Присоединение балтийских стран

Модераторы: Толстокосов, Лемурий

Присоединение балтийских стран

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:03

Языком документов:

ПРИКАЗ НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР МАРШАЛА СОВЕТСКОГО СОЮЗА С.К.ТИМОШЕНКО
№ 0028
3 июня 1940 г.
1. В целях объединения руководства войсками все войсковые части Красной Армии, размещенные на территории Эстонской, Латвийской и Литовской республик, с 5 июня 1940 г. из состава войск Ленинградского, Калининского и Белорусского военных округов исключить. Все эти части переходят в мое непосредственное подчинение, через зам. народного комиссара обороны командарма 2 ранга тов. Локтионова А.Д.

2. Для повседневного руководства войсками при заместителе народного комиссара обороны сформировать аппарат управления по прилагаемому штату*.

3. Приказ НКО № 0185 от 27 ноября 1939 г. отменить.

Народный комиссар обороны Союза ССР Маршал Советского Союза

С.Тимошенко

РГВА. Ф.4. Оп. 11. Д. 54. Л.391. Машинопись, заверенная копия.


ТЕЛЕГРАММА НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА ПОЛПРЕДАМ СССР В ЛИТВЕ, ЛАТВИИ, ЭСТОНИИ И ФИНЛЯНДИИ14 июня 1940 г.
Излагаю отношение Советского правительства к современной деятельности Балтийской Антанты:

После подписания Эстонией, Латвией и Литвой пактов взаимопомощи с СССР Балтийская Антанта, члены которой, Латвия и Эстония, были еще раньше связаны военным союзом против СССР, не только не ликвидировалась, но усилила враждебную СССР и заключенным с ним пактам деятельность, включив в военный союз и Литву, а также стала подготавливать включение в него Финляндии. До пактов Балтийская Антанта не собиралась почти год. После подписания пактов она имела две конференции лишь на отрезке трех месяцев (декабрь 1939 г., март 1940 г.). На этих, проводившихся фактически за спиной СССР конференциях секретно намечались способы борьбы против растущего влияния СССР в Прибалтике и против пактов взаимопомощи в частности. Последнее обстоятельство подтверждается согласованным подходом всех трех государств к вопросам, связанным с осуществлением пактов, - затяжки с подписанием отдельных соглашений, попытки уменьшить вооруженный контингент сов. войск и т. п.

Вообще начиная с декабря 1939 года Антанта развила исключительную, никогда в прошлом не наблюдавшуюся активность, причем во всех возможных направлениях - военном, политическом, экономическом, культурном, печати, туризма и пр. Все эти мероприятия, как в крупных, так и второстепенных областях, носили и носят на деле антисоветский характер.

В Балтийской Антанте за последние месяцы усилились секретно от СССР согласованные меры военного характера в Эстонии, Латвии и Литве. Эстония назначила военного атташе в Литву, а Литва - в Эстонию. В ноябре - декабре 1939 года состоялись встречные поездки начштабов Литвы и Латвии. В декабре 1939 года три литовских генерала в сопровождении чиновника МИДа ездили в Эстонию и Латвию. С февраля 1940 года в Таллине стал выходить печатный орган Балтийской Антанты - "Ревью Балтик" на английском, французском и немецком языках, причем, например, в первом его номере литовский премьер Меркис ни слова не сказал о Советском Союзе и пакте взаимопомощи, но зато подчеркнул, что отпали все политические препятствия для полного сотрудничества (значит, и военного) трех прибалтийских государств и т.д.

В связи с указанным выше Советское правительство рассматривает военный союз трех прибалтийских стран, как нарушение пактов, которыми запрещено участие во враждебных Договаривающимся сторонам коалициям.

Находившемуся в Москве литовскому премьеру Меркису мною было сделано по этому вопросу соответствующее серьезное представление. Сообщаю для Вашей ориентировки. О последующем НКИД Вас информирует.

В. Молотов

АВП РФ. Ф.059. Оп.1. /7.339. Д.2319. Лл.125-126. Машинопись, заверенная копия.


ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА С МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЛИТВЫ Ю.УРБШИСОМ14 июня 1940 г.
23 час. 50 мин.

Тов.Молотов заявляет Урбшису, что у него имеется весьма серьезное заявление Советского правительства к Литовскому правительству. Читает (см. приложение)* и затем вручает его Урбшису, подчеркивая при этом, что в конце концов нужно серьезно действовать, а не заниматься обменом любезными фразами. Литовское правительство, видимо, до сих пор не поняло всей серьезности положения.

Урбшис обращается к тов.Молотову с просьбой, ссылаясь на чрезвычайно сложный и ответственный момент в жизни Литвы, об отсрочке срока, упомянутого в заявлении Советского правительства.

Тов.Молотов отвечает, что он огласил ему решение Советского правительства, в котором он не может изменить ни одной буквы. Сделанное заявление, подчеркивает тов.Молотов, серьезное и категорическое, изменения и поправки в нем невозможны.

Урбшис спрашивает - сколько предполагается ввести еще сов. войск?

Тов.Молотов отвечает - 3-4 корпуса.

Урбшис просит уточнить - в дивизиях. Тов.Молотов отвечает, что примерно 9-12 дивизий, и поясняет, что Советское правительство хочет создать такие условия, при которых выполнение Пакта о взаимопомощи было бы обеспечено полностью.

Урбшис спрашивает, в какие пункты предполагается ввести сов. войска и, в частности, каковы намерения в отношении г.Каунаса. Тов.Молотов отвечает, что в конечном счете это дело военных, но одно ясно, что войска придется ввести во все важнейшие пункты, в том числе и в Каунас.

Далее тов.Молотов предупреждает Урбшиса, что если ответ задержится, то Советское правительство немедленно осуществит свои меры и безоговорочно. Общее положение Меркису известно. Он достаточно в курсе дела Говорили один раз, говорили другой раз, потом - третий раз, а дела со стороны Литовского правительства не видно. Пора прекратить шутить.

Урбшис подает реплику, что Литовское правительство сразу же поняло, что положение серьезное. Тов.Молотов отвечает, что нет, оно этого не поняло. Он допускает и знает, что отдельные лица честно отнеслись к выполнению Договора о взаимопомощи, но Литовское правительство далеко было от этого.

Урбшис ставит вопрос о том, будут ли сов. войска вмешиваться во внутренние дела Литвы. Тов.Молотов отвечает отрицательно, подчеркивая, что это дело правительства. Правительство Советского Союза - пролитовское, говорит тов.Молотов, и мы хотим, чтобы Литовское правительство было просоветским.

После краткого совещания с посланником Наткевичиусом Урбшис спрашивает - будут ли требуемые мероприятия перманентными или временными. Тов.Молотов отвечает, что они будут носить временный характер, но в конечном счете окончательный ответ на этот вопрос будет зависеть от будущего Литовского правительства. Далее тов.Молотов подчеркивает, что вышеупомянутое заявление Советского правительства неотложно и если его требования не будут приняты в срок, то в Литву будут двинуты советские войска и немедленно.

Наткевичиус спрашивает - если требования Советского правительства будут приняты, то будут ли с Литовским правительством потом согласованы вопросы о сроке ввода сов. войск, местах их расположения и т.д. Тов.Молотов ответил лаконично: "Да, при условии, если будут приняты все требования и в срок".

Урбшис ставит вопрос - какое Литовское правительство было бы приемлемо Советскому правительству? Тов.Молотов, заметив, что о лицах ему трудно говорить, подчеркивает, что нужна такая смена кабинета, которая привела бы к "образованию просоветского правительства в Литве, способного не только честно выполнять договор о взаимопомощи, но и активно бороться за его осуществление. Тогда Урбшис задает следующий вопрос - а как относится Советское правительство к отдельным членам теперешнего кабинета? Тов.Молотов уклонился от конкретного ответа на этот вопрос, сославшись на только что высказанное им условие о том, каким должен быть будущий кабинет Литвы.

Урбшис спрашивает - должен ли быть новый кабинет к 10 час. утра 15 июня с.г. и получает от тов. Молотова ответ, что это не обязательно, что кабинет можно будет составить позднее (на другой день, например), но при обязательном условии, если все требования Советского правительства будут приняты в срок.

Наткевичиус ставит новый вопрос о том, нужно ли будет согласовывать состав нового кабинета с Советским правительством и если да, то как? Тов.Молотов отвечает, что согласовать придется, а как - можно потом договориться - или непосредственно в Москве, или в Каунасе с полпредом. Одно при этом важно, говорит тов.Молотов, чтобы это было честное правительство, гарантирующее выполнение Договора о взаимопомощи на 100%. От теперешнего Правительства Литвы этого нельзя ждать. Советское правительство ему не верит и не считает возможным с ним договориться.

Урбшис говорит, что он не видит статьи, на основании которой можно было бы отдать под суд министра внутренних дел Скучаса и начальника политической полиции Повилайтиса. Спрашивает, как быть? Тов.Молотов говорит, Да и советские юристы могут помочь в этом, изучив литовский кодекс.

