«Сегодня Австрия, наконец, объявила нам войну».
Дневник Николая II, 24 июля (6 августа) 1914 года.
«Сотня побед в сотне битв не есть признак величия. Велик тот, кто побеждает, не сражаясь. Мудрый полководец не требует победы от своих людей, но добивается ее превосходством стратегии». Еще парафраз: «Мудрый полководец лишь тогда ищет битву, когда победа уже достигнута». Су – Цзы («Трактаты о Военном искусстве»).
«История Англии и Франции преимущественно были для меня такими картинами, на которых ясно изображена сия святая истина, что власть Монархическая необходима и спасительна для народов. Из столь занимательной в смысле Политической истории Англии я вывел следующее заключение: если бы Король Английский захотел бы отказаться за себя и за своих Наследников от прав своих: то мудрая, просвещенная Англия не допустила бы его до такого.
Смерть Людовика XVIII ясно показала Европе, что Франция также не верит уже более софизмам Руссо, ни краснословию Мирабо, ни хитросплетениям Сиеса! Напрасно Революционеры распускали по Европе слухи о новых затеях, напрасно пугали Отечество свое новыми несчастьями по смерти Короля, Тщетны были все томительные надежды их! Франция не хочет новых страданий в удовольствие новых Демагогов!» А. Иовский «О Монархическом правлении». 1826г.
Твердая политика Александра III, заставляла, считается с интересами России. Находкой Александра Александровича был Сергей Юльевич Витте. 10 марта 1889 года Александр III назначил начальником только что образованного Департамента железнодорожных дел при Министерстве финансов С.Ю. Витте. Перейдя по просьбе царя Александра III на государственную службу, Витте значительно потерял в годовом жаловании — с 40 тысяч рублей в год, оплата на госслужбе упала до 8 тысяч рублей в год. Поэтому по решению Александра III получал из личных средств императора доплату к жалованью — ещё 8 тысяч рублей (всего 16 тыс. руб.) с целью частично компенсировать потери в зарплате после перехода на государственную службу. Работая на государственной службе Витте, начал проводить политику скупки казной многочисленных тогда частных российских железных дорог.