Лимарев В.Н.
Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.
Полностью статья:
http://evropa-history.narod.ru/1111.htm
Часть 1.
Средняя Азия мировой научный и культурный центр.
В Средней Азии представитель местной знати принявшей ислам Исмаил Самани основал государство Саманидов в 875 году со столицей в городе Бухаре.
Саманиды покровительствовали мусульманским ученым и философам, благодаря этому государство Саманидов в 10 века стала не только главным научным центром мусульманского мира, но и мировым научным и культурным центром. Повсеместно были организованы школы, в которых изначально преподавание велось на арабском языке, а затем на языке дари (фарси). Получила развитие архитектура, наука и искусство. Источником первоначальных знаний для мусульманских ученых были труды великих мыслителей и ученых античного периода, т.е. греков, иудеев, римлян.
Философ Абу Нар ал-Фараси - последователь Аристотеля – разработал учение о вечности материи.
Великий мыслитель Ибн Сина (Авиценна), живший в 980-1037 годах, известен своими работами в обрасти медицине и философскими работами, развивающими учение греческого философа Аристотеля.
Великий ученый Омар Хайям Нишапури (1048-1123) написал в Самарканде трактаты: «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы», «Комментарий к трудным постулатам книги Евклида» и другие научные труды.
В 999 году тюркские кочевые племена заняли Бухару, режим Саманидов был свергнут.
Тюрки создали государство Караханидов, которое занимало территорию от реки Амударьи до реки Или. От озера Балхаша до отрогов Памира.
Другую часть государства Саманидов, к Звападу от Амударьи захватывают тоже тюрские племена и создают государство Газневидов.
Об этом сложном периоде, когда власть в Бухаре поменялась, пишет Омар Хайям:
«Нынче стало удобно валять дурака, разум нынче в цене чеснока».
Вожди тюркских племен люди были необразованные, греческих философов не знали, науками не интересовались и поэтому прохладно относились к творчеству научной элиты на завоеванных территориях. Они не поощряли научную деятельность, но и не преследовали ученых. Более понятными были им литературные произведения местных авторов и архитектура, поэтому историки отмечаю, что в этот период развитие литературы и зодчества.
В мусульманском мире в 11 веке повсеместно идет усиление влияния духовенства, которое начинает тормозить дальнейшее развитие науки. Но научные труды ученых созданных в государстве Саманидов распространяются во всех арабских мусульманских странах. О трудах этих ученых известно в Сирии, Египте, Африканских странах и, наконец, в мусульманской Испании.
Мусульманские государства в Малой Азии, Африке и Испании находились на окраинах мусульманского мира, и им приходилось вступать в контакты с христианским миром.
Научная и культурная жизнь в этих странах была более на высоком уровне, чем в христианских европейских страхах. Другими словами: культурный и интеллектуальный уровень мусульман был выше, чем у европейцев в 11-13 веке нашей эры.