Всеслав Брячиславич Полоцкий

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Новый » 16 июл 2009, 08:25

Лемурий, насколько я понимаю, Вы считаете, что Всеслав прерыскал путь "великому Хръсови" (кем бы тот ни был) символически и посмертно и что его "тень" стояла за притязаниями потомков Ростислава? Конечно, Володарь, по всей видимости, действительно стремился к основательным династическим связям: младшая его дочь вышла десятью годами позже за Романа, сына Мономаха.
Проблемными мне кажутся здесь два момента. Во-первых, "прерыскать путь" Владимиру 1-му Всеслав, Ростислав или Володарь (которые, как бы ни складывалась их участь и куда бы их ни задвигали, были его прямыми потомками) могли бы только в том смысле, что, допустим, действовали бы наперекор его "завещанию", т. е. устно или письменно высказанной воле, согласно которой должно было вершиться наследование. Но тогда "прерыскиванием пути" можно было бы назвать только СОБСТВЕННЫЕ притязания Всеслава, поскольку он был внуком "обойденного", невзирая на старшинство, Изяслава. Ростислав же Владимирович (сам или в лице, скажем, Володаря либо Василька) был в любом случае потомком "предпочтенного" Ярослава, злоключения его начались только со смертью отца; он мог "прерыскать путь" своим дядьям Изяславу, Святославу и Всеволоду или их детям - особенно Владимиру Всеволодовичу (за чьего сына, между тем, выходит его младшая внучка), - но воле ВЛАДИМИРА ПЕРВОГО его устремления не противоречили даже метафорически.
Во-вторых, сама гипотеза о связи Хорса с солнцем (и, допустим, опосредованно с Красным Солнышком, исходя из предположения, что это прозвище Владимира бытовало тогда и в книжной литературе, а не только в фольклоре) зиждется на иной, нежели Ваша, трактовке "до куръ Тмутороканя": на версии "до пения петухов". Я нечто похожее раньше писал и Владимиру (Медведеву): у него тоже "солнечное" истолкование Хорса, а "куръ" - тмутараканский идол. Но если "до куръ" означает НЕ "до утренних петухов", то летит ЕДИНСТВЕННАЯ логическая основа "солнечной" трактовки Хорса.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 07 авг 2009, 17:00

:arrow: Анна Комнина АЛЕКСИАДА
Это было поистине удивительное зрелище: как кованная из бронзы или каленого железа статуя, еженощно стоял император с вечера до полуночи, а нередко и до третьих петухов или даже до ярких солнечных лучей. Все остальные, не выдержав усталости, нередко уходили, отдыхали и, недовольные, возвращались вновь. Никто из присутствовавших не мог сохранять неподвижность, все они старались как-нибудь изменить позу: один садился, второй склонял или подпирал голову, третий прислонялся к стене. И лишь один император мужественно выносил этот труд. Какими словами можно описать его долготерпение? Ведь он беседовал с тысячами людей, при этом каждый из них подолгу разглагольствовал и, как говорит Гомер, «каркал не в меру болтливо», один уходил и предоставлял возможность разглагольствовать другому, тот третьему, а третий четвертому. Графы стояли, только пока они разговаривали, а император все время стоял до первых или вторых петухов. После небольшого отдыха он вновь с восходом солнца восседал на троне, и новые труды и вдвойне тяжкие словопрения приходили на смену ночным бдениям.

По этой причине болезнь и поразила ноги самодержца...

Иными словами запись 1116-1117 гг о "куръ Олексии" вполне объяснимо могла иметь иронию, связанную с привычкой Алексея Комнина - бодрствовать до восхода Солнца, до первых петухов.

Другое дело "куръ Тмутороканя". Так кому на самом деле принадлежал этот "остров" - Руси, Византии или половцам ???

А.В.Соловьев в своей работе «Восемь заметок к „Слову о полку Игореве“» (ТОДРЛ. 1964. Т. 20. С. 365—385) на основании надписи на Олега Святославича: Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии
так увлекается "доказательством" того, что Олега можно ЯКОБЫ называть "каганом", что совершенно не обращает внимание, что печать на греческом языке и принадлежит к типу печатей провинциальных наместников византийских императоров.
Сравните с более поздней "черниговской" (1094-1115) печатью Олега Святославича: :arrow: В.Л.Янин, П.Г.Гайдуков Древнерусские вислые печати

Иоанн Цец в 1140-х писал о «стране матархов» как части империи, а Мануил I в 1166 г. титулуется в том числе и «государём зихийским и хазарским». Причем последний в соглашении 1169 г. с Генуэзской республикой о торговле в Чёрном море разрешил генуэзским судам заходить в любые порты Чёрного моря, кроме Тмутаракани и Росии (причерноморский городок, архонтессой которого была жена Олега - Феофания Музалон), этот запрет был повторён и в соглашении 1192 г. Исааком II Ангелом.

