WW2, Танки Роммеля в Сев.Африке

Модераторы: Толстокосов, Лемурий

WW2, Танки Роммеля в Сев.Африке

Сообщение Rustik68 » 06 окт 2007, 15:02

Уважаемые знатоки, я не историк и сведения именно о WW2, а не нашей Великой отечественной (что не одно и тоже!), у меня отрывочны и несистематизированы. Потому прошу любезно прояснить ситуацию с передвижениями Роммеля по Сев.Афр., потому как по книге Коха "Лис пустыни" возникает больше неяснойстей, чем прояснений. Хотелось бы:
1)В точной хронологии знать дислокацию и передвижения войск вермахта и их противников (потенциально наших союзников), если можно с графическим приложением карт.
2)Получить инфу, где НА МОМЕНТ действий распологались наиболее близкие разработанные месторождения у/в и предриятия по их переработке в бензин (или дизель?) марок (октановое число и т.п.) необходимых танкам Роммеля.
3)Выяснить с какой ТОЧНО целью предпринимались попытки проложить дорогу ч/з тунисский Шотт и были ли эти работы завершены немцами. И какова была его намеченная трасса - из Ливии?
4)Знать. Чьими руками производились "дорожные" работы (не догадки, а если версии, то хорошо аргументированные)
5)Почему не предполагался контроль над СевАфр залежами у/в, - они на тот момент не были ещё разведаны?
6)Выяснить, действительно ли Роммелю совершенно не хватало бензина для броска, и англо-саксы заманили его дивизию в непроходимые места (какие именно? в Шоттах?), как это было оговорено в каком-то фильме недавно показанном по каналу Культура?
7) Располагаю на данный момент только сетевой версией книги Коха Л., который нужные мне подробности излагает невнятно, типа: "начали возводить мощные фортификационные сооружения в районе средиземноморского побережья", - тут, если уж прикинуться полнейшим чайником, можно подуматьи о работах в Марбейе :)
Надеюсь на ликбез и обстоятельный, тем более и Юлли вроде что-то, да должна знать, хотя основная зона её интересов в ансиент.
С уважением, Р.А.
П.С.
Инфа нужна для развития аннотации к Chott El Jerid расположенной в рубрике ГАЛЕРЕИ моего профильного сайта
всегда в танке
Аватара пользователя
Rustik68
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 21 май 2004, 14:59
Откуда: Казанские эмираты

Сообщение LeGioner » 08 окт 2007, 23:09

Вот нашел такое про Роммеля:

http://rapidshare.com/files/61115167/Young.rar

перевод книги Десмонда Янга о фельдмаршале Роммеле. За качество перевода не ручаюсь.
История - продажная девка империализьму!
Аватара пользователя
LeGioner
Модератор
Модератор
 
Сообщения: 2325
Зарегистрирован: 23 июн 2006, 15:58
Откуда: КраЇна мрій

Сообщение Rustik68 » 09 окт 2007, 08:11

LeGioner писал(а):Вот нашел такое про Роммеля http://rapidshare.com
Спасибо, уже видел вчера сообщение самого переводчика в одном военнизированном жж-комьюнити, да только с рапидшарой у меня проблема :( - чайник, не умею ей пользоваться. На бесплатных вариантах там надо что-то часами выжидать, а временем на то не располагаю, а с оплатой технические сложности.
всегда в танке
Аватара пользователя
Rustik68
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 21 май 2004, 14:59
Откуда: Казанские эмираты

Сообщение Архивариус » 07 дек 2007, 23:03

Rustik68 писал(а):Спасибо, уже видел вчера сообщение самого переводчика в одном военнизированном жж-комьюнити, да только с рапидшарой у меня проблема :( - чайник, не умею ей пользоваться. На бесплатных вариантах там надо что-то часами выжидать, а временем на то не располагаю, а с оплатой технические сложности.


М-да, вопросов Вы, уважаемый Rustik68, "накидали" на целую диссертацию! 8)

А Вы не пробовали поискать здесь: http://militera.lib.ru ?

На все вопросы ответов не найдёте, но на первые два, думаю, получите удовлетворительную информацию.
Архивариус
 

Re: WW2, Танки Роммеля в Сев.Африке

Сообщение Юлли » 07 дек 2007, 23:35

Rustik68 писал(а): Юлли вроде что-то, да должна знать, хотя основная зона её интересов в ансиент.


.. только сейчас увидела... польщена такой оценкой моих более чем скромных познаний во Второй Мировой.. :oops: я уже объясняла Хромцу, что тут мне ближе все же "нутро" Третьего Рейха, но поищу что-нибудь... кстати, я видела рекламу книги Ирвинга о Роммеле, правда, не в курсе, насколько она близка к истине.. книгу Янга могу скачать для вас и выслать, куда скажете...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 07 дек 2007, 23:59

Эрвин Роммель
Биографическая справка
http://www.hrono.info/biograf/bio_r/rommel.html

У.Кавальеро
Записки о войне
Дневник начальника итальянского генерального штаба
http://base13.glasnet.ru/text/ugo/t.htm#s


.. да, еще, вот этот человек - http://kenigtiger.livejournal.com/ - "роммелевед", не по специальности, но тем не менее... попробуйте у него спросить... (обсуждать его политические взгляды не буду :wink: )...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Сообщение Юлли » 08 дек 2007, 01:11

Юлли писал(а):.. да, еще, вот этот человек - http://kenigtiger.livejournal.com/ - "роммелевед", не по специальности, но тем не менее... попробуйте у него спросить... (обсуждать его политические взгляды не буду :wink: )...


