Тмутаракань

Форум предназначен для обсуждения тем, связанных с историей обретения "Слова...", с его изучением. Здесь приветствуются обоснованные гипотезы, развенчивание мифов и пр.

Модератор: Лемурий

Сообщение Stanislaw » 19 июн 2008, 16:08

Новый писал(а):Neska
Я не отметаю с порога идею насчет Божа, и лингвистически она смотрится вполне нормально. Дело в другом. Этот Бож был убит в 375-ом году (иными словами, более чем за 800 лет до написания "Слова") и фигурирует в одном-единственном средневековом источнике. Чтобы человека упоминали в песне или поэме через почти что тысячу лет, он должен быть очень масштабной фигурой; и можем ли мы с уверенностью сказать это о Боже? Данных недостаточно.

Кажется Вы здесь черезчур осторожны 8).
Имя Буса упоминается во вполне определенном контексте, который не оставляет никаких сомнений: "девы готския поют славу Бусову", что соответственно вызывает скорбь у русского автора.
Напомню, согласно свидетельству готского историка Иордана вождь славян Бож потерпел поражение в войне с готами, предводительствуемыми Германарихом и был распят по приказанию последнего вместе с 70 старейшинами славянских племен.
Между прочим, наряду с историе Иордана, "Слово", это второй исторический документ (и как мне представляется созданный совершенно независимо от первого), который свидетельствует о столь важном историческом событии - славяно-готской войне в кон. IV в., а заодно и показывает, что историческая память нашего народа простиралась куда дальше, чем это было принято считать.
Stanislaw
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 14:42
Откуда: Сталинград - Москва

Сообщение Владимир Медведев » 24 июн 2008, 09:25

Позвольте уточнить: Божа победил не Германарих, а Винитар. Но дело вовсе
не в зтом. Давно уже существует другое толкование, которое куда более
отвечает всем реалиям "Слова" и всему здравому смыслу: "готские девы" это половчанки, а "бус" - просто-напросто бес. Новые доводы в пользу такого
понимания см. в кн.: Святослав Златослов. Слово о полку Игореве. Ковров,
2007. См. также сайт "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" - ГЛАВНАЯ РУССКАЯ КНИГА:
http://slopig.narod.ru .
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Stanislaw » 24 июн 2008, 14:25

Владимир Медведев писал(а):Позвольте уточнить: Божа победил не Германарих, а Винитар.

Поправка принимается.
Владимир Медведев писал(а):Но дело вовсе не в зтом. Давно уже существует другое толкование, которое куда более отвечает всем реалиям "Слова" и всему здравому смыслу: "готские девы" это половчанки, а "бус" - просто-напросто бес. Новые доводы в пользу такого
понимания см. в кн.: Святослав Златослов. Слово о полку Игореве. Ковров,
2007. См. также сайт "СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" - ГЛАВНАЯ РУССКАЯ КНИГА:
http://slopig.narod.ru .

Давайте так, не будем ссылаться на то, кто что написал. 8)
Если есть аргументы - выкладывайте, остальное от "буса"... :)
Stanislaw
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1691
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 14:42
Откуда: Сталинград - Москва

Сообщение Владимир Медведев » 25 июн 2008, 08:59

Автор "Слова" Святослав Златослов весьма четко определил хронологические
границы своего повествования: "отъ стараго Владимера (Х в.) до нынешняго
Игоря (ХII в.)". Так что все упоминания об исторических событиях, выходящих
за зти рамки, в поэме полностью исключены.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Новый » 16 июл 2008, 23:24

