Что тут сказать! Сталин совершенно верно заметил, что расчеты Тухачевского основаны на «механическом подходе» (Кен О.Н. Указ. соч. С. 156). Сравнить самолеты 2-й пол. Первой мировой войны и конца 20-х – нач. 30-х гг. – это надо уметь! Конечно, сравнивать темпы развития авиации в годы Первой мировой и в 20-х гг. бессмысленно – с завершением войны они резко упали. Однако согласимся, что между 17-м или даже 24-м «Ньюпором» и Бристоль «Бульдогом» разница есть, и немалая, равно как и между ТБ-1 и «Готой». Конечно, в интересах связи и в какой мере артиллерии можно было использовать легкие гражданские самолеты (типа У-2, АИР-6 и им подобных), но на роль именно боевых самолетов они ни в коей мере не годились ни в коей мере – 1930 год – это не 1914 и не 1915, тем более 1916 или 1918 гг. И если бы Тухачевский внимательно читал бы работы по истории Первой мировой, поглубже вник бы в проблемы развития военной авиации на завершающем этапе этой войны, то, вне всякого сомнения, он не стал бы уравнивать уровень развития автомобильной промышленности и авиационной. И дело даже не в том, что на 3 автомобиля приходится 1 самолет – сама по себе конструкция самолета к концу 20-х гг. весьма и весьма серьезно отличалась от конструкции автомобиля (вместо трех ГАЗ-А или полуторок можно построить 1 И-4 или И-5, а вместо 3-х АМО-2 или АМО-3 – 1 ТБ-1? Это же нонсенс! Даже в начале 20-х из трех «голубых» «Испано-Сюиз» не получилось бы одного «Спада»). Зависимость здесь ни в коем случае не прямая!
То же самое можно сказать и о производстве авиамоторов – уже в годы Первой мировой авиамоторы и автомобильные двигатели существенно различались и тем более это может быть отнесено к концу 20-х гг. Как отмечали авторы коллективного исследования «Самолетостроение в СССР (1917-1945)», «…в конце 20-х и начале 30-х гг. в мировом авиамоторостроении начался существенный подъем: мощность моторов непрерывно увеличивалась, удельная масса снижалась, технология производства неуклонно совершенствовалась…» (Самолетостроение в СССР (1917-1945). Кн. I. М., 1992. С. 61). Сложность разработки авиамоторов, их доводки и организации их действительно массового выпуска существенно выросла в сравнении с предыдущими временами и сравнивать автомобильный двигатель с авиационным было бессмысленно – это фактически параллельные миры (хотя, безусловно, без развитой автомобильной промышленности не будет и авиастроения, но, подчеркну еще раз, зависимость здесь отнюдь не прямая и не линейная). Так что отнюдь не факт, что при достижении уровня годового выпуска автомобилей 350 тыс. штук в год удастся производить 120 тыс. самолетов и 175 тыс. авиамоторов.