.. впрочем, он сам ответит на ваши вопросы...
Аватара пользователя
Юлли
Афродита Эвплоя
 
Сообщения: 4154
Зарегистрирован: 21 май 2004, 11:38
Откуда: Санкт-Петербург

Re: WW2, Танки Роммеля в Сев.Африке

Сообщение kenigtiger » 08 дек 2007, 03:57

Rustik68 писал(а):Уважаемые знатоки, я не историк и сведения именно о WW2, а не нашей Великой отечественной (что не одно и тоже!), у меня отрывочны и несистематизированы.


Утро доброе. На самом деле Великая Отечественная, то есть Восточный фронт, связан с походом Роммеля гораздо теснее, чем кажется. Ибо, как и все фронты, выставленные немцами против союзников, фронт в Африке с 22 июня 1941 года пополнялся войсками и снабжением по остаточному принципу.

Rustik68 писал(а):Потому прошу любезно прояснить ситуацию с передвижениями Роммеля по Сев.Афр., потому как по книге Коха "Лис пустыни" возникает больше неяснойстей, чем прояснений.


Кох всё-таки не историк и даже не "военный писатель". Он журналист. И книга его может заинтересовать человека походом "Африканского корпуса", но не показать полностью его логику и интригу.

Rustik68 писал(а):Хотелось бы:
1)В точной хронологии знать дислокацию и передвижения войск вермахта и их противников (потенциально наших союзников), если можно с графическим приложением карт.


В таких случаях всегда указывайте точность, с которой вы хотели бы получить позиции войск и маршруты передвижения. С точностью до дивизии, полка или батальона. В принципе, имеющийся у меня под руками скан "Записок Роммеля" позволяет кое-где в описании ключевых моментов соблюдать точность батальонного или даже ротного уровня на несколько дней описываемых событий, ибо Роммель в эти моменты был в центре всего дела.

Rustik68 писал(а):2)Получить инфу, где НА МОМЕНТ действий распологались наиболее близкие разработанные месторождения у/в и предриятия по их переработке в бензин (или дизель?) марок (октановое число и т.п.) необходимых танкам Роммеля.


Подавляющая часть техники Роммеля имела бензиновые двигатели, впрочем, вопрос бензин/солярка нам не актуален. Захват нефтепромыслов и нефтеперерабатывающих заводов не гарантировал того, что они что-то смогут произвести. Единственный случай - случай внезапного захвата, когда на минирование и подрыв предприятий не остается времени. Но это должна быть очень большая удача.
А самыми близкими разработанными месторождениями в тот момент были, скорее всего, ближневосточные, в зоне Персидского залива.

Rustik68 писал(а):3)Выяснить с какой ТОЧНО целью предпринимались попытки проложить дорогу ч/з тунисский Шотт и были ли эти работы завершены немцами. И какова была его намеченная трасса - из Ливии?


В записках Роммеля о боевых действиях 1941 года мне встречалось упоминание о боевых действиях в районах соляных болот/озер, т.е. шоттов, (они именовались в английском тексте как salt marsh). Но это были шотты Киренаики.
Что же касается Туниса, то вы здесь, похоже, имеете в виду Шотт-эль-Джерид у Габеса. Или нет? К позициям в этом районе войска Роммеля откатились только к зиме 1942-1943 и шотты выполняли роль труднопроходимого флангового укрепления подобно тому как вади использовались в качестве противотанковых рвов.

Rustik68 писал(а):4)Знать. Чьими руками производились "дорожные" работы (не догадки, а если версии, то хорошо аргументированные)


Итак, если нас интересуют только работы в Тунисе или на его границе с Киренаикой, то можно предположить, что в 1941-м они могли служить только прокладке надежных и коротких тыловых коммуникаций. Хотя и не понятно, как можно было "срезать" через Шотт-эль-Джерид.
Что же касается зимы 1942-1943, то здесь Роммель был скорее расположен к ликвидации любых дополнительных проходов в шоттах, дабы англичане не имели возможности обойти его ослабленную армию с фланга.
Дорожные работы проводились, если проводились, скорее всего, руками итальянских солдат под управлением немецких саперов.

Rustik68 писал(а):5)Почему не предполагался контроль над СевАфр залежами у/в, - они на тот момент не были ещё разведаны?


Да, необходимых масштабов в тот момент нефтепромыслы не достигали, да и большая их часть толком разведана не была.