За недостатком времени Урбшис просит разрешения передать Литовскому правительству заявление Советского правительства по телефону. Тов.Молотов подчеркивает, что заключительная часть заявления должна быть зашифрована. Напоминает еще раз, что ответа он ждет к 10 час. утра 15 июня с.г.

Урбшис говорит, что как участник переговоров о Договоре о взаимопомощи он очень сожалеет, что спустя несколько месяцев после подписания договора от 10 октября 1939 г. литовско-советские отношения пришли к такому напряжению и что он взволнован за судьбу своей родины.

Тов.Молотов ответил, что во всем этом виноваты литовские провокаторы, как Скучас и др., выполнявшие в отношении Советского Союза весьма гнусную роль. Они враги не только Советского Союза, но и самой Литвы.

В заключение тов.Молотов напомнил, что он ждет ответа не позднее 10 час. утра 15 июня 1940 г.

При встрече присутствовали литовский посланник Наткевичиус и полпред в Литве т.Поздняков.

Прием окончился 15 июня 1940 г. в 00 час. 22 мин.

АВП РФ. Ф.06. On.2. П.21. Д.248. Лл.38-41. Машинопись, заверенная копия.


ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА С МИНИСТРОМ ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ЛИТВЫ Ю.УРБШИСОМ15 июня 1940 г.
09 час. 45 мин.

Урбшис уведомил тов.Молотова, что Литовское правительство приняло требования Советского правительства, что правительство подало в отставку и что формирование нового кабинета президент поручил ген. Раштикису.

Тов.Молотов заявил Урбшису, что о том, кто будет главой кабинета, надо договориться с Советским правительством. Фигура Раштикиса не является приемлемой. Урбшис говорит, что из прошлых бесед они поняли, что Раштикис является для Сов. правительства приемлемой главой кабинета. Тов. Молотов разъясняет, что Раштикис был лишь упомянут в ряду фактов, свидетельствующих о враждебном отношении Литовского правительства к договору о взаимопомощи. Как премьер он не имелся при этом в виду.

Тов.Молотов заявил далее, что сообщенный Урбшисом ответ он доложит Советскому правительству и что затем займется с военными вопросом о немедленном вводе советских войск.

Советской стороне Урбшис предложил согласовать вопрос о вводе советских войск с литовским командованием, выдвинул для переговоров с литовской стороны командующего Виткаускаса и спросил, где бы Виткаускас мог встретиться с представителями советского командования. Тов.Молотов ответил, что Сов. правительство ожидало их ответа, и поэтому оно этих практических вопросов пока не обсуждало, но он думает, что через несколько часов он сможет ответить на все его вопросы.

Урбшис еще раз возвращается к вопросу о премьере. Он просит согласиться с кандидатурой Раштикиса, указывая при этом, что Раштикис имеет среди населения хорошее имя и т.п. Тов.Молотов ответил ему, что Раштикис - неопределенная и бесцветная политическая фигура. Нужна совсем другая - определенная, просоветская фигура. Надо наконец дать понять, что в политике Литовского государства произошел крутой поворот в сторону Сов. Союза.

Урбшис спрашивает, где и когда можно было бы обсудить вопрос о кабинете. Тов.Молотов ответил, что придется это сделать в Москве или в Каунасе.

Если в Каунасе, то, возможно, что вместе с полпредом туда придется командировать специального представителя Советского правительства4. Окончательный ответ тов.Молотов обещал дать после совещания с Правительством.

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П. 21. П. 248. Лл.31-32. Машинопись. Заверенная копия.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:04

ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА С ПОСЛАННИКОМ ЛАТВИИ В СССР Ф.КОЦИНЬШЕМ

16 июня 1940 г.
Тов.Молотов вызвал сегодня в 14 час, латвийского посланника Коциньша и заявил ему, что, как уже, наверное, догадывается Коциньш, речь с ним будет идти относительно деятельности Балтийской Антанты. Затем тов.Молотов зачитал Коциньшу текст заявления Советского правительства Правительству Латвии и вручил это заявление Коциньшу (прилагается)*.

Коциньш, выслушав и приняв текст заявления Советского правительства, начал говорить о том, что пакт Латвии с Эстонией существует уже десяток лет и что об этом давно было всем известно. Что касается Литвы, то она не вошла в этот военный союз.

Тов. Молотов заявил посланнику, что неужели он считает наличие этого военного союза непротиворечащим Советско-латвийскому пакту о взаимопомощи. В ответ на это Коциньш пробормотал, что ведь пакт был создан, когда была Польша.., и начал просить тов.Молотова, нельзя ли как-нибудь иначе решить вопрос? При этом он заявил, что тов.Молотов должен хорошо знать лично его, Коциньша, что он всегда был за хорошие отношения с Советским Союзом и т. д.

Тов.Молотов ответил, что он знает Коциньша и лично против него ничего не имеет. Он уверен, что не только Коциньш, но и другие лица в Латвии за хорошие отношения с Советским Союзом. Однако существующее Правительство Латвии относится к Советскому Союзу неблагожелательно, в то время как Правительство Советского Союза проводит пролатвийскую политику, Латвийское правительство - наоборот.

В ответ на заявление Коциньша, что он всегда спрашивал тов.Молотова и других работников НКИД, не имеется ли у них каких-либо пожеланий для улучшения советско-латвийских отношений, и что он никогда не слышал каких-либо претензий, тов.Молотов ответил, что эти заявления Коциньша относились главным образом к текущим вопросам.

Коциньш вновь начал говорить о том, что он не видит оснований для такого заявления Советского правительства. Тов.Молотов ответил, что у Советского правительства имеется достаточно фактов. Происходившие в последнее время в Москве беседы с премьер-министром Литвы Меркисом не только подтвердили это, но и раскрыли, нам глаза. Мы увидели, что за спиной Советского Союза создан военный союз против СССР. Балтийская Антанта развила большую активность, создала свой орган "Ревью Балтик", в котором сам же Меркис пишет о тесном сотрудничестве балтийских стран.

На реплику Коциньша, что это сотрудничество на экономической основе, тов.Молотов заметил, что там сказано "и по экономическим вопросам". Если в Литве начали в более грубой форме проявлять эту враждебность к Советскому Союзу (похищение красноармейцев и т. п.), то в Латвии действовали также против СССР, но более замаскировано.

После неоднократных попыток доказать, что заявление Советского правительства не имеет оснований, Коциньш перешел к конкретным вопросам этого заявления. В частности, он заявил, что Латвийскому правительству слишком мало дано времени для ответа. Так как он хотел бы лично поехать в Ригу, где он мог бы кое-что еще предпринять в интересах обеих сторон, то он просит тов.Молотова, нельзя ли увеличить этот срок.

В ответ на это тов.Молотов заявил Коциньшу, что заявление, которое ему вручено, не является личным заявлением тов.Молотова, а является заявлением Советского правительства и поэтому сам он не может его изменить.

После этого Коциньш просит развить вопрос о новом правительстве.

Тов.Молотов ответил, что данное правительство должно уйти в отставку, а Советское правительство договорится с президентом, о чем будут даны соответствующие указания нашему полпреду в Латвии. Кроме того, в Ригу, может быть, выедет кто-либо из Москвы. Важно только, чтобы все прошло по соглашению. Если же Правительство Латвии на это не пойдет, то Правительство СССР предпримет те меры, которые указаны в заявлении.

Далее тов.Молотов заявил, что его удивляет поведение Правительства Латвии и посланника. Еще вчера было известно о мерах по Литве, а Правительство Латвии и посланник молчат, как будто их это не касается.

Коциныи заявляет, что он только утром узнал об этом. Поздно также получен текст сообщения ТАСС и в Риге.

После этого Коциныи спрашивает тов.Молотова, сколько предполагается ввести войск в Латвию. Тов.Молотов ответил, что точно он сказать сейчас не может, но примерно 2 корпуса. Тов.Молотов предупреждает посланника, что мера эта является временной. В дальнейшем же, когда будет создано новое правительство, можно будет договориться.

В конце беседы Коциныи еще раз просит увеличить срок для ответа Латвийскому правительству с тем, чтобы дать ему, Коциньшу, возможность поехать завтра утром в Ригу, где он еще сможет что-либо предпринять в интересах обеих сторон.

Тов.Молотов повторил свой отказ.

Перед уходом Коциныи заявил, что вчера вооруженная группа людей, перешедших с советской территории латвийско-советскую границу, произвела нападение на два пограничных поста. В результате несколько латвийских пограничников убито, часть увезена на советскую территорию, сожжено здание латвийской пограничной стражи и т. д. Коциньш просит дать указание о расследовании этого случая.

Тов.Молотов ответил, что он поручит расследовать указанные Коциньшем факты.

Беседа закончилась в 14 час. 23 мин.

Беседу записал С.Козырев

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П.21. Д.239. Лл.9-12. Машинопись, заверенная копия.


ЗАПИСЬ БЕСЕДЫ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА С ПОСЛАННИКОМ ЭСТОНИИ В СССР А.РЕЕМ
16 июня 1940 г.
Тов.Молотов вызвал к себе в 14 час. 30 мин. эстонского посланника Рея и заявил ему, что посланник, наверное, уже знает, о чем тов.Молотов будет с ним говорить. Рей, перебивая тов.Молотова, отвечает, что да, он знает и он сам хотел проситься к тов.Молотову.

