козлов писал:
Проклятые капиталисты!!Денег требуют за книжку,но сама депрессия по СССР тоже хорошенько прошлась,мы продавали в 1927-28 годах за рубеж зерно приблизительно по 400 рублей(валютных,разумеется)за тонну,в 1929 году по 246,в 1930 году-180, в 1931 году по 131 рублю,а ведь индустриализация планировалась под высокие цены.
Да,бесспорно. Я бы еще отметил,что сократился и существенно,после ПМВ и сам рынок для русского зерна.Оно было в значительной мере вытеснено американским.
Причем,заказы ведь шли не на отдельный станок,а на оборудование под целые заводы или те же турбины-штучный товар,следовательно,заказы делаются заблаговременно,по договоренности(с санкциями) и под текущее обеспечение.
Тем не менее сроки были не так уж велики,как могло бы показаться вначале.... Если не изменяет память на ГАЗе от завершения проекта до пуска прошло 3 года. Наивно было бы полагать,что заказ оборудования был сделан ранее проекта.
Несколько идеализируете ИМХО вы и строгость контрактов. Вот что пишется в одном любопытном исследовании:
"Технику и оборудование не всегда закупали у проектирующей компании. Предпочтение отдавалось свободному выбору, без навязывания «знакомых» проектировщику фирм, способных заплатить ему за такую услугу «куртаж». Конкуренция за крупные советские подряды бывала сильной, заказчики этим пользовались, и последнее слово оставалось за ними, вплоть до постановки «капиталистам» довольно стеснительных условий.
Это требование предоставить самые подробные спецификации (технические характеристики) на оборудование, к чему американские компании в своей практике обычно не прибегали, использовать советские стандарты, частые пересмотры проектных заданий, даже на этапе изготовления рабочих чертежей, браковка проектов из-за несоответствия возможностям заказчика, требования экономии дефицитных в СССР материалов, и т.п. Расторжение контракта по желанию заказчика случалось нередко.
Причинами тому являлись не столько некомпетентность или недобросовестность исполнителей, сколько шанс сэкономить валюту, если выяснялась возможность доделать задание своими силами или меньшим числом иностранных помощников. Но количество расторгнутых договоров в самые горячие 1929 — 1933 гг. было невелико: в тяжёлой промышленности всего 37, а экономия превысила 16 млн. золотых руб. 9 Правда, никто не подсчитывал, не вызывала ли такая экономия других издержек и потерь.
Если договор был не на техпомощь, а на поставки оборудования, то после известного указания И.В.Сталина от 25 августа 1931 г. об экономии валюты и переносе заказов из Америки в Европу ради лучших условий кредита 10 началось лихорадочное свёртывание закупок в США — даже запчастей, инструментов и приспособлений к уже полученным станкам. Всё это срочно требовалось добыть в Европе, сняв чертежи с имеющихся американских образцов — «немедленно, твердо, не считаясь с неизбежными трудностями» . Это задержало пуск некоторых предприятий и потребовало дополнительных расходов.
Советская сторона не всегда соблюдала условия действующих договоровНапример, обязавшись по договору от 31 мая 1929 г. закупить у компании Форда 72 тыс. автомобилей в разобранном виде (для сборки и создания запаса комплектующих) она приобрела половину. От сделки с СССР компания понесла убытки — по минимальным оценкам в 578 тыс. дол., хотя потери от «Великой депрессии» и в некоторых европейских странах были намного выше .
Кроме того, советская сторона сплошь и рядом не обеспечивала иноработникам оговорённых контрактом условий их труда и быта в СССР. Это не только достаточно комфортабельное жильё и продукты питания, но и служебные машины для поездок на объекты, квалифицированные переводчики, стенографистки и машинистки, канцпринадлежности, светокопировальные аппараты для размножения чертежей. При острой нехватке всего этого степень заинтересованности иностранцев, крепость их нервов и желание сохранить репутацию фирмы служили гарантией доведения работы до конца.
По мнению некоторых российских исследователей, западные историки — в частности, Энтони Саттон — абсолютизируют зависимость советской индустриализации от западных технологий и техники, поскольку игнорируют её социальную сторону . Если принять во внимание моральный настрой, идейную убеждённость, энтузиазм советских людей и тех иностранцев, что поехали в СССР не только заработать, но и помочь построить социализм, «удельный вес» технологий в совокупности факторов снижается."
http://www.pseudology.org/razbory/IndustriaGAZ.htmСамо указание Сталина настолько интересно,что есть смысл привести его целиком:
"ТЕЛЕГРАММА Л. М. КАГАНОВИЧУ
25 августа 1931 года
Кагановичу.
Первое. Ввиду валютных затруднений и неприемлемых условий кредита в Америке высказываюсь против каких бы то ни было новых заказов на Америку.
Предлагаю воспретить дачу новых заказов на Америку, прервать всякие уже начатые переговоры о новых заказах и по возможности порвать уже заключенные договора о старых заказах с переносом заказов в Европу или на наши собственные заводы. Предлагаю не делать никаких исключений из этого правила ни для Магнитогорска и Кузнецстроя, ни для Харьковстроя, Днепростроя, АМО и Автостроя. Предлагаю отменить все предыдущие решения Политбюро, противоречащие этому решению.
Второе. Против договора с бельгийцами
о варрантном кредите не возражаю.
Третье. С КВЖД можно подождать.
Сталин."
http://stalinism.ru/sobranie-sochineniy ... 931-g.htmlКрайне интересно здесь и упоминание о варрантном кредите. Очевидно,в контексте записки,речь идет об открытии
кредитной линии под обеспечение в виде закупленного оборудование,причем понятие варрантный подразумевает,что это оборудование не предоставлялось кредитной организации в натуре.
О финансировании США мне тоже доводилось читать,но особых доказательств нет,а они должны при таким масштабах иметься.Тут смысл в том ,что США ,не имевшие дип. отношений с СССР, позволили в таких масштабах осуществлять закупки,без разрешения правительства это невозможно и прикрыть лавочку они могли на раз,если бы хотели,причем, Вы сами пишите,что для Америки эти объемы,как дробина слону.А банкиры свой процент от обеспечения сделок поимели,вроде и Сталин писал ,что обнаглели процентов семь гребут и надо сворачиваться.Правда ,это уже к 32 году ближе ,когда у нас уже много чего своего появилось.
В общем согласен.