Nikola писал(а):принятие Смолятичем ангельского образа не связано с посвящением в сан святительский - если верить летописцам. И вернуться он должен был не в мир, а в первобытное состояние - инока Зарубского монастыря.
Хороший вопрос. И тут без компетентных историков Русской Церкви не обойтись.
Схимник - это "черное монашество". А митрополит мог служить в Софии Киевской токмо имея "святительский сан", что Климент безусловно имел, и "светлые ризы".
- В СДЗ: «Богат возглаголеть — вси молчат и вознесут слово его до облакъ, а убогий возглаголеть — вси на нь кликнуть. Ихже ризы светлы, тех речь честна…»
Фелони в древней церкви были белого цвета. Блаженный Симеон, архиепископ Солунский, дает самое полное и глубокое объяснение символического значения фелоня: «Белизна этой одежды означает чистоту, святыню и сияние славы Божией, ибо Бог есть свет и одеяйся светом, яко ризою…»…
В древности фелонь был богослужебным одеянием священников и всех епископов, вплоть до патриархов. До XI-XII вв. святители не имели никаких других одеяний… »
-----
Настольная книга священнослужителя, М.,2001, гл. Одеяния Духовенства, С.117.
Фелонь = "светлая риза", необходимое одеяние для свершения богослужения в той же Софии Киевской. Черноризец НЕ МОГ там совершать таинство, а митрополиту Всея Руси это "по штату" положено.
Nikola писал(а):Я так понимаю слова лжеданиила: мирянин, ради святительского сана принявший постриг, будучи лишен сана, вернулся к мирской жизни, не выполнив маленькую формальность. Не расстригся.
К мирской жизни - не значит к исполнению должности в светских структурах власти.
Да НЕТ.
"Отшедше мира сего во иноческая" - это уже приняв постриг.
А "возвращаются на мирское житие, аки песъ на своя блевотины, и на мирское гонение" - это Псевдо-Даниил укоряет Даниила в несоблюдении кодекса схимника и попытки вернуться к мирским занятиям - просить место "думца" (советника) при князе.
P.S. Представьте состояние "духовного отца" Мстиславичей, всю свою жизнь посвятившему борьбе за автокефалию Русской Церкви и "слетевшего с церкви", благодаря "30 сребреникам" Ростислава "паволочиты крилы имея". В стороне от политической борьбы взирать со стороны, с далекого Лаче озера, как прозябает в междоусобицах жизнь "Даждьбожа внука".