Тмутаракань

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 29 окт 2013, 18:20

ИВК писал(а):сыновья Ростислава Тмутараканского ведь в любом случае опирались на часть приверженцев отца - а на кого ещё?

По принципу "презумпции невиновности" дети за грехи отцов не в ответе.

ИВК писал(а):О Яне Вышатиче в Тмутаракани не упоминается. Но его отец в 1064 году действовал заодно с Ростиславом, а Ян в то время был вполне взрослым, так что наверняка помогал отцу.

Этак можно такого напридумывать. По ПВЛ Вышата (отец Яна) вернулся из византийского плена возможно ослепленным:

В лѣто 6551 (1043). Посла Ярославъ Володимира, сына своего, на грѣкы и да ему воя многы, а воеводьство поручи Вышатѣ, отцю Яневу...
Вышату же яша сь извержеными на брегь и приведоша я Цесарюграду, и слѣпиша руси много. По 3-хъ же лѣтѣхъ, миру бывшю, и пущенъ бысть Вышата вь Русь кь Ярославу...

В лѣто 6572 (1064). Бѣжа Ростиславъ кь Тмутороканю, сынъ Володимирь, внукъ Ярославль, и с нимъ бѣжа Порѣй и Вышата, сынь Остромирь, воеводы новгородьского. И, пришедъ, выгна Глѣба изь Тмуторокана, а самъ сѣде в него мѣсто.


Бежал - это не воевал. Не удивлюсь, если его слепого привели в свободный город. Про сына Яна в Тмуторокани ни слова - зачем додумывать?

ИВК писал(а):Даже если его там по какой-либо причине не было, показателен сам факт, что сын одного из главных тмутараканских мятежников через какое-то время стал киевским тысяцким; карьера прямо-таки поразительная.

Вообще-то, Ян был сыном киевского воеводы Ярослава Мудрого, возглавлявшего поход на Византию и пробывшего в плену 3 года.

ИВК писал(а):Таматарха никуда не исчезла. Исчезла Тмутараканская земля как значимое для Руси явление.

Конечно, не исчезла. Просто у старого хозяина и называлась по-старому - Матарха. И в нотациях, и торговых соглашениях Византии под этим именем проходила.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение ИВК » 29 окт 2013, 19:12

Лемурий писал(а):По принципу "презумпции невиновности" дети за грехи отцов не в ответе.

А я не про грехи отцов, а про то, откуда у Ростиславичей дружина. Скорее всего, от отца осталась.

Ну а предположений в самом деле много, куда без них. Но и то, что Вышату ослепили, а летописец не счёл нужным об этом прямо сказать, и что его потом зачем-то могли слепого привезти в Тмутаракань, а летописец почему-то упомянул беспомощного слепца наравне с Ростиславом - это ведь тоже предположения.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows.
Аватара пользователя
ИВК
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 13:40
Откуда: Онега

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 30 окт 2013, 10:22

ИВК писал(а):откуда у Ростиславичей дружина. Скорее всего, от отца осталась.

Вообще-то, дружины княжеские, а тысяцкие ими токмо управляют. Киевской дружине Владимира нечего было делать в Тмуторокани, оголив стольный град. Другое дело, что Вышата мог своих друзей ветеранов подтянуть. В любом случае этой группы для переворота этого оказалось вполне достаточно.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение ИВК » 30 окт 2013, 12:57

