Страница 1 из 9

Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 18 авг 2013, 18:07
козлов
Хотелось бы услышать мнение участников по этому вопросу ,так как спекуляции на тему снабжения Гитлера нефтью со стороны США и Англии нередки ,но не обременяются излишними доказательствами.Начну с известного произведения Ч .Хайэма "Торговля с врагом",естественно,только в пределах нефтяного вопроса.
Итак, трафик ,по мнению автора: Эти суда везли нефть на Канарские острова, там они перезаправлялись, а нефть перекачивали в немецкие танкеры, направляющиеся в Гамбург.Вполне допустимо до начала ВМВ ,но представить немецкие танкеры ,спокойно идущие через Ла-Манш ,невозможно.Для нацистов было крайне важно перерабатывать сырую нефть в авиационный бензин тут же, на Канарах. И снова Фэриш поспешил на помощь: еще в 1936 году его коллега из «Стандард ойл оф Калифорния» построил там нефтеперерабатывающий завод. Примерно в то же время Тигл возвел точно такой же завод в Гамбурге, ежедневно снабжавший военно-воздушные силы Геринга 15 тыс. тонн бензина.
Замечательно ,но авиационный бензин не поставлялся в Испанию с 1940 года ,а сырая нефть не приходила до лета 1942 года.Цифра 15 тыс тонн бензина в день на заводе в Гамбурге показывает либо некомпетентность автора в вопросе (5млн тонн с выходными) ,либо некомпетентность переводчиков или рецензентов.
28 января 1944 года правительство Великобритании сумело, наконец, добиться прекращения поставок нефти, бензина и других нефтепродуктов в Испанию. Возмущению Франко не было предела. Дин Ачесон дипломатично хранил молчание.
Справедливость торжествовала недолго. Очень скоро карантин был снят: уже 2 мая 1944 года нефтяное лобби выиграло сражение – поставки горючего и вольфрамовой руды в Германию были возобновлены. Правда, Корделл Хэлл уговорил генерала Франко выслать нацистских агентов из Испании, Танжера и испанских районов Северной Африки. Хотя формально Франко и внял этим робким мольбам, на деле он, как и прежде, сквозь пальцы смотрел на немецких шпионов, ни на минуту не прекращавших свою деятельность под уютной сенью дипломатических представительств Германии, ибо мысль разорвать с ней дипломатические отношения не приходила ему в голову, даже когда крах нацизма стал вопросом дней и часов. Фашистская Германия снова стала получать ежемесячно 48 тыс. тонн американской нефти и 1100 тонн вольфрама.

