Продолжение...
И после завершения гражданской войны значительная часть священнослужителей занимала активную антисоветскую позицию.
...церкви оставались единственным местом, где во время служб вполне легально могли собираться противники нового режима. Причем в большинстве случаев ни пастыри, ни паства почти не скрывали своих антибольшевистских взглядов. В 1925 году ОГПУ докладывало руководству страны о деятельности священников, поддерживавших опального патриарха Тихона:
"Настроение как попов тихоновской ориентации, так и церковноприходских советов очень реакционно, что заметно в их антисоветской деятельности, выражающейся довольно разнообразно: тут и монархическая агитация, и распространение контрреволюционных воззваний и антисоветской литературы, агитация на темы о гонении на веру, антихристианской сущности Советской власти, агитация противоналогового характера и т. д. В последнее время эта борьба начинает принимать более серьезный характер: тихоновская церковь выступает со своей идеологией против марксизма целиком; в Новгородской губ. имеется нелегальный кружок для критического изучения марксизма, руководимый митрополитом Сергием, в котором участвует, помимо попов, и молодежь; критическим изучением марксизма занимаются и в нелегальной тихоновской богословской академии в г. Москве".
Мало того, нередко священники организовывали открытое и скрытое сопротивление начинаниям советской власти. "В проявлении своей контрреволюционной сущности,- говорилось в том же докладе,- тихоновщина за последнее время очень обнаглела, что замечается особенно на местах. В качестве примеров можно привести: убийство милиционера и тяжелое избиение другого за распоряжение административного характера при крестном ходе (в Казанской губ.), взрыв умышленно брошенной в окно одного из сельских клубов ручной гранаты во время комсомольского вечера по наущению попа и местного кулака (Иркутская губ.), два случая требования с палками в руках освобождения арестованных (на Кубани). Набатные звоны с созывом мирян, чтобы пожаловаться на председателя сельсовета, обидевшего якобы попа. Такой же сбор толпы в Иваново-Вознесенской губ. во время снятия колоколов с колокольни бывшего монастыря (теперешнего детского дома), причем толпа снять колоколов не дала, а поставила охрану в 50 человек".
Та же картина наблюдалась и в другие годы. В Донбассе, например, были арестованы священники, хранившие в церкви большое количество оружия. А агитация крестьян за силовое сопротивление хлебозаготовкам и прочим изъятиям продовольствия была практически обыденным делом. ОГПУ оставалось только констатировать: "В настоящее время тихоновщина - наиболее сильная и многочисленная из оставшихся в СССР антисоветских группировок".
http://www.radonezh.ru/all/gazeta/?ID=1575Кровавые эксцессы допускали и представители новой власти.
Отчасти это можно объяснить позицией церкви в Гражданскую войну,когда вместо того,чтобы выступить силой,примиряющей обе враждующие стороны,она однозначно показала себя врагом части,не побоюсь сказать подавляющего большинства (причем подавляющего во всех смыслах) населения,предводительствуемой большевиками,а однозначно выступила на стороне свергнутых правящих классов показав себя только частью этих правящих классов,а не великой моральной силой..Справедливости ради следует сказать,что после Гражданской только часть духовенства продолжала сохранять непримиримые антисоветские позиции.Другая часть начала поиски места церкви в новом обществе,проявив реализм и глубокое понимание идущих процессов.
С этим связан небезинтересный эпизод:
В самом начале процитирую малоизвестный документ, отразивший один из самых драматических моментов в жизни Церкви в первые послеоктябрьские годы (дело происходит в 1922 году).
Временное самоустранение Св. Патриарха Тихона от управления
"12 мая группа духовенства в составе протоиерея Введенского, священников Красницкого, Калиновского, Белкова и псаломщика Стадника направилась в Троицкое подворье к св. патрирху Тихону и имела с ним продолжительную беседу. Указав на только что закончившийся процесс Московского Губревтрибунала, коим по делу о сопротивлении изъятию ценностей вынесены 11 смертных приговоров, группа духовенства моральную ответственность за эту кровь возложила на патриарха, распространившего по церквам свое послание-прокламацию от 28 февраля. По мнению группы духовенства, это послание на местах явилось сигналом для новой вспышки руководимой церковной иерархией гражданской войны Церкви против Советской власти.
