Тмутаракань

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Тмутаракань

Сообщение Арсений » 12 сен 2014, 21:49

Тьмутороканский вопрос можно отследить по истории Зихской епархии. Она появилась около 6 века н.э. А. Первозванный бывал в Зихии с апостольской проповедью. В конце 11 века Зихскую кафедру возглавлял русский епископ, что соответствует времени нахождения Тамани в составе Руси.

"Первоночально, епархиальная кафедра находилась в черкесском городе Зихо́поле, который с VI по X век был крупным христианскиим центром.
Зихская (Zhkcia, Zikcia, Zicia) епархия была основана не позднее первой трети VI в.
Другим зихским (черкесским) центром христиантсва была Никопская епархия, основанная в древнем приморское селение, южнее Фанагории, между протоками дельты Кубани, в устье р. Нечепсухо (окрестности г. Туапсе), получившее у греков наименование Никопсис[1].
Кстати, именно с Никопсисом церковь связывает легенду об апостольской проповеди в землях Восточного Причерноморья учеников Христа Андрея Первозванного и Симона Кананита. Никопсис упоминается в «Житии апостола Андрея Первозванного», написанного Епифанием Монахом, совершившим паломничество по местам апостольской деятельности святого, в 20−30-е годы IX в[1].
Согласно «Житию», Симон Кананит был убит зихами (черкесами) в Никопсисе в 55 году[1].
В VIII—IX веках Зихийская епархия являлась архиепископией и включала в свой состав кроме собственно Зихии, Никопскую, Абазгийскую, Тмутараканскую (Матрахскую), Боспорскую и Херсонесскую епархии.
Статус Зихийской епархии колеблется в пределах четвёртого десятка автократных[каких?] епархий. Епархия именуется то по названию города Матраха (Matraca), то по названию страны Зихии (Zhkcia). Однако, Зихийский престол не был понижен в ранге автокефальной епископии[1].
В конце XI−начале XII вв. на Зихийскую кафедру был возведен русский епископ, монах Киево-Печерского монастыря Никола, хотя и Зихийская епархия и Русская церковь одинаково были подчинены Константинопольскому патриарху[1]
В конце XIII в. статус Зихийской епархии был изменён до возведения в ранг митрополии, так как с 1318 года в источниках упоминается самостоятельный митрополит Зихии с титулом «Зихо-Матархского».
Последние сведения о митрополите Зихии и Матархи «преосвященном» Иосифе относятся к 1396 г.[1]" (http://ru.wikipedia.org/wiki/%C7%E8%F5% ... 0%F5%E8%FF ).
Арсений
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1928
Зарегистрирован: 06 июн 2013, 21:38

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 13 сен 2014, 15:30

Википедия - "супер аутентичный" источник. Войдите в редакцию и напишите обратное и все будут читать и ссылаться.

Что делал епископ Матархи на Соборе в Константинополе, если эта епархия была русской? Само название Матарха (Таматарха) византийское и Зихия была в описываемое Вами время тоже византийская:

Должно знать, что вне крепости Таматарха имеются многочисленные источники, дающие нефть*.

Следует знать, что в Зихии, у места Паги, находящегося в районе Панагии, в котором живут зихи, имеется девять источников, дающих нефть, но масло девяти источников не одинакового цвета, одно из них красное, другое - желтое, третье - черноватое.

Да будет известно, что в Зихии, в месте под названием Папаги, близ которого находится деревня, именуемая Сапакси, что значит "пыль", есть фонтан, выбрасывающий нефть.

Должно знать, что там есть и другой фонтан, дающий нефть, в деревне по названию Хамух. Хамух же - имя основателя деревни, старика. Поэтому та деревня так и называется Хамух. Отстоят же эти места от моря на один день пути без смены коня.

Следует знать, что в феме Дерзина**, близ деревни Сапикий и Деревни по названию Епископий, имеется источник, дающий нефть.
------
Примечание:
* Актуальность и важность для Константина сведений о районах нефтедобычи объясняется тем, что нефть была составной частью "греческого огня" (см. гл. 13 и 48), применение которого не раз приносило победу имперскому флоту, в том числе во время византийского похода Игоря 941 г., незадолго до составления труда DA1. Константин указвает местами нефтедобычи Таманский полуостров и территорию Адыгеи, что подтвердают и сведения ал-Масуди (DA1. II. Р. 208), а также, вероятно, район Армении (если верно отождествление фем Дерзина и Цилиаперт

** Местность, известная также как Терцан, Дерган. Локализуется в Армении, между Келцином и феодосиуполем (Эрзерумом) (DA1. II. Р. 209).
-----
Константин Багрянородный. Об управлении империей гл. 53
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24064
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение PoslannikM » 13 май 2016, 13:52

"Рища в тропу трояню,
пети было песнь Игореви
Того Олга внуку...".