Я имел в виду, что Ростиславичи, скорее всего, опирались (Володарь в 1181 году в Тмутаракани и все братья - потом в Юго-западной Руси) на какую-то часть дружины, оставшуюся от отца, когда того отравили. А вот откуда взялась эта дружина - другой вопрос. Имею в виду не только ту дружину, которой располагал Ростислав после вокняжения в Тмутаракани (и тем более не ту, которая сопровождала его во время бегства туда), а вообще тмутараканскую дружину как явление, основные вооружённые силы Тмутаракани, командование которыми часто переходило из рук в руки (а насколько при этом менялся их состав - вопрос). Главное - сложно определить, насколько эта дружина была местной по составу, а насколько состояла из людей, бежавших сюда с севера... иначе говоря, насколько русской она была именно в этническом смысле . А от этого ведь прямо зависит то, почему местное население держалось за Рюриковичей-изгоев. Если оно же и было основным источником пополнения дружины, то, похоже, с его стороны налицо было стремление к захвату верховенства на Руси. Тут уместно напомнить описание Лиственской битвы 1024 года, из коего следует, что Мстислав считал своей дружиной тех, кого привёл с собой из Тмутаракани (а это хазары и касоги; правда, у Мстислава наверняка была ещё и своя, собственно русская дружина), чётко отделяя их от сателлитов-северян, коих ценил гораздо меньше. Вполне возможно, однако, что уже при Ярославичах в Тмутаракань бежало много противников нового, лествичного порядка; настолько много, что даже всю дружину можно было набирать из них. Пожалуй, это правдоподобно... что-то серьёзных возражений не могу найти, ни с какого боку. И тогда череда переворотов в Тмутаракани в 1079-1083 годах выглядит уже иначе... и над этим надо поразмыслить.
А насчёт
Лемурий писал(а):Киевской дружине Владимира нечего было делать в Тмуторокани, оголив стольный град. Другое дело, что Вышата мог своих друзей ветеранов подтянуть.

что-то не понял. Киевская дружина в 1064 году была у Изяслава, как её вообще можно было бы использовать для переворота в Тмутаракани? А вот участие ветеранов похода 1043 года на Византию (и вообще людей, считавших тот поход обоснованным) в тмутараканском перевороте - это очень даже вероятно, по-моему.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows.
Аватара пользователя
ИВК
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 13:40
Откуда: Онега

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 30 окт 2013, 13:51

ИВК писал(а):Я имел в виду, что Ростиславичи, скорее всего, опирались (Володарь в 1181 году в Тмутаракани и все братья - потом в Юго-западной Руси) на какую-то часть дружины, оставшуюся от отца, когда того отравили. А вот откуда взялась эта дружина - другой вопрос.

Ну так знамо дело - адыги (зихи и касоги), аланы и местные русские. Это ж токмо Олегу Гориславичу крупные силы понадобились, когда он Таматарху у Руси для Византии отвоёвывал.

ИВК писал(а):Киевская дружина в 1064 году была у Изяслава, как её вообще можно было бы использовать для переворота в Тмутаракани? А вот участие ветеранов похода 1043 года на Византию (и вообще людей, считавших тот поход обоснованным) в тмутараканском перевороте - это очень даже вероятно, по-моему.

Всеслав Полоцкий в 1068 году никуда не выходя из поруба переворот "совершил". Князя в то время просило на княжение местное население. За Глеба Святославича, например, просили сами жители Тмуторокани и Никона Великого просили в этом посодействовать. И ходил наш "ходына" из Тмуторокани через Киев в Новгород и обратно. А князь извне - это токмо с великими силами местную рать превозмогающими.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение ИВК » 30 окт 2013, 20:12

А как вообще Тмутаракань могла остаться русской? Вот представим: 12 век, Тмутаракань принадлежит Руси, а не Византии. Как это конкретно могло выглядеть - по аналогии с другими тогдашними русскими землями? Как обеспечить защиту Тмутаракани от Византии, половцев и прочих? И в чём конкретно была бы польза для Руси от Тмутаракани? Там же безнадёжное дело было, на мой взгляд.
Не пью, не курю, не смотрю телевизор, не пользуюсь Windows.
Аватара пользователя
ИВК
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 188
Зарегистрирован: 04 окт 2013, 13:40
Откуда: Онега

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 31 окт 2013, 06:58

А вот Б.А.Рыбаков был уверен, правда без всяких ссылок на русские летописи, что род, правивший в Матархе, упомянутый в карте Идриси 1154 года - Олуабас - потомки Олега Гориславича. Видимо, опирался на общую буковку "О".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение Konrad » 08 ноя 2013, 01:10

Ну если Византии и так и так принадлежала Корсунь и Сугдея (Лев Алиат - "стратиг Херсона и Сугдеи" напись 1059 г.)


Для 1185 года докажите, пожалуйста.

Как Тмуторокань могла остаться русской? Да обычно, с посадником. Ведь нет ни прямых свидетельств принадлежности её Византии, ни, как в отношении Белой Вежи, свидетельств об уходе оттуда контингента.

согласно же араб. географу Идриси, в сер. XII в. в Матрахе существовала самостоят. династия «Олуабас», и допускают, что это были потомки О. С. (Рыбаков Б. А. Русские земли на карте Идриси 1154 г. // Краткие сообщ. о докл. и полевых исследованиях Ин-та истории материальной культуры АН СССР. М., 1952. Вып. 43. С. 19; Янин. Актовые печати... С. 29).