Однако ,Испания после трех месяцев блокады получила всего 65 тыс тонн нефти( и нефтепродуктов ,чтобы не было ненужных вопросов) ,а в июне 11 тыс тонн ,а в июле 16 тыс тонн .http://www.nber.org/papers/w12228.pdf?new_window=1
т.е. вывозила больше чем получала?
В этой ситуации роль нейтральной Швейцарии в глазах гитлеровского командования чрезвычайно возросла. На словах сочувствуя союзникам, правительство этой страны на деле оказывало неоценимые услуги Гитлеру, позволяя транспортировать через свою территорию сырье в Германию, а оттуда вывозить точные приборы и станки. Нацисты использовали Швейцарию как «нефтяной путь» во Францию, которая с середины ноября 1942 года была ими полностью оккупирована. Зная все это, преданные интересам родины американские компании, связанные с европейским рынком, делали все возможное, чтобы перекрыть нефтяное русло, по которому из Румынии и Венгрии через Швейцарию текла нефть, как воздух необходимая нацистской военной машине. Горючее, полученное из этой нефти, использовалось для заправки гитлеровских военных грузовиков, бронемашин и танков.
Вероятно 15 тыс тонн в день не опечатка...как и зачем делать из Швейцарии "нефтяное русло во Францию" мне непонятно ,какой-то трафик?
Но далее выясняется ,что весь вопрос крутится вокруг снабжения посольств и пр. ерунды.
Итак ,никаких реальных обвинений ,кроме нереальных 48 тыс тонн в месяц(при потреблении Германией миллиона),не заметно.Какие-то поставки бензина "черным" и "серым" авиакомпаниям и претензии к поставкам нефти из Румынии с "американских " скважин не в счет.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 18 авг 2013, 19:04
Gosha
Для большой войны Германии нужна была мощная топливная база. Все знают, что такой базой для фашистов стала Румыния (в которой до сих пор добывают нефть). Известно, что серьезные проблемы с обеспечением вермахта топливом начались как раз после выхода Румынии из состава союзников Гитлера. То есть роль румынской нефти признается исключительно важной.
Основной целью Войны с СССР была кавказская нефть, а затем нефтяные месторождения Ирана и Ирака, откуда предполагалось открыть путь на Индию. Германия считала путь через СССР (война) более выгодный и менее рискованный, чем Африканский. Гитлер высказывался еще точнее: «Если я не получу нефть Майкопа и Грозного, то мне придется прекратить эту войну».
Топливные ресурсы Германии были пополнены на 60% за счет ресурсов Рура. Использование газолина как топлива для автопарка, эвакуационных и артиллерийских тягачей. Бензин шел в основном на нужды ВВС Германии и в танковые войска Вермахта.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 19 авг 2013, 16:56
козлов
Роль Румынии вполне понятна .
Топливные ресурсы Германии были пополнены на 60% за счет ресурсов Рура. Использование газолина как топлива для автопарка, эвакуационных и артиллерийских тягачей. Бензин шел в основном на нужды ВВС Германии и в танковые войска Вермахта.