Тов.Молотов замечает на это, что он лично удивлен, почему посланник этого не сделал?

Рей заявляет, что Эстонское правительство не успело дать ему необходимой инструкции, так как не было полного текста заявления Советского правительства Литве. Однако ему поручено заявить, что Эстония не имеет никакого союза с Литвой.

Тов.Молотов перебивает Рея и просит его выслушать по этому вопросу заявление Советского правительства. После прочтения заявления Советского правительства текст его тов.Молотов вручил посланнику (прилагается)*.

Выслушав заявление Советского правительства, зачитанное тов.Молотовым, Рей заявляет, что Эстонское правительство лояльно выполняет Советско-эстонский пакт о взаимопомощи. Посланник вспоминает, что осенью, во время переговоров о пакте, говорилось о военном союзе с Латвией и тогда Советское правительство не требовало его ликвидации. Сам посланник считает, что, конечно, в связи с Советско-эстонским пактом о взаимопомощи союз Эстонии с Латвией потерял свое значение.

Тов.Молотов заявляет, что если об этом союзе Эстонии с Латвией когда-либо и говорилось, то никогда и нигде не говорилось о том, что этот союз может расширяться. Имевшие место в Москве переговоры с Меркисом - премьер-министром Литвы - нам показали, что активность Балтийской Антанты особенно возросла после заключения Пакта о взаимопомощи. Об этом свидетельствуют поездки ген. штабов, создание специального органа "Ревью Балтик" и т.д. Происходит какая-та возня с военным союзом, причем все это от нас прячут, скрывают. Что же касается того, что активность Балтийской Антанты возросла, так об этом открыто заявил в своей статье в "Ревью Балтик" сам Меркис.

Рей замечает, что пожелания Меркиса, высказанные в "Ревью Балтик", есть только пожелания.

Тов.Молотов продолжает, что, кроме всего сказанного, можно еще добавить, что за последнее время проведены две секретные конференции, начали обмениваться военными атташе и т.д. и т.п. Кроме того, нам известны те заявления относительно того, что в связи с передачей Литве Вильно и решением клайпедского вопроса, где прямо говорится, что преграды к вступлению Литвы в этот союз отпали. Так что же по-Вашему, спрашивает тов.Молотов Рея, военный союз - это шутка, что ли?

После этого тов.Молотов предупреждает посланника, что если от Эстонского правительства не будет получен к 24 часам ответ, то Советское правительство проведет меры, намеченные в его заявлении.

Рей спрашивает, какие пункты будут заняты советскими войсками.

Тов.Молотов отвечает, что основные города Эстонии, в том числе и Таллин.

Рей что-то хотел просить и уже начал со слов "нельзя ли...".

Тов.Молотов прервал заявлением, что нет, нет.

Тогда Рей говорит, что ведь Эстонское правительство не допускало провокационных мер, как в Литве.

А военный союз, спрашивает тов.Молотов и добавляет, что в отношении лично самого посланника он ничего не имеет и уверен, что в Эстонии есть еще такие люди. Однако существующее Правительство Эстонии к Советскому Союзу относится неблагожелательно.

Рей снова возвращается к военному союзу с Литвой и заявляет, что на все намеки со стороны Литвы о принятии ее в военный союз Эстония всегда ей отвечала отказом. Видя, что тов.Молотов не поддерживает дальнейшего разговора об этом, Рей просит разъяснить, как понимать новое правительство, есть ли уже люди и т.п.

Тов.Молотов отвечает, что сейчас важно решить этот вопрос в принципе. Обо всем остальном договоримся потом с президентом. Нашему полпреду будут даны соответствующие указания.

Рей высказывает опасение, что очень мало дано времени для ответа.

Тов.Молотов отвечает, что он ничего поделать не может.

Перед уходом Рей спрашивает, какое количество войск будет введено в Эстонию. Тов.Молотов отвечает, что примерно 2-3 корпуса. Причем тов.Молотов предупреждает посланника, что мера эта временная.

Записал беседу С.Козырев

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П.27. Д.356. Лл.21-23. Машинопись, заверенная копия.


БЕСЕДА НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА С ПОСЛАННИКОМ ЛАТВИЙСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СССР Ф.КОЦИНЬШЕМ

16 июня 1940 г.
В 1 час 10 мин. ночи тов.Молотов вызвал к себе латвийского посланника Коциньша и зачитал ему следующие мероприятия Советского правительства, связанные с переходом советскими войсками границы Латвии:

"Переход латвийской границы советскими войсками начинается в 5 час. утра 17 июня, за исключением районов Ново-Александровск, Янишки, в которых переход границы начинается в 8 час. утра 17 июня.

Советские войска переходят границы в следующих пунктах:

1. На эстонско-латвийской границе - на участках Валк, Рамескальн.

2. На советско-латвийской границе - на участках:

а) Вышгородск, д. Бланты;

б) ст. Двор, Юрина;

в) Полишино, Росица-Друя;

г) оз. Дрисвяты, Ново-Александровск;

д) Риттенгоф, Суссей;

е) Бауск, Янишки, Гренцгоф.

3. Отдельные части перешедших границу советских войск вступят в гг. Рига, Митава, Даугавпилс, Резекне, Крайцбург.

4. Остальные пункты размещения советских частей устанавливаются по согласованию генерал-полковником Павловым - с советской стороны и полковником Удентыньшем - с латвийской стороны.

Встреча генерала Павлова с полковником Удентыньшем состоится в 9 час. 17 июня на ст. Янишки.

5. Во избежание нежелательных недоразумений и конфликтов латвийские власти немедленно дают приказ войскам и населению не препятствовать продвижению советских войск на территорию Латвии".

Тов.Молотов вручил Коциньшу означенные мероприятия в виде памятной записки. Вручая Коциньшу эту записку, тов.Молотов заявил, что указанные мероприятия аналогичны тем мероприятиям, которые были проведены в связи с приходом советских войск в Литву.

После ознакомления с переданной тов.Молотовым запиской Коциньш попросил уточнить название ряда пунктов по латвийской карте.

Тов.Молотов ответил, что он поручит тов.Козыреву уточнить эти пункты по латвийской карте и просит Козырева связаться по этому вопросу с ним.

После этого Коциньш просит тов.Молотова дать указания командованию советских войск - не брать под охрану латвийские правительственные здания, как они это сделали в Литве. Коциныи просит от имени Президента предоставить право охраны латвийских государственных зданий латвийской полиции.

Тов.Молотов уклончиво ответил посланнику, что, видимо, меры, проводимые в Эстонии, вызваны*. Если вступление войск будет проходить спокойно и нормально, то эти меры в Латвии могут не потребоваться.

В конце беседы Коциныи делает заявление о том, что будто бы советскими военно-морскими властями в Балтийском море задержаны латвийские пароходы. Он просит тов.Молотова дать указания об их освобождении.

Тов.Молотов ответил, что он поручит разобраться с этим вопросом.

Беседу записал С.Козырев

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П.2. Д. 13. Лл. 103-104. Машинопись, заверенная копия.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:05

СООБЩЕНИЕ ТАСС
16 июня 1940 г.
14-го июня председатель Совнаркома СССР В.М.Молотов сделал от имени правительства следующее представление находящемуся в Москве литовскому министру иностранных дел г.Урбшису, для передачи Правительству Литвы:

"В результате происходившего в последнее время в Москве обмена мнений между председателем Совнаркома СССР В.М. Молотовым и председателем Совета Министров Литвы г.Меркисом, а также литовским мининделом г.Урбшисом, Советское правительство считает установленными следующие факты:

1. В течение последних месяцев в Литве имел место ряд случаев похищения литовскими властями советских военнослужащих из советских воинских частей, расположенных согласно советско-литовскому Договору о взаимопомощи на территории Литвы, и истязания их с целью выведать военные секреты Советского государства. Установлено при этом, что военнослужащий Бугаев не только был похищен, но и убит литовской полицией после того, как Правительство СССР потребовало выдачи военнослужащего Бугаева. Двум похищенным советским военнослужащим, Писареву и Шмавгонцу, удалось бежать из рук захватившей их литовской полиции, применявшей к ним истязания. Похищенный в Литве военнослужащий Шутов до сих пор не найден. Такими действиями в отношении военнослужащих из расположенных в Литве советских воинских частей литовские власти стремятся сделать невозможным пребывание в Литве советских воинских частей.

Об этом свидетельствуют и такие факты, особенно участившиеся в последнее время, как многочисленные аресты и ссылка в концлагерь литовских граждан из обслуживающего советские воинские части персонала - сотрудники столовых, прачки и др., а также массовые аресты литовских граждан из числа рабочих и техников, занятых на строительстве казарм для советских воинских частей. Такие ничем не вызванные и необузданные репрессии против литовских граждан, занятых обслуживанием нужд советских воинских частей, направлены на то, чтобы не только сделать невозможным пребывание советских воинских частей в Литве, но и создать враждебное отношение в Литве к советским военнослужащим и подготовить нападение на эти воинские части.