По моему личному разумению, в данном месте Трояна как раз никакого и нет.
"Рища в тропу трояню" (Лемурий, кстати, я ничего тут не меняю!) - несясь (мчась) вослед троице (князья Игорь, Всеволод, Владимир), так бы начать песнь (о походе) Игоря (того, старого) Ольга внуку...".
Того (старого) Олега внук - однозначно, князь Святослав (из Ольговичей).
Это четвёртый, принимавший участие в дальнем степном походе Игоря князь (Святослав Рыльский). (с)
Слово - выражение мысли, и поэтому слово должно соответствовать тому, что оно выражает. Л.Н.Толстой
Аватара пользователя
PoslannikM
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 294
Зарегистрирован: 02 янв 2012, 23:36

Re: Тмутаракань

Сообщение Mitus » 16 май 2016, 21:39

ключ к тьмуторокани СПИ содержится в упоминании болвана. Что за болван в тьмуторокани? типа в других местах болванов не было? а вот у греков где Олег в архонтах прям таки и болван был? Но болван связан в СПИ с Тьмутороканью естественным образом. Да и Всеслав никогда не бывавший на Тамани или в Крыму тоже не зря же здесь приплетён
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 17 май 2016, 15:17

Mitus писал(а):ключ к тьмуторокани СПИ содержится в упоминании болвана... болван связан в СПИ с Тьмутороканью естественным образом.

Знамо дело связан, раз речь о произведении в коем подтрунивают над Ольговичами:

    "понеже черниговские князи прежде звались тмутараканские, а тьма значит 10 000 тараканов..."
    ---------
    Татищев В.Н. История Российская, Т.2, М.-Л. 1963, С.155

:arrow: см. НГ: Тьмутораканьскыи блъванъ
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24064
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение Mitus » 18 май 2016, 08:49

да пусть себе подтрунивает - мне не жалко. Меня болван интересует. Ведь здесь это всем понятный словесный штамп.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 18 май 2016, 14:02

Mitus писал(а):Ведь здесь это всем понятный словесный штамп.

Слово омоним. Может быть как и пень, столб, идол, а может быть как и чурбан, остолоп, болван.

Срезн.
Изображение

В первом случае не понятно, почему Автор к нему обращается на "ТЫ", во втором случае, "храбрый" Ольгович должен очень обидеться.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24064
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение Mitus » 18 май 2016, 16:50

Лемурий писал(а):во втором случае, "храбрый" Ольгович должен очень обидеться
обращение к болвану идёт наряду с посулием поморием сурожем волгой - то бишь к чужим землям. Стало быть не къ ольговичу
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 18 май 2016, 18:29

Mitus писал(а):обращение к болвану идёт наряду с посулием поморием сурожем волгой - то бишь к чужим землям. Стало быть не къ ольговичу

В том то и дело, что НЕТ. К землям Автор на ТЫ не обращается, токмо к болвану:

    Дивъ кличетъ връху древа, велитъ послушати земли незнаемѣ - Влъзѣ, и Поморію, и Посулію, и Сурожу, и Корсуню, и тебѣ, тьму тораканьскый блъванъ.
Див кричит с вершины древа, велит послушать земли незнаемые: Волгу,и Поморье, и Посулье, и Сурож, и Корсунь, и ТЕБЕ (кричит) тмутороканский ( позже черниговский) болван (Ольгович).
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24064
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение Mitus » 05 окт 2016, 14:27

Лемурий писал(а):Див кричит с вершины древа, велит послушать земли незнаемые: Волгу,и Поморье, и Посулье, и Сурож, и Корсунь, и ТЕБЕ (кричит) тмутороканский ( позже черниговский) болван (Ольгович).
- земли(скл. на *-а мягкий вариант = ед. ч. земле) незнаемh(е), Волгh(е) ... Корсуню и тебh(е) - всё в дательном падеже. Но это так чисто по проформе, а в результате и тьмутороканьскыи блъванъ тоже входит в землю незнаему.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 05 окт 2016, 16:14

А почему обращение к "болвану" личное ?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24064
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение Mitus » 06 окт 2016, 16:52

Лемурий писал(а):А почему обращение к "болвану" личное ?
- так-то не знаю, но по моей личной нелепой для Вас версии это рука псковитянина Домида... Мы уж как-то обсуждали это.
Аватара пользователя
Mitus
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3391
Зарегистрирован: 03 янв 2015, 20:56
Откуда: город Шуя

Пред.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: Bing [Bot] и гости: 34