Цзинтайлань

Ареал, обсуждаемый на форуме (с востока на запад и с севера на юг), - Япония, Корея, Русский Дальний Восток, Китай, Монголия, Тибет, Вьетнам.

Модератор: Дайчин-баатар

Цзинтайлань

Сообщение Дайчин-баатар » 15 апр 2009, 09:27

Техника перегородчатой эмали цзинтайлань 景泰藍 (в России больше известна под французским названием cloisonne) проникла в Китай с Запада (предположительно, в течение длительного времени технология передавалась от византийцев иранцам и дальше - вплоть до Китая и Японии). Популярна же стала лишь в период Цзинтай (1449-1457) империи Мин. Сейчас китайская перегородчатая эмаль стала широко известна не только в Китае, но и за его пределами. Современное китайское название этой техники означает буквально "голубая [эмаль периода правления] Цзинтай".

В общем, обсуждать здесь можно, в принципе, только точное время проникновения технологии в Китай, да еще наличие школ и выдающихся мастеров. А так - лучше смотреть примеры и приводить свои.

И интересно и приятно!

Емкость для промывки кистей (биси) с драконом, ок. 1900 г.:
Изображение

Изображение

Изображение

Ароматница (?) с драконами и пламенеющей жемчужиной, ок. 1900 г.:

Изображение

Изображение

Сосуд юаньхэ с драконом, ок. 1920-х:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Ваза пин с расттельным орнаментом, ок. 1900 г.:

Изображение

Изображение

Изображение
Последний раз редактировалось Дайчин-баатар 28 май 2009, 08:32, всего редактировалось 1 раз.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 16 апр 2009, 14:10

Вот еще одна ваза, с растительным и геометрическим орнаментом, предположительно конец XIX века:

Изображение
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 22 апр 2009, 15:09

Ваза с растительным орнаментом. Первая половина XX века (более точно датировать сложно, т.к. эмаль в очень хорошем состоянии).

Изображение

Изображение
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 05 май 2009, 12:36

Об эмалях вообще (краткая справка):

ЭМАЛЬ (финифть) (франц. email, от франкского smeltan — плавить), техника, применяемая в ювелирном искусстве, а также сами изделия с такой техникой. Эмали используются для украшения золотых, серебряных и медных изделий, стекла, керамики. Техника эмалей может быть холодной (без обжига) или горячей, при которой окрашенная окислами пастозная масса наносится на специально обработанную поверхность и подвергается обжигу, в результате чего появляется стекловидный цветной слой. В настоящее время этот прием получил свое дальнейшее развитие. Сейчас в качестве накладок чаще всего применяют серебряную проволоку и зернь. Кроме того, своеобразным новым вариант том, получившим распространение в Европе, являются накладки из эмалевой зерни, т. е. мелких шариков, предварительно сплавлен¬ных из тугоплавкой эмали.

Эмали также различают по способу нанесения и закрепления на поверхности материала. Перегородчатые эмали заполняют ячейки, образованные тонкими металлическими перегородками, припаянными на металлическую поверхность ребром по линиям узора, передают четкие линии контура. Выемчатые эмали заполняют углубления (сделанные резьбой, штамповкой или при отливке) в толще металла; отличаются большой интенсивностью цвета. Эмали по рельефу (чеканному, литому), прозрачные и глухие, позволяют передать объемные формы, достигать живописных эффектов, так как эмалевая масса стекает с высоких частей рельефа, и появляются сочетания прозрачных и непрозрачных пятен, дающих ощущение теней. В расписной (живописной) эмали изделие из металла покрывается эмалью и по ней расписывается эмалевыми красками (с 17 века огнеупорными). Эмали бывают также по скани (филиграни), гравировке, с золотыми и серебряными накладками.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 05 май 2009, 12:37

Порылся в материалах (к сожалению, очень скудных) и составил такую компиляцию по предмету:

Благодаря своим замечательным художественным качествам перегородчатые эмали Китая давно пользуются популярностью не только в этой стране, но и за ее пределами.