Владимир Медведев
Фраза "от стараго Владимера до нынешняго Игоря" означает, что ТЕМА произведения - относительно новое время. Да и в самом начале сказано: "...по былинам сего (для Автора) времени...". Но почему это исключает упоминание чего-то более давнего? Скажем, в "Капитанской дочке" действие происходит во второй половине 18-го столетия, но упоминается Гришка Отрепьев... То, что поэта волнует современность, а не далекое прошлое, не исключает, по-моему, привлечения тех или иных старинных ассоциаций. В том числе, допустим, Божа. И даже ещё более древнего императора Траяна: это одна из распространенных точек зрения, и я лично с ней согласен. Собственные аргументы в пользу того, что Троян - это Траян, я высказал в очерке "Религиозная загадка "Слова" (он опубликован в проекте "Точка зрения", раздел "Слово о полку Игореве"), в предпоследней главе ("Троян и "знаемая" земля").
На чём Вы основываете мысль, что "время Бусово" означает "бесово"? Вы пока не пояснили, но рискну высказать догадку. Наверное, Вы исходите из того, что половцы названы "детьми бесовыми", соотносите это с фразой "черный ворон, поганый половчине" (что даёт параллель "ворон- бес"), и замыкают логическую цепочку "бусови врани". Бусови - "бесовы", а отсюда, соответственно, "бесово" и время, воспеваемое готскими девами.
Дело, однако, в том, что между "бусом" и "бесом" всё-таки очень большая фонетическая разница: дважды первое вместо второго поэт не напмисал бы - слишком грубая орфографическая ошибка. У него, правда, бывают разночтения (Русици - Русичи, вълком - влъком), но ФОНЕТИЧЕСКИ они или идентичны, или очень близки. А "бус" и "бес"... между ними целая пропасть по звучанию: гласные-то здесь единственные, т. е. подчеркнуто ударные...
И потом, почему тогда (если даже допустить, что "время бесово", поскольку "невеселая година встала") сразу идет "лелеют месть Шароканю"? Это же скачок на несколько десятилетий назад! Неужели почти весь двенадцатый век у автора "бесов"?
Да и грубо звучит это выражении в применении к понятию "время".
Так или иначе, я присоединяюсь к просьбе, которую высказал Stanislaw: дайте конкретные аргументы.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Новый » 17 июл 2008, 00:10

Stanislaw
Насчет "славяно-готской войны". Мне кажется, не стоит из этих антов и готов 4-го столетия делать "наших" и "немцев". Иордан писал в 6-ом веке, когда готы, давно переместившиеся из Приднепровья на запад, так сказать, "вторично германизировались", и реконструировал, должно быть, историю предков того короля (конунга), которому служил. Но приднепровское государство готов - особенно если учесть, что современником Винитара был ещё и некий Витимир (может быть, они правили разными уделами?), - не было ли оно почти таким же славянским по основному составу населения, как государство антов? Мало ли, что оно называлось "готским": "Болгария", скажем, - тоже не славянское название...
Самый интересный, на мой взгляд, момент этого конфликта - момент, который отражает, по-моему, его основную суть, - заключается в том, что этого Божа и его старейшин не просто убили, а РАСПЯЛИ. Кем и для кого мог быть выбран В ХРИСТИАНСКУЮ ЭПОХУ (речь же не о Спартаке) этот способ казни? Ответ: только язычниками для христиан. Поэтому здесь просматриваются контуры некоей РЕЛИГИОЗНОЙ войны. Теперь учтем, что в те века и в тех краях христианство приписывалось в основном готам; у них и епископ свой был, Ульфила (это означает, кажется, "волчонок" - имя, впрочем, германское и абсолютно языческое). Так что имеется некоторая неопределенность в том, "кто есть кто": не анты ли (т. е. славяне) подразумеваются иной раз под именованием "готы".
История с Божем, кстати, перекликается с одним эпизодом, описанным у армянского историка Моисея Каланкатуйского. Датируется эпизод, правда, 5-ым веком, но кто знает, насколько это точно... Некие "гунны" (у армян это могло быть обобщенным названием варваров) вторглись в кавказскую Албанию: захватывали, резали, грабили и т. д. Их князь воспылал страстью к пленной красавице-христианке по имени Такуги, но она отказала ему и предпочла претерпеть мучительную казнь, но не нарушить целомудрия. Её стойкость произвела на него сильнейшее впечатление. Вскоре после её казни этому князю было ночное видение, в результате которого он раскаялся, принял крещение и нарекся именем "Феофил" ("Боголюбивый" - ср. "Бож": именования иногда усекаются, например "Спаситель" - "Спас"). Потом, когда он вернулся назад, в свою землю, некий верховный правитель, которому он был подчинен, хотел заставить его принести жертву языческим божествам; но Феофил отказался и принял в свою очередь мученическую смерть. Он сам и тридцать старейшин. При этом и у него тоже были сыновья - два сына, которые пытались бежать, но были настигнуты и убиты.
Итак, две контурно схожие истории: казнь на почве религиозного конфликта (ведь Божа, распяли), вместе с сыновьями и несколькими десятками старейшин (в одном случае - семьдесят, в другом - тридцать, но я же говорю о контурном, а не точном сходстве). И имена перекликаются: Феофил - Бож. Не восходят ли две эти истории к одной, прототипной?
Правда, у Моисея Каланкатуйского приводятся якобы названия племен - "росмосоки, князь "фовельский", - но это просто (ввиду устрашающего характера нашествия) подстановка имен из библейского пророчества о "Роше, Мешехе и Тубале (Фувале)".
Как бы то ни было, идея о том, что в "Слове" упоминается всё-таки Бож (даже если не принимать её со стопроцентной уверенностью), не лишена логики: эпизод с ним связан довольно интересный.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Владимир Медведев » 26 июл 2008, 09:13