Rustik68 писал(а):6)Выяснить, действительно ли Роммелю совершенно не хватало бензина для броска, и англо-саксы заманили его дивизию в непроходимые места (какие именно? в Шоттах?), как это было оговорено в каком-то фильме недавно показанном по каналу Культура?


Надо бы определиться, о каких боях идёт речь. В 1941- году боёв в Тунисе и на границе с Киренаикой не было. В 1942-м они начались только зимой, когда соперники поменялись ролями и Роммель уже не был особо расположен к броскам. Скорее сам заманивал англичан в ловушки.
Не переносите ли вы в Тунис события, имевшие место под Эль-Аламейном летом-осенью 1942-го года. Но Аламейн - это Египет. Там Роммелю действительно не хватало горючего, но вовсе не потому, что его куда-то заманили. Пока его войска весь конец лета стояли у Аламейна, медленно пополняясь и готовясь к штурму последней преграды перед Нилом, англичане, имевшие куда более лучшее снабжение, сумели укрепить единственную проходимую для армии узкую полоску побережья у Аламейна - между морем и Каттарской низменностью.
Плотная и достаточно глубокая оборона опиралась на укрепленные горные кряжи, между которыми располагались так называемые "коробки" (боксы, box), укрепленные пункты отдельных подразделений, окруженные обширными минными полями. Африканский корпус - ядро танковой армии Роммеля атаковал южный фланг этой укрепленной полосы в надежде на то, что получит необходимое горючее от итальянцев, флот которых отвечал за снабжение армии в Африке. Однако танкер с горючим был потоплен и Роммель, узнав об этом, немедленно свернул наступление и отвел войска. Это случилось в конце августа 1942 года.

Rustik68 писал(а):7) Располагаю на данный момент только сетевой версией книги Коха Л., который нужные мне подробности излагает невнятно, типа: "начали возводить мощные фортификационные сооружения в районе средиземноморского побережья", - тут, если уж прикинуться полнейшим чайником, можно подуматьи о работах в Марбейе :)
Надеюсь на ликбез и обстоятельный, тем более и Юлли вроде что-то, да должна знать, хотя основная зона её интересов в ансиент.


Давайте я в следующем комментарии попробую что-то вроде такого ликбеза провести. Не самый подробный, но хотя бы с картами местности и основными вехами событий.
kenigtiger
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 дек 2007, 02:41

Африканская кампания Роммеля, февраль 1941 - май 1943

Сообщение kenigtiger » 08 дек 2007, 04:18

Ну что же, приступим к краткому описанию одной из самых легендарных и эпических страниц Второй Мировой.
Началась она осенью 1940 года, когда Муссолини, объявивший в след за Германией войну Англии, решил, уже после успешного завершения французской кампании Гитлера, попытаться внести-таки свою лепту в общее дело. Практически одновременно войск двинулись из Албании в Грецию, склонявшуюся на сторону Англии, и из Киренаики(Ливии) в Египет. Греки довольно успешно встретили итальянцев и вскоре отбросили их на исходные позиции и даже кое-где продвинулись вперед. В то же время английские моторизованные патрули, охранявшие границу Ливии и Египта, отступили, пропуская итальянцев в глубь территории. Итальянская армия, слабо моторизованная, с морально устаревшим вооружением и недостаточно обученная новым формам ведения боевых действий, была ещё пригодна для классической колониальной войны типа экспедиции в Эфиопию 1935-36 гг, но поединок с современной армией она проиграла безоговорочно.
В то время как итальянцы, углубившись в Египет, остановились возводить укрепленные лагеря, прокладывать водопроводы и обустраиваться всеми прочими возможными способами, британцы не сидели сложа руки. Собрав все свои скромные силы в две почти полностью моторизованные колонны, они в ноябре-декабре 1940 гг провели операцию "Compass". Вот примитивная иллюстрация, дающая некоторое представление об образе их действий:
Изображение
Как видите, британцы, пользуясь преимуществом в организации и мобильности, обошли с фланга укрепленные пункты итальянцев и разгромили их один за другим.
Число пленных, взятых британцами, превысило 130 тысяч. Собственные потери были минимальны. Итальянская армия в Африке, фактически, перестала существовать. Началось бегство её остатков в сторону Триполи, неизбежно бы закончившееся потерей плацдарма в Африке, если бы бедственное положение Дуче не решился исправить Гитлер, отдавший приказ об отправке в Африку двух подвижных дивизий верхмата, командование которыми предполагалось поручить достаточно энергичному командиру. Этим командиром стал Эрвин Роммель. В середине февраля 1941 года будущий командир "Немецкого Африканского корпуса" ступил на землю черного континента.
kenigtiger
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 дек 2007, 02:41

Карты и некоторые комментарии

Сообщение kenigtiger » 09 дек 2007, 04:30

Кое-что из карт к первой части нашего рассказа.
http://i014.radikal.ru/0712/c9/d5efcb5cec32.jpg
Это карта наступления Грациани осенью 1940 г.

