Страница 1 из 1

Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.

СообщениеДобавлено: 13 мар 2010, 11:52
Лимарев
Лимарев В.Н.

Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.


Полностью статья:
http://evropa-history.narod.ru/1111.htm

Часть 1.

Средняя Азия мировой научный и культурный центр.


В Средней Азии представитель местной знати принявшей ислам Исмаил Самани основал государство Саманидов в 875 году со столицей в городе Бухаре.
Саманиды покровительствовали мусульманским ученым и философам, благодаря этому государство Саманидов в 10 века стала не только главным научным центром мусульманского мира, но и мировым научным и культурным центром. Повсеместно были организованы школы, в которых изначально преподавание велось на арабском языке, а затем на языке дари (фарси). Получила развитие архитектура, наука и искусство. Источником первоначальных знаний для мусульманских ученых были труды великих мыслителей и ученых античного периода, т.е. греков, иудеев, римлян.
Философ Абу Нар ал-Фараси - последователь Аристотеля – разработал учение о вечности материи.
Великий мыслитель Ибн Сина (Авиценна), живший в 980-1037 годах, известен своими работами в обрасти медицине и философскими работами, развивающими учение греческого философа Аристотеля.
Великий ученый Омар Хайям Нишапури (1048-1123) написал в Самарканде трактаты: «О доказательствах задач алгебры и алмукабалы», «Комментарий к трудным постулатам книги Евклида» и другие научные труды.
В 999 году тюркские кочевые племена заняли Бухару, режим Саманидов был свергнут.
Тюрки создали государство Караханидов, которое занимало территорию от реки Амударьи до реки Или. От озера Балхаша до отрогов Памира.
Другую часть государства Саманидов, к Звападу от Амударьи захватывают тоже тюрские племена и создают государство Газневидов.

Об этом сложном периоде, когда власть в Бухаре поменялась, пишет Омар Хайям:
«Нынче стало удобно валять дурака, разум нынче в цене чеснока».

Вожди тюркских племен люди были необразованные, греческих философов не знали, науками не интересовались и поэтому прохладно относились к творчеству научной элиты на завоеванных территориях. Они не поощряли научную деятельность, но и не преследовали ученых. Более понятными были им литературные произведения местных авторов и архитектура, поэтому историки отмечаю, что в этот период развитие литературы и зодчества.
В мусульманском мире в 11 веке повсеместно идет усиление влияния духовенства, которое начинает тормозить дальнейшее развитие науки. Но научные труды ученых созданных в государстве Саманидов распространяются во всех арабских мусульманских странах. О трудах этих ученых известно в Сирии, Египте, Африканских странах и, наконец, в мусульманской Испании.
Мусульманские государства в Малой Азии, Африке и Испании находились на окраинах мусульманского мира, и им приходилось вступать в контакты с христианским миром.
Научная и культурная жизнь в этих странах была более на высоком уровне, чем в христианских европейских страхах. Другими словами: культурный и интеллектуальный уровень мусульман был выше, чем у европейцев в 11-13 веке нашей эры.

Re: Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.

СообщениеДобавлено: 15 мар 2010, 00:04
edvins
У сельджуков был культурный уровень?Вы же Омара Хайама цитируете об их разуме по цене чеснока :)

Re: Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.

СообщениеДобавлено: 15 мар 2010, 10:59
Nik_Nikols
Я бы уточнил:
Лимарев писал(а):...культурный и интеллектуальный уровень мусульман был выше, чем у европейцев в 11-13 веке нашей эры...

..., живших западнее границ империи Ромеев :-)

Re: Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.

СообщениеДобавлено: 15 мар 2010, 11:39
Дайчин-баатар
edvins писал(а):У сельджуков был культурный уровень?Вы же Омара Хайама цитируете об их разуме по цене чеснока :)


Обратите внимание на фразу из исходного сообщения:

Вожди тюркских племен люди были необразованные, греческих философов не знали, науками не интересовались и поэтому прохладно относились к творчеству научной элиты на завоеванных территориях. Они не поощряли научную деятельность, но и не преследовали ученых.


Однако у тех же конийских султанов-сельджуков (кстати, носивших имена из священной иранской истории - Кей-Кубад или Кей-Хосров) уровень был очень и очень высок.

Re: Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.

СообщениеДобавлено: 15 мар 2010, 18:42
edvins
Среднеазиатские оазисы просто служили прибежищем высокообразованных беглецов из Персии во время арабского вторжения.Это остатки культуры,созданной на эллинистической основе.Причем здесь заслуги мусульман,тем более что тюрки пользовались услугами ренегатов.

Re: Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.