Новый писал(а):Владимир Медведев
Фраза "от стараго Владимера до нынешняго Игоря" означает, что ТЕМА произведения - относительно новое время. Да и в самом начале сказано: "...по былинам сего (для Автора) времени...". Но почему это исключает упоминание чего-то более давнего? Скажем, в "Капитанской дочке" действие происходит во второй половине 18-го столетия, но упоминается Гришка Отрепьев... То, что поэта волнует современность, а не далекое прошлое, не исключает, по-моему, привлечения тех или иных старинных ассоциаций. В том числе, допустим, Божа. И даже ещё более древнего императора Траяна: это одна из распространенных точек зрения, и я лично с ней согласен. Собственные аргументы в пользу того, что Троян - это Траян, я высказал в очерке "Религиозная загадка "Слова" (он опубликован в проекте "Точка зрения", раздел "Слово о полку Игореве"), в предпоследней главе ("Троян и "знаемая" земля").
На чём Вы основываете мысль, что "время Бусово" означает "бесово"? Вы пока не пояснили, но рискну высказать догадку. Наверное, Вы исходите из того, что половцы названы "детьми бесовыми", соотносите это с фразой "черный ворон, поганый половчине" (что даёт параллель "ворон- бес"), и замыкают логическую цепочку "бусови врани". Бусови - "бесовы", а отсюда, соответственно, "бесово" и время, воспеваемое готскими девами.
Дело, однако, в том, что между "бусом" и "бесом" всё-таки очень большая фонетическая разница: дважды первое вместо второго поэт не напмисал бы - слишком грубая орфографическая ошибка. У него, правда, бывают разночтения (Русици - Русичи, вълком - влъком), но ФОНЕТИЧЕСКИ они или идентичны, или очень близки. А "бус" и "бес"... между ними целая пропасть по звучанию: гласные-то здесь единственные, т. е. подчеркнуто ударные...
И потом, почему тогда (если даже допустить, что "время бесово", поскольку "невеселая година встала") сразу идет "лелеют месть Шароканю"? Это же скачок на несколько десятилетий назад! Неужели почти весь двенадцатый век у автора "бесов"?
Да и грубо звучит это выражении в применении к понятию "время".
Так или иначе, я присоединяюсь к просьбе, которую высказал Stanislaw: дайте конкретные аргументы.

Уважаемый Новый!
Ваша ссылка на "Капитанскую дочку" явно неудачна: Пушкин нигде не определяет хронологический диапазон повествования. Автор же "Слова" Святослав Златослов СПЕЦИАЛЬНО указывает временные границы своего произведения: "отъ стараго Владимера (10 в.) до нынешняго Игоря (12 в.)" (тема названа им в другом месте). Следовательно, никаких упоминаний об исторических лицах, живших за пределами этого периода, в "Слове" нет. Если же не считаться с авторскими показаниями, то зачем тогда, собственно, и браться за "Слово"?
Что касается "буса" (от "босъ" - дьявол) и проч., то эти вопросы уже давным-давно были широко освещены в научной литературе (см. также мое вышестоящее сообщение от 24 июня с. г.) и повторять здесь общеизвестное не имеет смысла.
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Новый » 03 авг 2008, 01:24