http://i027.radikal.ru/0712/97/9e87132a2225.jpg
Вот захват британцами итальянской приграничной крепости Тобрук в ходе их контрнаступления. В последствии Тобруку было суждено стать краеугольным камнем войны в Африке.

http://i046.radikal.ru/0712/52/c28848bb9bc7.jpg
Вот последующее преследование итальянцев почти до самого Триполи.

http://i014.radikal.ru/0712/ca/612efc27a609.jpg
А вот эта милая "этажерка" - торпедоносец "Сфордфиш". Именно эти машины в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года доказали, что человеческий фактор в современной войне машин никуда не делся.
http://militera.lib.ru/h/belli_penzin/s14.gif
Всего лишь дюжина машин атаковала итальянскую военно-морскую базу в Таранто при свете осветительных бомб, однако эффект атаки был весьма значительный - ценой двух самолетов они вывели из строя до конца войны итальянский линейный корабль "Конте де Кавур" до конца войны, а линкоры "Дуилио" и "Литторио" вышли из строя на несколько месяцев. Эта атака в совокупности с последующими боями итальянского ВМФ против британского флота сыграла роковую роль в будущей судьбе Африканского корпуса Роммеля. Получив несколько сильных ударов, итальянский флот действовал нерешительно и только немецкая авиация и подлодки могли хотя бы частично компенсировать эту пассивность.
Связь событий на море и на суше достаточно просто понять, взглянув на карты региона:
http://i048.radikal.ru/0712/dd/96ae32670f43.jpg

http://i048.radikal.ru/0712/b7/f371f6a88a34.jpg

Как видите, ключом к снабжению армий Оси в районе от Орана до Каира являлось господство на море. Нарушать коммуникации итальянцев британцам было удобнее всего с острова-крепости Мальты, на которой могли базироваться самолеты-торпедоносцы и бомбардировщики, а также подводные лодки и надводные корабли. Если Мальта подвергалась мощным ударам с воздуха, то значительная часть сил с неё могла быть отведена в Александрию или Гибралтар. Снабжение крепости также осуществлялось по морю и тоже зависело о того, кто хозяин на море и в воздухе.
Итальянцы, занимавшиеся проводкой конвоев в Африку, понимали, что начиная с появления в Африке Роммеля вся слава будет доставаться немцам. Поэтому платить своими кораблями за их победы итальянские моряки не очень-то и спешили. Видимо, им не пришло в голову, что в случае немецкого поражения их корабли будут следующими на очереди.
Кстати, помимо боязни британского флота и торпедоносцев и союзнических разногласий с немцами был и ещё один повод для малой активности итальянского флота, особенно на завершающем этапе кампании в Африке - дефицит нефти для боевых кораблей. Большую часть нефти в общем бюджете Оси съедало обеспечение Восточного фронта бензином и снабжение дизельным топливом подлодок в Атлантике.
Постоянные нарушения в снабжении Африканского корпуса не только мешали Роммелю накопить достаточно сил для успешных действий. Итальянцы упорно не желали снабжать немцев через порты, находившиеся вблизи линии фронта, что дополнительно удлиняло коммуникации Роммеля и требовало непредвиденных затрат горючего.

Вообще, вся африканская кампания похожа на раскачивающийся маятник - каждая из сторон, вырываясь вперед, истощала свои силы, растягивала коммуникации и в итоге отступала назад, пока то же самое не происходило с противником. Именно этот своеобразный характер войны в голой пустыне, без крупных городов и промышленных центров, позволил Роммелю при всех вышеописанных проблемах реализовать все имевшиеся у него преимущества - превосходную организацию войск и техническую грамотность солдат и офицеров, опыт маневренной войны и кадровый карт-бланш, данный Гитлером. (Роммель имел право отсылать в Европу не слишком энергичных офицеров по своему желанию и подбирать себе наиболее адекватные кадры.)
kenigtiger
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 дек 2007, 02:41

продолжим

Сообщение kenigtiger » 09 дек 2007, 05:39

Итак, в середине февраля Роммель высадился в Северной Африке с первыми немецкими частями - передовыми подразделениями 5-й легкой дивизии (которая в последствие была переименована в 21-ю танковую, на картах - 21 Pz, соответственно).
В качестве основной задачи Роммелю предписывалось остановить отступление итальянцев и выстроить надёжную оборону. О контрнаступлении речи не шло в виду явной недостаточности сил. Однако, сам Роммель так не думал. Весной 1941 года ситуация складывалась как раз таким образом, что даже с его скромными силами можно было рискнуть.
Во-первых, англичане прошедшие с боями всю Киренаику, истощили свои запасы и растянули коммуникации.
Во-вторых, в связи с напряженным положением на Балканах британские части, столь успешно действовавшие против итальянцев, готовились к отправке в Грецию.
Имея под рукой из частей первой линии один танковый батальон и около полка мотопехоты с разведывательным батальоном, Роммель решил атаковать, используя немецкие части в качестве основной ударной силы, а итальянские - для удержания захваченных позиций и обеспечения снабжения.
Немецкие танкисты и мотопехота при поддержке танков итальянской дивизии "Ariete" вернули то, что было потеряно итальянцами достаточно быстро. Вот карта основных боёв весны-лета 1941 года в Киренаике.
http://i003.radikal.ru/0712/c6/7c6087a4039d.jpg
Основные действующие лица с немецкой стороны - 3-й разведывательный батальон, 8-й пулемётный, бронеподразделения 5-й легкой дивизии, боевая группа итальянской дивизии "Ариете".
В маневренной войне ключевым моментом является грамотный маневр, распределение и концентрация сил в необходимых ключевых точках. Решительную играет скорость и качество реакций штабного механизма, и именно этим параметром Роммель компенсировал ничтожность своих сил. Разведку противника путали и деревянными макетами танков на шасси легковушек, и авидвигателями с пропеллерами, поставленными на автомобили, которые поднимали тучи пыли, создавая видимость движения крупных автоколонн, и даже ложным парадом - Роммель провел выгруженные в Триполи немногочисленные танки парадом через город несколько раз, по кругу, дабы произвести на возможных вражеских агентов из числа местного населения соответствующее впечатление.

