Даниил Заточник

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Даниил Заточник

Сообщение Сергей Заграевский » 13 июн 2007, 12:10

А не поговорить ли нам о Данииле Заточнике? Кто он такой, какому князю все-таки писал - Ярославу Всеволодовичу (как считал Рыбаков) или Ярославу Владимировичу (что лично мне видится более логичным, так как ошибиться в отчестве 2 раза - уже чересчур :) )? Кто такой князь Ростислав, которому лепше смерть, нежели курское княжение?
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Заграевский » 13 июн 2007, 13:57

Я тут, например, вот на что в Интернете наткнулся:
Даниил Заточник (XII или XIII вв.), писатель, биографические данные о нем отсутствуют. Предполагают, что ему принадлежат два близких по тексту произведения, именуемых редакциями, или же одно из них. Первая редакция — “Слово”, вторая — “Моление”. Даниил Заточник упоминается в Симеоновской летописи (1387), где рассказывается о некоем попе, пришедшем из Орды “с мешком зелия” и сосланном Юрием Долгоруким на оз. Лача (Олонецкой губ.), “идеже бе Данило Заточник”. Само слово “Заточник”, возможно, было прозвищем и могло означать заключенного, сосланного человека (в таком случае можно предположить и его “заточение” на Лаче-озере, тем более что это озеро также упоминается в тексте “Моления”) или человека “заложившегося” — согласившегося на подневольную работу. Скупость сведений о Данииле Заточнике и их легендарный характер приводили к разнообразным гипотезам о его жизни, социальном положении, времени написания произведений и т.д., и большинство этих предположений имеет гипотетический характер. Даниила Заточника считали боярским холопом (Н.К. Гудзий), сыном княжеской рабыни (Ф.И. Буслаев), членом младшей княжеской дружины (Е.И. Модестов), думцем князя (П.П. Миндалев), дворянином (И.У. Будовниц). М.Н. Тихомиров, отмечая отличное знание Даниилом Заточником ремесел, выводил отсюда принадлежность его к ремесленникам. Н.Н. Воронин считал, что деятельность Даниила Заточника связана с г. Владимиром, временем бурной строительной деятельности Андрея Боголюбского. Б.А. Романов писал, что Даниил Заточник — “кандидат в любое общественное положение, куда приводит его игра случая”, “человек, оторвавшийся от своего общественного стандарта”, и создал даже термин “заточничество”, подчеркивающий неустойчивость положения человека, к которому обращен. Д.С. Лихачев отмечал влияние на Даниила Заточника стиля скоморохов, считал его своего рода интеллигентом Древней Руси, “принадлежащим к эксплуатируемым слоям общества”.
(с сайта http://www.hrono.ru/biograf/bio_d/daniil_zat.html)

А мне, честно говоря, кажется, что Даниил был княжеского рода: уж больно сокровенное движение души рассказывает ему Ростислав (про курское княжение). На рубеже 12-13 вв. захудалых Рюриковичей уже были сотни (по моим прикидкам, не менее пятисот - или я неправ?), не были ли среди них и Даниил? Да и в его самоуничижении, ИМХО, есть нечто гипертрофированное.

Поясню, почему меня интересует Даниил. Мой интерес не праздный: он в контексте счастья и процветания упоминает Боголюбово, и для меня важно, когда это было. Моя статья по истории Боголюбова здесь:
http://www.zagraevsky.com/bogolubovo.htm
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Сообщение Алексий » 13 июн 2007, 20:26

Сергей Заграевский писал(а):
А мне, честно говоря, кажется, что Даниил был княжеского рода: уж больно сокровенное движение души рассказывает ему Ростислав (про курское княжение). На рубеже 12-13 вв. захудалых Рюриковичей уже были сотни (по моим прикидкам, не менее пятисот - или я неправ?), не были ли среди них и Даниил?