Все эти факты говорят о том, что Литовское правительство грубо нарушает заключенный им с Советским Союзом Договор о взаимопомощи и готовит нападение на советский гарнизон, расположенный в Литве на основании этого договора.

2. Вскоре после заключения между Литвой и СССР Договора о взаимопомощи Литовское правительство вступило в военный союз с Латвией и Эстонией, превратив этим так называемую Балтийскую Антанту, в которой раньше военным союзом были связаны только Латвия и Эстония, в военный союз трех государств. Советское правительство считает установленным, что этот военный союз направлен против Советского Союза. В связи с вхождением Литвы в этот военный союз усилилась связь генеральных штабов Литвы, Латвии и Эстонии, осуществляемая втайне от СССР. Известно также, что с февраля 1940 года создан печатный орган этой военной Антанты - "Ревью Балтик", издаваемый на английском, французском и немецком языках.

Все эти факты говорят о том, что Литовское правительство грубо нарушило советско-литовский Договор о взаимопомощи, который запрещает обеим сторонам "заключать какие-либо союзы и участвовать в коалициях, направленных против одной из Договаривающихся Сторон" (статья VI Договора).

Все эти нарушения советско-литовского Договора и враждебные действия Литовского правительства в отношении СССР имели место, несмотря на исключительно благожелательную и определенно пролитовскую политику СССР в отношении Литвы, которой Советский Союз, как известно, по собственной инициативе передал город Вильно и Виленскую область.

Советское правительство считает, что подобное положение дальше продолжаться не может.

Советское правительство считает абсолютно необходимым и неотложным:

1. Чтобы немедленно были преданы суду министр внутренних дел г.Скучас и начальник департамента политической полиции г.Повелайтис, как прямые виновники провокационных действий против советского гарнизона в Литве.

2. Чтобы немедленно было сформировано в Литве такое правительство, которое было бы способно и готово обеспечить честное проведение в жизнь советско-литовского Договора о взаимопомощи и решительное обуздание врагов Договора.

3. Чтобы немедленно был обеспечен свободный пропуск на территорию Литвы советских воинских частей для размещения их в важнейших центрах Литвы в количестве, достаточном для того, чтобы обеспечить возможность осуществления советско-литовского Договора о взаимопомощи и предотвратить провокационные действия, направленные против советского гарнизона в Литве.

Советское правительство считает выполнение этих требований тем элементарным условием, без которого невозможно добиться того, чтобы советско-литовский Договор о взаимопомощи выполнялся честно и добросовестно.

Советское правительство ожидает ответа Литовского правительства до 10 часов утра 15 июня. Непоступление ответа Литовского правительства к этому сроку будет рассматриваться как отказ от выполнения указанных выше требований Советского Союза".

15 июня, в 9 часов утра, г.Урбшис передал В.М.Молотову ответ о согласии Литовского правительства на условия, выдвинутые Советским правительством.

"Известия", 16 июня 1940г.



БЕСЕДА НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА С ПОСЛАННИКОМ ЭСТОНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ В СССР А.РЕЕМ
16 июня 1940 г.
В час ночи тов.Молотов вызвал эстонского посланника Рея и зачитал ему следующие мероприятия Советского правительства, связанные с переходом советскими войсками границы Эстонии:

"1. Переход эстонской границы советскими войсками начинается в 5 час. 17 июня в следующих пунктах:

а) Орлы, Нарва, Низы, Поле;

б) Корлы, Изборск, р.Кудеб у госграницы.

2. Отдельные части перешедших эстонскую границу советских войск вступят в гг.Таллин, Юрьев, Валк, Пернов, острова Вульф, Наргье, Вормс, Моон, полуостров Сурон.

3. Остальные пункты размещения советских частей устанавливаются по согласованию генералом армии Мерецковым с советской стороны и генералом Лайдонером с эстонской стороны.

Встреча генерала армии Мерецкова с представителем эстонского командования генералом Лайдонером состоится в г.Нарве в 9 час. 17 июня.

4. Во избежание нежелательных недоразумений и конфликтов эстонские власти немедленно отдают приказ по войскам и населению не препятствовать продвижению советских войск на территорию Эстонии".

Означенные мероприятия тов.Молотов вручил Рею в виде памятной записки.

Рей поинтересовался, с кем Президент Эстонской республики будет сноситься по вопросу формирования нового правительства.

Тов.Молотов ответил, что для переговоров с президентом в Таллин будет командирован тов.Жданов.

Беседу записал С.Козырев

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. Д. 13. Л. 127. Машинопись, заверенная копия.



БЕСЕДА НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА С ПОСЛОМ ГЕРМАНИИ В СССР Ф.ШУЛЕНБУРГОМ
17 июня 1940 г.
В начале беседы тов.Молотов поздравил германского посла с победами германской армии и заметил, что вряд ли Гитлер и Германское правительство ожидали таких быстрых успехов.

Шуленбург ознакомил тов.Молотова с ответом Гитлера на мирные предложения маршала Петэна. Гитлер ответил Петэну, что он не может заключить мира с Францией, не обсудив предварительно с Муссолини этот вопрос.

Тов.Молотов сообщил Шуленбургу, что он хочет его проинформировать о балтийских делах, основные сведения о которых ему, вероятно, известны из газетных сообщений. Советский Союз договорился с Латвией, Литвой и Эстонией о смене правительств этих стран и о вводе советских войск на их территорию. Основной причиной мероприятий Советского правительства явилось то, что Советский Союз не хочет оставлять в прибалтийских странах почву для французских и английских интриг. С другой стороны, Советский Союз не хочет, чтобы из-за прибалтийских стран его поссорили с Германией. В прибалтийских странах имелись элементы, которые могли быть использованы для этого, что было бы крайне нежелательно. Советский Союз вел переговоры, и они успешно закончились. Литовский президент Сметона бежал. Его замещает сейчас, согласно литовской Конституции, Меркис. Советский Союз посылает полпредов в прибалтийские страны, чтобы договориться о составе правительств этих стран. В Литву послан тов.Деканозов, в Латвию - тов.Вышинский и в Эстонию - тов.Жданов. Политика Советского Союза была всегда пролатвийской, пролитовской и проэстонской. Теперь Советский Союз хочет обеспечить со стороны балтийских стран просоветскую политику. Советские войска уже вошли в прибалтийские страны, причем никаких инцидентов не было. Литовское правительство уже сформировано, и состав его уже опубликован. В основном в него вошли просоветски настроенные элементы. Все эти мероприятия должны обеспечить полное уничтожение какой-либо почвы в прибалтийских странах для проведения антисоветской политики.

Закончив свою информацию, тов.Молотов предложил Шуленбургу задать, если он их имеет, вопросы.

Шуленбург ответил, что он не имеет вопросов и что это дело исключительно только Советского Союза и прибалтийских стран. Пользуясь случаем, он сообщил гов.Молотову, что бывший литовский президент Сметона интернирован, но что от германского министерства иностранных дел не получен еще ответ на его запрос, сделанный по просьбе НКИД о том, какие именно члены Литовского правительства перешли германскую границу. Как только ответ на этот запрос будет получен из Берлина, он немедленно сообщит его в Наркоминдел.

Шуленбург задал вопрос, каково мнение Советского правительства относительно дальнейших мероприятий Германского правительства в отношении Сметоны. Германское правительство считает целесообразным держать его интернированным. Кроме того, Германское правительство сообщило Шуленбургу о том, что есть признаки возможности перехода целых литовских частей через германскую границу.

Тов.Молотов ответил, что в отношении Сметоны он считает вполне целесообразным мероприятия Германского правительства и что, как сделано германскими властями, так пусть и остается. В отношении литовской границы он считает, что, видимо, она очень плохо содержится. Литовское правительство обратилось к Советскому правительству с просьбой предоставить пограничников для охраны этой границы, и если оно будет в дальнейшем настаивать на этой просьбе, Советское правительство ее выполнит. Если может идти речь о переходе границы целыми частями, то ясно, что у Литвы дело с охраной границы обстоит очень неблагополучно.

Беседу записал Иванов

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П. 14. Д. 155. Лл.206-208. Машинопись, заверенная копия.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:06

Дубляж
Последний раз редактировалось LeGioner 02 май 2007, 16:54, всего редактировалось 3 раз(а).
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:08

СЛУЖЕБНАЯ ЗАПИСКА КОМАНДУЮЩЕГО ВОЙСКАМИ БОВО НАРКОМУ ОБОРОНЫ [СССР] МАРШАЛУ СОВ[ЕТСКОГО] СОЮЗА С.К.ТИМОШЕНКО
б/н
21 июня 1940 г.

гор. Минск

Совершенно секретно

Особо важное

Существование на одном месте частей Литовской, Латвийской и Эстонской армий считаю невозможным.

Высказываю следующие предложения:

Первое. Армии всех 3-х государств разоружить и оружие вывести в Сов[етский] Союз.