Уважаемый Владимир, в своём посте от 24-го июня (о том, что "бус" - это "бес") Вы просто высказали это мнение, ничем конкретным его пока не обосновывая. Чтобы можно было обсудить эту версию, приведите, пожалуйста, конкретные соображения (тем более если эта точка зрения аргументируется в научной литературе).
Что касается моей ссылки на "Капитанскую дочку" - это просто первое, что мне вспомнилось. Но вот, например, "Сказание о Мамаевом побоище", в котором диапазон повествования указывается с первых строк, и предельно узко (о брани Дмитрия и Мамая), а между тем уже в самом начале упомянуты: Гедеон и мадианитяне, Моисей и фараон, Юлиан Отступник и Батый, Тит и Навуходоноссор... Никогда и ни в одной литературе упоминание (именно упоминание, а не использование как героев) персонажей более ранних, чем время, к которому относится сюжет, не было запретным и не вызывало нареканий. Если, допустим, "время Бусово" - это "время Божа" (подчёркиваю - ДОПУСТИМ, поскольку стопроцентно доказанным это не считаю), то Бож тогда является просто неким символом отдаленного прошлого. Он не вводится в этом случае в ткань повествования подобно Всеславу или Олегу, чьи действия обсуждаются и соотносятся с действиями современников. Ибо они хотя и не являются героями данного сюжета, но находятся внутри заданного поэтом временного диапазона.
Новый
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1715
Зарегистрирован: 04 июн 2006, 20:10

Сообщение Владимир Медведев » 06 авг 2008, 08:58

Уважаемый Новый!
В "Сказании о Мамаевом побоище" стоит просто летописная дата события: "в лето 6889". Так что это вовсе не хронологический диапазон повествования "отъ" и "до", который имеется в"Слове".
По поводу выражения "время бусово" (время бесово) рекомендую обратиться к Энциклопедии "Слова" (т. 1, с. 242 - 245).
Вл. Медведев
Владимир Медведев
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 451
Зарегистрирован: 17 май 2008, 09:28

Сообщение Akskl » 29 ноя 2008, 22:43

Диссертация по крымским ойкотопонимам:
http://crimeatau.org.ua/history/articles/bush_teok.pdf

На стр.20 говорится о том как Екатерина Вторая распорядилась изготовить фальшивый т.н. "тмутараканский камень" чтобы "доказать", что на Таманском полуострове якобы существовало когда-то русское княжество - для того чтобы оправдать оккупацию Тамани и Северного Кавказа.


Henry Howorth "History of the Mongols - From the 9th to the 10th Century" Pt 2, The So-called Tartars of Russia and Central Asia, Division 1, Elibron Classics, @2005 Adamant Media Corporation, published in 1880 by Longmans, Green and Co, London

p.67
...The Oka was the great frontier river between the Tartars and their proteges, the Russians...

Перевод:
...Ока была великой пограничной рекой между тартарами (т.е. тюрками-кочевниками) и их протеже - русскими...
Akskl
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 130
Зарегистрирован: 20 ноя 2008, 02:35
Откуда: USA

Re:

Сообщение Лемурий » 29 дек 2009, 16:22

Юлли писал(а):... это одна из версий, которая опирается именно на этот камень ("болван") с надписью... а если камень - фикция?...

Изображение

Камень можем вообще убрать из истории и всё равно место Тмуторокани на месте Матархи не изменится.

Что мы знаем о местонахождении Тмуторокани?

Положение первое:
сопредельными Тмутараканскому княжению были владения Козаров, Косогов, Ясов и Обезов...
-----
А.И. Мусин Пушкин Историческое изследование о местоположении древняго Тмутараканскаго Княжения, Спб 1794, с. 9


Положение второе:
Тмутороканский князь Олег Гориславич величался титулом византийского наместника и имел печать на греческом языке: Господи, помоги Михаилу, архонту Матархи, Зихии и всей Хазарии (см. А.В. Соловьев в "Восемь заметок к "Слову о полку Игореве" // ТОДРЛ, М., Л., 1964., Том XX., с.378).