gasoline-это просто бензин ,gasoline for planes -авиационный ,Вы же ,как Я понял,называете газолином синтетические продукты ,отделяя ,таким образом синтетику от "настоящего" бензина,что неверно.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 19 авг 2013, 18:28
Gosha
БЕНЗИН ИЗ УГЛЯ
Из каменного угля получают уже довно бензин, смолу, пластмассы, светильный газ, аммиак и многие сотни других ценных продуктов. Главная задача полукоксования каменного угля - получение жидких углеводородов (бензина); попутно образуются полукокс и смесь газов (СО, СО2, Н2, N2, СН4 и другие компоненты.
Основными методами переработки угля являются сухая перегонка и газификация.
Сухая перегонка угля заключается в его химическом разложении при нагревании без доступа воздуха. Различают два варианта сухой перегонки угля — полукоксование (швелевание) и коксование; пер­вый процесс осуществляется при 500 - 550 °С, второй - при 900 - 1050°С.
Главная задача полукоксования каменного угля - получение жид­ких углеводородов (бензина); попутно образуются полукокс и смесь газов (СО, СО2, Н2, N2, СН4 и др.). Полукокс нельзя применять в металлургии, его используют в производстве карбида кальция и для газификации угля. Температура, при которой ведется полу­коксование, не должна превышать 550 °С, поскольку при более вы­сокой температуре выход жидких углеводородов уменьшается. Из 1 т каменного угля получают 110 м3 газа, 750 - 800 кг полукокса, 8 кг смолы и дегтя.
Коксование каменного угля имеет большее промышленное значе­ние. Процесс коксования осуществляется на коксохимических заво­дах, где перерабатывают жирный уголь (с выходом летучих веществ 10 - 30 %), и на газовых заводах, где перерабатывают газовый уголь (с выходом летучих веществ 35 - 40 % ). Процесс проводят в плотно закрытых камерных печах, вмещающих 30 - 40 т угля; печи выло­жены изнутри жаростойким силикатным кирпичом. Между камера­ми находятся каналы-топки, в которых сжигают часть отходящих газов для поддержания высокой температуры.
Основные продукты коксования каменного угля:
коксовый газ, из которого путем контакта с каменноугольной смолой получают технический бензол — жидкую смесь легкокипящих аренов;
надсмольная вода, из нее путем обработки известковым молоком (водной суспензией гидроксида кальция) извлекают аммиак;
каменноугольная смола, ее разделяют перегонкой на арены, фено­лы и производные пиридина, являющиеся ценным сырьем для про­изводства красителей, растворителей, взрывчатых веществ, лекар­ственных и душистых препаратов, пестицидов и т. д.; кубовый остаток перегонки смолы — каменноугольный пек — используется для из­готовления асфальта и уплотняющих средств;
кокс, полученный из жирного угля, используется в металлургии, а полученный из газового угля применяется как топливо и в произ­водстве синтез-газа и карбида кальция.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 19 авг 2013, 18:30
Gosha
В Америке отличали от бензина:
1.цимоген (cymogene), сгущаемый только при сильном охлаждении и сдавливании, имеющий температуру кипения около 0°С и применяемый лишь для охлаждений;
2.риголен (rhigolene), кипящий около 15 — 20°С, уд. веса около 0,61, применяется в медицине, как анестезирующее средство (подобно хлороформу), содержит преимущественно С4Н10;
3.нефтяной эфир, или масло Шервуда (Scherwood oil), кипит около 40 — 60°, уд. вес около 0,66, употребляется для растворения каучука и извлечения жирных масел;
4.газолин, или канадское масло (canadol), кипит около 70 — 90°, уд. вес около 0,68, применялся как предшествующий и особенно для карбюрирования светильного газа и
5.лигроин (или Dantorth’s oil) кипит при 80 — 120°, уд. вес около 0,7 — 0,72, употреблялся в особых «газовых» лампах, похожих на бензиновые, и для растворения смол в лаке и т. п.
Затем уже следовал по американской номенклатуре ещё выше кипящий бензин.
В Европе же редко следовали этому американскому делению легких продуктов перегонки бензина и только отличали от него газолин, как более летучую часть нефти, тем более, что далёкой перевозки легчайшие продукты нефти не выносят, а сырая американская нефть, поступая на заводы Европы, уже мало содержит этих веществ, улетучивающихся при перекачивании, хранении и перевозке.
Бакинская нефть, хотя и содержала менее, чем американская, летучих частей («бензина» и «газолина»), хотя и представляла по содержанию главной своей массы иные углеводороды, однако заключает те самые углеводороды, которые входят в состав американского газолина. Так, напр., C5H12 получался из бакинской нефти точно так же, как получался из американского газолина.
Такое обстоятельство зависит от того, что газолин не составляет определённого вещества, а смесь разных легко летучих углеводородов, перегоняемых из бензина, а потому, смотря по содержанию тех или иных (С4Н10, С5Н12, С6Н14 и С7Н16, также С6 Н12 и т. п.) и по относительной пропорции, свойства (уд. вес, летучесть и др.) смеси могут значительно изменяться.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 19 авг 2013, 18:53
козлов
Гоша ,Вы называли газолином смесь разных летучих углеводов получаемых при перегонке нефти? Нет,вы упомянули Рур и в связи с ним газолин ,как альтернативу бензина,который идет в баки самолетов и танков ,в отличии от идущего куда попроще газолина.Так?Значит подразумевали синтетику.
Далее,о газолине ,в том смысле ,как в определении,никакой речи идти не может ,ни по объемам ,ни по применению.Для немцев газолин- бензин ,ну и для англосаксов тоже,потому противопоставлять бензин и газолин неправильно.Синтетика давала добрую половину немецкИх ГСМ.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 20 авг 2013, 09:29
Gosha
козлов писал(а):Гоша ,Вы называли газолином смесь разных летучих углеводов получаемых при перегонке нефти? Нет,вы упомянули Рур и в связи с ним газолин ,как альтернативу бензина,который идет в баки самолетов и танков ,в отличии от идущего куда попроще газолина.Так?Значит подразумевали синтетику.
Далее,о газолине ,в том смысле ,как в определении,никакой речи идти не может ,ни по объемам ,ни по применению.Для немцев газолин- бензин ,ну и для англосаксов тоже,потому противопоставлять бензин и газолин неправильно.Синтетика давала добрую половину немецкИх ГСМ.


