Тмутаракань

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Nehbcn » 11 дек 2007, 11:51

Но больше всего загадок содержится в самой надписе на камне: "В лето 6576 (1068), индикта 6, Глеб князь мерил море по леду от Тмуторокани до Кърчева 10000 и 4000 сажень".
Лед в Керченском проливе не такое уж и редкое явление, бывает раз в три года. Держится недолго, но в особо холодные годы люди по нему ходят.
Непонятно, зачем было мерить море. А главное: измерять расстояние в саженях - это примерно то же самое, что мерить площадь квартиры в сантиметрах. Обычно применялась верстовая система.
14000 сажень - примерная величина, и к тому же не соответствует действительности. Глеб промахнулся на пару тысяч с.
Есть и еще кое-что. (Это уж мои соображения).
По моим подсчетам индикт указан неправильно: 6576:15=438,4
В остатке 4 (это и есть порядковый номер года в системе индиктиона).
Кроме того, расстояние, измеренное в два приема, говорит о том, что дорога была не прямой, т.е. измерили сначала расстояние до к-л ориентира, потом сделали поворот и отсчитали еще 4т. сажень.
Тмутаракань же ученые расположили на одной прямой Керчь - Тамань.
В общем, темное это дело.


А Вы на карту посмотрите! :wink:
"Коса Тузла (в переводе с тюркских языков — Соленая) расположена в Керченском проливе поперек акватории. Уровень воды в проливе постоянно колеблется, поэтому размеры косы не постоянны. Ее длина составляет от 6,5 до 7,0 км, ширина — около 500 м."
До начала прошлого века коса Тузла была полуостровом, прямым продолжением Тамани.
Так что реально представить, что в те времена зимний путь до Корчева можно было проделать отмахав 10000 сажень по суху (по косе) и ещё 4 по льду! :)
Естественно путь не совсем прямой-оттого и расхождения!
С другой стороны мы не обладаем информацией о уровне моря и климате этого района-неисключено, что в этом месте пролив промерзал каждую зиму.
Ну а мерять надо было для переброса подкреплений в русский Корчев! :wink:
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение sasha a » 11 дек 2007, 16:46

Что, подкрепления в Корчев поставляли только зимой? А летом как они обходились?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Nehbcn » 11 дек 2007, 18:13

sasha a писал(а):Что, подкрепления в Корчев поставляли только зимой? А летом как они обходились?


А может и не только подкрепления, может и товары разные.
А летом видимо круголя давали или на челнах. :)
Аватара пользователя
Nehbcn
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 4505
Зарегистрирован: 07 ноя 2006, 20:01

Сообщение Черкес » 17 дек 2007, 22:54

Гость

Тмутаракань - Таматарха - Фанагория. Разве все эти города не распологались примерно в одной зоне полуострова Таманского?


Непонятная параллель. Таматарха и Тмутаракань это один и тот же город, Фанагория - другой, а вы между ними проводите линию как-будто это три разных города.
Эти ДВА города с эпохи античности располагались на Таманском полуострове, без всяких "зон".

Mussa
Матрега - название гораздо более древнее, нежели славянская транскрипция Таматархи Тьмутаркань. Тут не компьютерная программа нужна, а подготовка. И какое отношение имеет Таматарха к истории реки?

Самым древним названием на это месте (ныне станица Тамань) был древнегреческий город Гермонаса, известен, с века 6 до н.э.
Матрега (она же Матрика, она же Матарха) встречается в источниках с 12 века (ал-Идриси и др.) Таматарха известа где-то с 9-10 вв. От этого (хазарского, в греческой транскрипции) названия и происходит славянское (др. русс.) Тмутаракань, трансформировавшаяся позднее в Матарху-Матрику-Матрегу.

Мила

Ну Рябчиков - известный фантазер. Давно уже слежу за его творчеством на тему Тмутаракани. Сейчас курсовую пишу на тему: "Происхожение топонима "Тмутаракань" и его интерпретации". Если у кого есть какая-нибудь интересная информация про это, поделитесь... пожалуйста


Наиболее распространенной версией служит перевод название Таматархи с тюркского (хазарского?) Тумен-тархан - буквально "Ставка Тархана-темника". Таматарха была центром одной из областей Хазарии, где сидел наместник кагана Тархан, на подвластной территории которого, должен был располагаться 10-тысячный корпус.