Второе, или После чистки офицерского состава и укрепления частей нашим комсоставом - допускаю возможность на первых порах - в ближайшее время использовать для войны части Литовской и Эстонской армий - вне БОВО, примерно - против румын, авганцев и японцев*.

Во всех случаях латышей считаю необходимым разоружить полностью.

Третье. После того как с армиями будет покончено, немедля (48 часов) разоружить все население всех 3-х стран. За несдачу оружия расстреливать.

К выше перечисленным мероприятиям необходимо приступить в ближайшие дни, чтобы иметь свободу рук, - для основной моборганизационной подготовки округа. Для проведения вышеуказанных мероприятий БОВО готов, лишь прошу приказ по мероприятиям дать за 36 часов до начала действий5.

Генерал-полковник танковых войск Д.Павлов

РГВА. Ф.33987. Оп.З. Д. 1279. Л.60 (об). Рукопись на типографском бланке: "Командующий войсками БОВО". Подлинник, автограф. Имеется помета: "Написано лично от руки 1 экз. для Нар. комиссара обороны. 21.6.40. 12 час. 15 мин.".

* Так в тексте. Особенности стиля и орфографии сохранены
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:11

СООБЩЕНИЕ ТАСС
[23 июня 1940 г.]
В последнее время в связи с вступлением советских войск в пределы прибалтийских стран усиленно распространяются слухи о том, что на литовско-германской границе сконцентрировано не то 100, не то 150 советских дивизий; что это сосредоточение советских войск вызвано недовольством Советского Союза успехами Германии на Западе; что оно отражает ухудшение советско-германских отношений и имеет целью произвести давление на Германию. Различные вариации этих слухов повторяются в последнее время чуть ли не каждый день в американской, японской, английской, французской, турецкой, шведской печати.

ТАСС уполномочен заявить, что все эти слухи, нелепость которых и так очевидна, совершенно не соответствуют действительности. В прибалтийских странах фактически находится не 100 и не 150 советских дивизий, а всего не более 18-20 дивизий, причем эти дивизии сосредоточены не на литовско-германской границе, а в различных районах трех прибалтийских республик и имеют своей целью не "давление" на Германию, а создание гарантий для проведения в жизнь пакта взаимопомощи СССР с этими странами.

В ответственных советских кругах считают, что распространители этих нелепых слухов преследуют специальную цель - набросить тень на советско-германские отношения. Но эти господа выдают свои затаенные желания за действительность. Они, видимо, не способны понять тот очевидный факт, что добрососедские отношения, сложившиеся между СССР и Германией в результате заключения пакта о ненападении, нельзя поколебать какими-либо слухами и мелкотравчатой пропагандой, ибо эти отношения основаны не на преходящих мотивах конъюнктурного характера, а на коренных государственных интересах СССР и Германии.

"Известия", 23 июня 1940 г.


В журнальном интервью бывший управляющий делами Совета Министров СССР Михаил Смиртюков рассказывал:
«Я видел на лице Сталина полуироническое-полузлорадное выражение, когда он шел от Молотова, с переговоров о включении в состав Советского Союза Прибалтийских республик... Я помню, как с руководством Прибалтики возились до того момента, когда они подписали нуж-, ные документы. Сотрудники Наркомата внутренних дел и ребята из совнаркомовского аппарата Молотова чуть ли не под руки их водили. А как только все было оформлено, отношение к прибалтийским вождям изменилось разом. Их даже замечать перестали. Потом я не раз видел, как они, будто бедные родственники, часами сидят на краешках стульев в приемных руководства, ожидая, когда их вызовут».

ЗАПИСКА НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР И НАЧАЛЬНИКА ГЕНШТАБА КРАСНОЙ АРМИИ В ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б) - И.В.СТАЛИНУ И СНК СССР - В.М.МОЛОТОВУ О ПРОВЕДЕНИИ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ВОЕННЫМ ОКРУГАМ

№ 0/1/104574
4 ИЮЛЯ 1940 г.

Совершенно секретно

Экз. № 1

В связи с последними мероприятиями по вводу наших войск в Прибалтийские страны и освобождению Бессарабии и северной части Буковины были произведены значительные перемещения войск как внутри округов, так и между округами. Вследствие этого оказалось необходимым частично задержать проведение организационных мероприятий по Ленинградскому, Белорусскому, Киевскому и Одесскому военным округам. В частности было задержано также и формирование механизированных корпусов в указанных выше округах.

В настоящее время полагаю необходимым приступить к окончанию задержанных организационных мероприятий по Белорусскому, Киевскому и Одесскому военным округам и приступить к формированию механизированных корпусов в этих же округах по ранее утвержденному плану.

Одновременно с этим считаю необходимым доложить, что резко изменившаяся ситуация на Западе требует рассмотреть и принять дополнительные мероприятия по усилению западных военных округов (БОВО и КОВО) и общего усиления Вооруженных Сил Союза ССР.

Для этой цели представляю на Ваше рассмотрение следующие предложения:

1. По управлению войсками
В целях обеспечения руководства войсками, находящимися в Прибалтийских странах, и приближения органов управления к войскам, необходимо пересмотреть существующую организацию военных округов. Для этого считаю целесообразным:
а) территорию Эстонии и войска, расположенные на этой территории, включить в состав Ленинградского военного округа. Для непосредственного руководства этими войсками управление 8 армии перевести в Таллин. Управление 8 армии постоянно дислоцировалось в г.Новгород, а в настоящее время находится в г.Юрьев;

б) на территории Латвии и Литвы с добавлением районов Себеж, Идрица, Великие Луки, Ново-Сокольники и Невель, ныне входящих в состав Калининского военного округа, образовать новый Прибалтийский военный округ с дислокацией управления округа в г.Рига;

в) с образованием Прибалтийского военного округа значение Калининского военного округа теряется и дальнейшее существование его является нецелесообразным. Поэтому Калининский военный округ необходимо упразднить, использовав управление округа на формирование нового Прибалтийского военного округа. Территорию, войсковые части и учреждения, входящие в состав Калининского военного округа, передать: Смоленскую область и войска в ней расположенные - в состав Белорусского особого военного округа, а восточную часть Калининской области с расположенными в ней войсками - в состав Московского военного округа;

г) в связи с тем, что Белорусский особый военный округ в этом случае будет включать не только территории Белорусской, но и Смоленской области, Белорусский особый военный округ переименовать в Западный особый военный округ;

д) новые территории Бессарабии и северной части Буковины включить: северную часть Буковины в состав Киевского особого военного округа, а территорию Бессарабии в состав Одесского военного округа.

2. Организационные вопросы
Как показал опыт, существующая организация двенадцатитысячной дивизии себя оправдала. Поэтому считаю целесообразным перевести на двенадцатитысячный состав: три стрелковых дивизии четырнадцатитысячного состава, находящихся в Эстонии, Латвии и Литве и три стрелковых дивизии девятитысячного состава, дислоцируемых в ЛВО и на острове Сахалине. Это позволит иметь дивизии однотипной организации двенадцатитысячного состава. Пятнадцать дивизий Дальнего Востока сохранить в усиленном составе по двенадцать тысяч пятьсот пятьдесят человек.
Общее количество дивизий, имеющихся в настоящее время, является недостаточным. Чистых стрелковых дивизий, исключая танковые и моторизованные, предназначенных главным образом для наступательных действий, маневра и отражения контратак, мы будем иметь 148, из них - 22 дивизии на Дальнем Востоке и Забайкалье, 10 горных дивизий и остается для Запада только - 116 дивизий, что совершенно недостаточно.

Решением Главного Военного совета от 13 ноября 1938 года предусмотрено формирование во время войны 30 новых стрелковых дивизий, однако эти новые формирования могут быть введены в действие не раньше чем через три месяца, в то время когда фронт потребует усиления новыми дивизиями в первые же месяцы войны.

Поэтому считаю крайне необходимым теперь же сверх существующих 117 дивизий, включая в это число танковые и моторизованные дивизии, создать еще двадцать три дивизии по три тысячи человек каждая, как дивизии второго эшелона с месячным сроком мобилизационной готовности и довести, таким образом, общее количество дивизий до 200.

Кроме этого - оставить в силе существующее решение Главного Военного Совета о формировании в первые три месяца войны 30 новых дивизий и учесть необходимость создания к концу первого года войны еще 30 новых дивизий, что позволит к концу первого года войны иметь в Красной Армии 260 дивизий. Если учесть, что немцы после 8 месяцев войны развернули до 240 дивизий, имея из них на Западе до 160 дивизий, следует считать, что предлагаемое увеличение количества дивизий к концу первого года войны является минимальным.

Формирование новых 23 дивизий трехтысячного состава обеспечено винтовками и пулеметами, но не будет полностью обеспечено 122 мм гаубицами. Поэтому эти дивизии будут сформированы с одним пушечным артиллерийским полком.