Его жена Феофания Музалон была архонтесса Росии (соседний с Матархой городок).

:arrow: По византийски архонт Матархи. На Руси он в это же время назывался князем Тмутороканским.

Городок Русия по карте Идриси 1154 года рядом с городом Матарха.

см. Б. А. Рыбаков Русские земли по Карте Идриси 1154 года // КСИИМК, Вып. 43, М. 1952, с. 3-44

Изображение

Положение третье:
Нет никакой связи между "Камнем" и "блъваном".

Как бы не пытался нас "убедить" Петр Толочко "Тмутороканский болван" ссылаясь на А.А. Зимина, что:

Изображение

Ничего подобного Мусин-Пушкин НЕ писал:

Сей камень взят из находящихся развалин древнего города близ крепости Тамана в солдатской казарме, где положен был вместо порога; что приметные на верхней стороне его выдолбленные места служили по видимому для утверждения его в каком-нибудь здании, что сия верхняя сторона его шероховата.
------
А.И. Мусин Пушкин Историческое изследование о местоположении древняго Тмутараканскаго Княжения, Спб 1794, с. 57-58


В книге приложена также схема камня и четкая надпись.

Размеры камня (а не того обрубка, что сейчас в музеи) есть в вышеуказанной работе П. Толочко:

Изображение

Как видите - НЕТ НИКАКОЙ связи между камнем и "блъваном".
Модератор форума "Слово о полку Игореве"
Sermo datur cunctis, animi sapientia paucis
Аватара пользователя
Лемурий
Прокопий Кесарийский
Прокопий Кесарийский
 
Сообщения: 24130
Зарегистрирован: 18 авг 2006, 18:54
Откуда: Mосква

Re: Тмутаракань

Сообщение sasha a » 30 дек 2009, 03:20

Подлинное дело о Тмутараканском камне.

Протокол Ставропольской ученой архивной комиссии 1911 г. декабря 17 об осмотре “Дела” о Тмутороканском камне. Текст писан на пишущей машинке. Заверяющая подпись собственноручная.....

Письмо 4 июля 1793 г. от таврического губернатора С. С. Жегулина таврическому вице-губернатору К. И. Габлицу. Белая хорошая бумага с филигранью “Pro Patria”. Писарской рукой. Подпись собственноручная.

/л. 1/ Милостивый Государь мой Карл Иванович;

Ее императорское величество высочайше повелеть соизволила, чтобы известной камень, найденной на острове Фанагории и взятой оттуда господином бригадиром Пустошкиным, перевезен был на прежнее место откуда взят и оставлен тут был впредь до указу, с устроением приличного в округ его ограждения, и чтобы снята была его мера, а более всего слова на нем находящиеся в точной их величине и почерке; и рисунок сей дабы поднесен был ее императорскому величеству. А поелику камень сей найден таврического егерского корпуса 1-го батальона служителями, то чтобы оной (по доставлении его господином бригадиром Пустошкиным, которой о сем уже предуведомлен) положен был и паки на том самом месте откуда взят.....


Рапорт полковника А. А. Головатого таврическому губернатору С. С. Жегулину 29 марта 1795 г., с собственноручной подписью Головатого и пометою получателя (?): “Писано г. Головатому”. Синяя бумага, с датою 1792 г. на филиграни.

/л. 32/ Высокородному и превосходительному господину генерал майору, таврическому губернатору и кавалеру Семену Семеновичу Жегулину

Рапорт!