Вообще то эти слова (про курское княжение) произнесены совершенно конкретным князем в совершенно конкретных условиях. И звали его отнюдь не Ростислав. Вот из Ипатьевской летописи под 1140: "Пришедъ же Всеволодъ къ Переяславлю. хотя въıгнати Андрея. а брата своего посадити . Андрееви рекоуче Коурьскоу изволи ити. и Андреи тако рече съдоумавъ съ дроужиною своею. лепьши ми того смерть и съ дроужиною на своеи оцине и на дедине взяти . нежели Коурьскои княженьи". Это о переяславском князе Андрее Владимировиче (младшем сыне Мономаха), которого пытался согнать со стола Великий князь Всеволод ольгович.
По поводу княжеского происхождения даниила - можно только строить те или иные предположения. Кстати, Рюриковичей на рубеже 12-13 вв. было поменее пятиста. Из источников известны ок. 200 лиц, живших в 11 и 12 коленах от Рюрика (кон. 12 - сер. 13 вв.), в том числе и женщины.Включая неупомянутых, количество представителей рода могло составлять не более 280-300чел.
Алексий
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 04 апр 2007, 10:20

Сообщение Сергей Заграевский » 13 июн 2007, 22:01

Так Андрей это говорил в 1140 году, а Даниил жил не ранее конца 12 в. Может быть, некий князь Ростислав цитировал Андрея, причем не обязательно в связи с Курском? Вполне крылатая фраза :)
А по поводу количества Рюриковичей - я считал так (за точность пересказа моего "метода" не ручаюсь, это было много лет назад): посчитал колена от Владимира Кр. Солнышка и посчитал геометрическую прогрессию с коэффициентом 3 (таким мне представлялось среднее число сыновей, оставивших дальнейшее потомство - и известных, и неизвестных). К битве при Калке получилось что-то около семисот. Но это, конечно, очень грубый подход.
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Сообщение Андрей Чернов » 19 июн 2007, 19:40

Сергей, согласен с вами.
Цитирую по своему комментарию в издании «Слово о полку Игореве» (СПб., Вита Нова, 2006), заменяя ять буквой Е.
Три самоцитаты:

1. Гориславич. Прозвище Олега Святославича, известное лишь по «Слову». Отчество Гориславич найдено в новгородской берестяной грамоте № 262 (Арциховский А. В., Борковский В. И. Новгородские грамоты на бересте из раскопок 1956–1957 гг. М., 1963. С. 88–89) и встречается в Новгородской первой летописи под 1223 и 1240 гг. Первый компонент прозвища может восходить к словам горЕ (вверху) и горе (горесть), однако автор «Слова», повествуя о том горе, которое принес своим походом внук Олега Игорь Святославич, никогда не употребляет самого слова «горе», но заменяет его словами «туга», «печаль», «напасть». Полагаю, что дело в поэтическом табуировании слова «горе», которое в тексте поэмы неизбежно рифмовалось бы с именем Игоря и пророчило бы новое горе Русской земле от только что вернувшегося из плена Игоря Святославича. Игоря поэт рифмует и аллитерирует со словами горы, възьрЕ, зори, море (чаще всего), нИ ГОРазду, поскочИ ГОРЬностаемь, Боричев, но не со словом «горе». Это тем более естественно, что «старыми словесы» само имя Игорь звучало как Игор/е (с ударением на первый слог, но в ни горазду и поскочи горьностаемъ ударение также дважды на «и»).
При этом Даниил Заточник, младший современник автора «Слова», такой табуировки не знает и рифмует:

Кому Переяславль,
А мне Гориславль.
Кому Боголюбово,
А мне горе лютое.

С. 195-196 (Последняя строка – рифменная реконструкция.)

Почему я уверен, что Даниил – младший современник автора «Слова»?
Да потому, что он дважды его пародирует. А текст «Слова» -- это, как вроде бы мне удалось подтвердить – непосредственный отклик на события лета 1185 г.

2. Ты бо можеши Волгу веслы раскропити, а Донъ шеломы выльяти.
Как заметил А. В. Соловьев, эту фразу пародирует современник автора «Слова» Даниил Заточник: Ни моря уполовником вылияти, ни чашею бо моря расчерпати. (ЭСПИ. Т. 1. С. 255.) Замечательна рифма к имени князя: В/Е/СЕВОЛОДЕ — ВЪЛгу ВЕСЛЫ раскропиТИ.

