Сама по себе эта идея уходит корнями в далекое прошлое индоевропейких народов (к коим, ежели Пантелеич помнит, относятся и славяне), во времена Гомера и даже более ранние, когда считалось, что «царь»-басилей был всего лишь человеком, получившим от богов свою власть, но от этого вовсе не ставший божеством. И власть гомеровских басилеев оправдывалась не столько их происхождением, сколько их заслугами перед народом. Недаром в «Илиаде» Гомер вложил в уста ликийского царя Сарпедона знаменательные слова:
Сын Гипполохов! За что перед всеми нами нас отличают
Местом почетным, и брашном, и полной на пиршествах чашей
В царстве Ликийском и смотрят на нас, как на жителей неба?
И за что мы владеем при Ксанфе уделом великим,
Лучшей землей, виноград и пшеницу обильно плодящей?
(Илиада. XII. 310-314)
Об этом же говорит и Ахилл, обвиняющий Агамемнона в том, что тот желает похитить его награду, «подвигов тягостных мзду, драгоценнейший дар мне ахеян?..» (Там же. I. 162).
В известной степени можно говорить о том, что византийская политическая модель повторяла гомеровский идеал общественно-политического устройства, который, говоря словами отечественного эллиниста Ю.В. Андреева, может быть выражен как некий «общественный договор», основой которого является «…гармония взаимоуравновешивающихся интересов народа и «вождей». «Вожди» защищают народ и поддерживают среди него добрые обычаи и справедливость. Народ платит им за это дарами, почестями и повиновением…» (Андреев Ю.В. Раннегреческий полис (гомеровский период). СПб., 2003. С. 176).