После потери Румынии в 1945 году, наступил топливный коллапс воюющей Германии. Конечно из Сухой перегонки угля делать бензин дороже, чем из нефти, но при общем дефиците топлива вполне допустимо даже необходимо.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 20 авг 2013, 11:42
NVP
Gosha писал(а):Основной целью Войны с СССР была кавказская нефть, а затем нефтяные месторождения Ирана и Ирака, откуда предполагалось открыть путь на Индию. Германия считала путь через СССР (война) более выгодный и менее рискованный, чем Африканский. Гитлер высказывался еще точнее: «Если я не получу нефть Майкопа и Грозного, то мне придется прекратить эту войну».
.

--------------
Это не соответствует действительности... Хотя с виду, вроде как, напоминает правду...

Дело в том, что для того, что б воевать с Великобританией, за Ирак, за Индию , Иран... Румынской нефти вполне хватило бы....Более того, если б ее не хватило, СССР мог поставлять нефть Майкопа и Грозного...

За это не стоило воевать....Это можно было легко купить, так же просто как это делалось в Румынии... Причем даже не за деньги, а за бартер....
И не только нефть...

СССР мог осуществлять покупку и транзит для немцев , вообще всего спектра товаров мирового рынка...


Поэтому очевидно, нефть Майкопа и Грозного не могла быть основной целью войны...
Должны были быть причины посерьёзней...

Что же касается высказываний Фюрера...
То они принадлежат тому периоду, когда Германия уже и Барбароссу провалила, и по уши вляпалась в позиционную войну с СССР и произнесены именно, и впервую очередь, в этой связи ....

Сам характер операции Барбаросса, свидетельствует о свободном выборе стратегической цели. А цель- уничтожении государства СССР, этой "континентальной шпаги Великобритании"... И никакой привязки операции Барбаросса к острым экономическим нуждам Германии не существовало....

Т.к. все должно было, по любому завершиться в 10-14 недель... Для решения этой проблеммы экономическое состояние Германии было как никогда благоприятно....

То обстоятельство, что впоследствии предполагалось использование ресурсов СССР для продолжения войны ( в логике -ПОБЕДИТЕЛЬ ПОЛУЧАЕТ ВСЕ ) не служит каким-то доказательством того, что сама война была вынуждена отсутствием этих ресурсов в Германии, и невозможностью получить их на стороне...

Главная цель плана Барбаросса- уничтожение СССР как государства, как последнего потенциального и реального военного , политического, этнического и культурно-идеологического врага на континенте, не имело прямой экономической подоплеки...

Это принципиальный момент.
В дальнейшем, именно эта бескомпромиссная цель и повлекла беспрецендентный уровень жестокости отношений противоборствующих сторон...

