,
Напаяюще не токмо человѣки, но и звѣри, А бояринъ щедръ — аки кладяз сладокъ при пути:
Напаяеть мимоходящих. «А ты оживляеши вся человѣкы милостию своею,
Сироты и вдовици, от велможь погружаемы.»
Такой богатый князь, настоящий христианин «Тако и князь многими людми честенъ и славенъ по всѣмъ странам.»

б) Богатый -скупой ,которым владеет страсть любостяжания:
«А князь скупъ — аки рѣка въ брезѣх, а брези камены:
Нѣлзи пити, ни коня напоити. (А скупой князь — как река в каменных берегах:
Нельзя ни самому напиться, ни коня напоить) «А бояринъ скупъ — аки кладязь сланъ». (А боярин скупой — как источник с соленой водой.)

Разум же не любит роскоши.
В) богатый - глупый :
«Ни вознесе до облакъ богата несмыслена.» «А богат красенъ и не смыслить —
То аки паволочито изголовие, соломы наткано.» (А богатый — разодетый, но глупый —
Как шелковая наволочка, соломой набитая.)
3)Убогий –«Нищь бо мудръ — аки злато в кални судни»
« Примите учение мое, говорит Он, а не серебро; лучше знание, нежели отборное золото; потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею (Притч. 8, 10-11). И опять: Плоды мои лучше золота и золота самого чистого и пользы от меня больше, нежели от отборного серебра (Притч. Сол. 8, 19)
Даниил причисляет себя к убогим :«Господине мой! Не зри внѣшняя моя,
Но возри внутреняя моа.
Азъ бо одѣниемъ оскуденъ есмь, но разумом обиленъ;
Унъ възрастъ имѣю, а старъ смыслъ во мнѣ.
Бых мыслию паря, аки орелъ по воздуху.»
(Господине мой! Не смотри на внешность мою,
Но вглядись в сущность мою.
Ибо одеждой я оскудел, но разумом богат;
Юный возраст у меня, но зрелый ум во мне.
Парил бы я мыслию, как орел по воздуху.)
2) «Их же ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна.»
Должно различать два рода богатств: материальное :« Молеве, княже, ризы ѣдять «
и духовное богатство « ризы светлы», богатство не пропадающее.
Только люди , чья речь честна» могут быть считаемы за истинно духовно богатыми христианами, одетыми в «светлые ризы». Это богатство не гибнущее, приобретаемое ценой лишь душевной преданности Богу; В жизни христианин должен, прежде всего, собирать духовное богатство. Имеется в виду мирское богатство в противоположность понятию сокровища на небесах. Сокровища непреходящего получают от Бога . Просите, ~ говорится, - и дано будет вам; стучите, и отворят вам (Мф. 7, 7).
« Глаголеть бо въ Писании:
Просящему у тебе дай, толкущему отверзи,[12]
Да не лишенъ будеши царствия небеснаго.» - пишет Даниил заточник.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1447
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 01 фев 2013, 12:59

Добрый день, Татьяна! Давно пора было нашу переписку и обсуждение темы доставать из ЛС.

Zinchenko_tanya писал(а):Церковная имущественная этика, т.е. учение о богатстве, бедности - область нравственного богословия. Если же вами владеет страсть любостяжания, то тогда богатство становится грузом, не пускающим вас подняться в Царство Небесное. Вспомним слова Христа «все, что имеешь, продай и раздай нищим» (Лк.18,22) Не тот богат, кто владеет имуществом и его бережет, а тот, кто им делится; даяние, а не обладание осчастливливает богатых людей.
....
Только люди , чья речь честна» могут быть считаемы за истинно духовно богатыми христианами, одетыми в «светлые ризы».

т.е. по-Вашему клирики в "светлых ризах" не могут быть стяжателями??? Увы. Такие примеры были.

Но чюдо речеши мнѣ: «Славишися!» Да скажю ти сущих славы хотящих, иже прилагают домъ к дому, и села к селомъ, изгои же и сябры, и бърти, и пожни, ляда же, и старины, от нихже окааный Климъ зѣло свободен. Нъ за домы, и села, и борти, и пожни, сябръ же и изгои — землю 4 лакти, идѣже гроб копати, емуже гробу самовидци мнози.
-----------
Дивно, что говоришь мне: «Тщеславишься!» Надобно мне сказать тебе, кто ищет славы, — тот, кто присовокупляет дом к дому, к селу села, холопов и крестьян, и борти и пожни, поля и пустоши. От всего этого окаянный Клим вовсе свободен; вместо домов, сел, и бортей, и пожень, крестьян и холопов владеет он четырьмя локтями земли под могилу; и этой могиле многие очевидцы.
----------
Послание Климента Смолятича

Знаете кого имел ввиду Климент? Смоленского епископа Мануила.