Пока писала курсовую, пересмотрела кучу книг, нашла несколько интересных версий. Хотя в словаре Фасмера так до конца не разобралась, т.к. смогла найти не всю литературу, на которую он ссылается (в наших библиотеках о таком и не слышали, а в нете тоже не много найдешь). Но наиболее полно вопрос происхождения тононима рассмотрел все таки А.В. Гадло в "Предыстории Приазовской Руси". Приведу пару цитат, если кого-нибудь заинтересует, пишите в аську, обсудим подробнее.

"В литературе неоднократно отмечалось, что русское «Тмуторокань» и византийское «Таматарха» есть слабо искаженный перевод тюркского тумен-тархан, что буквально означает лицо, обладающее достоинством тархана и властью начальника тумена, т. е. войскового подразделения в 10 000 всадников."

"В географическую номенклатуру термин «тумен» мог проникнуть как обозначение места, района ставки, сбора или смотра этого войскового подразделения. В начале VIII в. столь большой хазарский гарнизон находиться здесь не мог, поскольку численность регулярного хазарского войска, по свидетельству Xв., в целом не превышала 10—12 тысяч человек. Скорее всего здесь находилось место сбора, смотра и учения войск, которые должны были выставлять подвластные центральному правительству родоплеменные группы (селения) Южного Приазовья... Наконец, эта область в связи с ее особым значением могла быть объявлена тарханной, т. ё. свободной от податей."


По этому поводу, рекомендую работы этого же автора: Этническая история Северного Кавказа IV-X вв., Л., 1979; Этническая история Северного Кавказа X-XIII вв., СПб, 1994. Они написаны позднее чем История Приазовской Руси, и там могут быть добавления по вашей теме.

Что касается концовки приведнной вами ссылки, то мы не знаем границ области подвластной местному правителю сидевшему в Таматархе, и в этом отношении подвластные ему земли могли выставить до 10 тысяч, а может и больше. 10-12 тысяч - это гарнизон Итиля и его окрестностей кажется, а не всего войска, которое могла выставить Хазария. В источниках встречаются хазарские армии и в 40 тыс., а в одном арабском сообщении упоминается 200 тыс. хазарская армия (преувеличено наверное, но тем не менее).

sasha a

Что, подкрепления в Корчев поставляли только зимой? А летом как они обходились?

Какие подкрепления? Кому? Зачем?
Керченский пролив замерзал частенько об этом сохранились сведения еще с эпохи античности, так что кочевники на конях и в повозках, со стадами и табунами переходили туда-сюда. А летом он вполне был судоходен, а кочевники в это время года, как тут выразились, "круголя" давали через Перекоп, благо им не привыкать было наматывать километры.
Черкес
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 62
Зарегистрирован: 09 ноя 2007, 17:01

Сообщение sasha a » 20 фев 2008, 18:54

На Вослите опубликовано Подлинное дело о Тмутараканском камне (спасибо им большое!):

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... 3/text.htm

Из документов следует, что камень был возвращен на то самое место, откуда взят, согласно приказу вышестоящего начальства.

Письмо 4 июля 1793 г. от таврического губернатора С. С. Жегулина таврическому вице-губернатору К. И. Габлицу. Белая хорошая бумага с филигранью “Pro Patria”. Писарской рукой. Подпись собственноручная.

/л. 1/ Милостивый Государь мой Карл Иванович;

Ее императорское величество высочайше повелеть соизволила, чтобы известной камень, найденной на острове Фанагории и взятой оттуда господином бригадиром Пустошкиным, перевезен был на прежнее место откуда взят и оставлен тут был впредь до указу, с устроением приличного в округ его ограждения, и чтобы снята была его мера, а более всего слова на нем находящиеся в точной их величине и почерке; и рисунок сей дабы поднесен был ее императорскому величеству. А поелику камень сей найден таврического егерского корпуса 1-го батальона служителями, то чтобы оной (по доставлении его господином бригадиром Пустошкиным, которой о сем уже предуведомлен) положен был и паки на том самом месте откуда взят.


Камент-таки положили на то же самое место:

/л. 32/ Высокородному и превосходительному господину генерал майору, таврическому губернатору и кавалеру Семену Семеновичу Жегулину

Рапорт!