Собственную же разведку Роммель нередко проводил сам, облетая фронт на связном самолете "Шторьх". Часто он садился в расположении передовых частей только для того, чтобы выяснить причину задержки дальнейшего продвижения вперед и поторопить своих солдат. Подобные визиты стали поводом для массы анекдотов.
Во время этого наступления Роммель, фактически, был везде - управлял боем, если не справлялся командир на месте, перенаправлял заблудившиеся в пустыне колонны и т.д.
Его собственная штабная колонна всегда следовала за передовыми частями, в то время как штаб британской 8-й армии находился в дельте Нила и скорость реакции была чрезвычайно медленной, не говоря уже о качестве - люди, фактически принимавшие решения, не имели никакой возможности хотя бы примерно оценить обстановку на местности. В добавок к этому британская армия не имела ни достаточной теоретической базы для маневренной войны, ни серьезного практического опыта скоординированного применения моторизованных и танковых частей. А против них играл "тот самый Роммель", комдив 7-й танковой дивизии, взявшей во Франции пленных в десять раз больше своего списочного состава.

Роммелю благоприятствовала и стратегическая ситуация - немецкое наступление на Балканах также развивалось успешно. Была оккупирована Югославия, английский экспедиционный корпус эвакуировался из Греции и вскоре немцы массированным десантом захватили о. Крит, устроив в его водах авиаизбиение британскому флоту.
Роммель за это время вернул всю Киренаику, обложил англичан в Тобруке и запер вход в этот регион заслоном в дефиле Хальфайя.
Здесь предлагаю еще раз взглянуть на стратегические карты и выслушать кое-какие пояснения.
Все боевые действия в Северной Африке вполне естественно велись вдоль побережья. При этом основной формой непрямой атаки был обход позиций противника с южного фланга. Способность к такому успешному обходу определялась сравнительной степенью моторизованности войск противников, их качества и качества управления ими. А помимо этого и наличием самой возможности такого обхода, ибо на протяжении побережья от Туниса до Каира существовало несколько приморских дефиле, узких проходимых сухопутных коридоров, ограниченных с юга рельефом местности. На границе Туниса это были те самые соляные озера, за Тобруком, у Хальфайи это были горные террасы, у Аламейна - Каттарская низменность.
Именно поэтому Роммель остановился у Хальфайи - такая позиция позволила ему, оставив минимум сил для обороны узкого фронта, сосредоточиться на взятии Тобрука.
Штурм крепости летом 1941 года успеха не имел. Даже с учетом прибывших на фронт пополнений - первых частей 15-й танковой дивизии, сил было слишком мало. А подразделения пикирующих бомбардировщиков, весьма успешно поначалу действовавшие против порта и укреплений Тобрука, были отозваны для подготовки к агрессии против СССР. Соответственно, авиационная группировка, оказывавшая давление на Мальту тоже поредела и англичане вновь удобно уселись на коммуникациях Оси.
Как только к англичанам прибыли необходимые подкрепления, британские танковые части предприняли ряд попыток пробить заслоны Роммеля с фронта и соединиться с гарнизоном Тобрука. Однако до поздней осени 1941 года Роммель все эти попытки умело отражал, великолепно используя имевшийся у него минимум ресурсов. В конце концов после жестоких боев ноября 1941 года британцам удалось с большими потерями деблокировать Тобрук. Роммель отступил, однако как только в начале 1942 года в порт Триполи прибыл транспорт с танками, он нанес ответный удар и в итоге фронт, который уже было отодвинулся обратно, в сторону Триполи, стабилизировался в районе Газалы. Обе стороны стали возводить мощные укрепления и обустраивать обширные минные поля, ожидая каждая наступления противника и, одновременно, готовясь к собственному наступлению.
Подробно эти бои описаны в книге Ф.В. фон Меллентина "Танковые сражения". Он в то время был офицером штаба у Роммеля, соответственно, наблюдал и участвовал. (http://militera.lib.ru/h/mellenthin/, в конце есть ссылка на карты боёв)

