Триединое морское ремесло

Война, торговля и пиратство...

Модератор: Dedal

Триединое морское ремесло

Сообщение Analogopotom » 11 июн 2006, 20:40

Триединое морское ремесло.

В римских юридических сборниках – дигестах – зафиксирован закон, приписываемый законодателю Солону, где перечислены три равноправные профессии: моряки, пираты и купцы. Никто не мог игнорировать пиратский промысел. В зависимости от обстоятельств, одни мореходы становились разбойниками, другие – жертвами грабежа.
Это была «триединая» профессия. «Война, торговля и пиратство – три вида сущности одной», как сказал Гёте устами Мефистофеля.
Именно с пиратами связано стремительное развитие судостроения, навигационных знаний, торговых связей, военно-политических союзов – всего, что составляет историю античного общества. Трудно переоценить роль «мужей, промышляющих морем», как называл их Гомер, и в сфере географических открытий. Именно они прокладывали новые трассы, отыскивали новые якорные стоянки и гавани, изобретали новые типы кораблей и вооружения.
Первые сведения о пиратах обрывочны и неполны, но ни один античный автор не обошел их вниманием. О пиратах рассказывается без излишних эмоций, как о заурядной розе жизни, но в то же время с морским разбоем связываются деяние выдающихся личностей, полубогов и героев. Эти личности сильны, как Геракл, изобретательны и хитры, как Одиссей, мудры, как Минос. То есть этот промысел трактуется, как проявление ума, силы, инициативы.

Происхождение слова «пират» не вполне ясно, но то, что оно родилось в Греции,— несомненно. Им пользовались такие писатели, как Полибий и Плутарх, и они ничего не говорят о его происхождении, из чего следует, что это слово было хорошо известно и привычно. Его можно толковать по-разному: «пытаться овладеть чем-либо, нападать на что-нибудь», «пытаться захватить (или штурмовать)», «совершать покушение или нападение на кораблях». Это слово вошло в обиход примерно в IV—III веках до н. э., а до того применялось понятие «лэйстэс», известное еще Гомеру и тесно связанное с такими материями, как грабеж, убийство, добыча. Четкое разграничение в этой области провели лишь римляне: их слово pirata заимствовано из греческого как синоним именно морского грабителя, разбойников же и грабителей вообще они обозначали словом latrunculus (любопытно, что этим же словом они называли наемных солдат и... игральные кости — вероятно, как символ ветреной Фортуны). В дигестах зафиксировано, что «враги — это те, которым или объявляет официальную войну римский народ, или они сами римскому народу; прочие называются разбойниками (latrunculi) или грабителями (praedones)».

Пиратство, как и война, всегда считалось у древних народов обычным хозяйственным занятием, не хуже и не лучше, чем скотоводство, земледелие или охота. Разве что опаснее и хлопотнее. А посему оно неизбежно должно было иметь и собственную производственную базу, окончательно уравнивающую его, например, с военным делом.
Пираты должны были иметь свои якорные стоянки, гавани и крепости, где они могли бы чувствовать себя в безопасности на время ремонта или отдыха, были бы способны отразить любое нападение и хранить добычу. Для этого нужны инженеры и строители разных специальностей, обслуживающий персонал и вообще все, без чего не может обойтись ни одна крепость.
Пираты должны были иметь корабли, по крайней мере не уступающие быстроходностью и маневренностью обычным типам торговых судов (чтобы можно было догнать) и военных кораблей (чтобы можно было удрать или принять бой). Для этого нужны верфи, материалы и постоянно действующие конструкторские бюро.
Пираты должны были иметь эффективное оружие нападения, чтобы предприятие принесло максимальную выгоду, и оружие защиты, так как участь пойманного разбойника была ужасна. Для этого нужны грамотные специалисты в морском и военном деле, а также знатоки теории военного искусства.
Пираты должны были иметь лучшую для своей эпохи оснастку кораблей, превращавшуюся в умелых руках в дополнительное оружие. Для этого нужны совместные усилия конструкторов, теоретиков и практиков, а также испытательные полигоны.
Пираты должны были иметь рынки сбыта рабов и награбленного добра, а также разветвленную сеть посредников, ибо без их помощи они быстро поменялись бы местами со своими пленниками. Для этого нужны преданные агенты, совмещающие в себе таланты и разведчиков, и наводчиков, и провокаторов.
Иными словами, они должны были иметь государство в государстве. Как правило, они имели его. И мощь некоторых из них была такова, что соперничала с мощью Рима в период его расцвета, в эпоху Помпея, Цезаря и Августа.
Борьба за свободу морей — постоянный предмет заботы властителей античных государств — почти всегда вступала в противоречие с экономическими и военными интересами не только пиратов, но и царей соседних держав. И в этой волчьей схватке пираты обычно играли роль ударного резерва, предлагая свои услуги тому, кто больше платит, то есть превращаясь по сути в каперов – разбойников на государственной службе.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение edvins » 11 июн 2006, 23:25