Вашему превосходительству честь имею доложить, что сделанной над мраморным камнем с надписью деяний князя Глеба монумент поставлен от Тамана без малого на версту, близь разрушенного фантала, а к тому между частями песчаными курганами и на самом низменном месте, так что в рассуждении очень песковатого туда расстояния редко кто и любопытствовать к нему приходить...


Итак, камень был найден в версте от города, у разрушенного фонтана, в низине между песчаными курганами. Ходить туда было "песковато" (классное слово!).
Не помню, сколько первоначально весила мраморная плита, но помню, что немало. Такой "камушек" туда-сюда не потаскаешь. Отсюда вывод:
видимо, неизвестный автор запечатлел подвиг князя Глеба в мраморе на том самом месте, где эта плита лежала со времен античности.
Если учесть, что мраморных обомков и строительных деталей в районе Фанагории было немало, то выбор места памятнику Великому Землемеру (Льдумеру) выглядит очень странно. Такое впечатление, что каменотес не хотел, чтобы его творение пользовалось всеобщим паломничеством. Почему?
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение thor » 25 фев 2008, 10:52

Чепуха все это. Пока вы тут витийствуете, наши местные краееды уже доказали, с фактами на руках, есественно, что ничего подобного, Тьмутаракань находится на огородах в пригороде Белгорода, а перенесла ее оттуда в Керчь нынешнюю сама Екатерина II, руководствуясь геополитическими соображениями... :evil: :twisted:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение sasha a » 26 фев 2008, 01:28

м-да... против краеедов - не попрешь.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение thor » 27 фев 2008, 10:15

Это не то слово - боюсь, что скоро они откроют, что прародина человечества находится на Белгородчине... :twisted:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение sasha a » 27 фев 2008, 17:01

свят-свят-свят!!!!
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Сообщение Митрий Московский » 28 фев 2008, 20:21

То, что Тьмутаракань - Рязань, слыхал, но Белгород..., хотя там говорят когда-то кисель прям из колодцев набирали :lol:
Аватара пользователя
Митрий Московский
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1152
Зарегистрирован: 02 июн 2005, 09:54

Сообщение thor » 29 фев 2008, 09:16

А то, Митрич, Белгород, как известно из писаний наших краеедов, истинный "Куско", "Пуп мира" так сказать... :D :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение Zinchenko_tanya » 14 апр 2008, 22:47

Здравствуйте, участники форума Тьмуторокань!
Хочу высказать свою точку зрения по –поводу « Тьмутороканьского бълвана» .Автор « Слова о полку Игореве», для своих замыслов, гениально соединил историческое повествование со свадебным обрядом.
По свадебному ритуалу невеста расставалась с « дивий волей» « Я из див здивовалась». По поверьям дивья красота уходила в лес и садилась на верхушку дерева. В « Слове…» «Збися див кличет върху древа…»
Плата отдавалась за «дивью красоту»- в фольклоре поэтическое воплощение девичества. Деньги, в то далекое время, были не только злато и серебро ,но и пушные звери. В свадебных песнях невесту представляли в образах соболя « Соболем Наташенька леса прошла, крыла леса алым бархатом, по пути катила крупным жемчугом», куницы «Черная куна, возле быстрой реки, не сиди, господин, во чужом пиру, снаряжай ты свадебку» (Русская народная поэзия. Ленинград 1984).В начале сватовства «дивичья красота» сидит на вершине дерева. «Цестна дивья-то красота, сидит на самых вершиноцках» (Русская свадьба. Москва.1985 стр. 144). В «Слове» «…збися дивъ , кличет вверху древа», здесь сопоставлены два мотива, по сходству категорий действий. На вершине древа сидел «див» - половецкий разведчик, который, подражая куницы или соболю, « свистъ зверинъ въста» подавал голосом знаки о движении игорева войска . Предупреждения предназначались для половцев ,живших на землях : 1-Влъзе, 2 –Поморию,3- Посулию,4 –Сурожу, 5-Коросуню ,6 – и тебе Тьмутороканьскый блъванъ. В летописи под 1185г. названы имена ханов, владеющими этими землями: «И сказал Игорь…что собрали на себя всю землю Половецкую» 1-Кончака, 2- Козу Бурновича, 3-Токсобича,4- Колобича,5-Етебича, 6- Тертробича. Если и в «Слове…» и в летописи земли и половецкие ханы перечислены в одном порядке то «Тьмутороканьский блъван»-Тертробич.