Священником Красницким в беседе было указано, что с именем патриарха вообще связано вовлечение Церкви в контрреволюционную политику, конкретно выразившееся, между прочим: а) в демонстративном анафематствовании патриархом большевиков 19 января 1918 г.; б) выпуске патриархом послания от 15(28) февраля, призывавшего к сокрытию в потайных местах церковного имущества, к набатным звонам и организации мирян в целях сопротивления Советской власти (это послание, по словам священника Красницкого, на местах вызвало 1414 кровавых процессов); в) в посылке патриархом Николаю Романову в Екатеринбург через епископа Гермогена благословения и просфоры; г) рукоположении в священных сан и в приближении к высшим иерархическим должностям целого ряда лиц, определенно выявивших себя в качестве приверженцев старого, монархического строя; д) в превращении Церкви вообще, в политическую организацию, прикрывающую своей ризой и впустившую в свои приходские советы те безответственные элементы, кои хотят именем Церкви и под флагом Церкви свергнуть Советскую власть.
Указав на то, что под водительством патриарха Тихона Церковь переживает состояние полнейшей анархии, что всей своей контрреволюционной политикой и, в частности, борьбой против изъятия ценностей она подорвала свой авторитет и всякое влияние на широкие массы, группа духовенства требовала от патриарха немедленного созыва, для устроения Церкви, поместного собора и полного отстранения до соборного решения от управления Церковью.
http://society.pravda.ru/society/2002/8 ... lenci.htmlВот строки из манифеста "обновленцев" об отношении к большевитсткому государству:
Церковь пребывает на земле. Члены Церкви в то же самое время являются и членами государства. Поэтому вопрос о взаимоотношениях Церкви и государства является одним из важнейших вопросов церковности. В наши дни, дни напряженной политико-экономической борьбы распавшегося на два лагеря человечества, это вопрос совершенно исключительной важности.
Церковь отделена в России от государства. Церковь принципиально до сих пор не признавала в существе своем столь благого Церкви положения. Отделение Церкви от государства должно быть Церковью признано определенно и безоговорочно. Раз и навсегда. В непризнании Церковью этого факта кроется источник тех политических (контрреволюционных фактически) настроений, уклонов, а иногда - как это в вопросе с изъятием ценностей - и дел. Если Церковь признает для себя за величайшее благо раздельное существование с государством, ей будет безразличен тот или иной политический строй.
Долгий союз с монархией наложил неизгладимый отпечаток на психику и идеологию церковных людей. Должен быть приложен максимум усилий к тому, чтобы это вредное с чисто церковной и опасное с государственной точек зрения положение было уничтожено в корне. Церковь должна совершенно ясно и до конца осознать: "Церковь Моя не от мира сего". Во имя высочайших принципов Церковь отрекается от земного политиканства. Это не значит, что она отрекается от земли и превращается в паразитическую организацию. Церковь есть союз людей, верующих в Божественность своего Учителя и по этой вере осуществляющих деятельную любовь ко всеми миру, ко всем людям, близким и далеким, своим и чужим, друзьям и врагам. Именно поэтому Церковь не может остаться равнодушной зрительницей происходящей борьбы с социально-экономической неправдой, с социально-экономическим неравенством, с фактом существования в христианском мире капитализма. Если сама Церковь, оставаясь Церковью, не может применять методов насилия для устранения нравственного зла (каковые функции берет на себя государство, принудительно проводящее в жизнь те или иные нравственные принципы), то она должна религиозно-морально осудить принцип неравенства и в социально-экономическом вопросе, осудить до конца и бесповоротно эксплуатацию человека человеком. Это делали до сих пор, по голосу своей совести, отдельные члены Церкви, но еще никогда, во всей мировой истории, этого Церковь не сделала, как таковая.
Собор, если он примет, санкционирует и возвестит миру указанное выше слово нравственной правды, будет иметь воистину вселенское, мировое значение. Впервые ясно и определенно от имени христианства будет брошено миру, в эпоху мировой экономической борьбы, подлинное и авторитетное слово правды по этому мучительнейшему и острейшему вопросу современности.
Стоит перед собором и великое множество других задач. Одно несомненно: грядущий канонический (вопреки всем уже раздающимся голосам) собор должен сыграть совершенно исключительную роль не только в истории русского христианства, но и христианства всемирного. Более того, крах собора (идейный - неприятие вышеизложенных положений) будет страшным подрывом самой ценности христианства... во всех уголках земного шара. Здесь могут сыграть свою негативную роль консерватизм, присущий вообще церковности, политическое озлобление некоторых церковных кругов.
Но Владыка жизни - Христос, во имя Которого совершается великое дело обновления Церкви, Его невесты, даст те благодатные силы, при наличии которых трудное становится легким, неразрешимое - разрешимым, а греза о чистом христианстве, христианстве без примесей человеческих наслоений, станет очевидным для каждого фактом."
