Черевиченко писал(а):Ваше понятие о паразитарности крымских татар - ошибочно. Все народы имеют право на нормальное существование.
Нормальное - да. Но то, что является нормой для кочевников, тех же татар, является ли нормой для тех же самых русских - об этом Вы не задумывались? А стоит! Вот небольшой отрывок для размышления над данной проблемой:
"Воинственность татар, их желание и готовность воевать подчеркивалась всеми современниками. Так, Б. де Виженер писал, что «…они (т.е. татары Thor) не признают иного занятия кроме войны, т. е. внезапных набегов, сопровождаемых убийствами и грабежами…» [Виженер, 1890. С. 81]. Основанное саблей, Крымское ханство поддерживало свое существование саблей же. Однако была ли воинственность крымских татар их врожденным качеством или же необходимым условием существования их общества и государства? Интересные наблюдения, позволяющие дать ответ на этот вопрос, были сделаны Н.Н. Крадиным. Он писал, что «… экологическая и экономическая адаптация номадизма являлась далеко не полной. С одной стороны, климатические стрессы, экстенсивность скотоводства, невозможность внедрения технологических инноваций и прочие причины… делали получаемый прибавочный продукт во много нестабильным. С другой стороны, перейдя к подвижному скотоводству, номады тем не менее не утратили необходимости потребления растительной земледельческой пищи…». Кроме того, отмечал историк, хотя «само по себе кочевое скотоводство является достаточно независимым и сбалансированным типом адаптации в аридных зонах», тем не менее «…такая адаптация вынуждает от многого отказываться. Образ существования «чистых» кочевников всегда более скуден, чем бы номадов, использующих дополнительные источники существования…». Переход же к иным способам существования, прежде всего занятиям ремеслами и земледелием, представлял для кочевников серьезную проблему, ибо «…отказ от пасторального образа жизни рассматривался номадами как крайне нежелательная альтернатива…» [Крадин, 2001. С. 95-96].
Зависимость номадов от земледельцев подчеркивал и ряд других специалистов, например, Т.Дж. Барфилд, А.М. Хазанов, Т.Д. Холл [См.: Барфилд, 2006. С. 429; Хазанов, 2006. С. 470-472; Холл, 2006. С. 451]. Между тем земледельческие общества, отличаясь от кочевых большей автаркичностью, самодостаточностью, не испытывали особого стремления вступать в экономические и иные контакты с миром номадов. Последние же, нуждаясь в земледельцах, рассматривали их попытки отгородиться от кочевого мира как стремление посягнуть на свою независимость, этническую и культурную самобытность. Учитывая же милитаризованный характер кочевых обществ и присущий им, как, впрочем, и многим другим народам на аналогичной, «варварской», стадии развития, характерный «варварский» этос (как писал Тацит, характеризуя отношение германцев к труду, «… гораздо труднее убедить их распахать поле и ждать целый год урожая, чем склонить сразиться с врагом и претерпеть раны; больше того, по их представлениям, потом добывать то, что может быть приобретено кровью, – леность и малодушие…». Tac. Germ. 14), то предугадать поведение татар по отношению к соседям нетрудно. Набеги на последних, особенно северных, обеспечивали их тем, чего им не доставало, давали дополнительный доход, удовлетворяли их страсть к «хищничеству», способствовали выживанию татар в случае хозяйственного кризиса. Не стоит забывать и о том, что противостояние Крыма с Россией, Литвой или Польшей носило характер еще и религиозного противостояния. Все это придавало отношениям Крыма со своими северными соседями характер особо жестокой враждебности. Как отмечал видный русский военный теоретик и историк Н.П. Михневич, «…войны однокультурных народов всегда более или менее нерешительны; войны разнокультурных – всегда роковые…» [Михневич, 1911. С. 38]..."
Барфилд Т.Дж. Мир кочевников-скотоводов // Раннее государство, его альтернативы и аналоги. Волгоград: Учитель, 2006. С. 415-441.
Бобров Л.А. Вооружение и тактика монгольских кочевников эпохи Виженер Б. де. Описание Польского королевства // Мемуары, относящиеся к истории южной Руси. Выпуск I (XVI ст.). Киев, 1890. С. 60-89.
Крадин Н.Н. Империя хунну. М.: Логос, 2002.
Литвин М. О нравах татар, литовцев и москвитян. М.: Изд-во МГУ, 1994.
Михневич Н.П. Стратегия. Кн. 1. СПб., 1911.
Хазанов А.М. Кочевники евразийских степей в исторической ретроспективе // Раннее государство, его альтернативы и аналоги. Волгоград: Учитель, 2006. С. 468-489.
Холл Т.Д. Монголы в мир-системной истории // Раннее государство, его альтернативы и аналоги. Волгоград: Учитель, 2006. С. 442-467.
Ну так как быть с правом на нормальное существование?