С. 246.

3. Ни хытру, ни горазду, ни птицю горазду, суда Божiа не минути.
Автор, вероятно, приписывает Бояну собственную припевку. Во-первых, имя Игоря звучит в словах «нИ ГОРазду…». Во-вторых, «птице горазд» — это как «грамоте горазд». Волхвов, умеющих
читать птичий полет, как книгу, на Руси называли кобниками. Но если учесть, что имя плененного Святославом половецкого хана — Кобяк, и этот самый Кобяк «пал в граде Киеве во гриднице Святослава», можно предположить присутствие Кобяка и при исполнении «Слова» в тереме Святослава. (Гипотезу о том, что осенью 1185 г. «Слово» исполнялось в Киеве на съезде князей, высказал в свое время Б. А. Рыбаков. Л. Е. Махновец полагает, что «Слово»
читалось в гриднице Святослава 15 августа в день Успения Богородицы, когда Игорь покидал Киев.)
В списке Моления Даниила Заточника, с которым работал И. И. Срезневский (местонахождение списка сегодня неизвестно), читалось: Поведаху ми, яко той ести суд Божий надо мною,
и суда де Божия ни хитру уму ни горазну не минути. Эту чуть искаженную цитату из «Слова» обнаружил В. Н. Перетц (ЭСПИ.
Т. 4. С. 84).

С. 284–285

ЭСПИ – лихачевская пятитомная Энциклопедия «Слова о полку Игореве».

Мою атрибуционную справку по автору "Слова" вы можете найти по адресу:

http://www.vitanova.ru/static/catalog/b ... sp102.html

Однако мне представляется, что Даниил тем и отличается от автора-князя, что тон не княжеский.
Андрей Чернов
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 245
Зарегистрирован: 14 мар 2007, 20:16
Откуда: Петербург

Сообщение Сергей Заграевский » 19 июн 2007, 22:34

Уважаемый Андрей, полностью с Вами согласен по поводу автора "Слова", но посмотрите, какое восхваление, вполне в стиле Даниила:

"Великый княже Всеволоде!
Не мыслию ти прелетети издалеча,
отня злата стола поблюсти?
Ты бо можеши Волгу веслы раскропити,
а Донъ шеломы выльяти!
Аже бы ты былъ,
то была бы чага по ногате,
а кощей по резане.
Ты бо можеши посуху
живыми шереширы стреляти -
удалыми сыны Глебовы.

Ты, буй Рюриче, и Давыде!
Не ваю ли вои
злачеными шеломы по крови плаваша?
Не ваю ли храбрая дружина
рыкаютъ, акы тури,
ранены саблями калеными
на поле незнаеме?
Вступита, господина, въ злат стремень
за обиду сего времени,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!

Галичкы Осмомысле Ярославе!
Высоко седиши
на своемъ златокованнемъ столе,
подперъ горы Угорскыи
своими железными плъки,
заступивъ королеви путь,
затворивъ Дунаю ворота,
меча бремены чрезъ облакы,
суды рядя до Дуная.
Грозы твоя по землямъ текутъ,
отворяеши Киеву врата,
стреляеши съ отня злата стола
салътани за землями.
Стреляй, господине, Кончака,
поганого кощея,
за землю Рускую,
за раны Игоревы,
буего Святъславлича!

А ты, буй Романе, и Мстиславе!
Храбрая мысль носитъ вашъ умъ на дело.
Высоко плаваеши на дело въ буести,
яко соколъ, на ветрехъ ширяяся,
хотя птицю въ буйстве одолети.
Суть бо у ваю железныи папорбци..."

И так далее. Гипербола на гиперболе. А Даниил Заточник явно избрал церковный стиль, поэтому его непомерные гиперболы соседствуют с непомерным же самоуничижением. Вспоминается "Аз худый, недостойный и многогрешный раб божий Лаврентий мних", только Даниил явно человек светский.

Да, наверное, вряд ли он Рюрикович - иначе он звал бы князя братом. Хотя, может, и "господине" - гипербола? Были ли в летописях случаи именования князя князем "господин"? Не припомнит ли кто-нибудь?