Текст «Слова…» « Тъй бо Олег мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше, ступает въ златъ стремень въ граде Тьмуторокане. Той же звонъ слыша давный великий Ярославь(Ярослав Мудрый), а сын Всеволожь Владимир(Владимир Мономах) по вся утра уши закладаше в Чернигове.», на мой взгляд, требует пояснения. Я хочу предложить свою версию понимания данного текста.
Память автора «Слова…» хватко держит самые драматичные события 11 века. Мотивировка завязки сюжетных линий дана в начале текста: «мечемъ крамолу коваше и стрелы по земле сеяше…» - это символ княжеских распрей, усобиц. Вся сцена выдержана в строе, который создается повтором ситуаций: « Той же звон..», «Владимир уши закладаше». Удары в колокол или звонило – железную сторожевую плиту, сигнал к сбору людей в случае пожара, тревожный призыв на помощь при внезапном нападении противника.
Сначала о людях ,упомянутых в тексте, ибо какая ж история, если она безлюдна.
Олег (ум.1115 г.)- дед Игоря, главного героя «Слова…»
Великий Ярослав Мудрый ( ум 1054 г).- дед Олега.
Сын Всеволода Владимир ( ум.1125 г.)- Владимир Мономах.
Не будем упускать из виду ещё два действующих «лица» Пространство и Время. Обозначим города, отмеченные в тексте Тьмуторокань и Чернигов. Обращает на себя внимание – однообразность процесса:
В летописи «В год 6586(1078) Бежал Олег, сын Святослава, в Тьмуторокань…привели Олег и Борис поганых на Русскую землю…и подошли к Чернигову, и черниговцы затворились в городе…»

Та же беда случилась и с Ярославом. Найдем в летописи событие ,которое следовало по той же схеме и где главными пространственными ориентирами были города Тьмуторокань и Чернигов.
В летописи «В год 6532(1024) пришел Мстислав( брат Ярослава Мудрого) из Тьмуторокани … Он же пошел и сел на столе в Чернигове…И пошли Мстислав и Ярослав друг на друга…И была сеча сильна.»

Далее по тексту «а сын Всеволожь Владимир по вся утра уши закладаше в Чернигове...» называется ряд качественно не отличающихся , а только повторяющихся событий. В летописи « В год 6602(1094)…пришел Олег с половцами из Тьмуторокани и подошел к Чернигову, Владимир же затворился в городе .Олег же, подступив к городу, пожег вокруг города и монастыри пожег.» В монастырях, призывая на помощь, ударили в набат так громко, что у Владимира уши заложило в Чернигове .
Процесс прихода рати из Тьмуторокани на город Чернигов представлялся автору «Слова…» чем-то вроде безостановочно вращающегося колеса: в 1024г.,1078г.,1094г., поэтому он и объединил эти события в данном тексте.
Татьяна.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение sasha a » 14 апр 2008, 23:36

По поверьям дивья красота уходила в лес и садилась на верхушку дерева... В свадебных песнях невесту представляли в образах соболя ... На вершине древа сидел «див» - половецкий разведчик, который, подражая куницы или соболю, « свистъ зверинъ въста» подавал голосом знаки о движении игорева войска .

Не понятно, какая связь между красавицей-невестой и половецким разведчиком?

Предупреждения предназначались для половцев ,живших на землях : 1-Влъзе, 2 –Поморию,3- Посулию,4 –Сурожу, 5-Коросуню ,6 – и тебе Тьмутороканьскый блъванъ. В летописи под 1185г. названы имена ханов, владеющими этими землями: «И сказал Игорь…что собрали на себя всю землю Половецкую» 1-Кончака, 2- Козу Бурновича, 3-Токсобича,4- Колобича,5-Етебича, 6- Тертробича. Если и в «Слове…» и в летописи земли и половецкие ханы перечислены в одном порядке то «Тьмутороканьский блъван»-Тертробич.

Интересная мысль.

Обращает на себя внимание – однообразность процесса... Процесс прихода рати из Тьмуторокани на город Чернигов представлялся автору «Слова…» чем-то вроде безостановочно вращающегося колеса: в 1024г.,1078г.,1094г., поэтому он и объединил эти события в данном тексте.

