Возвращаясь к теме снабжения армий, которую затрагивал thor:
Таким образом, транспортная проблема представляла крайне сложную задачу. Разрешить ее при тогдашнем уровне развития техники и технологий не представлялось возможным. Громоздкий обоз волей-неволей сковывал маневренность и подвижность больших европейских армий, но это была неизбежная плата за регулярство и высокий (по тем временам уровень технической оснащенности).
В условиях малонаселенных местностей все усугублялось катастрофически - для поддержания боеспособности отряда Павлуцкого, действовавшего в Анадырском остроге, требовалась ежегодная поставка 5400 пудов хлеба. При условии наличия тех способов транспортировки, которые существовали в XVIII веке, перевезти из Якутска в Анадырский острог в течение года было можно только около 1000 пудов хлеба.
Учитывая, что в Иркутском и Илимском уездах в те годы насчитывалось всего около 10000 тяглых, из которых набирали солдат и казаков для несения службы в Якутске и на Чукотке, и 700-800 человек которых отправлялись ежегодно (посменно) для транспортировки груза от Якутска до Охотска, решить проблему с обеспечением отдаленных поселений продовольствием не представлялось возможным.
Из положения выходили, сокращая число регулярных войск, набирая в казачью службу якутов и тунгусов, возлагая обязанности снабжения продовольствием на местные казачьи команды.
В частности, количество командированных солдат сокращали, а хлебные запасы поставлялись им в ограниченном количестве для того, чтобы они могли перенести переход на мясную и рыбную диету, к которой были привычны местные служилые.