Изображение
Византийская империя к моменту смерти Мануила I Комнина (1180)
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Новый » 07 авг 2009, 17:18

Да, тут может быть ироническая игра слов. Но как же Всеслав может быть связан с этим? Ведь к тем годам, под которыми упоминается этот византийский "куръ", прошло уже более десяти лет после его смерти.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Лемурий » 07 авг 2009, 21:40

Во-о-от!!! Тут-то, Александр, и начинается самое интересное.

Дело в том, что Всеслав Полоцкий решил "Великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше" - породнившись с "куръ Олексием". Всеслав умер в 1101, а куръ был византийским императором с 1081 по 1118 г. Времени более чем предостаточно.

Некоторые белорусские "историки" уверены (якобы есть "сведения"), что Всеслав Полоцкий выдал свою дочь за самого кура Алексея Комнина...(пример) - "Не верю!!!" (Станиславский).

По другим "сведениям" дочь Всеслава была замужем за сыном Алексея Комнина....(пример)

Может дело кончилось только переговорами, а народное творчество с известной долей "фантазии"...

В любом случае в 1129 г., когда Мстислав выслал всю полоцкую знать, они нашли себе приют в Византии.

Великий же путь Хорса, который Всеслав решил "волком перебежать" (клюками подпереться) есть ничто иное как закон престолонаследования через старших сыновей.

"Прежде же женщины сходились с кем хотели, точно скот. Когда женщина рожала ребенка, она отдавала его тому, кто ей был люб: "Это твое дитя", и тот устраивал праздник, и брал себе ребенка. Феоста же этот обычай уничтожил и постановил одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить; если же кто преступит этот закон, да ввергнут его в печь огненную". "Того ради прозвали его Сварогом, и чтили его египтяне. И после него царствовал сын его, по имени Солнце, которого называют Даждь-богом, 7470 дней, что составляет двадцать лунных лет с половиной. Не умели ведь египтяне иначе считать: одни по луне считали, а другие (...) днями годы считали; число двенадцать месяцев узнали потом, когда начали люди дань давать царям. Солнце царь, сын Сварогов, то есть Даждь-бог...(Ипат 1114)


или, как вариант, если дочь Всеслава была второй (неофициальной женой), официальная жена - Ирина Дукина (Irene Doukaina), тогда это действительно нарушало бы "закон Сварога": "одному мужчине одну жену иметь и жене за одного мужа выходить"...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Сообщение Лемурий » 10 авг 2009, 12:05

Разобрался с "куръ Олексием"...

Дело в том, что именно Алексей I Комнин ввел церковное обязательное венчание любого брака, будь то первый брак, либо вторичный брак между вдовцами, что противоречило древним традициям.

см. :arrow: Сергей Троицкий ХРИСТИАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ БРАКА

Церковь не только запрещала венчание второбрачным, но и сама предписывала им гражданскую форму брака. «Если вдовец хочет жениться на вдове» - говорит сто тридцать пятое правило св. Никифора Исповедника, патриарха Константинопольского, - он должен приготовить пир. и позвать на него десять соседей, и в их присутствии объявить: «Знайте, господа и братья, что я беру эту женщину за супругу», а никакого обряда не дозволяется. И Феодор Студит называет такие браки «гражданскими». Долгое время (до 1095 года) брак рабов совершался без венчания, так как существовало мнение, что венчание дает свободу рабу. Только новелла* Алексея Комнина (1095 года) дозволила венчание рабам, но господа и после новеллы иногда запрещали рабам венчание...
.....................
(*) Новелла напечатана в 43-й гл. Кормчей (II, лист 23 и сл, греч. Zach. Jus gr. r. Ill, 401404), причем здесь говорится, что господа рабов не дозволяли им венчание, боясь «да не на свободу отпустятся». Об этом страхе говорит и Вальсамон в толк. 85 правила Трулльского и 82 прав. Карфагенского собора (Афинск. Синт. II, 500; III, 508), и послание монаха Василия, архиепископа Никиты и хартофилакса Петра (Афинск. Синтагма V, 443, 444, 371). Смотри также рескрипт Алексея Комнина архиепископу Феодулу (Zachariae, Jus. Gr. Rom, III, 404) и житие Василия Нового (Споменик Српск. Краль. Акад. XXIX, с. 73). Последнее житие свидетельствует (Мытарство 17-е), что между рабами или отроками браки заключаются без венчания и вообще без какого бы то ни было участия Церкви простым распоряжением их господина.


