http://www.zlev.ru/57_22.htm
«Из всех видов боевой техники, с которыми столкнулись германские войска во Второй мировой войне, ни один не вызвал у них такого шока, как русский танк Т-34 летом 1941 года”, — пишет английский специалист по военной истории, бывший танкист Д. Орджил.
Признанный лучшим средним танком Второй мировой, Т-34 не превосходил зарубежные машины по отдельным параметрам. Броня Т-34 (45—52 мм) была тоньше, чем у английской “Матильды”, гусеницы уже, чем у “Черчилля”, вооружение (76-мм пушка и два пулемета калибра 7,62) слабее, чем у французских В-1 бис. Зато на Т-34 было найдено оптимальное сочетание маневренности, вооружения и бронирования. Его превосходство над другими машинами было в комплексе средних параметров. Но на пути и этого шедевра советской военно-технической мысли к широкому применению в войсках стояли немалые трудности.
В 30-е годы на вооружении Красной армии были колесно-гусеничные танки БТ. Возможно, многие видели кадры предвоенной кинохроники, где эти машины быстро бегают по полям да по дорогам, буквально прыгают через рвы. Эти танки, наверное, могли “утюжить” позиции противника, обращать в бегство вражескую пехоту и сеять панику среди мирных жителей. Однако практические испытания, в том числе во время войны в Испании, показали, что БТ слабо защищены (а двигатели у них были бензиновые) — они горели как спички под огнем немецких орудий.
Поэтому перед молодым инженером Михаилом Ильичом Кошкиным, прибывшим на работу в Харьков на завод, где делали танки, в первую очередь поставили задачу модернизировать танк таким образом, чтобы он, сохраняя высокую скорость, был лучше защищен. Однако М.И. Кошкин сразу стал на свой страх и риск работать над новой моделью — средним танком, чисто гусеничным, менее скоростным, зато с более мощной броней и сильной пушкой. Но начинания конструктора поначалу не встречали поддержку наверху. Мало кому хотелось кардинально перестраивать отлаженное производство. Да и многим военачальникам, бывшим кавалеристам, БТ нравился. Начальник Автобронетанкового управления (АБТУ) Д.Г. Павлов, видевший в любом танке “железного коня”, долго противился созданию нового танка. Только после совещания в Кремле в апреле 1938 г., на котором выступил вернувшийся из Испании танкист, дело с проектом М.И. Кошкина начало двигаться.
Этот танкист, майор Александр Ветров, заместитель командира Интернационального танкового полка в республиканской Испании, попросил конструкторов увеличить бронезащиту танков, сделав ее снарядостойкой, повысить надежность коробки передач, фрикционов и других узлов и механизмов. На прямой вопрос Сталина, какой ход для танка лучше — колесный, гусеничный или смешанный, участник боев в Испании вопреки распространенному тогда взгляду высказался за чисто гусеничный и обосновал это таким образом: “Потому что сложная и далеко не совершенная комбинация колесного и гусеничного движителя ненадежна. Потому что сравнительно высокий, узкий и недостаточно устойчивый танк не может развивать на колесах большую скорость без угрозы опрокидывания даже на небольших поворотах”. После этого Сталин распорядился наряду с колесно-гусеничным танком разработать и чисто гусеничный вариант, чтобы потом сравнить характеристики обоих танков. “Не надо мешать конструкторам! — сказал он. — Пусть делают два образца, а мы посмотрим, испытаем и примем свое решение”.
Получив такую оригинальную санкцию от высшего руководства страны, М. И. Кошкин с новыми силами взялся за работу над гусеничным танком. Чтобы обеспечить неуязвимость машины, надо было, по мнению М.И. Кошкина, “приземлить” ее, придать башне и всему танку такую форму, чтобы вражеские снаряды скользили и рикошетили, то есть расположить броневые плиты не вертикально, а под углом. Важную роль для принятия Т-34 в массовое производство сыграл и такой принцип, который требовал главный конструктор, — простота конструкции. “Ребята, поменьше сложностей, — говорил своим коллегам М.И. Кошкин. — Делайте все попроще, чтобы машина была доступна любому”. Сам изобретатель не только генерировал идеи, он вплотную подключался ко всем стадиям создания боевой машины. В марте 1940 г. встал вопрос о показе первых образцов Т-34 руководству страны. Но новые танки еще не прошли испытания. Отказ от показа означал, что новое изделие не скоро войдет в серийное производство. И было принято смелое, если не сказать авантюрное, решение: отправить новые машины в Москву своим ходом, испытав их в дороге. В пробеге принял участие главный конструктор. Ему хотелось посмотреть танки в походе, самому показать их членам Военного совета, тем более что судьба машины еще не была решена. А вернулся М.И. Кошкин из Москвы триумфатором. Он так и объявил своим товарищам: “Ну что, ребята, мы победили! Будем делать гусеничный танк”.
Через полгода 42-летний создатель танка Т-34 уйдет из жизни. Так бывает у людей, одержимых одной идеей, на осуществление которой они не скупятся тратить все свои умственные и физические силы. Сослуживцы говорили о смерти М.И. Кошкина, формальной причиной которой было заболевание легких: “Сгорел от своей энергии”. А энергию эту он истратил на то, чтобы создать самый знаменитый танк Великой Отечественной войны. И памятником Кошкину сегодня стоят поднятые на постаменты во многих населенных пунктах Европы легендарные “тридцатьчетверки”. Кто-то подсчитал, что общее число таких памятников перевалило за 200.
В годы войны танк Т-34 не раз модернизировался. В 1943 г. вместо 76-миллиметровой пушки была установлена 85-миллиметровая, а в мае 1944 г. на вооружение была принята еще одна модификация танка Т-34 — 85 с огнеметом АТО-42.»
Весьма вероятно что здесь многое мифологизировано, но то что тогда Кошкин рисковал головой несомненно - вспомните скажем Туполева или Королева.