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 20 авг 2013, 20:37
козлов
Интересно,на сколько возможно,сравнить потребление ГСМ в СССР и Германии.
Сразу отмечу ,что добыча нефти в СССР с началом ВОВ сильно уменьшилась с более 31 млн тонн она упала до 17 и к 1945 году оставалась на уровне 20 млн тонн ,естественно снизилась и выработка ГСМ тем не менее особых трудностей фронт не испытывал .Германия наоборот с 1939 года наращивала производство ГСМ ,в первую очередь за счет синтетики,общее же потребление нефти ,нефтепродуктов и синтетики выросло с 7,1 млн тонн в 1938 году ,до 11,3 млн тонн в 1943 году.
Далее,РККА израсходовала 13 млн 358 тыс тонн ГСМ http://www.oboznik.ru/?p=15897#more-15897
Отечественными заводами за время войны выработано 7712,8 тыс. тонн автобензина, поступило на снабжение армии 4790,1 тыс. тонн (не считая поступлений из Румынии, Венгрии и др. источников), израсходовано войсками 5750,1 тыс. тонн.
Т.е. в среднем по 164 тыс тонн в месяц,само собой в 1942 году меньше ,позже -рост ,что видно и из среднемесячного расхода ГСМ-221 тыс тонн в 1942 году,271 тыс тонн-1943 год,320 тыс тонн -1944 год и 382 тыс тонн в 1945 году.К сожалению по Германии у меня под рукой только данные за первый квартал 1944 года-629 тыс тонн ,т.е. 209 тыс тонн в месяц http://feldgrau.info/index.php/other/34 ... -1933-1945
По-моему очевидно,что при таком раскладе положение Германии с автобензином было ,по крайней мере ,не хуже ,чем у нас и искать какие-то мифические миллионы тонн ,как это порой делается,ни к чему.
Да ,еще авиабензин:4 млн 481 тыс тонн получила РККА за четыре года ,опять же в среднем-95 тыс тонн в месяц,немцы в 1 квартале 1944 года завезли и изготовили 546 тыс тонн ,т.е. 182 тыс тонн в месяц.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 23 авг 2013, 16:26
козлов
http://cgsc.cdmhost.com/cdm/compoundobj ... l8/id/2085
с.8 Запасы,производство (включая импорт) и общее потребление (включая экспорт) бензина и дизельного топлива в Германии 1940-1945 годах.
Наличные запасы достигли максимума более 1 млн 600 тыс тонн к августу 1940 года ,на момент нападения на СССР -1 млн 400 тыс тонн,к августу 1942 года запасы снизились - 700 тыс тонн,к маю 1944 года немцы поднатужились и имели в закромах примерно столько,сколько в июне 1941 года-1млн 380 тыс тонн.Затем переориентация Румынии и бомбежки заводов по производству синтетики подорвали производство и запасы.

Общее потребление ,что и неудивительно ,достигло максимума летом 1941 года пробив планку в 600 тыс тонн в июне и августе,а с середины мая до конца октября не опускалось ниже 500 тыс тонн.В 1942 году рубеж в 500 тыс тонн перешли в течении двух месяцев,в 1943 году-трех.
Армия Германии ,как и РККА ,потребляла большую часть топлива максимум опять же июнь 1941 года-почти 500 тыс тонн.
Немцы,до середины 1944 года, расходовали горючего стабильно больше ,например, РККА средне-месячный расход горючего (в тысячах тонн):за август 1942 г. — май 1943 г. — 220,7;за июнь 1943 г. - май 1944 г.- 289,0;за июль 1944 г. - декабрь 1944 г. — 351,6.
Немцы с августа 1942 года по май 1943 года тратили около 300 тыс тонн в месяц ,с июня 1943 года по май 1944 года -около 380 тыс тонн; производство рухнуло в мае-июле ,запасы сокращались,сокращалось и потребление ,к декабрю армия потратила минимум с февраля 1941 года -160 тыс тонн .

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 24 авг 2013, 13:57
козлов
Румынская нефть.
Снабжение Германии нефтью и нефтепродуктами шло ,главным образом ,через порты на севере страны ,далее был удобный путь по Эльбе и Рейну,там же находились и главные центры по переработке и хранению нефти (Гамбург,Дюссельдорф),Румыния обеспечивала около 13 % потребностей ,с другой стороны Германия импортировала около 22% румынского экспорта.
Война принесла блокаду ,все возрастающую ,потому и потребности в румынской нефти увеличились ,Германия шаг за шагом отвоевывала румынский экспорт ,получив в 1943 году 79% ,а вместе с Италией 92% предназначенной на вывоз нефти.
Импорт нефти из Румынии в Германию:1938 год-999 тыс тонн
1939 год-1 млн 285 тыс тонн
1940 год-1 млн 429 тыс тонн
1941 год-2 млн 920 тыс тонн
1942 год-2 млн 190 тыс тонн
1943 год-2 млн 510 тыс тонн
Румыния имела хорошо развитую нефтеперерабатывающую промышленность ,максимум переработки был достигнут в 1938 году -6 млн 228 тыс тонн,в 1943 году-4 млн 903 тыс тонн.
Одной из задач немецкой политики в Румынии было и сокращение внутреннего потребления ,в результате Румыния израсходовала в военном 1941 году даже несколько меньше,чем в мирном 1940 году-1 млн 811 тыс тонн против 1 млн 862 тыс тонн.Но в 1942 году потребление выросло и превысило 2 млн тонн,все же ведение войны и обеспечение оккупированных территорий давали о себе знать.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 27 авг 2013, 03:44
козлов
Альтернативные источники ГСМ. Общее производство:
1940 1941 1942 1943 1944 гг.
4,652 5,542 6,368 7,508 5,412 млн тонн
1,454 1,612 1,729 1,953 1,568 млн тонн из сырой нефти
3,198 3,93 4,639 5,555 3,844 млн тонн -синтетика и пр.
Гидрогенерация
1940 1941 1942 1943 1944 гг.
1,504 2,107 2,772 3,431 1,875