То есть и Янин, и Рыбаков так и не открывали Грушевского.
Recueil de voyages V c. 395, перекладчик Жобер через непорозуміннє переклав слова Едрізі, що сї князї були звістні з відваги словами: connus sous la dénomination d'Olou Abas, що сам Жобер поясняє: les Abazes (помилка ся була вказана у Dozy і Goeje — Edrisi Description de l'Afrique). Наслїдком сеї помилки Жобер, Лєлевель і иньші уважали сих тмутороканських князїв XII в. Абхазами. Гейд, згадуючи про помилку Жобера, зістаєть ся при тім же поглядї, що то мусїли бути якісь кавказькі гірняки (І. 226), хоч на се нїщо не вказує. Натомісь Брун (II. 131) не вагав ся бачити в них руських князїв, і се вповнї правдоподібно.


http://litopys.org.ua/hrushrus/iur20801.htm

Это арабское слово "известные отвагой"
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 08 ноя 2013, 08:52

То Вы доверяете ал-Идриси, то когда он пишет про город Русию в 20 милях от Матархи - НЕТ. Вы уж определитесь со своим отношением к этому источнику. Лично я ему доверяю.
Хотел бы посему Вас спросить: "Что общего между словами Олуабас и Ольговичи кроме первых 2-х букв?"
Б.А.Рыбаков сказал эту версию как натянутое предположение. Она абсолютно ничем не подкреплена.
Принадлежность же Матархи к Византии подкреплена и греко-генуэзскими договорами, и выделелием до 1084 года архиепископства Матархи из Зихской епископии, и отсутстсвием упоминания о ней в русских источниках.
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение Konrad » 08 ноя 2013, 16:32

Я доверяю ал-Идриси, но в тех частях, где он упоминает "города" Иверию, Аланию, Русию, Белую и Черную Куманию, Хазарию, не только мне, но и исследователям очевидно, что речь идет не о населенных пунктах, но о землях.

Касательно Олуабас. Пожалуйста, перечитайте то, что я написал. Олуабас - непонятое Жобером и Рыбаковым арабское слово "известные своей отвагой".

Повторюсь еще раз - в греко-генуэзских договорах нет ни слова о принадлежности Матрахи к Византии.

Наоборот, эти договора заключают соглашение с генуэзцами, но запрещают им торговать с "хорами" / "регионами" Русью и Матрахой.

И всё логично: партнерам запрещают иметь дела с соседями-конкурентами.

В противном случае получается бред, ведь генуэцев для того и зовут, чтобы усилить коммерческий оборот, а при этом должны исключить свой огромный торговый центр??? При этом Матраха - не закрытый город Арзамас-18, а с 1150-х годов, по Идриси, вплоть до монгольского пришествия, по Рубруку и Бекону, торгует с соседями усиленно.

Даже при русинах церкви Матрахи подчинялись грекам. Тмуторокань не была включена в состав исконных русских епископий в качестве епархиально-административной единицы, подконтрольной киевскому митрополиту. Уже в начале Х века архиепископия Матархи получила статус автокефальной архиепископии, непосредственно подчиненной константинопольскому патриарху, вошла в состав Зихской епархии и в ряде случаев отождествляется с нею. На саму кафедру назначался греческий ставленник. Есть версия, что местное население Тмутаракани находилось под духовным окормлением местного кафедрального архиерея, в то время как русские жители и духовенство были опекаемы черниговским епископом. Скорее следует говорить о церковно-миссионерской деятельности Византии, осуществлявшейся через Зихскую епархию с центром в Тмутаракани. На это указывают события уже XII века, когда в результате административных реформ, проведенных в церковной организации Византии, крымские архиепископии Херсона, Сугдеи и Боспора, входившие в одну епархию с Зихией, были от нее отделены. Архиепископия Матархи стала абсолютно автономным церковным центром, который не зависел от греческого духовенства крымских городов. За ней по-прежнему оставалась задача проповеди христианства среди адыгов, что подчеркивалось и ее официальным наименованием в Нотициях Константинопольского патриархата, составленных в это время — епархия «Матрахи и Зихии». Зихский престол не был понижен в ранге автокефальной епископии. Известно несколько греческих моливдовулов церковных иерархов: Антония, архиепископа Зихии (40-е – начало 50-х гг. XI века), неизвестного по имени архиепископа Зихии (вторая половина XI века) и Константина, митрополита Матрахи (XII век), а также две частные печати XI века, Василия, диакона и хартулария, и Афанасия, монаха. В конце XI века на Тмутараканскую кафедру был поставлен выходец из Киево-Печерского монастыря Никола (Николай).