Тем временем на море и в воздухе вновь произошли изменения. Гитлер, видя осложнение ситуации в Африке, приказал перебросить в Средиземное море из Атлантики часть подлодок. Дениц, противившийся такому решению, вынужден был пожертвовать эффективностью подводного флота ради выправления положения на суше. Немецкие подводники создали некоторые проблемы англичанам, в то время как русская зима приковала к земле люфтваффе. Система снабжения немецких войск просто не тянула поддержание в боевом состоянии у линии фронта полного штата подразделений, поэтому не просто отдельным пилотам а целым подразделениям нашлось лучшее применение - их пополнили техникой и до лета отправили на Средиземное море, раз эффективно воткнуть куда-то на востоке не получалось.
Командовать очередным раундом битвы за снабжение поставили Кессельринга, который предпринял очередную серию мощных налетов на Мальту весной 1942 года и, как результат, снабжение войск Роммеля резко улучшилось - в том числе и потому, что у Кессельринга хватало терпения вытрясать из итальянцев необходимый транспорт и снабжение.
Кстати, настоятельно рекомендую почитать после Меллентина мемуары Кавальеро и Кессельринга - очень хорошо понимаешь, ради чего пишутся такие мемуары. Свалить всё на соседа. У итальяцев немцы плохие, у Кессельринга - плохие итальянцы и Роммель, Роммель в свою очередь, в описании Меллентина и других апологетов фельдмаршала, имеет массу поводов обижаться и на итальянцев и на Кессельринга.
Но вернемся к весне 1942-го в Северной Африке...
kenigtiger
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 дек 2007, 02:41

продолжение. май-ноябрь 1942.

Сообщение kenigtiger » 09 дек 2007, 06:43

Обустраиваясь на "Линии Газала", Роммель вполне здраво полагал, что ему следует упредить возможное британское наступление. Ибо было вполне очевидно, что необходимые им для полной уверенности в успехе силы они накопят как раз к тому моменту, когда время перестанет работать на него, Роммеля, и поток военных грузов и подкреплений, идущий из Германии, вновь повернет с юга на восток - от Африки к России.
Все стороны, обсуждавшие в своих штабах планы будущего наступления, сходились во мнении, что захватить Тобрук, войти в Египет и выйти к Нилу без захвата Мальты не получится. Однако сил для захвата острова до начала наступления по-прежнему не было. Соответственно, когда набиралось достаточное количество средств для атаки на Мальту, нельзя было начинать наступление, так как это оттягивало бы ресурсы от обеспечения поддержки этих сил. Поэтому рационально было ограничиться усилением прессинга против Мальты, более мощными бомбежками без высадки десанта, как минимум до взятия Тобрука.
В конце мая 1942 года Роммель начал наступление традиционным африканским маневром - охватом с юга.
Итальянские дивизии удерживали укрепленный фронт по "Линии Газала" в то время как маневренная часть армии - Африканский корпус и всё та же "Ариете" шли в обход южной части британских укреплений. Они должны были, проделав проходы в бескрайних минных полях, обойти с тыла, окружить и взять штурмом форт Бир-Хакейм, южную оконечность линии, важный опорный пункт и узел коммуникаций. После чего, построив таким образом надежно защищенный коридор для доставки всего необходимого - в первую очередь горючего и боеприпасов, Африканский корпус должен был атаковать британские танковые части и, разбив их, завершить окружение британских войск у Газалы. После чего взятие Тобрука не представляло особой сложности.
Столь замечательный план, подкрепленный восстановлением подвижности немецких моторизованных частей, едва не сорвали солдаты 13-й полубригады французского иностранного легиона, оборонявшие форт Бир-Хакейм. (формально везде полубригада записана как первая бригада 1-й дивизии "Свободной франции") . Гарнизон форта под командованием майора Кенига продержался под натиском немцев и итальянцев несколько дней, после чего оставшиеся в живых защитники разрушенного форта пробились к своим, а Африканский корпус вышел в тыл британских укреплений, где и уничтожил одну за одной британские танковые бригады, командиры которых так и не научились координировать свои действия. Монтгомери, который с этой же самой 8-й армией будет бить Роммеля всего четыре месяца спустя, сделает только одно - он даст армии вменяемый и достаточно шустро работающий армейский штаб и корпусные штабы, способные управлять маневренным боем.
После почти месяца боев между Газалой и Тобруком 22-23 июня войска Роммеля взяли крепость штурмом и приняли капитуляцию её более чем 30-тысячного гарнизона. Поражение британцев было полным. 8-я армия быстро отступала в Египет, позволяя себя преследовать всего лишь трем-четырем десяткам танков, которыми располагал Роммель - больше у него исправных машин просто не было. Но у англичан не было и этого - в Тоборуке они бросили всё, включая богатые склады, несколько тысяч исправных автомашин и солидный артиллерийский парк, хорошо послуживший потом немцам.
Роммель, не зная, какое решение дальше примет ставка - будут брать Мальту или нет, стремился после взятия Тобрука занять как можно более выгодную и стабильную позицию. Поэтому он подгонял свои моторизованные авангарды вглубь дефиле, идущего от Хальфайи на восток. Чем дальше удастся влезть туда, тем сложнее потом будет англичанам выбить оттуда немцев - с юга-то не особо обойдёшь.
Именно поэтому уже 1 июля 1942 года начались первые серьезные бои в районе маленькой железнодорожной станции Эль-Аламейн, ставшей самым северным опорным пунктом новой британской линии обороны.
Вот карта летнего наступления Роммеля:
http://i014.radikal.ru/0712/1f/1178e2baa7b4.jpg
Всего в районе Аламейна имели место три, так сказать, боевых эпизода.
Первый - упомянутая немецкая разведка боем в начале июля и английские ответные действия:
http://i026.radikal.ru/0712/ef/4a916dc77456.jpg
Второй - решительная попытка Роммеля взять Аламейн в конце августа 1942 года:
http://i048.radikal.ru/0712/d1/380dfaa201b9.jpg
Третий - наступление Монтгомери в конце октября - начале ноября, приведшее к краху всех немецких планов завоевания Египта:
http://i005.radikal.ru/0712/72/e0c0ffefd4a6.jpg
Как уже было сказано, августовская попытка Роммеля сорвалась из-за недостатка сил и кризиса с доставкой горючего, виновниками которого были итальянцы, которым было не под силу протащить достаточно транспортов в Африку без прикрытия немецкой авиации.
В то же время наступление Монтгомери имело небывалый успех не только в силу пятикратного превосходства англичан, но и в силу того, что Гитлер, которого проинформировали об угрожающем положении войск Роммеля, запретил отступление, результатом чего стало пленение большей части итальянских войск, весь транспорт которых немцы реквизировали для своих частей. Именно здесь еще раз с лучшей стороны показали себя немецкие парашютисты. Бригада парашютистов Бернхарда Рамке, переброшенная в Африку в качестве пехоты после того, как в штабах отказались от захвата Мальты, также осталась без транспорта в условиях окружения, но не сдалась. После прорыва и изнурительного пешего марша по пустыне парашютисты нагнали своих.
Роммель, плюнув в конце концов на приказ Гитлера, начал быстрое отступление к Тобруку, а оттуда - дальше на запад - к Газале и в сторону Триполи.
Первой попыткой остановки становится в начале декабря Эль-Агейла на границе Египта и Ливии, однако 12 декабря, практически сразу с началом атаки англичан, Роммель снова начинает отступать и 23 января 1943 года Триполи сдают англичанам. Первая реальная стабилизация фронта происходит позже, на "линии Марет", уже в Тунисе.
Вот карта отступления:
http://i035.radikal.ru/0712/3b/0d5f60a70a69.jpg
kenigtiger
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 дек 2007, 02:41