В результате беседы, после некоторого раздумья, патриарх написал резолюцию о передаче своей власти до поместного собора одному из высших иерархов".
http://society.pravda.ru/society/2002/8 ... lenci.htmlОтдельной историей является количество жертв среди священников,которое ,стараниями ряда лиц очевидного готовится приблизиться к холокостовскому масштабу. Тут Лузор упоминал какие совершенно фантастические цифры. Попробуем (не разобраться,нет)лишь подойти к разбору. На мой ответ (на его цифру 200 000 священников до революции) о том,что сама Патриархия говорит о 100 000 он промолчал.Но действительно,откуда такое расхождение? В два раза.
Возможно,это происходит от того,что что некоторые исследователи,стремясь подчеркнуть нравственную сторону ,что в общем понятно и справедливо,перестают обращать внимание на реалистичность цифр.
Ректор Свято-Тихоновского Богословского института, протоиерей В.Воробьев: "Никогда за две тысячи лет не было такого гонения, как в России в ХХ веке. И никогда никакая другая Церковь не дала Богу столько мучеников, сколько Русская Церковь… Мы получили списки репрессированного духовенства, примерно 2500 имен, создана база о новых мучениках, содержащая 9000 биографических статей".
Диакон Андрей Кураев: "За годы неслыханных гонений Русская Церковь потеряла только убитыми более 200000 священнослужителей. Более полумиллиона священнослужителей были репрессированы".
Лично мне Кураев симпатичен (лично с ним незнаком,но то,что он говорил в паре передач,впрочем не касавшихся этого периода,показалось мне небезинтересным),но откуда эти чудовищные ,оторванные от здравого смысла цифры.Надеюсь,это не солженицынский дух безумного преувеличения,который сперва брякнул 50 миллионов репрессированных,потом подумал-нет,50 мало,100 миллионов.И наплевать еиу 50 или 100 миллионов русских ванюшек,вот уж воистинну ради красного словца не пожалеет и отца.... Кто ,какая экономика могла себе позволить кормить полмиллиона здоровых крепких мужиков,вырванных из производственного процесса.Или миллион.
Или за годы Советской власти расстреляли, а будем держаться при реальной цифре духовенства -100 тыс (хотя источники называют 64 000 на 1916 г.),от двух до пяти личных составов?
Из архивных источников мы извлекаем совсем иные данные. Вот, например, в феврале 1937 года Отдел культпросветработы ЦК ВКП(б) получил докладную записку о состоянии антирелигиозной работы в стране. В докладе констатировалось "нетерпимое положение с антирелигиозной работой". Составители докладной указали на количество действующих молитвенных зданий - на рассматриваемый период их было 20000, плюс 10000 зданий временно прикрыто местными властями. Одновременно было указано и число зарегистрированных служителей культа - на февраль 1937 года их насчитывалось более 24000. Естественно, что в этот список входили священнослужители всех зарегистрированных в СССР религиозных общин: и православно-тихоновских, и обновленческих, и старообрядцев, и баптистов,и евангелистов, и мусульман, и католиков, и иудеев.
В жестком ,а подчас и жестоком отношении Советской власти к церкви есть объективные предпосылки,но и в послевоенной истории с изъятием ценностей глубоко скрываемое нежеание церкви расставаться с ценностями и готовности ради этого идти на подрывную,не совместимую со статусом работу,контакты с откровенными бандитами и с зарубежьем:
Контрреволюционность Церкви в период гражданской войны - не миф. Не случайно Патриарх Тихон в своем "покаянном заявлении" от 16 июня 1923 года подчеркнул принцип отказа Церкви от борьбы с властью. Как отмечает Н.А.Кривова: "Гражданская война обострила отношения между властью и Церковью, так как основная масса православного духовенства влилась в ряды противников Советской власти. Только на Урале с октября 1917 по 1920 годы произошло 118 антисоветских выступлений с участием духовенства, из них - 13 вооруженных".
В последующие годы, после победы в гражданской войне, особенно во время варварской кампании по изъятию церковных ценностей, Советская власть во всей полноте "припомнила" Русской Православной Церкви именно ее, в прямом смысле слова - антисоветскую деятельность. И вплоть до начала Великой Отечественной войны Церковь не могла избавиться от государственного клейма "контрреволюционности", продолжая подвергаться гонениям со стороны власти.
http://www.rusk.ru/st.php?idar=402047
Нужно быть очень бдительным.
Сейчас время такое....
И.Сталин