И монастырь Никона был греческим, ибо появление в городе Никона носило характер церковной ссылки, а основанная им обитель не могла иметь легитимного характера, так как согласно каноническим предписаниям, Никон не имел права учреждать и возглавлять новую монашескую общину без разрешения и согласия на то тмутараканского епископа, а следовательно признания его церковной власти. Более того, номоканон решительно осуждал и запрещал любые несанкционированные перемещения монахов на новые места жительства, равно как и оставление ими своих монастырей. Таким образом, основанная Никоном обитель в лучшем случае представляла собой всего лишь временное пристанище для таких же изгнанников, как и он сам.Следов монастыря Никона, несмотря на усилия, прилагаемые экспедицией Б.А. Рыбакова, так и не было найдено. Притом, что в округе города могли находиться, по меньшей мере, несколько греческих монастырей. В 2005 г. на вершине горы Зеленской, в 6 км к югу от Тмутаракани, были обнаружены строительные остатки XI века, идентифицируемые с православным монастырем. Отметим и найденную в Тмутаракани греческую надпись, выбитую на мраморной плите: « Почил раб божий Иоанникий монах,он же строитель (ойкодом) в этом святом монастыре. Месяца октября 23-го, в день 3-й, в час 7-й, года 6587 (1078), индикта 2-го». Термин «ойкодом», встречающийся в ряде аналогичных византийских надписей, по преимуществу обозначает основателя монастыря.

Русские источники упоминают потерю Белой Вежи, но об утрате целого княжества молчат. Поэтому следует допустить, что никто ничего не терял, а просто стабилизировалась ситуация и о городе перестали упоминать. Список русских городов его знает.
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 10 ноя 2013, 12:10

Konrad писал(а):Я доверяю ал-Идриси, но в тех частях, где он упоминает "города" Иверию, Аланию, Русию, Белую и Черную Куманию, Хазарию, не только мне, но и исследователям очевидно, что речь идет не о населенных пунктах, но о землях.

Уважаемый Konrad, это каких исследователей Вы имеете ввиду? Вот Валерий Колесников, что по Италии половецкий след ищет - тоже исследователь. А те исследователи, что с контекстом работали ни на йоту не сомневаются, что речь идёт о ГОРОДАХ Русийа и Матарха.

    "..в 8-й секции VI климата, рассказывая о "Зловонной земле", ал-Идриси говорит:
    "Один ее рукав (кисм) течет до города Матраха и впадает в море между ним и городом Русийа. Что касается второго рукава, то он спускается от земли булгар и течет на юго-восток до земли хазар и впадает за Исилем в море ал-Хазар...

    ...от Трапезунда вдоль восточного побережья моря до города Русийа, лежавшего на берегу Керченского пролива (в 6-й секции VI климата)"

    -------
    Коновалова И.Г. ВОСТОЧНАЯ ЕВРОПА в сочинении ал-Идриси

Касательно Олуабас. Пожалуйста, перечитайте то, что я написал. Олуабас - непонятое Жобером и Рыбаковым арабское слово "известные своей отвагой".

Хорошо, но это ещё дальше от продолжателей русской династии. Две буквы "Ол-----" "зацепки" и те на нет. В сухом остатке "доказательств" русского владения Матархой после ухода Олега Гориславича = 0.00!

Повторюсь еще раз - в греко-генуэзских договорах нет ни слова о принадлежности Матрахи к Византии.

А Вы знаете хоть один договор, в котором правитель одной страны запрещал купцам другой страны торговать не в городах, которые он контролирует, а с другими суверенными странами? Это всё равно как если бы Янукович подписал договор с ЕС на следующих условиях:
- разрешаю торговать во всех городах моей Империи за исключением Белоруссии и России.