Финал. ноябрь 1942 - май 1943

Сообщение kenigtiger » 09 дек 2007, 12:28

Практически одновременно с поражением Роммеля под Аламейном, 8 ноября 1942 года, союзники высадили десант в Алжире. Французские войска не оказали серьезного сопротивления и вскоре американцы оказались у ворот Туниса. Один своевременный бросок - американские танки вошли бы в Тунис и Бизерту, и Африканская кампания закончилась бы максимум в декабре - Роммель был бы лишен последних портов и тыловых баз.
Но американцы не слишком спешили, в то время как немецкая сторона в виду резкого сокращения протяженности коммуникаций получила возможность поворачиваться шустрее. В Африку прибыла 10-я танковая дивизия, а также другие части, которые и сформировали в Тунисе западный фронт, обращенный к американцам.
Вот, кстати, ещё карта по теме:
http://i013.radikal.ru/0712/a2/f3fa4bcacb7c.jpg
Вместе с подкреплениями в Африку прислали генерал-полковника фон Арнима, который должен был вместе с Роммелем отбиваться на тунисском плацдарме.
В принципе, вопрос был только в том, когда англичане и американцы подтянут тылы и порвут мобильные резервы африканской группировки одновременным ударом и в Тунисе, и на линии Марет.
Можно было бы, что называется, помереть сразу, но Роммель решил помучаться и, развернув основные силы против американцев, атаковал их в Кассеринском проходе. Необстрелянные новобранцы составлявшие львиную долю американских войск, были к такому повороту событий не готовы и наступление это поначалу имело успех. Вот, кстати, классический африканский пейзаж того времени и того места.
http://i038.radikal.ru/0712/19/96d2c12f4454.jpg
Это американские "Шерманы", которым сорвало башни не без помощи 10-й танковой с приданными ей "Тиграми". Вообще, "Тигры", которых в Африке оказалось в общей сложности до батальона, были в условиях пустыни страшны - спрятаться от дальнобойной 88-мм пушки "Тигра" было негде. А об эффективности американских противотанковых орудий против немецких танков очень живо и образно высказался генерал Фридендролл, войска которого приняли на себя удар под Кассерином. Мол, единственный способ убить немца из наших пушек - засунуть ему эту пушку известно куда и выстрелить.
Однако же никакие тактические успехи и микрочудеса уже не могли исправить общей ситуации - медленно, но верно, союзники Роммеля сотоварищи зажимали с обеих сторон к Тунису. Превосходство на море и в воздухе становилось всё более заметным, поэтому способы доставки хоть какого-то снабжения на плацдарм становились всё более причудливыми. Так, например, если раньше по воздуху в Африку доставлялись только люди, то теперь пришлось возить и технику, для переброски которой не хватало мощности морских коммуникаций. Возилась техника огромными шестимоторными транспортными самолетами Ме-323. Но даже это долетало не всегда:
http://i040.radikal.ru/0712/80/b204605cdd5d.jpg