Часто встречается цифра 180 тыс тонн в месяц относится именно к этому продукту на начальном этапе войны(182 тыс тонн в месяц на 1941 год),причем 11 заводов были уже запущены,а из оставшихся пяти заработал в полную силу только один.
Фишера -Тропша процесс .Тут производство практически не росло и оставалось на уровне 1940 года:
1940 1941 1942 1943 1944 гu.
449 474 446 484 306 тыс тонн
Coal tar-угольная(нефтяная )смола , всяческие жидкие углеводороды ,например сланцы.Довольно значительные об'емы,а планы ,особенно на эстонские месторождения ,и того больше.
1940 1941 1942 1943 1944 гг.
612 692 830 985 1568(вместе с бензолом) тыс тонн


Остаток приходится на бензол и спирт,последний в небольших объемах :
1940 1941 1942 1943 1944 гг.
80 60 6 18 10 тыс тонн.

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 28 авг 2013, 09:55
козлов

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 05 сен 2013, 10:24
Толстокосов
Опять умствования пошли..... :lol:
Вот Гальдер,к примеру,не знал,что козлов ему наготовил в 1941 г. 3,9 млн. тн синтетического горючего и писал: "После 1.10 в нашем распоряжении будет следующее количество горючего: 380 тыс. тонн в месяц (за счет собственного производства)" ,что составляет 4 млн. 560 тыс. тн (горючего,мосье козлов,не масел,не прочей требухи,а горючего!).
Дальше еще лучше: козлов умудряется выработать из германской и австрийской нефти в 1941 г. 1 млн.612 тыс тн бензина и дизтоплива? Или это с тем бензином,который он намеревается получить из ,допустим,2,5 млн.тн румынской нефти,неизвестно как перевезенной? Интересно,сколько бензина он намерен выделять из германской и австрийской нефти и сколько из румынской? :)
Далее Гальдер пишет еще интереснее:"...плюс 320 тыс. тонн в месяц (за счет импорта)." Стало быть еще 3,84 млн. тн он намерен импортировать (не нефти,горючего!). Интересно,откуда ,мосье козлов? Из Румынии?
В общем,кончайте тут свой детсад. :lol: :lol: :lol:
Я устал под столом валяться. :D

Re: Источники снабжения Германии нефтью

СообщениеДобавлено: 05 сен 2013, 23:58
козлов
"После 1.10 в нашем распоряжении будет следующее количество горючего: 380 тыс. тонн в месяц (за счет собственного производства)" ,что составляет 4 млн. 560 тыс. тн(горючего,мосье козлов,не масел,не прочей требухи,а горючего!).

И что? В 1941 году 5 млн 542тыс тонн,а в 1942 году 6 млн 368 тыс тонн ,хватило бы на масло и требуху,совершенно ненужные на фронтах войны.

Дальше еще лучше: козлов умудряется выработать из германской и австрийской нефти в 1941 г. 1 млн.612 тыс тн бензина и дизтоплива?

Нет ,ГСМ ,а на бензин и дизель и половины не остается...
плюс 320 тыс. тонн в месяц (за счет импорта)." Стало быть еще 3,84 млн. тн он намерен импортировать (не нефти,горючего!). Интересно,откуда ,мосье козлов? Из Румынии?

Гальдер планирует и планирует снабжать Италию и другие страны,вероятно из Венгрии и Румынии,оттуда в Италию и поступало топливо.