И всё логично: партнерам запрещают иметь дела с соседями-конкурентами.
В противном случае получается бред, ведь генуэцев для того и зовут, чтобы усилить коммерческий оборот, а при этом должны исключить свой огромный торговый центр??? При этом Матраха - не закрытый город Арзамас-18...

Считайте Матарху закрытым городом, ведь именно оттуда поставлялся "секретный" компонент "греческого огня" - зихская нефть, загруженная в амфоры Матархи. Русийа/Росия - это не менее важный своим положением стратегический порт на другом берегу Керченского пролива. Оба этих города контролируют проход судов через Керченский пролив.
Продолжение следует...
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение sasha a » 08 фев 2014, 18:38

В 1952 г. Институтом истории материальной культуры АН СССР была организована Таманская археологическая экспедиция под руководством Бориса Александровича Рыбакова (1908–2001). Создание экспедиции было непосредственно связано с сессией Отделения истории и философии АН СССР, состоявшейся в мае 1952 г. в Крымском филиале АН. На сессии специально рассматривался вопрос о месте Крыма в истории восточных славян. Вопрос весьма актуальный после открытых на территории Крыма погребальных комплексов, по обряду захоронения и сопровождающему инвентарю напоминающих памятники черняховской культуры, связываемой с долетописными славянами. В целом крымская сессия имела скорее не научное, а идеологическое значение. Весьма знаменательными стали слова Б.А. Рыбакова: “Мы можем проследить проникновение славян в Крым и на Тамань почти за тысячу лет до образования Тмутараканского княжества”.

В свете царивших на Крымской сессии настроений, а также в русле принятых там решений, Б.А. Рыбаковым была сформулирована основная цель Таманской экспедиции: исследование слоев древнерусской Тмутаракани. Здесь прежде всего предполагались поиски фундаментов известной по летописным сообщениям церкви Рождества Богородицы, заложенной в 1022 г., где должны были покоиться останки князя Ростислава Владимировича (ум. 1066 г.). Еще одним объектом поиска являлись остатки средневекового монастыря, основанного Никоном Печерским около 1059 г. В задачи экспедиции входили также определение границ города в средневековую эпоху, характеристика культурных напластований на различных участках, составление хронологической шкалы керамики, поиск оборонительных сооружений и фундаментов, а также изучение посада и определение границ некрополя.

Работы экспедиции продолжались с 1952 по 1955 гг. В общей сложности на памятнике и прилегающей к нему территории было заложено более 40 раскопов, несколько шурфов и траншей.
На самом городище было заложено 32 раскопа (площадь более 1000 кв. м). Основные силы были направлены на поиски церкви 1022 г., в связи с чем обследовался центр городища.

В первый же год раскопок, на юго-западном участке (самая южная часть городища), отрядом под руководством Н.И. Сокольского на двух раскопах площадью 137 кв. м были обнаружены остатки крепостной стены, изучение которой и прилегающих к ней жилых кварталов проводилось в последующие годы, для чего рядом были разбиты еще три раскопа (400 кв. м).
У западного обреза городища на раскопах и в шурфах Н.И. Сорокиной были исследованы остатки стены и примыкающие к стене жилые комплексы.
Для изучения территории посада и обнаружения некрополя отрядом, руководимым А.К. Коровиной, к западу от городища был заложен ряд шурфов и раскопов, а впоследствии, с выявлением некрополя, его исследование проводилось Н.П. Сорокиной. В западной части городища располагались раскопы И.Б. Зеест и Т.И. Макаровой.
Северный берег городища, у берегового обрыва, исследовался Ю.С. Крушкол и В.С. Левашевой.
У восточного обреза городища, на самом берегу моря, был заложен специальный лабораторный раскоп, где под руководством Т.И. Макаровой изучалась стратиграфия городища и создавалась хронологическая шкала керамики.
На восточной окраине городища под руководством В.И. Цехмистренко был заложен шурф, впоследствии вошедший в границы раскопов (130 кв. м), исследовавшиеся отряд во главе с Н. И. Сокольским. Севернее располагался раскоп, работами на котором руководил Н.В. Анфимов.
Вне территории городища, к югу, с целью обнаружения монастыря на месте современной церковной усадьбы и исследований некрополя, были заложены раскопы и несколько шурфов (32 кв. м). Работами у церкви руководила Н.Н. Стоскова, на выявленном близлежащем некрополе – Н.П. Сорокина.
Широкомасштабные разведочные работы проводились в окрестностях Тамани – специальный разведывательный отряд под руководством В.Б. Ковалевской, по подъемному материалу должен был наметить распространение античного и средневекового поселений, выяснить протяженность городища, изучить его планировку и застройку, найти некрополь “тмутараканского” времени, городскую пристань.
В самой станице Тамань этнографические исследования проводились отрядом под руководством Я.А. Федорова.
Отряд под руководством А.Л. Монгайта проводил разведочные и раскопочные работы в Прикубанье (Борисовский могильник, селище близ Краснодара) – на территории, как предполагалось, входившей в состав Тмутараканского княжества.