I....Село Дросенское , со изгои и с землей святей Богородици и епископу, и село Ясенское, и с бортником и с землею и с изгои святей Богородици; и се есми дал землю в Погоновичах Мойшинскую святей Богородици и епископу; и озера Нимикорская и с сеножатми, и уезд княж и на Сверковых луках сеножати и уезд княж, озеро Колодарское святей Богородици. И се даю на посвет святей Богородици из двора своего, осм капий воску и на горе огород с капустником и с женою и с детми, за рекою, тетеревник с женою и с детми святей Богородици и епископу....
---------
Уставные грамоты Смоленского князя Ростислава Мстиславича и епископа Мануила, данные епископии Смоленской 1150 г., сент. 30.


Zinchenko_tanya писал(а):Богатые, в свою очередь, делятся на две группы:
а)Богатый тот, кто делится своим богатством :
б) Богатый -скупой ,которым владеет страсть любостяжания:
В) богатый - глупый

Это токмо объединенные отрывки популярных экзегез и пословиц. То же самое как и с женами. Вы же не будете делить оных на глупых, злых и добрых.

Zinchenko_tanya писал(а): 3)Убогий –«Нищь бо мудръ — аки злато в кални судни»

Приводил выше пример. Этот перифраз из толкования Севириана к притче о блуднице Раав (Нав. гл.2 и Иак. 2:25-26). Это словосочетание также используется в ПВЛ:

    "...и ть похорони блажену Олгу.
    Си бысть предътекущия христьянской земли аки дЂньница предъ солнцемъ и аки заря предъ свЂтомъ, си бо сияше аки луна в нощи, тако си в невЂрныхъ человЂцЂхъ свЂтяшеся аки бисеръ въ калЂ; калнЂ бо бЂша грЂхомъ, не омовени святымъ крещениемъ. Си бо омыся святою купЂлью, съвлечеся грЂховныя одежда ветхаго человЂка Адама, и въ новый Адамъ облЂчеся, еже есть Христосъ.
    (Ипат.969)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Zinchenko_tanya » 01 фев 2013, 15:41

Лемурий, Я думаю , люди в"светлых ризах" не могут быть стяжателями, а те чьи «Молеве, княже, ризы ѣдять» - смогут быть ими .
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1447
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 01 фев 2013, 16:52

Это как раз сам Заточник, ведь он о своих ризах (=одеянии священника) говорит и вспоминает то время когда он был при делах и его слушали.

Мануил епископ Смоленский тоже носил "светлые ризы" однако прибирал на полы (пополам) с князем: дома и села, бортни и людей.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна

Сообщение sasha a » 01 фев 2013, 18:17

Дорогой Лемурий,

1) Белый цвет выбран для фелони не случайно - с этим я согласна. Не только передача "света" через облачение священников бралась в расчет, но и из чисто технических соображений. Увы,китайский секрет красителей шелка к тому времени еще не был разгадан. Константин Богрянородный носил одеяние из китайского шелка багряного цвета. Несмотря на то, что в Константинополе имелись шелковые мануфактуры, из Китая доставлялись партии шелка-сырца, лучшего качества, чем византийский (цены на шелк того времени я приводила в одной из тем). Из шелка-сырца и изготовлялись фелони (которых требовалось много) для священников.

2)
Если бы речь шла об одежде (ризе) богатого мирянина, то Автор использовал бы эпитеты "паволочисты", "расшитые бисером" или т.п., а тут "светлые", при чем не "риза" ед.ч. (одежда), а "ризы" мн.ч. (облачение священников).


Видите ли, Лемурий, автор волен использовать любой эпитет. Если он говорит о богатой одежде богатых людей из окружения князя, и использует аналогию с одеждой церковного назначения, то это - вполне допустимое сравнение. Мне кажется, Вы напрасно вкладываете свои мысли в уста Даниила-заточника.

Далее: примеры из словаря Срезневского относятся ко МНОГИМ священникам, одетым во МНОГИЕ ризы: "попы всего города" (не могу себе представить, чтобы все попы Киева могли поместиться в одну ризу); пограбили КНИГИ, ИКОНЫ И РИЗЫ - все во множественном числе, т.к. в Киеве имелась не одна икона, не одна книга и не одна риза. "Ризы крестьцаты" - это полиставрион,то есть - фелонь, с нашитыми на нее во множестве крестами. В Византийской империи 12 в. полиставрий, полиставрион преимущественно был одеждой патриарха. В начале 15 в. в полиставрий облачались уже все епископы. Щедрый подарок византийского патриарха новгородским епископам в 1168 г. привел к началу раздоров в новгородской церкви, ибо каждый, кому досталась патриаршая фелонь, стал претендовать на главный посох (вот конкретный пример применения на практике принципа "разделяй и властвуй". После этого полиставрий утратил свою исключительность и постепенно перешел в разряд риз для епископов). Владыка Еуфимий благославлял на вече весь великий Новгород не в гордом одиночестве, а в окружении всех новгородских священослужителей, созванных для торжественности момента и облаченных во многие ризы. Следовательно, "ризы" во множественном числе подразумевают наличие многих священнических одежд, либо целый синклит церковников.