Но знатный он человек, очень знатный. У меня иногда ощущение, что он над князем слегка издевается:
"Не имей собе двора близ царева двора и не дръжи села близ княжа села: тивун бо его аки огнь трепетицею накладен, и рядовичи его, аки искры. Аще от огня устережешися, но от искор не можеши устречися и сождениа порт."

И его христианское имя тоже говорит в пользу знатности, не правда ли?

Кстати, как вы считаете, о каком Переяславле идет речь у Даниила? Южном или Залесском? Я тут недавно слышал, что жители Залесского не прочь присвоить себе Даниила :)
Последний раз редактировалось Сергей Заграевский 19 июн 2007, 23:24, всего редактировалось 1 раз.
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Сообщение Сергей Заграевский » 19 июн 2007, 23:16

Несколько лет назад во Владимире была конференция, посвященная 100-летию Н.Н.Воронина. Мне после своего выступления сразу уйти было неудобно, и я "высиживал" очень скучный чужой доклад, а передо мной оказалась книга стихов Воронина. Я не поклонник Воронина как поэта, но это запомнилось сразу (хотя за абсолютную точность воспроизведения не ручаюсь):

В моей душе боренье двух начал -
Холодной точности и страстного горенья.
Сегодня я едва не закричал,
В строках труда узнав стихотворенье.

Я положить не волен рубежи
Между поэзией и зоной знаний точных:
Они убьют меня, как убивает жизнь
Таких, как я, как Даниил Заточник.

Он так же, как и я, впадал в кромешный мрак
И черпал из псалмов надежду и познанье,
Но крик его души не ограничил знак
Из выбранных цитат Священного Писанья.

Так я живу во власти двух стихий,
Холодную строку рождая в страстной муке,
Не в силах различить, где кончились стихи
И где стихами началась наука...

Я лично Воронина не застал, но знал многих людей, знавших его. По их рассказам, в нем присутствовала весьма подчеркнутая "вельможность", которая могла в любой момент смениться гипертрофированным самоуничижением. И мне кажется, что я понимаю, почему этому великому ученому оказался близок Даниил Заточник. Иногда поэт, как известно, способен проникнуть глубже, чем историк...
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Сообщение Алексий » 20 июн 2007, 14:34

Сергей Заграевский писал(а):Были ли в летописях случаи именования князя князем "господин"? Не припомнит ли кто-нибудь?

Про летописи сейчас не припомню, а договорных грамотах было Обычное обращение удельного князя к великому ("брата молодшего" к "старейшему во отца место"). Например в договоре Дмитрия Ивановича с Владимиром Андреевичем 1372.
Алексий
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 59
Зарегистрирован: 04 апр 2007, 10:20

Сообщение Новый » 20 июн 2007, 19:12

У меня не вырисовывается образ Даниила как знатного человека. Высказываюсь без уверенности, поскольку никогда не работал над этой темой специально; но вот несколько соображений.
Во-первых, фраза "Да не будет, княже, господине мой, рука твоа согбена на подание УБОГИХ". Это "убогих" - не чересчур ли уничижительно для человека из аристократической семьи, как бы тяжко ни было ему в тот или иной конкретный момент? И ведь ТОН, соответствующий данному слову - пусть само оно используется лишь один раз, - Даниил выдерживает на протяжении всего текста! Органичен ли был бы такой тон при княжеском или даже боярском происхождении? Это же не Иоанн Грозный с его склонностью к нарочитому "юродству"; да и вообще далеко еще тогда было до Московии, для которой такие литературные приемы были отчасти характерны...
Во-вторых, упоминание воинской темы у Даниила единично (отрывок, завершающийся словами "многи полки без добра князя") и лишено наглядности. Насколько это естественно в устах выходца из дружинно-боярской среды? У человека этого круга, я думаю, ратные ассоциации преобладали бы над всеми прочими и давали бы очень богатый материал для сравнений и примеров...
Наконец, насчет христианских имен. Мне не кажется, что они были характернее для знатного сословия, чем для "простых". В новгородских берестяных грамотах 11-12 столетий (а они писались в основном достаточно простыми людьми) немалый процент встречающихся имен - христианские. У князей же в эти два века почти все имена - традиционные, славянские или варяжские; т.е. любой из них получал, конечно, и церковное имя (Ярослав Мудрый - Георгий), но в обиходе использовалось обычно мирское. И всего несколько исключений: Роман (очень прижившееся), Давыд, Василько, Евстафий (сын Мстислава Тмутараканского)... может быть, еще два-три, но всё равно мало.
Мое личное впечатление таково, что Даниил из очень знатной семьи не происходил. Но - повторю уже сказанное, - уверенности у меня нет. Просто делюсь мыслями.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Сергей Заграевский » 20 июн 2007, 22:02

