"Как уже было показано выше, вопрос о содержании европейской политики относительно России встал перед самими европейцами с непривычной остротой. Старого набора средств (Чечня + борьба за права человека) оказывается недостаточно для сдерживания отношений в традиционном русле. Основной дилеммой тактического плана является выбор между строительством "забора" и "витрины". Делать ли ставку на традиционную тактику изоляции России приграничными государствами — санитарным кордоном или же попытаться наконец решить "русский вопрос" раз и навсегда?
Анализируя возможные сценарии действий ЕС относительно России, можно выделить несколько наиболее вероятных вариантов — различающихся, по сути дела, целеполаганием на уровне строительства межцивилизационных отношений:
1) "Новая изоляция". Явно выраженный отказ от освоения оставленных Россией территорий, торможение принятия Украины в ЕС и попытка сделать из неё буфер.
Сценарий маловероятен, поскольку в целом бессмыслен, но совсем его исключать нельзя — он может осуществиться, если окажется, что у Европы не хватает ресурсов на осуществление каких-то других сценариев
2) Окончательная деструкция русского цивилизационного проекта и, в той или иной форме, утилизация получившихся обломков. В рамках этого сценария можно выделить "мягкую" и "жесткую" формы деструкции:
2а) Мягкая деструкция, включение русских цивилизационных смыслов в общеевропейское семантическое пространство в обмен на отказ России от самостоятельности.
2б) Разрушение русской цивилизации и вымарывание русских смыслов из действительности.
По ряду причин мне представляется наиболее вероятной попытка осуществить 2б), которая, возможно, окончится неудачно и заставит по прошествии 10–15 лет перейти к 2а). В любом случае, начало обоих сценариев будет примерно одинаково, и лишь "незначительные детальки" позволят достаточно чётко понять направление движения уже на ранней стадии.
Первым признаком реализации сценариев второй группы должно стать массовое и форсированное освоение Украины Европой. В политическом смысле. Если со стороны ЕС и НАТО в ближайшие полтора-два года будут на официальном уровне названы конкретные сроки начала официальной процедуры вступления — то следует считать, что один из этих сценариев действительно запущен. Следующим этапом такого же сценария может стать (хотя не обязательно станет) попытка увеличить транспортную связность Северо-Востока "Объединённой Европы", выстроив какие-то "зоны приграничного сотрудничества", включающие в себя часть Северо-западного федерального округа — чтобы иметь возможность построить "мостик" от Прибалтики и Скандинавии до Украины.
Расхождение между сценариями а) и б) начнётся по следующим позициям:
— решение вопроса с официальным статусом русского языка в Прибалтике и на Украине. Принятие русского языка в качестве государственного в любой из стран ЕС очевидным образом повышает его статус до одного из официальных языков европейского союза. Сценарий 2б) не предполагает такого развития событий.
— характер и структура европейских предложений в адрес России об организации безвизового передвижения граждан и трансграничном перемещении рабочей силы.
В случае а) России будет предложено поэтапно (например, опираясь на структуру федеральных округов и с формальной ссылкой на их различное экономическое развитие) обеспечивать этот въезд для Калининграда, СЗФО, ЦФО, возможно — ПФО и далее — прочих округов (ЮФО — в последнюю очередь конечно). В случае б) предложения заведомо ограничатся СЗФО и ещё 3-4 областями, а также Москвой, да ещё и будут увязаны с уступками России в экономической и, возможно, военно-политической сфере.
Наконец, ключевой стадией реализации обоих сценариев станет попытка "принять Россию в ЕС по частям". Собственно говоря, это и станет тем рубежом, на котором русский цивилизационный проект прекратит своё существование."
http://www.apn.ru/?chapter_name=advert& ... iew_single