До Великой Отечественной войны подготовка младших танковых специалистов для танковых войск Красной Армии проводилась в системе учебных подразделений линейных частей и соединений. С началом войны, с переходом танковых войск на штаты военного времени, учебные подразделения были расформированы, а личный состав их обращен на укомплектование линейных подразделений. В июне 1941 г. правительством был установлен порядок отправки танков и бронемашин с заводов промышленности на фронт в составе сформированных, укомплектованных личным составом и сколоченных в боевом отношении маршевых рот. Однако, прежде чем отправить танки с завода в действующую армию, их необходимо было укомплектовать экипажами, сформировать маршевые роты и сколотить их. В силу этого сложилась определенная система подготовки танковых экипажей.
Для подготовки сержантского состава танкистов уже к 12 августа 1941 г. в различных военных округах были развернуты запасные полки. Одновременно с этим были созданы отдельные учебные танковые батальоны и отдельные учебные танковые роты. В 1942 г. дополнительно было сформировано несколько отдельных учебных танковых батальонов.
В запасных полках готовились все специальности танкового экипажа. Запасные полки получали пополнение из военкоматов, первоначально обученный состав танкистов запаса, а позднее и необученный состав. Готовили из этого пополнения отдельных специалистов экипажа: командиров танков, механиков-водителей, командиров орудий и радистов-пулеметчиков.
Когда почти полностью был израсходован запас подготовленных ранее танкистов, на укомплектование запасных танковых полков начал поступать исключительно необученный состав. Запасные танковые полки, предназначенные для переподготовки танкистов запаса, в создавшемся положении перестали отвечать своему назначению и были реорганизованы в отдельные учебные танковые полки.
В каждом учебном полку готовились механики-водители, командиры орудий, заряжающие и радисты-пулеметчики. Организация и методика занятий в учебных полках в годы Великой Отечественной войны непрерывно совершенствовалась и улучшалась.
В основу обучения младших танковых специалистов было положено требование — учить только тому, что нужно на войне. Поэтому для обеспечения качественной подготовки экипажей в короткие сроки обучение курсантов в учебных полках было организовано дифференцированно, то есть строго по специальности.
Специальная подготовка командиров орудий и заряжающих включала огневую подготовку, подготовку по связи и техническую подготовку. Огневая подготовка являлась основным разделом для этой специальности, и на нее отводилось до 50 % времени учебной программы.
После прохождения курса обучения в учебном танковом полку командир орудия и заряжающий должны были твердо знать устройство вооружения танка и боеприпасов, уметь сноровисто и быстро вести меткий огонь из пушки и пулемета различными способами, получить практические навыки по уходу за вооружением и боеприпасами, знать устройство радиостанции, уметь обслуживать и устранять ее простейшие неисправности. Все занятия по огневой подготовке носили исключительно практический характер.
Для подготовки механиков-водителей в военное время при сокращенных сроках обучения потребовалось максимально увеличить время на техническую подготовку и изменить методику подготовки в сторону практического обучения. Учебное время, отводимое на техническую подготовку, ежегодно увеличивалось.
В установленный срок обучения требовалось подготовить для фронта механика-водителя, способного уверенно водить боевую машину на поле боя, твердо знающего устройство танка, умеющего самостоятельно обслуживать его и устранять неисправности, возникающие при эксплуатации.
С целью выработки необходимых практических навыков вождения танков в условиях, приближенных к боевым, наибольшее количество моточасов отводилось на выполнение упражнений по технике вождения боевой машины с преодолением естественных и искусственных противотанковых препятствий, по дорогам и колонным путям в ночных условиях по заданному направлению на сильно пересеченной местности.
Изучение устройства материальной части машин, основ эксплуатации и обслуживания проводилось на учебных агрегатах в классах и на учебно-боевых машинах в парках путем объяснения и показа на материальной части. Практическая подготовка механиков-водителей по вождению боевых машин в годы войны все время совершенствовалась, чему способствовало увеличение норм расхода моторесурсов на их подготовку.
Если в начале 1944 г. механики-водители отправлялись на фронт с небольшой практикой вождения, то к концу этого года и в первом квартале 1945 г. практика вождения возросла.
Радисты-пулеметчики должны были твердо знать материальную часть радиостанции, владеть практическими навыками в уходе за радиостанцией, в обслуживании ее и устранении неисправностей, безукоризненно работать с микрофоном в радиосетях на месте и на ходу танка, а также уметь обслуживать танковый пулемет и вести из него меткий огонь. На специальную подготовку этой категории отводилось около 50 процентов учебного времени.
В программах по связи предусматривалось, что к концу обучения радист-пулеметчик должен был иметь не менее 45 часов практической работы на радиостанциях, из них не менее 6 часов работы на ходу танка с обязательным выполнением установленных нормативов.
При организации и проведении каждого занятия требовалось всемерно приближать учебную обстановку к боевой.
Обучение проводилось наглядно, практически на материальной части, преимущественно в поле, на танкодромах, в парках. Особое внимание при обучении уделялось неоднократному повторению изучаемых приемов и действий для приобретения твердых, доведенных до автоматизма практических навыков в работе у машин, с оружием и средствами связи.
Подготовка младших танковых специалистов в учебном полку организовывалась таким образом, чтобы курсанты с первых же дней учебы после общего ознакомления с устройством материальной части машин (оружия, средств связи) приступили к практическому выполнению обязанностей по своей специальности: механики-водители — к вождению машин, командиры орудий и заряжающие — к подготовительным упражнениям и практическим стрельбам, радисты-пулеметчики — к работе на радиостанциях.
В результате каждый курсант примерно к середине обучения приобретал необходимые практические навыки по своей специальности. Это было крайне важно для обеспечения выпуска подготовленных специалистов в случае вынужденного сокращения сроков обучения.
Выполнение курсантами практических работ по различным разделам боевой подготовки (технической, огневой и другим) являлось основным мероприятием, в результате которого они приобретали необходимые практические навыки.
Программой боевой подготовки предусматривалось не менее 30 % всех занятий проводить ночью. Однако это требование в большинстве учебных частей выполнялось в отношении таких предметов обучения, как тактика, топография и вождение. В целях наиболее рациональной подготовки различных специалистов в учебных частях широко практиковались комплексные занятия. Учебно-боевые машины, предназначенные для вождения, одновременно использовались для занятий с курсантами — командирами орудий и заряжающими по огневой подготовке и с радистами-пулеметчиками — по радиоподготовке.
Таким образом, подготовка танковых экипажей была коренным образом перестроена в сравнении с мирным временем и максимально приближена к потребностям боевой действительности.
http://www.tankfront.ru/ussr/train/kadri.html