Во первых не понял какое отношение Солон имел к Риму.А во вторых отношение римлян к пиратам характеризует Иллирийская война в 224году днэ,когда римляне этих пиратов жестоко разгромили.Впоследствии им удалось полностью очистить от пиратов Средиземное море.
edvins
Фукидид
Фукидид
 
Сообщения: 2342
Зарегистрирован: 28 фев 2006, 21:06
Откуда: latvia

Сообщение Dedal » 12 июн 2006, 13:03

edvins писал(а):Во первых не понял какое отношение Солон имел к Риму.А во вторых отношение римлян к пиратам характеризует Иллирийская война в 224году днэ,когда римляне этих пиратов жестоко разгромили.Впоследствии им удалось полностью очистить от пиратов Средиземное море.


http://militera.lib.ru/h/snisarenko/pre.html

"В римских юридических сборниках — дигестах — зафиксирован закон, приписываемый Солону, где перечислены три равноправные профессии: моряки, пираты и купцы (48, XLVII, 22, 4).

48. Digestae. — Corpus iuris civilis, v. I. Berlin, 1922."

Может уважаемый Филлэлин приведёт цитату, а то я в этих установлениях с непривычки заблудился :oops:
--------------------------------------------
"Борьба с пиратами" - это, так сказать, навиду. Но, в силу организации древнего общества, отношения были сложнее:

http://www.professors.org.il/docs/20030 ... ovsky.html

"Две тысячи лет назад Средиземное море контролировалось финикийцами, и они поддерживали там строгий порядок. После падения финикийского государства Карфагена и установления гегемонии Рима, в Средиземном море наступил беспредел, поскольку римляне привыкли воевать с крупными державами и с регулярными армиями, а не с отдельными группами разбойников и пиратов. Были и экономические соображения, способствовавшие тому, что римляне закрывали глаза на развитие пиратства. Дело в том, что пираты поставляли рабов, которых иначе нужно было добывать в дорогостоящих войнах. Кроме того, пираты играли на руку хлебным землевладельцам в Италии, так как подрывали торговлю заморским зерном. Видя бессилие и нежелание Рима бороться с пиратами, приморские города, больше других страдавшие от пиратов, стали заключать с ними союзы и оказывать разнообразные услуги. Хотя pимское правительство и ввело штрафы за пособничество пиратам, но эта мера оказалась малоэффективна."
--------------------------------------------------
http://ancientrome.ru/publik/ryazanov/ryaz01.htm

Рязанов В.В.
СОВРЕМЕННАЯ ИСТОРИОГРАФИЯ ОБ УЧАСТИИ РАБОВ В ДВИЖЕНИИ СЕКСТА ПОМПЕЯ В 43 – 36 ГГ. ДО Н.Э.

"Античная историография выработала два подхода к решению поставленной проблемы. Наиболее распространенной была точка зрения, согласно которой рабы, наряду с пиратами и дезертирами, составляли основу социальной базы государства Секста Помпея. Впервые появилась она в литературном окружении непримиримого противника Секста – первого римского императора Цезаря Августа. В течение четырех десятилетий единоличного правления Август, сам не чуждый увлечению литературой, настойчиво вырабатывал требования, предъявляемые к историческим произведениям, формировал традицию, в соответствии с которой следовало рассматривать события прошлого и настоящего."
----------------------------------------------------
Афины также не отставали в привлечении сил "со стороны":

http://legends.by.ru/pirates/1.htm

"Афинские законы утверждали Общество пиратов и регламентировали его деятельность - помощь во время войны, охрана торговли и побережья и т.д. Периодически возникали целые государства, занимавшиеся пиратством. Поликрат Самосский, тиран острова Самос (537 - 522 г до н. э.) вел в широких размерах морской разбой и грабил острова и побережья. Он организовал первый известный в истории морской рэкет: греки и финикийцы платили ему, чтобы обезопасить свои суда и грузы от нападений и грабежа, а моряков от смерти. Доход от пиратства был так велик, что Поликрат построил на острове Самос дворец, считавшийся одним из чудес света той эпохи. Несмотря на то, что в его эпоху морской разбой был частью политики и торговли, Поликрат отличался такой алчностью и занимался пиратством в столь крупных масштабах, что вошел в историю как самый прославленный пират античности. В 522 году до н. э. персидский царь Оройтес обманом заманил Поликрата в Магнесию под предлогом заключения договора о ненападении, где захватил и распял его. Однако после смерти диктатора Самоса пиратство в Эгейском море только усилилось и, с переменным успехом, существовало на протяжении всех древних веков. "
--------------------------------------------------------
А истоки необычных отношений с пиратами заключались в их организации, будь то семейный клан или товарищество. Так как само государство, по сути, возникало и имело внутренние связи такие же как и "пиратские" сообщества.