Указанные 23 дивизии трехтысячного состава предлагается распределить: Киевскому особому военному округу 3
Белорусскому " - " 2
Северо-Кавказскому " - " 4
Московскому " - " 4
Орловскому " - " 2
Харьковскому " - " 3
Приволжскому " - " 2
Уральскому " - " 2
Архангельскому " - " 1
Итого 23 сд


3. По дислокации войск
В связи с необходимостью усиления войск в западных округах вводом наших частей на территорию Эстонии, Латвии и Литвы и занятием Бессарабии и северной части Буковины является необходимым установить новое распределение частей по округам и дать новую для них дислокацию.
Новая дислокация сухопутных войск, оставляя без изменения состав Дальневосточного фронта, Забайкальского, Закавказского, Средне-Азиатского и всех внутренних военных округов, исходит из необходимости усиления Прибалтийского, Западного и Киевского военных округов.

Для этой цели предлагается утвердить следующее распределение сухопутных войск:

а) В Ленинградском военном округе иметь:

13 стрелковых дивизий двенадцатитысячного состава, одну стрелковую дивизию шеститысячного состава, один механизированный корпус, три танковых бригады, шесть корпусных арт.полков и три арт.полка РГК; из указанного количества на территории Эстонии будут находиться три стрелковых дивизии и одна танковая бригада.

По сравнению с существующей дислокацией, войска ЛВО сокращаются на 8 стр.дивизий, 4 корпусных арт.полка и три полка РГК. Из числа сокращаемых 8 дивизий - 7 дивизий перебрасываются в Западный особый военный округ и одна дивизия превращается в моторизованную дивизию.

Всего в ЛВО будет 17 дивизий, из них 14 стрелковых, 2 танковых и 1 моторизованная дивизия.

Для обеспечения островов Эзель и Даго предлагается сформировать из существующего Ижорского стрелкового полка Кингисеппского укрепленного района отдельную стрелковую бригаду численностью 8.000 человек, за счет численности Военно-Морского флота, включив эту бригаду в состав войск береговой обороны Военно-Морского флота.

б) В Прибалтийском военном округе иметь:

одиннадцать стрелковых дивизий двенадцатитысячного состава, один механизированный корпус, две танковые бригады, пять корпусных арт.полков и четыре арт.полка РГК.

Всего в Прибалтийском военном округе будет 14 дивизий, из них 11 стрелковых, 2 танковых и 1 моторизованная дивизия.

В состав Прибалтийского военного округа передаются:

7 стрелковых дивизий БОВО, 2 стр.дивизии КалВО, 1 мотодивизия МВО, 1 стр.дивизия - ХВО, 1 стр.дивизия - АрхВО и 2 танковых дивизии формируются за счет БОВО....



ТЕЛЕГРАММА ЗАМЕСТИТЕЛЯ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР С.А.ЛОЗОВСКОГО ПОЛПРЕДУ СССР В ВЕЛИКОБРИТАНИИ И.М.МАЙСКОМУ

23 июля 1940 г.
23 июля я вручил Криппсу следующую вербальную ноту:

"Народный комиссариат иностранных дел, свидетельствуя свое почтение Посольству Великобритании, имеет честь, по поручению Правительства Союза ССР, заявить следующее:

Правительство СССР обращает внимание Правительства Великобритании на тот факт, что телеграфные распоряжения Госбанка СССР и Центральных банков Литвы, Латвии и Эстонии от 13 июля с.г. о перечислении в депозит Госбанка СССР приобретенного последним золота были выполнены к 15 июля только одним из двух английских банков, у которых находилось это золото, а именно Барклайс банком в Лондоне, в то время как Банк Англии указанных распоряжений не выполнил и произвольно задержал передачу Государственному банку СССР принадлежащего Советскому государству золота.

Указанное золото было приобретено Госбанком СССР у Литовского, Латвийского и Эстонского банков на основании соглашений о купле-продаже и подлежало перечислению в депозит Госбанка СССР в силу безусловно обязательных для Английского банка телеграфных распоряжений Литовского, Латвийского и Эстонского банков от 13 июля 1940 года.

Однако вместо того чтобы немедленно выполнить упомянутые поручения банков Литвы, Латвии и Эстонии и телеграфные указания и напоминания Госбанка СССР по этому вопросу от 13, 15 и 20 июля, Банк Англии разослал банкам 20 июля циркуляр, со ссылкой на соответствующее распоряжение Казначейства Великобритании, о том, что снятие со счетов Эстонии, Латвии и Литвы не должно быть разрешаемо без последующих указаний Казначейства.

Советское правительство считает, что:

а) Банк Англии не имел никаких законных оснований не выполнить данных ему распоряжений центральных банков Литвы, Латвии и Эстонии, а также и Госбанка СССР от 13 июля с.г. о переводе в депозит Госбанка СССР принадлежащего последнему золота.

б) Никакие распоряжения Казначейства Великобритании не могут ограничивать прав СССР на получение купленного ими имущества и распоряжение этим имуществом как собственностью суверенного государства, обладающего в силу этого иммунитетом, не говоря уже о том, что вышеуказанные распоряжения банков Литвы, Латвии и Эстонии, а также Госбанка СССР были сделаны 13 июля, а распоряжение Казначейства Великобритании было сделано 20 июля, т.е. спустя семь дней.

На основании изложенного Советское правительство заявляет Правительству Великобритании решительный протест против нарушения со стороны вышеуказанных государственных учреждений Великобритании интересов Советского Союза и его законных прав на золото, купленное у банков Литвы, Латвии и Эстонии за соответствующий эквивалент.

Советское правительство ожидает немедленной передачи Госбанку СССР указанного золота и оставляет за собой право потребовать возмещение убытков, причиненных произвольными действиями английских государственных учреждений".

Посетите Галифакса и потребуйте, чтобы Английское правительство дало указание Банку Англии немедленно передать в депозит Госбанка принадлежащее последнему золото.

Лозовский

АВП РФ. Ф.059. Оп.1. П. 326. Д. 2238. Лл. 156-158. Машинопись, заверенная копия.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:11

Дубляж :?
Последний раз редактировалось LeGioner 02 май 2007, 17:00, всего редактировалось 1 раз.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:13

ИЗ ДОКЛАДА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СНК, НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА НА ЗАСЕДАНИИ VII СЕССИИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР

1 августа 1940 г.
[...] Перехожу к вопросу о наших отношениях с Литвой, Латвией и Эстонией.

Вопрос о взаимоотношениях Советского Союза с Прибалтийскими странами встал в последнее время по-новому, поскольку заключенные с Литвой, Латвией и Эстонией пакты о взаимопомощи не дали должных результатов. Заключение этих пактов не повело, как этого следовало ждать, к сближению Литвы, Латвии и Эстонии с Советским Союзом, так как этому воспротивились правящие буржуазные группы этих стран. Эти правящие группы не только не пошли по пути сближения с Советским Союзом, чего как будто можно было ждать после заключения пактов взаимопомощи, но пошли по пути усиления враждебных Советскому Союзу действий, проводившихся ими втайне и за спиной СССР. Для этого была использована так называемая Балтийская Антанта, в которой раньше военным союзом, направленным против СССР, были связаны только Латвия и Эстония, но которая с конца прошлого года превратилась в военный союз, включающий, кроме Латвии и Эстонии, также и Литву.

Из этого следует, что правящие буржуазные группы Литвы, Латвии и Эстонии оказались неспособными к честному проведению в жизнь заключенных с Советским Союзом пактов взаимопомощи, что они, напротив, еще усилили враждебную Советскому Союзу деятельность. Количество фактов, говорящих о том, что правительства этих стран грубо нарушают заключенные с СССР пакты взаимопомощи, все увеличивалось. Дальше терпеть такое положение, особенно в условиях современной международной обстановки, становилось совершенно невозможным. Вот почему последовали известные вам требования Советского правительства об изменении состава правительств Литвы, Латвии, Эстонии и о вводе на территорию этих государств дополнительных частей Красной Армии.

Результаты этих шагов нашего правительства вам известны.

Важнейшей мерой созданных в Эстонии, Латвии и Литве дружественных Советскому Союзу правительств было проведение свободных выборов в парламенты. В июле месяце были проведены демократические выборы в Литовский сейм, в Латвийский сейм и в Государственную думу Эстонии. Выборы показали, что правящие буржуазные клики Литвы, Латвии и Эстонии не отражали волю своих народов, что они были представителями только узкой группы эксплуататоров. Выбранные на основе всеобщего, прямого и равного голосования, с тайной подачей голосов сеймы Литвы и Латвии, Государственная дума Эстонии уже высказали свое единодушное мнение по коренным политическим вопросам. Мы с удовлетворением можем констатировать, что народы Эстонии, Латвии и Литвы дружно проголосовали за своих представителей, которые единодушно высказались за введение советского строя и за вступление Литвы, Латвии и Эстонии в состав Союза Советских Социалистических Республик.

Тем самым взаимоотношения между Литвой, Латвией, Эстонией и Советским Союзом должны встать на новую основу.

