(Отправлено из Грузинской Патриархии 27 февраля 1991 г., исх № 99 получено в Московской Патриархии 22 марта 1991 года; вх. № 746)
ЕГО СВЯТЕЙШЕСТВУ, СВЯТЕЙШЕМУ ПАТРИАРХУ МОСКОВСКОМУ И ВСЕЯ РУСИ A Л Е К С И Ю II
Ваше Святейшество, дорогой во Христе Брат
Еще не получив Вашего письма, я прочёл в газете "Известия" от 23 февраля 1991 года Ваше обращение к верующим Грузии. В свою очередь я также приветствую Вас со святыми днями Великого Поста, прошу Ваших святых молитв и прощения за вольные или невольные мои прегрешения. Прежде всего я ещё раз хочу заверить Вас, Ваше Святейшество, в нашем глубоком к Вам уважении; заверить Вас, что народ Грузии питает к русскому народу, к святой Русской Православной Церкви, к Церкви, которая дала миру сонмы святых угодников, самые братские чувства. Однако, скажу откровенно, что Ваше обращение в Грузии многими было воспринято с удивлением и неоднозначно. Из письма следует, что о многих происходящих в Грузии событиях Вы имеете информацию только официальной прессы, которая однобоко и тенденциозно рассматривает вопросы.
Как Вам известно Грузия, грузинская земля - это земля многих сотен и тысяч мучеников, положивших свою жизнь за православную веру, за нашу Родину. Грузию часто называют многострадальной, потому что наша земля пропитана кровью наших предков. Грузия - это страна, государственное устройство и культура которой насчитывает тысячелетия.
Поэтому Ваши слова, что "люди готовы в спорах за землю проливать кровь...", многим непонятны. Вся трагедия и состоит в той, что на грузинской земле проливается именно грузинская кровь, грузины вынуждены обороняться от тех людей, которых Грузия спасла, приняла как беженцев и которые вместо благодарности претендуют на нашу территорию и угрожают отторгнуть её от Грузии. Вся трагедия, Ваше Святейшество в том, что на собственной территории грузины оказались беженцами; тысячи грузин из так называемой "Южной Осетии», которую именуют по-грузински Шида-Картли (Внутренняя Грузия), спасая свою жизнь вынуждены бежать в другие районы.
Мне хотелось бы кратко сказать, что это за земля Шида-Картли, которую потом назвали Юго-Осетинской автономной областью. Не вызывает сомнения, что это исконняя грузинская
территория и это, кроме всего прочего доказывается многочисленными грузинскими храмами - памятниками материальной и духовной культуры. В основном осетины начали поселяться здесь в ХVII-ХVIII ВЕКАХ. Например, посол царя Бориса Годунова, в 1604-1605 годах, посетивший Грузию, отмечает, что здесь только два осетинских села. У потомков древних алан - осетин есть своя историческая родина на Северном Кавказе и им не следует присваивать того, что им по праву не принадлежит. По слову известного осетинского ученного В.Абаева осетины заселили грузинские земли гонимые "малоземельем и нищетой". И вот на этой исконной грузинской территории в 1922 году большевистским правительством Закавказья была создана Юго-Осетинская автономная область с центром в г. Цхинвали, в котором в то время проживало всего четыре осетинских семьи. Эта автономная область была создана в благодарность за ту борьбу, которую вела часть осетинского населения против независимой Грузинской Демократической Республики в 1918-1919 годах.
Решение грузинского правительства от 11 декабря 1990 года об упразднении Юго-Осетинской автономной области было принято в ответ на абсолютно неправомерные и неконституционные акции осетинских сепаратистов, объявивших так называемую Юго-Осетинскую автономную область самостоятельной республикой в составе СССP. Грузинский народ и правительство восприняли этот акт как стремление отторгнуть часть территории от Грузии, как посягательство на территориальную целосность Республики Грузия. Конечно грузинский народ никогда с этим не согласится и будет защищать свою землю. Таким образом, этот вопрос не так прост, как он кажется со стороны.
Ваше Святейшество, мне хочется, чтобы Вы знали, что этнического конфликта в Грузии нет. Грузия - многонациональная республика. Представители многих народов живут у нас и все они чувствует теплоту и братское отношение грузинского народа и пользуются всем теми правами, какими пользуется грузинский народ. Что касается осетинского народа, я очень хорошо знаю его и люблю его.
Это простой, открытый, доверчивый и трудолюбивый народ. В Грузии осетины в основной - православные христиане. Между грузинами и осетинами есть и кровные связи, очень много смешанных браков.
Грузинская Церковь делает всё от неё зависящее, чтобы не было кровопролития или конфликта, но не всегда нам удаётся наладить отношения.
Я хочу сказать, что культурная автономия осетинского народа в Грузии весьма высока: имеются осетинские школы, пресса, театр и другие культурные центры. Ведь не для кого не секрет, что уровень национального просвещения и национальной культуры в Северо-Осетинской АССР гораздо ниже, чем у осетин в Грузии.
В заключении я хочу выразить надежду, что с помощью Божией этот конфликт будет урегулирован и все вопросы будут справедливо решены.
Сердечно благодарим Вас за искреннее послание, где выражена Ваша озабоченность и сочувствие по поводу сложившейся в Грузии сложной обстановки.
Желаю Вашему Святейшеству доброго здоровья, мирного долголетия и больших успехов в Вашем многотрудном Первосвятительском служении.
Желаю, чтобы Вы и Ваша Всероссийская паства в мире, радости и благополучии встретили славный праздник Святой Пасхи. Прошу помнить нас в Ваших святых молитвах.
"Господь крепость людям Своим даст, Господь благословит люди Своя миром" (Пс.28,11).
С братской любовью во Христе
Илия II
Католикос-патриарх всея Грузии