козлов » 04 июн 2012, 11:29
Патроны ,до Октября, производились на трех заводах в Луганске ,Петрограде и Туле,в 1916году общее производство составило 1481861000,в 1917году-1209526000.Луганск,как и по Донбасс,оказался в зоне немецкой оккупации, поэтому немцы стали счастливыми обладателями завода,дававшего 557млн.патронов в 1916году и 453млн.патронов в 1917году.Хотя неприлично было бы, одарив немцев трофейными винтовками в значительных количествах(часть они продали финнам)лишить их возможности производить боеприпасы,надо заметить,что из Украины большевики уходили аккуратно,оборудование не портили ,шахт не заливали.Вежливо.Крупнейший патронный завод в Петербурге было решено эвакуировать в марте 1918года,в предыдущие годы завод выдал 621 и 423млн.патронов.Первоначально патронный завод предполагалось эвакуировать в Нижний Новгород и устроить в помещении завода "Этна". Но затем для этой цели был избран г. Симбирск, где еще в 1916 г. начата была постройка нового патронного завода.Затем часть завода решили перевести на завод Зингера в Подольске(Остап Бендер об автомобиле Козлевича:"вот,что можно сделать из швейной машинки Зингера)во время занятия Симбирска чехословаками ими было потоплено восемь баржей с особо ценным грузом (медь, никель, инструментальная сталь, гильзы, пули и пр.).
Благодаря направлению грузов по двум адресам (Симбирск и Подольск) и частой переадресовке их в пути несколько вагонов с ответственными грузами затерялись в пути. Часть из них была найдена в 1919 г., а часть и совсем не нашлась. С осени 1919 г. Подольский завод стал производить переделку иностранных патронов, а в ноябре 1920 г. была выпущена первая партия отечественных стрелковых боеприпасов.Симбирский завод также выпускал патроны небольшими партиями,поэтому единственным работающим заводом являлся Тульский.Интересно,что патроны производились и после Октябрьской революции,собственно в октябре 94млн.,в ноябре 62 млн.и в декабре 37млн.,в декабре была объявлена демобилизация,а в марте эвакуация.Официальной причиной эвакуации называли немецкое наступление,однако,как бы то ни было ,никаких немцев в Питере не объявилось,,поэтому огромные силы и средства затрачены в пустую :"Петроградский арсенал
Первоначальным пунктом эвакуации этого арсенала был избран город Муром. Имелось в виду устроить Арсенал в Муромских железнодорожных мастерских.
5 марта 1918 г. был погружен первый эшелон в 20 вагонов. Через два-три дня были отправлены второй и третий эшелоны. Все они вместе прибыли в Муром 20 марта. В эшелонах находились: кожа, высокосортная сталь, олово, ферросплавы, чертежи, лекала, инструмент, шпинделя от ответственных станков, приводные ремни, разгрузочные средства, элементы узкоколейки и небольшое число наиболее ценных станков. Каждый поезд сопровождала команда вооруженных рабочих.
В день прибытия поездов в Муром выяснилось, что железнодорожные мастерские заняты под Арсенал быть не могут. Ввиду этого ГАУ срочно решило направить эвакуируемый Арсенал в г. Воронеж, где для него был избран бездействующий кабельный завод Петичева. Туда были переадресованы первые три эшелона, прибывшие в Муром, и направлены также четвертый и пятый эшелоны, отбывавшие из Петрограда.
Когда муромские эшелоны прибыли в Воронеж и были уже разгружены, военными властями было приказано выгруженное имущество вновь погрузить и спешно направить в Саратов, так как возникала угроза занятия Воронежа немцами. Туда же были направлены находившиеся в Воронеже еще на колесах четвертый и пятый эшелоны.
Не доезжая 80 верст до Саратова, в Аткарске, все пять эшелонов были задержаны военными властями. Скоро сюда прямым трактом из Петрограда подошли еще четыре арсенальных эшелона. Таким порядком в Аткарске скопилось 300 вагонов с имуществом Арсенала. Отправка дальнейшего имущества из Арсенала была временно приостановлена.
В Аткарске 9 эшелонов простояли на колесах с мая до августа 1918 г., когда ими получено было из ГАУ распоряжение направиться в Москву для размещения на бывшем снарядном заводе Михельсона.
Не успели тронуться в путь, как из Петрограда было дано новое направление, на ст. Голутвино, в Бачмановский завод сельскохозяйственных машин, где Арсенал, наконец, осел и устроился, приняв название Бачмановского мехартзавода.
При этих бесконечных странствованиях имущество завода в известной мере пострадало: кожа высохла, в ней завелся жучок, некоторые предметы поржавели, частью были растащены"http://www.opentextnn.ru/history/istochnik/istXX/?id=1400.