Сергей Заграевский писал(а):А не поговорить ли нам о Данииле Заточнике? Кто он такой, какому князю все-таки писал - Ярославу Всеволодовичу (как считал Рыбаков) или Ярославу Владимировичу? Кто такой князь Ростислав, которому лепше смерть, нежели курское княжение?
А мне, честно говоря, кажется, что Даниил был княжеского рода: уж больно сокровенное движение души рассказывает ему Ростислав (про курское княжение). На рубеже 12-13 вв. захудалых Рюриковичей уже были сотни (по моим прикидкам, не менее пятисот - или я неправ?), не были ли среди них и Даниил? Да и в его самоуничижении, ИМХО, есть нечто гипертрофированное.
Даниил Заточник явно избрал церковный стиль, поэтому его непомерные гиперболы соседствуют с непомерным же самоуничижением. Вспоминается "Аз худый, недостойный и многогрешный раб божий Лаврентий мних", только Даниил явно человек светский...
Въстани, слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех! / / Востану рано, исповѣмъ ти ся.
Пс. 56: и (повтор) в Пс. 107 (3-4)
9 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано.
10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех,
Да разверзу въ притчах гаданиа моя / / И провѣщаю въ языцѣх славу мою.
Пс.77:2 Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.
Пс.95:3 Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его.
Бысть языкъ мой— трость книжника-скорописца
Пс.77: 2 Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца.
и разбих злѣ, аки древняя — младенца о камень.
Пс.136: 9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
аки нощный вранъ на нырищи.
Пс.101: 7 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.
Возверзи на Господа печаль свою, / / И той тя препитаеть въ вѣки.
Пс.54: 23 Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику.
Надѣяся на Господа яко гора Сионъ: не подвижится въ вѣки.
Пс.124: 1 Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме.
Сладка суть словеса твоя, паче меда устомъ моимъ.
Пс.118: 103 Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим.
и съвокупих, аки в мѣх воды морскиа.
Пс.32: 7 Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны.
Даниил Заточник - это Климент Смолятич.
Его адресат - новгородский князь Ярослав (в княжестве, которого находилось Лаче озеро) сын Владимира Мстиславича, которого в 1147 году оставлял в Киеве вместо себя (на "царском" престоле) Изяслав Мстиславич.
"Художество" (это НЕ "бедность") - это умение, хитрость, ремесло, знание книг. Климент предлагает себя в качестве советника. А на жизнь он вовсе не жалуется, он ведь - схимник.
Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение» = В лето [6672 (1164)] Приде митрополитъ Иванъ в Русь и не хоте его Ростиславъ прияти . занеже
орядилъ бѧше Ростиславъ Гюряту Семковича . къ церкови хотя оправити Клима въ митрополью и възвратися опѧть Гюрята изъ Олешья с митрополитомъ и с царевомъ посломъ . и присла царь даръı многъı . Ростиславу
оксамотъı и паволокъı и вся оузорочь разноличная посолъ же царевъ молвяше Ростиславу молвить ти царь аще примеши с любовью благословение от святъıя Софья...[летопись обрывается] (Ипат.)
Климент Смолятич после смерти Изяслава Мстиславича вместе с его детьми ушел в Владимир-Волынский. "
Почему не замещалась кафедра Владимира, отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент."( М.Д. Присёлков"Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.214
А последнюю фразу сравните с цитатой из СПИ: "помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты. Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми"
Подробнее см.
Форум "Слово о полку Игореве"
Припевки Бояна и Климент Смолятич
"Слово Даниила Заточника" и СПИ