Верховный Совет будет рассматривать вопрос о вхождении в Советский Союз Литвы, Латвии и Эстонии в качестве Союзных Советских Социалистических Республик. Нет никакого сомнения в том, что вхождение этих республик в Советский Союз обеспечит им быстрый хозяйственный подъем и всесторонний расцвет национальной культуры, что вхождением в Советский Союз их силы будут во много раз умножены, их безопасность будет укреплена и вместе с тем еще больше вырастет мощь великого Советского Союза.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение thor » 02 май 2007, 15:14

Какой однако тов. Павлов кровожадный и агрессивный - и с японцами воевать ему охота, и с афганцами, и с румынами! Вот вояка! :wink:
cogito, ergo sum
Аватара пользователя
thor
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 7725
Зарегистрирован: 18 апр 2006, 11:14
Откуда: Белгород

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:15

НОТА НКИД СССР В ПОСОЛЬСТВО ГЕРМАНИИ В МОСКВЕ

7 августа 1940 г.
Господин Посол,

По поручению Правительства Союза Советских Социалистических Республик имею честь довести до Вашего сведения следующее:

Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик постановил принять в состав Союза Советских Социалистических Республик 3 августа с.г. Литовскую Советскую Социалистическую Республику, 5 августа с.г. Латвийскую Советскую Социалистическую Республику и 6 августа с.г. Эстонскую Советскую Социалистическую Республику в соответствии с их просьбами.

Таким образом, Литва, Латвия и Эстония являются составными частями Союза ССР, на основе полного равенства с другими Советскими Социалистическими Республиками, со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями.

В связи с этим отныне непосредственные дипломатические отношения Литвы, Латвии и Эстонии с другими государствами прекращаются, Советское правительство ожидает поэтому, что Германские Миссии в Каунасе, Риге и Таллине закончат ликвидацию своих дел к 25 августа с.г. Равным образом теряют силу экзекватуры, выданные прежними латвийским, литовским и эстонским правительствами иностранным консулам, которым надлежит ликвидировать их консульские учреждения к тому же 25 августа.

Однако, в связи с предстоящей эвакуацией германских граждан с территории Литовской Советской Социалистической Республики, Советское правительство не имеет возражений против того, чтобы часть работников Германской Миссии временно осталась в Каунасе для выполнения консульских функций.

Вместе с тем дипломатические и консульские представительства Литвы, Латвии и Эстонии в других государствах прекращают свою деятельность и передают свои функции, а равно принадлежащие им архивы и имущество, соответствующим Полномочным представительствам или консульствам Союза Советских Социалистических Республик.

Я буду признателен Вам, господин Посол, за сообщение вышеизложенного Германскому правительству для принятия им соответствующих мер.

Прошу Вас, господин Посол, принять уверения в моем высоком к Вам уважении.

В. Молотов

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П.34. Д. 52. Лл.45-46. Машинопись, заверенная копия.


ИЗ ЗАПИСИ БЕСЕДЫ НАРКОМА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ СССР В.М.МОЛОТОВА С ПОСЛОМ ГЕРМАНИИ В СССР Ф.ШУЛЕНБУРГОМ

12 августа 1940 г.
[...] Тов.Молотов вручил Шуленбургу памятную записку (приложение) по вопросу о компенсации за ту часть территории Литвы, о котором сделана оговорка в специальном протоколе от 28 сентября 1940 г.

Шуленбург по зачтении ему перевода этой памятной записки ответил, что он передаст ее содержание в Берлин, и сообщил, что им еще не получен ответ из Берлина на его телеграмму о согласии Советского правительства на переговоры с Германией по поводу компенсации за эту часть Литвы. По личному мнению Шуленбурга, Германское правительство не ставило в данном случае вопроса о территориальной компенсации.

Записал Иванов

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П.2. Д. 15. Л.44. Машинопись, заверенная копия.

ПРИЛОЖЕНИЕ

В связи с заявлением германского посла графа фон дер Шуленбурга от 7 августа с.г. по вопросу о компенсации за часть территории Литвы, о которой сделана оговорка в советско-германском Протоколе от 28 сентября 1939 г., Народный комиссариат иностранных дел имеет честь заявить следующее:

1. Любая компенсация в виде уступки в пользу Германии какой-либо части территории, уже отошедшей к СССР по договору с Германией, не могла бы быть произведена без большого морального ущерба для СССР, так как на всей территории, которая могла бы быть предложена в порядке компенсации, установлены и уже укрепились новые порядки, соответствующие государственному строю СССР, и произведено переустройство жизни городского и сельского населения.

Кроме того, передача в настоящее время Германии какой-либо части территории, отошедшей к СССР, неизбежно была бы связана с переселением с этой территории в СССР русской, белорусской, украинской и литовской национальности, что встретило бы большие затруднения и вызвало бы нежелательный политический эффект.

В то же время для Германии отказ от упомянутой выше части территории Литвы не вызывает подобных затруднений по той причине, что вышеупомянутая территория не входила в состав Германии и, следовательно, никакого морального ущерба при отказе от этой территории в пользу СССР для Германии не будет.

Мы уже не говорим о том, что всякое новое изменение официально объявленных границ между Германией и СССР дало бы пищу враждебным элементам для кампании о серьезных трениях между нашими странами и неустойчивости в их взаимоотношениях.

2. Население вышеуказанной части территории Литвы является в подавляющем большинстве принадлежащим к литовской национальности (82,3%), и лишь незначительная часть населения принадлежит к немецкой национальности (7,3%), что при передаче Германии этой территории, естественно, вызвало бы переселение в Литву подавляющего большинства этого населения.

Вместе с тем, как уже заявляло Правительство СССР, имущественные интересы лиц немецкой национальности и германских граждан, которые по просьбе Германского правительства из Литвы будут эвакуированы в Германию согласно их желанию, при этом не пострадают.

3. Советское правительство считает нелишним упомянуть здесь также о том, что в соответствии с Протоколом от 23 августа 1939 г. и с Демаркационной линией, установленной на территории бывшей Польши 22 сентября 1939 г., Сувалкская область отошла к СССР. Тем не менее при определении Государственной границы на той же территории бывшей Польши 28 сентября 1939 г. Сувалкская область была Советским Союзом уступлена Германии, в соответствии с просьбой правительства последней, без всякой компенсации, хотя никаких обязательств по этому вопросу СССР перед Германией не имел. Это, несомненно, явилось выражением желания Советского Союза максимально пойти навстречу удовлетворению интересов Германии.

Тем не менее, учитывая интересы и нужды Германии, связанные с обстановкой происходящей войны, Советское правительство согласно дать Германии материальную компенсацию за уступаемый ею Советскому Союзу "кусочек" Литвы.

Советское правительство могло бы уплатить в течение двух лет 3 млн. 860 тыс. золотых долларов, то есть половинную часть той суммы, которая была в свое время уплачена Соединенными Штатами царскому правительству России за полуостров Аляска. Советское правительство могло бы произвести уплату этой суммы золотом или товарами - по усмотрению Германского правительства.

Советское правительство надеется, что Правительство Германии учтет интересы СССР и согласится с настоящим его предложением.

12 августа 1940 г.

АВП РФ. Ф.06. Оп.2. П.2. Д. 15. Лл.49-51, Машинопись, заверенная копия.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение LeGioner » 02 май 2007, 15:16

ПРИКАЗ НАРКОМА ОБОРОНЫ СССР С.К.ТИМОШЕНКО№ 0191

17 августа 1940 г.

Центральным Комитетом ВКП(б) и Советом Народных Комиссаров по вопросу о преобразовании армий в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР принято следующее решение:

1. Существующие армии в Эстонской, Латвийской и Литовской ССР сохранить сроком на 1 год, очистить от неблагонадежных элементов и преобразовать каждую армию в стрелковый территориальный корпус, имея в виду, что комсостав закончит за этот срок усвоение русского языка и военную переподготовку, после чего территориальные корпуса заменить экстерриториальными, формируемыми на общих основаниях.

Корпусам присвоить наименования:

а) Эстонскому корпусу - 22-й стрелковый корпус,

б) Латвийскому корпусу - 24-й стрелковый корпус,

в) Литовскому корпусу - 29-й стрелковый корпус.

2. В составе каждого корпуса по действующим штатам Красной Армии иметь: Управление корпуса - 53 человека
Корпусной артиллерийский полк - 1594
Корпусной зен.-арт. дивизион - 350
Корпусной батальон связи - 358
Корпусной саперный батальон - 579
Корпусную авиаэскадрилью - 208
Итого - 3142 человека


По две стрелковые дивизии в каждом корпусе. Дивизии иметь в составе: Управление дивизии - 69 человек
Трех стрелковых полков, каждый по - 1410
Одного легкого артполка - 436
Одного гаубичного артполка - 673
Одного разведывательного батальона - 95
Одного батальона связи - 130
Одного саперного батальона - 148
Одного дивизиона ПТО - 92
Одного зенитно-артиллер. дивизиона - 94
Кадры автороты подвоза и кадры медико-санитарного батальона - 33
Итого в одной дивизии - 6000 человек
В двух дивизиях - 12000 человек
Всего с корпусными частями в каждом корпусе - 15142 человека
А в трех стрелковых корпусах - 45426 человек


В составе Латвийского и Литовского корпусов сверх указанных выше частей иметь по одному кавполку по 1175 человек каждый.