Даниил-заточник говорит также о МНОГИХ приближенных князя, одетых в различные одежды, но все их одежды так же богаты, как и РИЗЫ - использование множественного числа полностью обоснованно в качестве метафоры.

Соглашусь с одним уточнением, если Вы имеете в виду приближенных клириков.


Лемурий, я не ищу Вашего согласия. Позвольте мне оставаться при своем мнении: Даниил-заточник не имел в виду приближенных клириков.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Даниил Заточник

Сообщение corvin » 01 фев 2013, 18:59

«Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна»

Честна значит чтима. В последней строке абзаца дается его резюме: если будешь богат, будешь носить светлые ризы, то будут тебя чтить.
corvin
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1451
Зарегистрирован: 27 ноя 2009, 23:33

Re: Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна

Сообщение Лемурий » 01 фев 2013, 19:43

sasha a писал(а):примеры из словаря Срезневского относятся ко МНОГИМ священникам, одетым во МНОГИЕ ризы:

Дорогая sasha a, не разлядывайте "букашек" - смотрите на "СЛОНА". В единственном числе слово "риза", как одеяние священников, в древнерусском языке НЕ употреблялось. А в СДЗ оно как раз употреблено во множественном. И моль ест ризы Заточника. И "одежда правды" тоже "светлые ризы".

sasha a писал(а):Следовательно, "ризы" во множественном числе подразумевают наличие многих священнических одежд, либо целый синклит церковников.

Не надо додумывать за Срезневским. Его примеры - исчерпывающие. В единственном числе вы это значение НЕ найдете, как, в прочем, и в СДЗ.

sasha a писал(а):Даниил-заточник говорит также о МНОГИХ приближенных князя, одетых в различные одежды, но все их одежды так же богаты, как и РИЗЫ - использование множественного числа полностью обоснованно в качестве метафоры.

Ну и при чем тут "светлы" = "честны" ??? Изображение

sasha a писал(а):Лемурий, я не ищу Вашего согласия. Позвольте мне оставаться при своем мнении: Даниил-заточник не имел в виду приближенных клириков.

Вот здесь согласен. Речь НЕ о "приближенных к князю клириках". Он имел ввиду священников вообще, не обязательно новгородских.

А по поводу "несогласия", ну что ж, Jedem das Seine - кому-то "плот догадок", кому-то "ледокол доказанных аргументов".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 01 фев 2013, 19:53

corvin писал(а):Честна значит чтима. В последней строке абзаца дается его резюме: если будешь богат, будешь носить светлые ризы, то будут тебя чтить.

В Вашем переводе слово "речь" куда-то подевалась и причинно-следственная связь "светлых риз" от богатства появилась. В тексте этого НЕТ.

    Зане, господине, богат мужь везде знаем есть,
    И на чюжей странѣ друзи держить,
    А убогъ во своей ненавидим ходить.
    Богат возглаголеть — вси молчат
    И вознесут слово его до облакъ,
    А убогий возглаголеть — вси на нь кликнуть.
    Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна.

Вопрос, corvin, откуда по-Вашему взялось РАВЕНСТВО: "светлые ризы" = "честная речь" :?:

P.S. Чтимый - тот перед кем преклоняются, чтят - может быть человек, но никак не его речь.

Срезн.
Изображение

А "чтимый" по др. русски будет чьстивьныи.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Ихже ризы свѣтлы, тѣх рѣчь честна

Сообщение sasha a » 01 фев 2013, 20:39

Лемурий писал(а):
sasha a писал(а):примеры из словаря Срезневского относятся ко МНОГИМ священникам, одетым во МНОГИЕ ризы:

Дорогая sasha a, не разлядывайте "букашек" - смотрите на "СЛОНА". В единственном числе слово "риза", как одеяние священников, в древнерусском языке НЕ употреблялось. А в СДЗ оно как раз употреблено во множественном. И моль ест ризы Заточника. И "одежда правды" тоже "светлые ризы".
.


Абсолютно согласна: слово "ризы" в древнерусском языке не употреблялись в единственном числе. Так почему же Вы требуете, чтобы у Даниила оно было употреблено в единственном?????? :shock:

По Фесмеру, это слово, которое он приводит, кстати, в единственном числе "риза", не имеет надежной этимологии. Однако, "Согласно Грегуару (у Якобсона, IJSLP, 1, 1959, стр. 267), риза заимств. из ср.-греч. (визант.) мн. "предплечья"

То есть "ризы" - это облачение, которое прикрывает оба предплечья. Отсюда и - множественное число. В чем тут противоречие???
Мне кажется, Вы принимаете много букашек за одного слона. 8)
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 100