shuric писал(а): Эти танки, наверное, могли “утюжить” позиции противника, обращать в бегство вражескую пехоту и сеять панику среди мирных жителей
_________________________
Не буду критиковать выражение "бегать по полям " применительно к танкам,оставлю на совести автора.Но уж утюжить позиции противника эти танки точно не могли.Они предназначалисб исключительно для другого.Танки ,действовавшие с пехотными порядками,имели другие индексы и тоже находились на вооружении.БТ были танками,разработанными в соответствии с теорией глубокого прорыва,впрочем дань этой моде отдали все танкостроители в большей или меньшей степени.
______________________________
.
Однако практические испытания, в том числе во время войны в Испании, показали, что БТ слабо защищены (а двигатели у них были бензиновые) — они горели как спички под огнем немецких орудий
.
_______________________________
Относительно невысокая бронезащищенность была непременным атрибутом танка глубокого прорыва и являлась не его недостатком,а достоинством.Разве дизельные дигатели в смысле пожароопасности лучше бензиновых?
________________________________
Поэтому перед молодым инженером Михаилом Ильичом Кошкиным, прибывшим на работу в Харьков на завод, где делали танки, в первую очередь поставили задачу модернизировать танк таким образом, чтобы он, сохраняя высокую скорость, был лучше защищен. Однако М.И. Кошкин сразу стал на свой страх и риск работать над новой моделью — средним танком, чисто гусеничным, менее скоростным, зато с более мощной броней и сильной пушкой.
__________________________________
Задание на проектирование танка А-20 (БТ-20) было дано КБ завода № 183 13 октября 1937 г. Предполагалось ,что машина будет колесно-гусеничной.В ходе проектирования был разработан еще один танк,практически идентичный А-20 по массогабаритным характеристикам,но без привода колесного хода.Так что изначально он не выделялся ни броней,ни вооружением,а лишь наличием чисто гусеничного движителя.
_____________________________________
Но начинания конструктора поначалу не встречали поддержку наверху. Мало кому хотелось кардинально перестраивать отлаженное производство. Да и многим военачальникам, бывшим кавалеристам, БТ нравился.
___________________________________
На коня был похож?
___________________________________
Начальник Автобронетанкового управления (АБТУ) Д.Г. Павлов, видевший в любом танке “железного коня”, долго противился созданию нового танка. Только после совещания в Кремле в апреле 1938 г.
___________________________________
Совещание проходила 4 мая 1938 г..
_____________________________________
,
на котором выступил вернувшийся из Испании танкист, дело с проектом М.И. Кошкина начало двигаться.
________________________________________
На совещании рассматривались оба варианта.
__________________________________________
Этот танкист, майор Александр Ветров, заместитель командира Интернационального танкового полка в республиканской Испании, попросил конструкторов увеличить бронезащиту танков, сделав ее снарядостойкой, повысить надежность коробки передач, фрикционов и других узлов и механизмов. На прямой вопрос Сталина, какой ход для танка лучше — колесный, гусеничный или смешанный, участник боев в Испании вопреки распространенному тогда взгляду высказался за чисто гусеничный и обосновал это таким образом: “Потому что сложная и далеко не совершенная комбинация колесного и гусеничного движителя ненадежна. Потому что сравнительно высокий, узкий и недостаточно устойчивый танк не может развивать на колесах большую скорость без угрозы опрокидывания даже на небольших поворотах”. После этого Сталин распорядился наряду с колесно-гусеничным танком разработать и чисто гусеничный вариант, чтобы потом сравнить характеристики обоих танков. “Не надо мешать конструкторам! — сказал он. — Пусть делают два образца, а мы посмотрим, испытаем и примем свое решение”.
____________________________________________________________
Эпизод целиком остается на совести автора.Известно лишь,что в начале следующего года оба образца были изготовлены в металле.Танк А-32,хотя имел более простой движитель,по массе превосходил А-20 на 1 т (19 т).Имел такие же габаритные размеры,форму корпуса и башни.Танки имели одинаковый двигатель В-2,А-32 имел бронирование на 5 мм толще,чем А-20,пушку 76 мм (в первом варианте 45мм).Испытания обих образцов были назначены на июляь-август 1939 г. Они выявили сходность тактико-технических (в первую очередь динамичских показателей).При этом было отмечено,что эксплуатационные скорости А-20 на колесах и на гусеницах существенно не различались.(Увы,по-видимому эпизод с героем-танкистом придется поставить под сомнение).
А-32 имел возможности по увеличению массы,поэтому препочтение было отдано ему,он получил заводской индекс А-34.
____________________________________________________
Получив такую оригинальную санкцию от высшего руководства страны, М. И. Кошкин с новыми силами взялся за работу над гусеничным танком.
_____________________________________________________
Он и не прекращал работы,как видно из приведенного выше абзаца.
_______________________________________________________
Чтобы обеспечить неуязвимость машины, надо было, по мнению М.И. Кошкина, “приземлить” ее, придать башне и всему танку такую форму, чтобы вражеские снаряды скользили и рикошетили, то есть расположить броневые плиты не вертикально, а под углом.
________________________________________________________
Все танкостроители мира работали над рациональным наклоном броневых плит.В СССР,к сожалению,открытия не сделали.
____________________________________________________
Важную роль для принятия Т-34 в массовое производство сыграл и такой принцип, который требовал главный конструктор, — простота конструкции. “Ребята, поменьше сложностей, — говорил своим коллегам М.И. Кошкин. — Делайте все попроще, чтобы машина была доступна любому”. Сам изобретатель не только генерировал идеи, он вплотную подключался ко всем стадиям создания боевой машины. В марте 1940 г. встал вопрос о показе первых образцов Т-34 руководству страны. Но новые танки еще не прошли испытания. Отказ от показа означал, что новое изделие не скоро войдет в серийное производство. И было принято смелое, если не сказать авантюрное, решение: отправить новые машины в Москву своим ходом, испытав их в дороге. В пробеге принял участие главный конструктор. Ему хотелось посмотреть танки в походе, самому показать их членам Военного совета, тем более что судьба машины еще не была решена. А вернулся М.И. Кошкин из Москвы триумфатором. Он так и объявил своим товарищам: “Ну что, ребята, мы победили! Будем делать гусеничный танк”.
_________________________________________
Ваши бы слова да Богу в уши! Увы, в ноябре-декабре 1940 г. первый три серийные машины (испытания проводились офицерами НИБТПолигона) подвеглись интенсивным ходовым и срелковым испытаниям.Испытания выявили такое количество конструктивных недостатков,что встал вопрос боеспособности машин.ГАБТУ представило отрицательный отчет и маршал Кулик своим приказом прекратил производство и приемку танков.
Споры прекратил маршал Ворошилов,согласившийся с предложением завода уменьшить гарантийный пробег танка с 3000 км до 1000 км.
______________________________________________
Весьма вероятно что здесь многое мифологизировано, но то что тогда Кошкин рисковал головой несомненно