Уважаемый Новый, отрывок с воинскими мотивами как раз достаточно длинный и проникновенный:

"...тако и ты, княже, многими людми честен и славен по всем странам. Яко же бо похвалися Езекий царь послом царя Вавилонскаго и показа им множество злата и сребра; они же реша: "Нашь царь богатей тебе не множеством злата, но множеством воя; зане мужи злата добудуть, а златом мужей не добыти". Яко же рече Святослав князь, сын Олъжин, ида на Царырад с малою дружиною, и рече: "Братиа! нам ли от града погинути, или граду от нас пленену быти?" Яко же Бог повелить, тако будеть: поженет бо един сто, а от ста двигнется тма. Надеяся на Господа, яко гора Сион не подвижится въ веки. Дивиа за буяном кони паствити, тако и за добрым князем воевати. Многажды безнарядием полци погибають. Видих: велик зверь, а главы не имееть, тако и многи полки без добра князя. Гусли бо страяются персты, а тело основается жилами; дуб крепок множеством корениа; тако и град нашь - твоею дръжавою".

А не попробовать ли порассуждать методом исключения? Рюрикович - нет, обращение не то. Явно не лицо церковного сословия. А кто в домонгольском светском сословии мог быть очень-очень грамотным и начитанным? Княжеский писарь? Дьяк? Но с чего бы тогда кн. Ростислав ему лично говорил довольно-таки сокровенные вещи? И кто мог лично князю жаловаться на нищету? Уж точно не ремесленник и не крестьянин :)
К тому же он знал лучшие времена:
"Друзи же мои и ближний мои и тии отвръгошася мене, зане не поставих пред ними трепезы многоразличных брашен. "
При этом он "ун возраст имеет". Может, осиротевший боярский сын? Но что его тогда занесло на Лаче озеро? Чем-то, может, успел провиниться, несмотря на юный возраст?
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Сообщение Новый » 21 июн 2007, 16:27

Сергей Заграевский
В связи с фразой Ростислава, и в самом деле чрезмерно откровенной и эмоционально значимой для обычного разговора с чужим человеком, мне вспомнился летописный эпизод. Ослепленный Василько Теребовльский просит некоего присланного к нему князем Давыдом человека по имени Василий (видимо, летописца, поскольку в ПВЛ вставлен его рассказ от первого лица) "посидеть немного", начинает выговариваться ему и высказывает очень личное и наболевшее: в том числе скорбит, что Бог низложил и смирил его за высокоумие... Изливает душу человеку, наверное, очень далекому от него по сословной принадлежности. Когда людям плохо, им гораздо нужнее чуткость собеседника, чем безупречность его происхождения. И кто знает, каково было тогда на душе у этого Ростислава; может быть, и ему остро захотелось что-то выплеснуть...
Но, конечно, вряд ли Даниил мог быть совсем "из простых": откуда бы тогда, действительно, такая начитанность. Мысль насчет "осиротевшего боярского сына" (хотя, может быть, и не из весьма знатных) кажется мне очень логичной.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Сергей Заграевский » 21 июн 2007, 19:40

Надо было бы тему назвать "следствие ведут знатоки" :)

У меня возник еще один вопрос. Почему он Заточник? Сидит он на Лаче озере, но где сказано, что насильно? Молит он князя о материальной помощи (возможно, о новом назначении), но никак не о прощении какой-либо провинности!
Может быть, Заточник - тоже гипербола? А тогда что его все-таки занесло на Лаче озеро?