Вашему превосходительству честь имею доложить, что сделанной над мраморным камнем с надписью деяний князя Глеба монумент поставлен от Тамана без малого на версту, близь разрушенного фантала, а к тому между частями песчаными курганами и на самом низменном месте, так что в рассуждении очень песковатого туда расстояния редко кто и любопытствовать к нему приходить...

http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... 3/text.htm
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Тмутаракань

Сообщение sasha a » 24 янв 2010, 20:32

Вот, обнаружила в Анонимной летописи 1584-1632 гг. (Новое о крестьянском закрепощении и восстании И.И. Болотникова // Вопросы истории. №5, 1971.)
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Leto ... tml?id=821

Того же году (7112/1605) послал царь Борис Федорович всеа Русии от себя с Москвы боярина своего и воеводу Ивана Михайловича Бутурлина, да князя Володимера Ивановичя Бахтеярова-Ростовского, да Осипа Плещеева, да дьяка Михаила Широносова, да с ними же посланы московские два головы стрелецких — стрельцы Смирный Мамонтов (В летописи ошибка. Следует читать: Маматов) да Тимофей Савин, да с ними же было послано ратных людей из украйных городов 4000 в Тарки, в Тмуторокань, ставить города по слову кизолбаского царя. И как они зделали город, и тут пришли на них турские многие люди и к городу привели в три дни пещаную городу, а другую дровяную, и город песком засыпали и дровами заметали. И тут боярина Ивана Михайловича Бутурлина, и воевод, и голов, и ратных людей всех побили, а иных в турки живых поимали.


Лавров Л..и. Тарки до XVIII века.:

Кумыкское селение Тарки (4 км. от г.Махачкалы) имеет большую историю. Это один из древнейших в Дагестане населенных пунктов, первоначальная столица Хазарского каганата, в прошлом второй по значению военно-стратегический и торговый пункт Дагестана (после Дербента), и, наконец, некогда столица крупнейшего в Дагестане феодального княжества - шамхальcтва Тарковского.
... С.Т. Еремян обстоятельно доказал, что Семендером назывались Тарки...
В 966 г. Семендер, вместе с Итилем и другими хазарскими центрами, был взят и разрушен дружиной Святослава19) и с этого времени имя его не упоминается в документах до середины XIII в., когда оно снова встречается в сочинении Плано Карпини в форме "Тарки". Этот автор говорит, что Тарки завоеваны монголами.
...После настойчивых требований грузинского царя, царь Годунов в 1604 г. приказал занять Эндрей-аул, Таркалу и Тарки и соорудить в них постоянные укрепления. Войска под командованием И.М. Бутурлина в 1605 г. взяли указанные пункты и приступили к строительству укреплений. В то же время на Руси началась польская интервенция, а шамхал, собрав войска, осадил Тарки. После упорного боя Бутурлин согласился выйти из Тарков, получив заверение шамхала, что русскому войску позволено беспрепятственно отойти к г.Терки. Шамхал слова своего не сдержал и почти весь семитысячный отряд Бутурлина был истреблен, как только он покинул Тарки
.

http://kumukia.ru/modules.php?name=Page ... age&pid=11

К последнему эпизоду относится сообщение Анонимной летописи. Видимо не случайно анонимный автор Летописи присовокупил к Торкам Тмутаракань: в разгроме армии князя Бутурлина и князя Игоря много общего, и заключается это сходство в вероломстве, в неправедном ведении боя со стороны противника (в одном случае - половцев, в другом - шамхала).
sasha a
Полибий
Полибий
 
Сообщения: 3298
Зарегистрирован: 10 сен 2004, 23:28
Откуда: MD

Re: Тмутаракань

Сообщение Konrad » 22 июл 2011, 11:16

Диссертация по крымским ойкотопонимам:
http://crimeatau.org.ua/history/articles/bush_teok.pdf

На стр.20 говорится о том как Екатерина Вторая распорядилась изготовить фальшивый т.н. "тмутараканский камень" чтобы "доказать", что на Таманском полуострове якобы существовало когда-то русское княжество - для того чтобы оправдать оккупацию Тамани и Северного Кавказа.