СообщениеДобавлено: 15 мар 2010, 20:30
Дайчин-баатар
edvins писал(а):Среднеазиатские оазисы просто служили прибежищем высокообразованных беглецов из Персии во время арабского вторжения.Это остатки культуры,созданной на эллинистической основе.Причем здесь заслуги мусульман,тем более что тюрки пользовались услугами ренегатов.


Отнюдь не бесспорно - Абу Рейхан Беруни был самым настоящим хорезмийцем, Ибн Сина - самым настоящим согдийцем-бухарцем...

Так что не надо все валить на "эллинизм и ренегатов". Однобоко получается и против фактов. Лучше историю региона посмотрите.

Re: Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.

СообщениеДобавлено: 20 мар 2010, 09:59
edvins
Дайчин-баатар писал(а):
edvins писал(а):Среднеазиатские оазисы просто служили прибежищем высокообразованных беглецов из Персии во время арабского вторжения.Это остатки культуры,созданной на эллинистической основе.Причем здесь заслуги мусульман,тем более что тюрки пользовались услугами ренегатов.


Отнюдь не бесспорно - Абу Рейхан Беруни был самым настоящим хорезмийцем, Ибн Сина - самым настоящим согдийцем-бухарцем...

Так что не надо все валить на "эллинизм и ренегатов". Однобоко получается и против фактов. Лучше историю региона посмотрите.


Хотя Ибн Сина волею судьбы и родился в бухарском кишлаке,однако в семье исмаилитов и родным языком его был персидский.Не в медресе же он ознакомился с трудами Платона и Аристотеля.Исмаилитов же относят к гностикам под ширмой мусульманства.В эпоху крестоносцев они даже вели переговоры с темплиерами о переходе в христианство.Можно сказать,что это была секта,хранящая эллинские познания.
Аналогично,биография любого великого турецкого деятеля откроет немусульманскую его природу.

Re: Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.

СообщениеДобавлено: 20 мар 2010, 19:39
Дайчин-баатар
edvins писал(а): Хотя Ибн Сина волею судьбы и родился в бухарском кишлаке,однако в семье исмаилитов и родным языком его был персидский.Не в медресе же он ознакомился с трудами Платона и Аристотеля.Исмаилитов же относят к гностикам под ширмой мусульманства.В эпоху крестоносцев они даже вели переговоры с темплиерами о переходе в христианство.Можно сказать,что это была секта,хранящая эллинские познания.
Аналогично,биография любого великого турецкого деятеля откроет немусульманскую его природу.


Я неплохо знаком с исмаилизмом и исмаилитами (был период в жизни). Могу скзаать, что среднеазиатский исмаилизм - это замаскированный под ислам местный вариант зороастризма.

Так что рекомендую отказаться от националистически-предвзятых оценок, основанных на незнании фактов - истину это установить не поможет.

Re: Истоки европейской науки ищите в Средней Азии.

СообщениеДобавлено: 07 май 2013, 16:26
рязанов
Лимарев писал(а):Лимарев В.Н.
Тюрки создали государство Караханидов, которое занимало территорию от реки Амударьи до реки Или. От озера Балхаша до отрогов Памира.
Другую часть государства Саманидов, к Звападу от Амударьи захватывают тоже тюрские племена и создают государство Газневидов.
Вожди тюркских племен люди были необразованные, греческих философов не знали, науками не интересовались и поэтому прохладно относились к творчеству научной элиты на завоеванных территориях. Они не поощряли научную деятельность, но и не преследовали ученых. Более понятными были им литературные произведения местных авторов и архитектура, поэтому историки отмечаю, что в этот период развитие литературы и зодчества.
В мусульманском мире в 11 веке повсеместно идет усиление влияния духовенства, которое начинает тормозить дальнейшее развитие науки. Но научные труды ученых созданных в государстве Саманидов распространяются во всех арабских мусульманских странах. О трудах этих ученых известно в Сирии, Египте, Африканских странах и, наконец, в мусульманской Испании.
Мусульманские государства в Малой Азии, Африке и Испании находились на окраинах мусульманского мира, и им приходилось вступать в контакты с христианским миром.
Научная и культурная жизнь в этих странах была более на высоком уровне, чем в христианских европейских страхах. Другими словами: культурный и интеллектуальный уровень мусульман был выше, чем у европейцев в 11-13 веке нашей эры.


Точнее Газневиды и Саманиды выслужились вначале в составе среднеазиатских туранцев, а уже потом с высоты данного им высокого положения смогли прийти к власти. Это стандартный путь для прихода к власти любого из высокопоставленных чиновников. Другое дело, что при них заглохла ирригация и стала вновь возрождаться только с приходом в среднюю Азию узбеков в 15 веке н.э. Ирригация нуждалась во властной поддержке, а ученым была нужна среда (при устойчивой власти). Что играло роль среды в сообщении не прозвучало. Не было же это делом одиночек.