За все время работ на территории Таманского городища была вскрыта площадь, составляющая около 6000 м2. Результаты исследований показали, что толщина верхних слоев памятника (раннее средневековье – современная поверхность) равна примерно 6 м, античные слои – ок. 3-4 м. В средневековой жизни городища на основе стратиграфических данных было выделено пять периодов: XIX–XX вв., XVII–XVIII вв., XIV–XV вв., XIII–XIV вв., X–XIII вв., впоследствии существенно «подкорректированных» С.А. Плетневой, на основании анализа керамики: V–VII вв., VIII – первая половина X вв., вторая половина X–XI вв., XII – первая половина XIII вв., середина XIII – начало XIV вв., XIV–XV вв.

Следует отметить, что в основной своей массе, работы были прекращены на уровне слоев не ранее середины X в. – времени возникновения Тмутаракани. На 24 раскопах были затронуты и частично исследованы слои предшествующего “хазарского” периода: VII – первой половины X вв. Между тем, тщательные послойные подсчеты материала на V стратиграфическом раскопе, где было выявлено четыре строительных периода X–XI вв., теряют свое значение потому, что работа здесь была прервана на слое Х в. В центре городища раскопы были доведены до слоя IX в., на западе и юго-западе – до слоя начала Х в., на востоке – до периода античности. После окончания работ раскопы были засыпаны. Только на трех раскопах вся толща культурных напластований была пройдена до материка благодаря работам, возглавлявшимся И.Б. Зеест уже после окончания работ экспедиции Б.А. Рыбакова в 1956–1957 гг.

В целом можно констатировать, что результаты работ Таманской экспедиции оказались более реалистичны, чем это представлялось ее руководителю Б.А. Рыбакову. Так было окончательно установлено возникновение первого поселения на территории городища в VI в. до н.э. Были намечены элементы планировки средневекового города: в центре трапециевидной крепости была площадь, от которой на восток шла узкая улица, выявлено не менее сотни остатков жилых и производственных сооружений. Отмечено, что мощность культурного слоя увеличивается по направлению к морю. У во-точной части крепости, по-видимому, находилась пристань. На запад от города простирался некрополь, датированный всем периодом существования города. В южной части станицы находился некрополь античного времени. Было установлено, что во второй половине Х в. и в начале XIII в. город горел во время сильных пожаров. Керамический, стеклянный, монетный и вещевой комплексы были обработаны, став фундаментом для хронологии средневековых слоев городища. В юго-западной части городища была обнаружена часть мощной сырцовой кладки, служившей основанием крепостной стены со второй половины IХ до начала XIII вв.

Успехом экспедиции явилось обнаружение в 1955 г. в центральной части городища фундаментов церкви, идентифицируемой с храмом 1022 г. С севера и северо-запада от церкви располагалось синхронное кладбище. Церковь могла просуществовать до конца XVIII в., так как на одном из планов этого времени здесь отмечена «армянская церковь».

Между тем, следов монастыря несмотря на усилия, прилагаемые экспедицией, так и не было найдено. Также в литературе встречается утверждение о находке в 1953 г. на городище фундаментов еще одного крестообразно-го храма, возникновение которого датируется IX в. – 960 гг. На самом деле, желание обнаружить храм было так велико, что за его фундаменты был принят комплекс из трех жилых построек на центральных раскопах.