Эта, с позволения сказать, диссертация (а еще монография есть) принадлежит пантюркисту Валерию Анатольевичу Бушакову (настоящее имя Ризе Валерий Константинович), бывшему переводчику с английского языка, работавшему в заповеднике Аскания-Нова, а в смутные времена объявившему себя тюркологом. Закончил инъяз Винницкого пединститута, на востоковедении не обучался. Работа в заповеднике была не из тяжелых - разве что Даррелл в кои-то веки приедет. Судя по тому, что в трудах Бушакова нету ссылок на англоязычные книги, его познания в английском явно "безграничны". Российские и украинские ученые не раз ловили его на незнании элементарных вещей в исторической фонетике греческого и т.д.
Пантюркист до мозга костей. Выводит украинцев и крымских греков от тюрков. В монографии доказывает исконность проживания тюркоязычного населения в Крыму со времен палеолита, полное отсутствие в Крыму индоариев, скифов, славян, готов (этих стррашных "немецко-фашистских захватчиков", по мнению Бушакова, в Крыму никогда не обитало вообще). Отвергается хазарская переписка, "Слово о полку Игореве", Тмутороканский камень - всё объявлено подделками, основной метод работы "исследователя" - народная этимология, благо тюркских языков много, и хоть в одном похожее слово найдется...
Konrad
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 1662
Зарегистрирован: 17 май 2011, 10:05
Откуда: Полтава, Украина

Re: Тмутаракань

Сообщение Станислав Сахаров » 25 окт 2011, 15:22

XIIвек. Что мы знали тогда о планете Земля?
О каждом её уголке, что нам теперешним оставили тогдашние географические исследователи.
Несомненно, в их рассказах было много правдивого.
Но какими красками раскрашено?!
Подать так, чтобы заинтересовать охочих к перемене мест.
Заинтересовать правителей к освоению новых земель?!
Или отпугнуть - там никто вас не ждёт !

Дарий был наслышан о северном Причерноморье. Его попытка освоить новые земли. Он обошёл Гостеприимное море по Балканам, но за Истром (Дунаем) ему не повезло . Еле ноги унёс. Почему он не пошёл туда же, но с востока, по Каспию,через Среднюю Азию?

На землях Северного Причерноморья обитали Скифы - земледельцы и скотоводы, Сарматы.
Но были и н е в р ы, а н д р о ф а г и, м е л а н х л е н ы. Это названия народов - племён ! ? - Н е р в н ы е, л ю д о е д ы, ч ё р н ы е п л а щ и. Может быть, они такие, как их представили первопроходцы.
Но дать название народу - людоеды ?! , - это субьективное мнение.

Интересно представил подобную ситуацию Л. ЛАГИН.
« - Индия, о высокочтимый мой учитель, находится почти на самом краю земного диска и отделена от этого края безлюдными и неизведанными пустынями, ибо на восток от неё не живут ни звери, ни птицы. Индия – очень богатая страна, и богата она золотом, которое там не копают из земли, как в других странах,а…
С севера и запада Индия граничит со страной, где проживают п л е ш и в ы е люди.
И мужчины и женщины, и взрослые и дети - все плешивы в этой стране, и питаются эти удивительные люди сырой рыбой и древесными шишками…
- То, что я имел честь сказать тебе, о высокочтимая Варвара Степановна, основано на самых достоверных источниках, и нет более научных сведений об Индии, чем те, которые я только что,с твоего разрешения, сообщил тебе.» - «Старик Хоттабыч».
* * *
Я ничего не имею против раскопок Лемурия.
Но он, говоря о 1169 г и 1192 г. , что-то не договаривает.
Почему возникли такие указы?
Почему пришлось через 23 года повторять указание? – Наверное, что-то не получалось. Недавно по ТВ - рассказ о Тамани; там нашли что-то византийское.
Да, - бывали они там.
И не один раз. Что было между 1169-м годом и 1192-м ?
Конечно, - не только посещения, но и долгое или недолгое присутствие.
Бойкое место – на семи ветрах - удобное место для контроля торговых потоков.
Переходило из рук в руки.
А во время правления Святослава Вс. Тьмуторокань не была под влиянием Руси.
И для половцев это был «любимый мозоль».


Прошедшие века. А всё ли мы знаем о теперешних событиях?
Некоторые СМИ вспоминают о событиях совсем недавних. И описания эти отличаются от тогдашних "правдивых" описаний. Много интересного вскрывается.
Станислав Сахаров
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 167
Зарегистрирован: 09 май 2011, 13:10

Пред.След.

Вернуться в "Слово о полку Игореве"

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 116

cron