http://www.centant.pu.ru/centrum/publik ... /index.htm

Э.Д. Фролов, Е.В. Никитюк, А.В. Петров, А.Б. Шарнина
Альтернативные социальные сообщества в античном мире.
--------------------------------------------------------
И одно характерное замечание, хотя и на другую тему:

http://ancientrome.ru/publik/lapustin/lap01.htm

"Естественному ходу формирования новых микроколлективов не могли помешать ни lex Julia de collegiis, ни другие запретительные мероприятия правительства (Тас. Ann., XIV, 17; Dig., III, 4,1). Недаром Гай, юрист II в., признавал, что среди ремесленников различные объединения [с.81] могли возникать сами собой (Dig., XLVII, 22, 4)."
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1664
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01

Сообщение Analogopotom » 17 июл 2006, 20:34

В римских юридических сборниках — дигестах — зафиксирован закон, приписываемый Солону, где перечислены три равноправные профессии: моряки, пираты и купцы.


Digestae. — Corpus iuris civilis

XLVII.Dig. 47.22.4

Sodales sunt, qui eiusdem collegii sunt: quam graeci hetaireian vocant. his autem potestatem facit lex pactionem quam velint sibi ferre, dum ne quid ex publica lege corrumpant. sed haec lex videtur ex lege solonis tralata esse. nam illuc ita est: ean de dymos y fratores y hierwn orgiwn y nautai y sussitoi y homotafoi y viaswtai y epi leian oixomenoi y eis emporian, hoti an toutwn diavwntai pros allylous, kurion einai, ean my apagoreusy dymosia grammata.

Огромное спасибо за перевод закона и примечания Баранову Юрию!

дигесты: digesta, -orum n. (pl.tantum). По типу castra, -orum n.

Перевод: Сообщники суть те, которые являются членами одной и той же коллегии: греки таковую называют (1)гетерией. Таковым правовую силу дает соглашение, условия которого их участники обязуются соблюдать в своем кругу, пока на основании закона государственного данные соглашения не перестают действовать. Кажется, отношения такого рода происходят из законодательства Солона, ибо там изложено следующее (далее текст на греч.(2)): Если (3)дем, или член (4)фратрии, или (5)совместно совершающие священные обряды, или моряки, или (6)члены сисситии, или совместно хоронящие (в складчину), или (7)совместно исполняющие культ, или (8)отправляющиеся за добычей или ради торговли заключат между собой о чем-то соглашение, то быть посему, если законы общественные сего не запрещают.

Примечания:

1. Клуб по интересам или политич. партия.

2.правильная транслитерация должна быть такой: ean de dēmos ē phratores ē hierōn orgiōn ē nautai ē syssitioi ē homotaphoi ē thiasōtai ē epi leian oichomenoi ē eis emporian hoti an tutōn diathōntai pros allēlus kyrion einai cau mē apagoreuēi dēmosia grammata.

3.Упоминание дема в законе Солона выглядит странным. Их ещё не было даже в проекте. Вероятно, здесь поздняя интерполяция. Дем, основанный на территориально-административном делении появился позднее, и разрушил фактически древнее родовое устройство, основанное на филах и фратриях.

4. Имеется в виду граждане, связанные между собой узами (даже отдаленного) родства. Фратрия была частью филы, в которую входило 3 фратрии, в каждую из которых входили 30 родов.

5. Наиболее темное место. Не понятно, чем они отличаются от thiasotai.
Возможно предложить вариант: ?? участники священных мистерий.

6. Сотрапезники. Институт сисситий наибольшее распространение получил в Спарте и на Крите.

7. Члены товарищества по поклонению какому-либо (часто не входящего в гос. культ) богу и устройству в его честь празднеств.

8. Торговля и честный разбой ещё не были тогда четко разграничены в правовом плане.
Аватара пользователя
Analogopotom
Администратор
Администратор
 
Сообщения: 4598
Зарегистрирован: 25 мар 2006, 00:21
Откуда: РСФСР

Сообщение Dedal » 21 июл 2006, 17:13

Присоединяюсь :)
Большое спасибо, очень интересно 8)
Аватара пользователя
Dedal
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1664
Зарегистрирован: 13 сен 2004, 20:01


Вернуться в История мореплавания и кораблестроения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1