Однако, основным итогом, не оправдавшим ожидания Б.А. Рыбакова, явилось отсутствие массовых следов славянского населения. На Таманском городище были обнаружены фрагменты всего лишь двух (!) лепных горшков второй половины X в., относимых к роменско-боршевскому типу. Однако реальная связь этих фрагментов с Таманским городищем находится под вопросом. Вместе с тем в течение последующих десятилетий работы на городище подобные фрагменты более не встречались, а само отнесение этих фрагментов к славянской керамике вызывает сомнение. На-ходки славянской керамики отсутствуют и на всей территории современного Таманского полуострова. Обнаружены лишь три славянские кириллические надписи–граффити. Абсолютное большинство находок отсюда имеют греческое (византийское) происхождение и славянские артефакты “тонут” в этом массиве.

Подобная ситуация наблюдалась и по результатам работ отряда А.Л. Монгайта – обследованные им памятники, а также осмотренные коллекции принадлежали не славянскому, а протоадыгскому населению. Также этнографические исследования Я.А. Федорова показали, что славянское население появилось на Тамани не ранее конца XVIII в., с переселением казаков, принесших сюда свои традиции и новую строительную технику.

Вероятно именно эта “неудача” явилась причиной свертывания работ Таманской экспедиции в 1955 г. и отказа ее руководителя от публикации материалов (единственный сборник при жизни Б.А. Рыбакова появился в 1963 г.), выход в свет которых начался только в последние годы.

Безусловно, результаты работ экспедиции Б.А. Рыбакова привнесли много нового в средневековую археологию Северо-Западного Предкавказья но не привнесли ничего в идею о славянской доминанте на этой территории в средневековье.

Иллюстрация - скан из полевого дневника С.А. Плетневой 1954 г. Пометки красным карандашом нанесены ею же в начале XXI века.

Перепост с
http://old-rus.livejournal.com/501332.html#comments
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Тмутаракань

Сообщение Лемурий » 19 мар 2014, 14:23

sasha a писал(а):Здесь прежде всего предполагались поиски фундаментов известной по летописным сообщениям церкви Рождества Богородицы, заложенной в 1022 г., где должны были покоиться останки князя Ростислава Владимировича (ум. 1066 г.). Еще одним объектом поиска являлись остатки средневекового монастыря, основанного Никоном Печерским около 1059 г...

Начнём с того, что в 1059 году Никон был ещё в Киеве, ведь пострижение Валаама было 19.11.1060, а Ефрема - 28.01.1061 года, а Изяслав разгневался на него и отправил в Тмуторокань токмо после второго пострижения.

С Вами или с Евгением приводили результаты более поздней экспедиции чуть ли не школьного учителя со своими учениками, которые нашли следы монастыря. Не помните в какой из тем?
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24156
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение Gurga » 09 апр 2014, 00:32

П. ГЕОРГИЕВ ШУМЕН ФАНАГУРИС, ТОМИТУРАКАН И «ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ»
"...Установившееся еще со времен средневековья название Tomitorokanъ имеет бесспорно тюркское происхождение. По нашему мнению, оно вероятнее всего сформировалось от тюркского слова tomi /tomar/, что означает болотистая местность с луговой растительностью и обильными подпочвенными водами – любимое место для номадских зимних и летних лагерей. Вполне возможно также, что первая часть имени произошла от tuman (tumen), что означает маленькие проточные озера в долинах и особенно в устьях больших рек. Они как раз отражают природно-географические особенности «Тмутараканского острова» (совр. Таманский полуостров). Вторая часть имени содержит тюркоязычный термин turug, turuq. Этим термином обозначают лагеря и естественно (или искусственно) укрепленные убежища тюркоязычных кочевых племен или резиденции их владетелей. По мнению G. Clauson’а, «tura» – это любое защитное сооружение, которое находится внутри и служит для временного или постоянного укрепления. Так что в принципе значение имени Tmuturugan/Tmuturuqan отражает его роль «лагерного города-убежища», расположенного в благоприятном для номадского быта месте с изобилием травы и воды для животных и людей."

В повести временных лет Тмутаракань упоминается 19 раз. Чаще чем Любеч - 5 раз. Князья без помех достигали Тмутаракань. Им никто не мешал: ни печенеги, ни половцы. ПВЛ не дает прямого ответа как русские князья добирались до Тмутаракани.

Автор "Списка городов русских" по простоте душевной разместил Тмутаракань на Десне между Киевом и Остером. Вот беда, не на Тамани, а на рубежах с Черниговским княжеством.
Отметим, что составитель Списка под городом понимал укрепленное место.


