Итак, Свежие аргументы от Эдвинса! Более того - новая теория от Эдвинса! Нет уже не только советской, но и русской музыкальной культуры!
Поехали:
"Отец русской музыки" (выражение В.В.Стасова) М.И. Глинка более ста семидесяти лет тому назад поставил перед собой задачу "соединить узами законного брака русскую песню и европейскую фугу". Кто больше помог ему в решении этой задачи: берлинский еврей Зигфрид Ден... и т.д.
Ага, а если Глинка заказывал костюмы у еврейского портного, то никаких сомнений в том, что вся его музыка - еврейская уж точно не останется! Один еврей учил его чисто техническим музыкальным тонкостям, другой и вовсе оказал административное содействие - разумеется, музыка Глинки насквозь еврейская!
Со своей стороны, за эти сто лет и евреи внесли свой исторический вклад в развитие музыкальной культуры России.
Ну да, раз внесли вклад - значит всё - нет русской музыки. И немецкой литературы тоже нет, раз Лессинг, Гейне, братья Манны, Фейхтвангер - евреи.
Элементы еврейской этнической и литургической музыки проникают в произведения выдающихся русских композиторов М.И. Глинки, М.П. Мусоргского, М.А. Балакирева, Н.А. Римского-Корсакова, А. Н. Серова, а "еврейская" тема, связанная с литературным, историческим и этическим наследием еврейского народа, занимает свое особое место в их творчестве.
Конечно, раз композиторы слушают что-то помимо народных песен, они безродные космополиты! Я Вам открою один секрет: элементы не только еврейской музыки "проникали в произведения русских композиторов": ещё и испанской ("Арагонская хота" Глинки), итальянской ("Итальянское каприччио" Чайковского), кавказской (половецкие пляки в "Князе Игоре" Бородина) и много чего ещё. И не только русская культура так грубо пренебрегла принципом расовой чистоты: Бизе написал "Кармен" явно не под влиянием лангедокских бабушек на завалинках, а Байрон тему для "Еврейских мотивов" не в "Беовульфе" вычитал. Да что там: у Шекспира почти почти все произведения - переработанные повести из других стран, прежде всего Италии! Тоже, видать к английской культуре отношения не имеет.
Шостакович использовал подлинный фольклор еврейских местечек (опубликован в 1940 году Добрушиным и Юдицким). Этот выбор, вероятно, не случаен. В «Свидетельстве», изданном С.Волковым, приведен ряд высказываний Шостаковича о еврейском фольклоре: «…еврейская народная музыка произвела на меня сильнейшее впечатление»; «...любая народная музыка прекрасна, но про еврейскую народную музыку я могу сказать, что она уникальна».
Да, кроме "Еврейских мелодий" он же практчически ничего не написал - так, каких-то 8 симфоний, сонаты всякие и прочую мелочь. И потом, Эдвинс, Вы что понимаете под "использовал подлинный фольклор"? Типа, услышал "Семь сорок", записал, поставил вверху свою фамилию и побежал за гонораром? Фольклорные произведения дают лишь общее направления работе, но сами мелодии - это неотъемлимое творчество композитора - "Венгерские танцы" Брамса - это творчество именно Брамса, а не венгерских крестьян, так же и еврейские мелодии - творчество Шостаковича, а не местечковых обитателей.
Я не настолько эстет,чтобы слушать Шостаковича.Притом он белорус,насквозь пропитанный местечковыми традициями и русской культуре отношения не имеющий.
Добавлю к тому, что сказала по этому поводу Юлли то, что во-первых, сам Шостакович не отрицал принадлежности к русской культуре и русской музыкальной традиции. Да и вообще в данном случае спорить о том, русский он или белорусс также глупо, как и о том, русский ли Гоголь или украинец. И те, и другие, вправе считать его своим и гордиться им. Во-вторых, с трудом понимаю, как сочитается "я не эстет, чтобы слушать Шостаковича" и "насквозь пропитан местечковыми традициями". Видимо, где-то в глубине души Вы чувствуете, что Шостакович - слишком сложное явление, чтобы быть понятным "неэстету". Да только насквозь пропитанные местечковыми традициями композиторы таковыми не бывают.
Резюмируем. Дорогой друг Эдвинс, времена былин и трубадуров в культуре прошли сотни лет назад. Классическая культура ЛЮБОЙ страны широко открыта влиянию других народов. И от этого она не перестает быть национальной. Не буду писать об "обогащении", "творческой переработке" и т.п. банальностях - берите любой учебник по культурологии и штудируйте. С Вашим примитивным подходом (понравились еврейские песни, значит его музыка нерусская) в такой тонкой материи, как искусство, делать нечего.
Для камердинера нет героя, но не потому что последний - не герой, а потому что первый - камердинер. Гегель