А это не прошение ли об аудиенции?
"Княже мой, господине! Яви ми зрак лица своего, яко глас твой сладок и
образ твой красен". Или опять гипербола?
Сергей Заграевский
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 июн 2007, 09:58
Откуда: Москва

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 07 сен 2009, 13:46

Сергей Заграевский писал(а):А не поговорить ли нам о Данииле Заточнике? Кто он такой, какому князю все-таки писал - Ярославу Всеволодовичу (как считал Рыбаков) или Ярославу Владимировичу? Кто такой князь Ростислав, которому лепше смерть, нежели курское княжение?
А мне, честно говоря, кажется, что Даниил был княжеского рода: уж больно сокровенное движение души рассказывает ему Ростислав (про курское княжение). На рубеже 12-13 вв. захудалых Рюриковичей уже были сотни (по моим прикидкам, не менее пятисот - или я неправ?), не были ли среди них и Даниил? Да и в его самоуничижении, ИМХО, есть нечто гипертрофированное.
Даниил Заточник явно избрал церковный стиль, поэтому его непомерные гиперболы соседствуют с непомерным же самоуничижением. Вспоминается "Аз худый, недостойный и многогрешный раб божий Лаврентий мних", только Даниил явно человек светский...

Въстани, слава моя, въстани въ псалтыри и в гуслех! / / Востану рано, исповѣмъ ти ся.
Пс. 56: и (повтор) в Пс. 107 (3-4)
9 Востани слава моя, востани псалтирю и гусли, востану рано.
10 Исповемся Тебе в людех, Господи, воспою Тебе во языцех,

Да разверзу въ притчах гаданиа моя / / И провѣщаю въ языцѣх славу мою.
Пс.77:2 Отверзу в притчах уста моя, провещаю ганания исперва.
Пс.95:3 Возвестите во языцех славу Его, во всех людех чудеса Его.

Бысть языкъ мой— трость книжника-скорописца
Пс.77: 2 Отрыгну сердце мое слово благо, глаголю аз дела моя Цареви: язык мой трость книжника скорописца.

и разбих злѣ, аки древняя — младенца о камень.
Пс.136: 9 Блажен иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.

аки нощный вранъ на нырищи.
Пс.101: 7 Уподобихся неясыти пустынней, бых яко нощный вран на нырищи.

Возверзи на Господа печаль свою, / / И той тя препитаеть въ вѣки.
Пс.54: 23 Возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику.

Надѣяся на Господа яко гора Сионъ: не подвижится въ вѣки.
Пс.124: 1 Надеющиися на Господа, яко гора Сион: не подвижится в век живый во Иерусалиме.

Сладка суть словеса твоя, паче меда устомъ моимъ.
Пс.118: 103 Коль сладка гортани моему словеса Твоя, паче меда устом моим.

и съвокупих, аки в мѣх воды морскиа.
Пс.32: 7 Собираяй яко мех воды морския, полагаяй в сокровищах бездны.

:arrow: Даниил Заточник - это Климент Смолятич.

Его адресат - новгородский князь Ярослав (в княжестве, которого находилось Лаче озеро) сын Владимира Мстиславича, которого в 1147 году оставлял в Киеве вместо себя (на "царском" престоле) Изяслав Мстиславич.

"Художество" (это НЕ "бедность") - это умение, хитрость, ремесло, знание книг. Климент предлагает себя в качестве советника. А на жизнь он вовсе не жалуется, он ведь - схимник.

Не лгалъ бо ми Ростиславъ князь: «Лѣпше бы ми смерть, ниже Курское княжение» = В лето [6672 (1164)] Приде митрополитъ Иванъ в Русь и не хоте его Ростиславъ прияти . занеже орядилъ бѧше Ростиславъ Гюряту Семковича . къ церкови хотя оправити Клима въ митрополью и възвратися опѧть Гюрята изъ Олешья с митрополитомъ и с царевомъ посломъ . и присла царь даръı многъı . Ростиславу оксамотъı и паволокъı и вся оузорочь разноличная посолъ же царевъ молвяше Ростиславу молвить ти царь аще примеши с любовью благословение от святъıя Софья...[летопись обрывается] (Ипат.)