Это не процесс, это - жизнь такая. А то, что "ничто не ново под луной" - заметили еще древние.
По поводу "Слова... " у нас тут много интересного. Не поленитесь прочитать.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Свадебные обряды в "Слове..."

Сообщение Zinchenko_tanya » 15 апр 2008, 07:44

Здравствуйте sasha a!
В древнерусской литературе «Слово о полку Игореве» построено на синтезе исторических событий и свадебных обрядов « ту кровавого вина не доста, ту пир докончаша храбрии русичи: свата попоиша, а сами полегоша за землю Русскую».
Автор « Слова о полку Игореве», для своих замыслов, гениально соединил историческое повествование со свадебным обрядом – плачем. Для сравнения я использовала книги :
1) Русская свадьба (Свадебный обряд на Верхней и средней Кокшеньге и на Уфтюге Вологодской области) « Современник» Москва. 1985г.
2). Русская народная поэзия (обрядовая). Ленинград. « Художественная литература». 1984г. .

По свадебному ритуалу невеста расставалась с « дивий волей» « Я из див здивовалась». По поверьям дивья красота уходила в лес и садилась на верхушку дерева. В « Слове…» «Збися див кличет върху древа…», здесь сопоставлены два мотива, по сходству категорий действий. На вершине древа сидел «див» - половецкий разведчик, который подражая куницы или соболю « свистъ зверинъ въста» подавал голосом знаки о движении игорева войска. Во время сватовства «дивья красота» сидит на вершине дерева, а когда невеста впервые всенародно показывается жениху ( вывод невесты перед столы) она падала вниз «Да красота та свалилась, моя упала дивья красота да ко резвым ноженькам» В «Слове…»«…уже връжеся дивъ на землю»
По тексту «Слова…» Владимир был насильно женат на половчанке, когда был в плену у половцев.
« сокольца ( Владимира Игоревича) опутаеве красною девицею»
В народной поэзии « опутать» значит женить насильно с помощью ворожбы, приворота.
«И выкини мати опутинку, чтобы было чем опутать ясна сокола, то моего жениха». ( Русская народная поэзия. Ленинград. 1984г. с 61).
Не ездят свататься, когда «луци напряжении, тули отворении, сабли изъострени». Конечным пунктом Игорева похода был Дон «позримъ синего Дону» « испить шеломом Дону». Мы знаем, что по рекам проходили торговые пути. В 1170г. состоялся съезд, на котором Мстислав Изяславич говорил: «Половцы отнимают Греческий путь ( по Днепру) Соляной (по Дону) и Залозный ( по Дунаю)». Главная цель Игорева похода состояла, вероятно, в овладении путями международного обмена по Дону, с целью наладить свою торговлю и контролировать сырьё, ради обогащения казны.
Женитьбой Владимира на дочери, Кончак желал добиться мира и сохранение контроля над торговлей по Дону. В это не верил Гзакъ « ни нама будетъ сокольца, ни нама красны девицы, то почнутъ наю птици бити в поле Половецкомъ».
По всей видимости, женитьба Владимира, сделала «уместным» привлечь свадебный обряд в качестве основы для подражания автору, чтобы создать новое произведение «Слово…» с сообщением исторических реалий.
Татьяна
Аватара пользователя
Zinchenko_tanya
Геродот
Геродот
 
Сообщения: 1445
Зарегистрирован: 14 апр 2008, 22:43
Откуда: Тверь

Сообщение sasha a » 15 апр 2008, 16:39

Насколько я поняла, Вы считаете, что в Слове первичен свадебный мотив, на основе которого Автор создал свое Слово, используя в качестве сюжета историю с попытками русичей овладеть донским речным путем вплоть до Тьмутаракани (а точнее - Таманского полуострова - одного из ключевых перевалочных пунктов на Черном море).
Эдакий ремикс у него получился... Старая песня на новый лад.

Мне приходилось читать в одной статье, что свадебные и похоронные обряды идентичны.
Видимо, вы правы. Автор Слова использовал свадебную терминологию и ассоциации, чтобы усилить похоронный эффект произведения.
Все же мне сдается, историческая канва - первична, форма ее выражения - вторична.
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 61

cron