Это обстоятельство лишний раз подтверждает, что автором СПИ был клирик.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Брячиславич Полоцкий

Сообщение Konrad » 29 сен 2011, 21:03

http://lib.rus.ec/b/89226/read
Рыбаков о восстании Всеслава.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Всеслав Брячиславич Полоцкий

Сообщение Лемурий » 30 сен 2011, 12:38

Из оной статьи:

Автор "Слова о полку Игореве", горячий поклонник Всеслава Полоцкого, одного из главных участников киевского восстания 1068 года, много говорит о Полоцкой земле и ее князьях и даже несколько идеализирует их. Всех русских князей он делит на две неравные части – на "Ярославлих внуков" и на "Всеславлих внуков"; если династически полоцкие князья действительно составляли обособленную ветвь, то по объему владений эти две части были очень неравны.


Справка: НЕТ в СПИ упоминания "Ярославли внуки" есть токмо обращение к Ярославу Черниговскому в ед. ч. зват. пад., как внуку крамольного деда Олега Гориславича, из "славы" которого тому надо выпрыгнуть.

Что же касается "Всеславлих внуков" то есть более интересная статья:

Моисеева Г. Н. Кто они — «внуце Всеславли» в «Слове о полку Игореве» //Исследования по древней и новой литературе. Л., 1987. С. 154—158.

И ещё, что автор статьи не подметила:

В лѣто 6636 преставися князь Борисъ Полочьский. О сих же Всеславичехъ сице сказаша вѣдущеи преже, яко Рогволоду владѣти Полочьскою землею, а Володимеру в Новѣгородѣ, дѣтеску сущу, еще погану, и бѣ у него Добрыня воевода и храбръ, и сей посла к Рогволоду и проси у него дочери его Рогнѣди за Володимера. Он же рече дочери своей: "Хочеши ли за Володимера". Она же рече: "Не хочю розути робичина, но Ярополка хочю". Бѣ бо Рогволодъ перешелъ изъ Замориа и имѣаше власть свою в Полотску. Слышав же Володимеръ и разгнѣвася о той рѣчи. И пожалися Добрыня и исполнися ярости, и поемше вой, идоша на Полтескъ: и побѣдиста Рогволода и взяша городъ и князь поимаша и жену его и дочерь его. И Добрыня поноси ему и дочери его, нарекшей робичича. И повелѣ Володимерю быти с нею предъ отцемъ еа и матерью. Потомъ отца еа уби, а самое поять женѣ себѣ и нарекоша имя ей Горислава. И роди Изяслава. Поять же пакы ины жены многы, и нача ею негодовати. Нѣкогда же, пришедшу ему к ней и уснувшю, и хотѣ его зарѣзати ножомъ. Володимеръ же пойма ею за руку. Она же рече: "Воспомянухъ, яко отца моего убилъ еси и землю его плени мене ради и мене нынѣ не любиши и съ младенцемъ симъ". И повелѣ ей Володимеръ устроитися во вся одежда царьскаа, якоже в день посяганиа еа, и сѣсти въ свѣтлѣ храминѣ на постелѣ, да пришедъ посѣчеть ю. Она же тако сътвори, давше мечь сыну своему Изяславу нагь в руку, и рече: "Яко внидеть ти отець, рцы, выступя: Отче, егда мнишися единъ хотя"? Володимер же рече: "А кто тя мнѣлъ зде"? И повръгь мечь свой и съзва бояре и поведа имъ. Они же рекше: "уже не убивай еа чада ради сего, но воздвигнувъ ей отчину и дай съ сыномъ своимъ". Володимер же устрои городъ имъ и нарече имя граду тому Изяславъ. И оттолѣ мечь взимають Рогволожи внуци противу Ярославлимъ внукомъ.
-------
Летопись по Типографскому списку


оттолѣ мечь взимають Рогволожи внуци противу Ярославлимъ внукомъ (Типогр. 1128)
=
СПИ: Ярославе и вси внуце Всеславли! Уже понизите стязи свои, вонзите свои мечи вережени (от слова вередити, вережу - вредить по Срезн.)

Ярослав Черниговский = внук Олега Гориславича
Вси внуце Всеславли = Рогволожи внуци, т.е. потомки Гориславы.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24066
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Всеслав Брячиславич Полоцкий

Сообщение Konrad » 30 сен 2011, 14:56

Интересное наблюдение
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 33

cron