Климент Смолятич после смерти Изяслава Мстиславича вместе с его детьми ушел в Владимир-Волынский. "Почему не замещалась кафедра Владимира, отгадать нетрудно: она не входила в политического обладание Юрия и там до 1164 г. укрывался митрополит Климент."( М.Д. Присёлков"Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.214

А последнюю фразу сравните с цитатой из СПИ: "помчаша красныя дѣвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты. Орьтъмами, и япончицами, и кожухы начашя мосты мостити по болотомъ и грязивымъ мѣстомъ, и всякыми узорочьи половѣцкыми"

Подробнее см. Форум "Слово о полку Игореве"

:arrow: Припевки Бояна и Климент Смолятич

:arrow: "Слово Даниила Заточника" и СПИ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Изборник 1076 и СДЗ

Сообщение Лемурий » 07 дек 2009, 17:16

Простьри сьрдчьныи съсудъ, да накаплють ти словеса слажьше меду, могуштая оживити и бесъмьртьна явити тя. (Изобрник 1076, с.5-5об)
Да накаплетъ ти слажше меду словеса устъ моих...(СДЗ)

Руцѣ съгъбенѣ имѣй на събьрание зълааго имѣния свѣта сего, простьртѣ же на приятие убогыихъ (Изб.с.9)
Да не будет, княже мой, господине, рука твоя согбена на подание убогих (СДЗ)

Насыштяяся многосластьнааго пития, помяни пиюштааго теплу воду, отъ слъньца въстопѣвъшу, и ту же пороха нападъшу отъ мѣста незавѣтръна.( Изб.1076)
Или пиеши сладкое питие — А мене помяни, теплу воду пиюща от мѣста незавѣтрена(СДЗ)

Иже повѣдаеть безумьному — и на коньци речеть: «Чьто бѣ?» (Изб. 1076)
Мужа бо мудра посылай — и мало ему кажи, А безумнаго посылай — и самъ не лѣнися по немъ ити. (СДЗ)

О женахъ зълыихъ и добрыихъ.

Жена лукава — язва сьрдьчьная (Изб.1076)
Что есть жена зла? Гостинница неуповаема, кощунница бѣсовская.
Что есть жена зла? Мирский мятежь, ослѣпление уму, началница
всякой злобѣ; въ церкви — бѣсовская мытница: поборница грѣху,
засада от спасениа. (СДЗ)


Жена добля веселить мужя своего, и лѣта его испълнить миръмь.(Изб.1076)
Добра жена — вѣнець мужу своему и безпечалие (СДЗ)

Волю жити съ львъмь, неже съ женою лукавою.(Изб. 1076)
Жены ради Данила пророка в ровъ ввергоша, И лви ему нози лизаху.(СДЗ)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Даниил Заточник

Сообщение Лемурий » 07 дек 2009, 17:54

Общественный статус Заточника раскрывает фраза:

Их же ризы свѣтлы - иными словами риза Заточника черна. Он черноризец.
Судя по высокому положению (прямое общение с князьями), которое он занимал в обществе это мог быть высокий церковный сановник принявший схиму и ств обязательно сменивший имя на Даниил. Например, при принятии схимы митрополит Иларион стал пресвитером (попом) Никоном.
Принятие им [Иларионом] великого ангельского образа - схимы снимало с него сан епископа и возвращало к презвитерству...
----
М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.105


Остается только найти такого высокопоставленного "попа" с новым именем Даниил:

только Поликарп мог с такой подробностью рассказать о своих беседах с князем Ростиславом, какая читается под 6676 годом, или передавать наставления Мстислава Изяславича себе и "попу Данилѣ" о погребении, в случае смерти, брата Мстислава Ярополка под 6678 годом ...
-----
М.Д. Присёлков "ОЧЕРКИ по церковно-политической истории Киевской Руси X-XI вв" Спб (1913) 2003, с.199


Дело происходило во Владимире-Волынском, а духовным отцом детей Изяслава Мстиславича был бывший митрополит Руси выбранный как и первый Иларион (Боян) из русичей - Климент Смолятич.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 19921
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1