3. На формирование корпусов обратить все войсковые части и учреждения, входящие в состав Эстонской, Латвийской и Литовской армий со всем вооружением, транспортом и военным имуществом. Излишнее военное имущество после преобразования армии в исправном виде сдать по актам в армейские склады.

4. Для укрепления кадров командного и политического состава обязать Наркомат обороны выделить частично на командные и политические должности командный и политический состав Красной Армии из числа соответствующих национальностей и русских.

5. Ввести в преобразованных корпусах программы и уставы Красной Армии, обязав Наркомат обороны перевести их на соответствующие национальные языки.

6. Преобразованные корпуса включить в состав Красной Армии и подчинить: 22-й стрелковый корпус Эстонской ССР, 24-й стрелковый корпус Латвийской ССР и 29-й стрелковый корпус Литовской ССР - командующему войсками Прибалтийского военного округа.

7. В 22-м, 24-м, 29-м стрелковых корпусах сохранить существующую форму одежды, предложив снять погоны и ввести знаки различия начальствующего состава Красной Армии.

8. В течение двух месяцев после преобразования корпусов в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1939 г. о порядке принятия военной присяги всему личному составу указанных корпусов принять военную присягу.

9. Для осуществления учета военнообязанных и разрешения вопросов прохождения обязательной военной службы гражданами Эстонской, Латвийской и Литовской ССР Наркомату обороны образовать в Таллине, Риге и Каунасе республиканские военные комиссариаты, а в районах (уездах) районные (уездные) военные комиссариаты, обратив на формирование их существующие органы местного военного управления.

10. Существующие военно-учебные заведения преобразовать в нормальные пехотные училища Красной Армии, в системе которых иметь по одному батальону для подготовки комсостава национальных частей.

11. Армейские склады, мастерские, аэродромы, лагеря, полигоны, госпитали и прочие учреждения включить в состав соответствующих военных округов. Вооружение, боеприпасы и военное имущество, находящееся в складах и мастерских, принять Главным управлением наркомата обороны, оставив в них вооружение и имущество, необходимое для развертывания национальных корпусов, лишнее вывезти постепенно на центральные склады Наркомата обороны.

12. Весь казарменный и жилищный фонд передать в ведение соответствующих военных округов. Командующим Ленинградского и Прибалтийского военных округов по согласовании с правительствами соответствующих союзных республик установить дислокацию стрелковых корпусов.

13. Командующему войсками Прибалтийского военного округа генерал-полковнику Локтионову внести предложения по реорганизации Эстонской, Латвийской и Литовской армий на рассмотрение правительств Эстонской, Латвийской и Литовской ССР и поставить их в известность об образовании Прибалтийского военного округа на территории Эстонской, Латвийской и Литовской ССР.

Во исполнение изложенного приказываю:

1. Командующему войсками Прибалтийского военного округа генерал-полковнику Локтионову поставить в известность правительства Эстонской, Латвийской и Литовской ССР об образовании Прибалтийского особого военного округа для руководства войсками, расположенными на территории Эстонской, Латвийской и Литовской ССР.

В соответствии с принятым решением Вам внести на утверждение правительств союзных республик предложения по преобразованию армий Эстонской, Латвийской и Литовской ССР и о результатах срочно донести.

2. Военному совету, совместно с правительствами указанных республик, составить план реорганизации армии, в котором указать порядок преобразования армии в стрелковые корпуса, с точным указанием, какие части реорганизуются и какие подлежат расформированию, и представить мне на утверждение.

Для учета вооружения, боеприпасов и всего военного имущества создать комиссии в каждой армии - Эстонской, Латвийской и Литовской.

Председателями комиссии назначить: Зам.начальника штаба 8-й армии - в Эстонскую армию, Зам.начальника штаба округа - в Латвийскую армию, Зам.начальника штаба 11-й армии - в Литовскую армию.

Начальникам главных и центральных управлений выделить своих представителей и для участия в комиссиях по приемке всего имущества, вооружения и боеприпасов в Эстонской, Латвийской и Литовской армиях.

3. На формирование корпусов обратить все войсковые части и учреждения, входящие в состав Эстонской, Латвийской и Литовской армий со всем вооружением, транспортом и военным имуществом по штатам военного времени. Излишнее военное имущество после переформирования армий в корпуса в исправном виде сдать по актам в армейские склады.

4. Командующему войсками Прибалтийского особого военного округа принять под охрану склады и жилой фонд Эстонской, Латвийской и Литовской армий.

В месячный срок представить в Генеральный штаб Красной Армии перечень тыловых учреждений, подлежащих сохранению и расформированию, где указать, по какому штату их необходимо содержать.

5. Совместно с правительствами союзных советских республик проверить и очистить от неблагонадежных элементов кадры Эстонской, Латвийской и Литовской армий. На командный состав Эстонской, Латвийской и Литовской армий, как на подлежащий оставлению в армии, так и на неблагонадежный, подлежащий увольнению из армии, выслать личные дела в Управление кадров Красной Армии.

6. Начальнику Управления кадров и начальнику Главного управления политической пропаганды Красной Армии для укрепления командного и политического состава 22-го, 24-го и 29-го стрелковых корпусов выделить частично на командные и политические должности командный и политический состав Красной Армии из числа соответствующих национальностей и русских.

7. Существующие военно-учебные заведения реорганизовать в нормальные пехотные училища Красной Армии, оставив по одному пехотному училищу в каждой союзной республике, а остальные военно-учебные заведения расформировать. Личный состав обратить на укомплектование училищ. В каждом училище иметь по одному батальону для подготовки комсостава для 22-го, 24-го и 29-го стрелковых корпусов. Училища содержать по штату - приложение № 3*.

8. Преобразованные корпуса и пехотные училища включаются в состав Красной Армии и входят в подчинение Военного совета Прибалтийского особого военного округа.

В стрелковых корпусах обучение вести по программам и уставам Красной Армии, которые будут переведены на соответствующие национальные языки союзных республик.

Начальнику Управления боевой подготовки Красной Армии обеспечить перевод основных учебных программ, боевых уставов, наставлений на эстонский, латвийский и литовский языки и обеспечить корпуса учебными материалами.

9. Начальникам главных и центральных управлений НКО взять на учет вооружение, боеприпасы и военное имущество, находящиеся в складах и мастерских, оставив только вооружение и имущество, необходимое для развертывания 22-го, 24-го и 29-го стрелковых корпусов, излишнее сдать в армейские и центральные склады.

10. Главному интенданту Красной Армии взять на учет весь жилой фонд военных ведомств Эстонской, Латвийской и Литовской армий. При передаче и приеме не допускать отчуждения жилого фонда военных ведомств гражданским организациям и хищения инвентаря и оборудования.

11. Для осуществления учета военнообязанных и разрешения вопросов прохождения обязательной военной службы гражданами Эстонской, Латвийской и Литовской ССР сформировать в гг.Таллине, Риге и Каунасе республиканские военные комиссариаты по штату № 3/803 - 1 разряда, использовав для занятия технических должностей благонадежный личный состав существующих органов местного военного управления.

Военному совету Прибалтийского особого военного округа 1 сентября 1940 г. представить в Генеральный штаб Красной Армии соображения об организации областных и районных (уездных) органов местного военного управления.

12. В течение двух месяцев после сформирования 22-го, 24-го и 29-го стрелковых корпусов в соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 января 1939 г. о порядке принятия военной присяги всему личному составу указанных корпусов принять военную присягу.

13. Указанные оргмероприятия закончить к 20 сентября 1940 г.

О ходе выполнения директивы доносить в Генеральный штаб Красной Армии к 1-му, 10-му и 20-му числам каждого месяца.

Народный комиссар обороны СССР Маршал Советского Союза С. Тимошенко

Начальник Генерального штаба Красной Армии Маршал Советского Союза Б.Шапошников

РГВА. Ф.37848. Оп. 1. Д.8. Лл.2-9. Машинопись, заверенная копия.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Vilas » 12 май 2007, 14:51

thor писал(а):Какой однако тов. Павлов кровожадный и агрессивный - и с японцами воевать ему охота, и с афганцами, и с румынами! Вот вояка! :wink:


Такое шло не от подхалимов, а от тов. Сталина :D
Аватара пользователя
Vilas
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 452
Зарегистрирован: 31 июл 2005, 16:20
Откуда: Литва, Вильнюс

Сообщение Pasionaria » 21 май 2007, 12:49

ИМХО процесс присоединения Прибалтики к СССР отражают не только документы непосредственно 1940г., но и 1939г. Прибалтийский вопрос ставился на англо-французско-советских переговорах (вопрос о косвенной агрессии), оба советско-германский договора (23 августа и 28 сентября) и двусторонние соглашения со странами Прибалтики.
Аватара пользователя
Pasionaria
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 82
Зарегистрирован: 19 май 2007, 20:12

Сообщение Юлли » 13 июн 2007, 17:04

Академик АН Латвии Дризулис А. - Памятная записка министра иностранных дел Латвии В. Мунтерса о советско-латвийских переговорах 1939 года по поводу заключения Пакта о взаимопомощи
http://www.auditorium.ru/books/4500/ch10.pdf
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург


Вернуться в Новейшее время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 29