«СПИСОК РУССКИХ ГОРОДОВ ДАЛЬНИХ И БЛИЖНИХ»(~1392)
А се Киевьскыи гроди:
Дверен, на Рши Корсунь. Треполь, на Днепре. Канев. Глинеск. Переяславль Русскыи. Юрьев. Пересечен. Василев на Стугне. Бельгород. На Рпене, Чернъгород. Киев деревян на Днепре, а церкы святаа Богородиця Десятиннаа камена была о полутретьятцати версех, а святая Софиа о 12 версех. Вышегород . Мирославици . Тмуторокань. Остречьскыи, на Десне Чернигов….

В "Книге большому чертежу" есть Остер, а Тмутаракани уже нет. Но есть другие населенные пункты на правой заболоченной стороне Десны:

Книга Большому Чертежу
А город Чернигов стоит на речке на Стрижени, от Десны 3 версты.
А от Чернигова 60 верст, вниз по Десне на левой стороне, город. Острь, а под ним пала в Десну река Острь.

От Чернигова ж вниз по Десне 60 верст город Муромеск, от Десны 5 верст, стоит в бору; а под ним и около ево озеро против города Остря, от Остря 7 верст.
А ниже Остря в 60 верст река Десна пала в реку в Днепр, выше Киева полътретьи версты.

А ниже устье реки Семи 85 верст пала в Десну речка Стрижень; а на Стрижени, от Десны 3 версты, город Чернигов; а речка Стрижень пала в Десну двема устьи; а ниже Чернигова 60 верст пала в Десну с левые стороны река Острь; а на ней на устье был город литовской Острь, а ныне снесен; выше тово версты з 2 под лес вверх по Остри реке; а против города Остря с правые стороны реки Десны, от реки верст с 5, город Манастыревской промеж озер и лесу в бору; а ниже устье реки Остря 60 верст Десна река пала в Днепр, выше города Киева 22 версты;

Нас.пункты Муромеск и Монастыревский с правой стороны Десны на северо-северо-востоке в ~100км от Киева. Рядом с ними был еще один укрепленный пункт Лутава.

Лутава. Впервые упоминается в Ипатьевской летописи под 1155 г. Из известия Ипатьевской летописи под 1175 г. можно заключить, что она лежала не очень далеко от Моравиеска. Название и данные о местоположении заставляют считать правильным мнение, что летописная Лутава лежала на месте с. Лутавы, находящегося в 4 км (по Надеждину и Неволину) или в 6 км от г. Остра.

Укрепленные населенные пункты в заболоченной местности по тюркски будут именоваться Тьмутараканью (см.П. ГЕОРГИЕВ ШУМЕН ФАНАГУРИС, ТОМИТУРАКАН И «ВЕЛИКАЯ БОЛГАРИЯ»). Почему по тюркски? Потому что там жили хазары, которых возглавлял Мстислав Ярославич.

И теперь понятна фраза из "Слова о полку Игорева":
"Всеславъ князь людемъ судяше, княземъ грады рядяше, а самъ въ ночь влъкомъ рыскаше изъ Кыева дорискаше до куръ Тмутороканя; великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше."

Путь солнцу можно прерыскать не только на юг, но и на север. Как раз там и находилась Тмутаракань в болотистой пойме Десны в ста км от Киева, куда Всеслав, князь Киевский, мог достичь в течении ночи. Причем, возможно, "влък" - это вид ладьи. Современников удивило именно то, что путь был преодолен ночью. По-видимому князь видел в темноте.

Княжеская дистанция: 100км вверх по течению Десны.
Слабо?
Gurga
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 461
Зарегистрирован: 16 янв 2012, 10:32

Re: Тмутаракань

Сообщение Сергей Шавырин » 09 апр 2014, 04:57

Gurga писал(а):"...Установившееся еще со времен средневековья название Tomitorokanъ имеет бесспорно тюркское происхождение. По нашему мнению, оно вероятнее всего сформировалось от тюркского слова tomi /tomar/,
Слабо?


А вы слышали о таком фразеологическом обороте - "уехать в Тьмутаракань" - далёкое захолустное местечко, медвежий угол. К географии это не имеет никакого значения. Именно в этом и никаком другом значении этот фразеологический оборот используется в Слове...

Мне даже представляется, что автор слова и мог быть автором этого оборота.
Аватара пользователя
Сергей Шавырин
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 526
Зарегистрирован: 26 май 2013, 15:51
Откуда: Москва

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 147