Искусство перегородчатой эмали зародилось в Китае в период правления монгольской династии Юань (1271-1368) в Пекине в XIII веке, где были созданы казенные ремесленные мастерские. В середине XV века, в период правления минского императора Чжу Циюя (朱祁钰, девиз правления Цзинтай 景泰, 1450-1457), технология изготовления и художественное оформление эмалевых изделий достигли высокого уровня. При изготовлении таких изделий мастера часто пользовались синей глазурью. Так появилось название «цзинтайлань»: период Цзинтай + синий цвет (кит. лань). Искусство перегородчатой эмали достигло совершенства в последующие периоды: Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). С XV до начала XX века это ремесло процветало в пекинских мастерских и пользовалось особым покровительством императоров. В те времена только император и его придворная знать имели право на владение и пользование такими предметами. Все производство находилось под строжайшим государственным надзором, а продукция полностью передавалась в казну, т. е. императору. Предметы из перегородчатой эмали символизировали власть и общественное положение человека, простому народу они были недоступны. В технике перегородчатой эмали отделывались вещи, служившие дворцовой и храмовой утварью, предметами обихода. В середине 19-го века художественные предметы китайской перегородчатой эмали стали поставляться на экспорт. Как и знаменитый китайский шёлк, фарфор, они появились во всех уголках мира. После образования КНР мастера в своем производстве переняли все лучшее у своих предшественников и к тому же внесли много нового.

Техника производства цзинтайлань следующая: на медной заготовке металлическими ленточками (расплющенной проволокой), напаянными ребром на поверхность заготовки, делается орнамент, затем каждая ячейка заполняется эмалью нужного цвета. После этого заготовка обжигается при высокой температуре, шлифуется и покрывается золотом. В результате роспись становится сплошной, узор — ясным и ярким, а глазурь — нежной и привлекательной. Изделия с эмалью отличаются коррозионной стойкостью, водонепроницаемостью. Стенки обладают большой твердостью и плотностью. При постукивании издают приятный звук.

Для китайских изделий характерен природный орнамент с изображениями зооморфного и растительного орнамента. В годы правления императора Цяньлуна (1736-1796) количество видов изделий, изготавливаемых с применением технологии перегородчатой эмали, резко возросло, они стали более разнообразными и изысканными. Помимо сосудов разной формы, технологии нанесения перегородчатой эмали также использовались при изготовлении ширм, стульев, табакерок, макетов буддистских пагод и т.д. Расцвет «цзинтайлань» приходится на последние годы династии Цин. На Всемирной выставке 1904 года в Чикаго и Всемирной выставке 1915 года в Панаме изделия «цзинтайлань» были удостоены призовых мест. С образованием Нового Китая масштабы изготовления изделий из перегородчатой эмали резко возросли. Контингент высококвалифицированных мастеров увеличился с 60 чел. до 5 тыс. чел., в сотни раз выросли объемы производства, ассортимент изготавливаемых изделий увеличился до 1000 с лишним наименований. Сегодня изделия «цзинтайлань» пользуются большой популярностью во всем мире, это одна из важных статей китайского экспорта — один из традиционных видов народного мастерства Китая.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 12 май 2009, 21:10

Казенные минские мастерские по производству эмалей были восстановлены в правление императора Канси в 1693 г. При императоре Цяньлуне (правил 1736-1796) мастерские были расширены и модернизированы. Эпоха Цяньлун считается расцветом цинских эмалей.

В качестве основных центров производства можно назвать Пекин (север), Янчжоу (бассейн Янцзы) и Гуанчжоу (юг). Соответственно, можно в большей или меньшей степени говорить о наличии трех групп мастеров, которые могли создать свои школы при изготовлении эмалевых изделий.

Общее название всех эмалей - фалан, цзинтайлань является более популярным, чем академически точным названием данного вида изделий.
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 28 май 2009, 08:30

Очень интересный сосуд биси (емкость для промывки кистей) в полном комплекте (с подставкой) - полностью черная эмаль, характерная для первой трети ХХ века, узор юйлинь ("рыбья чешуя"), по верхней части - узор жуи (навершие жезла, приносящего счастье). Диаметр 204 мм., высота 70 мм. Смотрится изысканно просто и изящно:

Изображение

Изображение
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва

Сообщение Дайчин-баатар » 22 авг 2009, 16:48

Поздняя цзинтайлань (ор. 1930-1940-е годы) с буддийским сюжетом:

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Собственно, сам сюжет:

Изображение

Изображение

Интересны нетипичная для ранних цзинтайлань расцветка и буддийский сюжет (чаще встречаются просто даосские и буддийские символы).
В те времена, когда скакал
Ветра быстрее конь Аранзал,
Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была!
Аватара пользователя
Дайчин-баатар
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 3539
Зарегистрирован: 21 май 2008, 16:19
Откуда: Москва


Вернуться в Центральная Азия и Дальний Восток

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1