В конце апреля 1943 года англичане, прорвавшие "линию Марет" и американцы, окончательно оправившиеся после февральской развлекухи под Кассерином, начали последнее наступление на плацдарм. 9-12 мая немецкие войска, прижатые к морю, сдались.
Союзное командование объявило о том, что в плен попало около 250 тыс. человек, однако в последствии оказалось, что военнослужащих Оси в Северной Африке на тот момент никак не могло оказаться больше 150 тысяч, из которых немцев было 90, максимум 100 тысяч. Стимул для приписки у союзников был - очень хотелось, чтобы вымученная наконец-то победа в Африке хоть как-то смотрелась на фоне Сталинграда.

Роммеля среди пленных не оказалось - 9 марта он был отозван из Туниса и получил назначение в Италии. Капитулировал в Африке фон Арним - Гитлер не стал отдавать союзникам легендарного "Лиса Пустыни", который два года портил им кровь в промышленных масштабах.

Вот такая история, если вкратце.
kenigtiger
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 6
Зарегистрирован: 08 дек 2007, 02:41

Сообщение Rustik68 » 13 дек 2007, 21:36

Архивариус писал(а):М-да, вопросов Вы, уважаемый Rustik68, "накидали" на целую диссертацию!
Да, это точно. Пословица есть на подобную ситуацию, про одного вопрошающего дурака и семь мудрецов, оказавшихся в затруднении. :)
Это шутка На самом деле всем большое спасибо за участие в теме: и Юлли, уведомившей меня об обновлениях в теме, и дорогому Архивариусу, и kenigtiger за обилие информации. У меня были проблемы с конектом, причём не по всем адресам, не открывалась часть внешки, в т.ч. и Новый Геродот.
Пока, к сожалению, времени подробно ознакомиться с ответами нет, смог лишь ответить в личке в части одной уже закрытой темы, Архивариусу.
До скорого свидания, до побачення и до видсповидження!
С уважением, Ваш Р.А.
всегда в танке
Аватара пользователя
Rustik68
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 21 май 2004, 14:59
Откуда: Казанские эмираты

Re: WW2, Танки Роммеля в Сев.Африке

Сообщение Rustik68 » 16 дек 2007, 16:29

kenigtiger писал(а):В записках Роммеля о боевых действиях 1941 года мне встречалось упоминание о боевых действиях в районах соляных болот/озер, т.е. шоттов, (они именовались в английском тексте как salt marsh). Но это были шотты Киренаики.
Что же касается Туниса, то вы здесь, похоже, имеете в виду Шотт-эль-Джерид у Габеса. Или нет? К позициям в этом районе войска Роммеля откатились только к зиме 1942-1943 и шотты выполняли роль труднопроходимого флангового укрепления подобно тому как вади использовались в качестве противотанковых рвов.


Да, Вы оказались весьма проницательны, действительно, в первую очередь интересуют дислокации/перемещение в районе Шотта Эль Джерид. Но только в районе Габеса, ближе к побережью, расположен другой, – самый маленький Шотт, - эль Феджадж. Был у Шотт эль Джерида в районе параллели Гафсы, только не там где солончак обрамляют горы, а вроде трошки западнее, ближе к оазисам Дегеша, хотя мимо горных массивов проезжали. Именно там, по дороге из Дуза в Дегеш идущей между солончаков Феджадж и Джерид, есть останки дороги, которую прокладывали немецкие военные. До конца не понял назначение этой дороги, единственно знаю, что видимые нынче редкие вехи (по маршруту старой дороги воткнуты прутики), отмечающие трассировку той дороги, которую не смогли доделать, находятся ТЕПЕРЬ на самом солончаке эль Джерид.
Возникли вопросы, которые не выяснил на месте, или забыл имевшие место пояснения: конечная цель/назначение прокладывания той дороги – в Ливию? Имеет ли к ним отношение Роммель или здесь были ещё какие-то войска Вермахта?
Остальной ликбез пока не осилил, но интересует в первую очередь именно то, о чём здесь вопрошаю.
всегда в танке
Аватара пользователя
Rustik68
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 97
Зарегистрирован: 21 май 2004, 14:59
Откуда: Казанские эмираты

След.

Вернуться в Новейшее время

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 36