Дарданелльская операция и исход Мировой войны

Война, торговля и пиратство...

Модератор: Dedal

Сообщение Atkins » 06 июл 2009, 15:14

А также прерваны транспортные связи турции с Центральными державами. Долго бы турки продержались на своих завпасах?
Royal Own
Аватара пользователя
Atkins
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 1509
Зарегистрирован: 22 дек 2007, 18:59
Откуда: Самара

Сообщение Ilik » 06 июл 2009, 15:31

Atkins писал(а):А также прерваны транспортные связи турции с Центральными державами. Долго бы турки продержались на своих завпасах?

Не долго. Турция в ее османском варианте, так сказать, скончалась бы в считанные месяцы.
Тем временем через восстановленный путь Россия получала бы западное оружие и снаряжение, а англо-французы - русское продовольствие. Война вполне могла закончиться победой Антанты в начале 17-го года, скажем. А то и раньше.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 06 июл 2009, 16:07

Главное действующее лицо первого этапа Дарданелльской операции:

Вице-адмирал С.Карден, командующий британской Средиземноморской эскадрой и автор плана прорыва через Дарданеллы силами одного флота
Изображение
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 08 июл 2009, 20:06

План этот предусматривал следующие меры:

1. Подавление фортов у входа в пролив;
2. Траление минного поля и разрушение фортов между входом и узкостью пролива;
3. Разрушение фортов в узкости (т.н. группа фортов Дарданос);
4. Траление минного заграждения у Кефеца (это дальше на север по проливу);
5. Приведение к молчанию фортов выше узкости;
6. Проход флота в Мраморное море.

Основные силы, которыми располагал адмирал Карден к 19 февраля, состояли из сверхдредноута "Куин Элизабет" , линейного крейсера "Инфлексибл", 6-ти британских и 4-х французских линкоров. И хотя в атаке внешних фортов не учавствовали "Куин Элизабет" и два линкора, тем не менее флот имел семикратное превосходство в тяжелой артиллерии над внешними фортами (данные даются по А.Коленковскому).
Артиллерийская дуэль продолжалась до темноты. И союзники убедились, что даже 12-дюймовые снаряды наносят земляным укреплениям фортов лишь незначительные повреждения. Не удалось полностью подавить сопротивление ни одного из пяти внешних фортов.
Из-за плохой погоды следующая попытка прорыва была предпринята почти через неделю, 25 февраля. На этот раз были задействованы все тяжелые корабли, которые в упор расстреливали турецкие укрепления. К 15 часам 25 февраля все внешние форты были подавлены и тральщики до темноты успели очистить пролив на 4 мили в глубину. Пункты 1 и 2 плана Кардена были выполнены.
На следующий день, 26 февраля в пролив углубились линкоры "Трайомф", "Мажестик" и "Альбион" и открыли огонь по фортам Дарданос (пункт 3 плана Кардена), которые прикрывали минные поля внутри пролива. Тем временем другие корабли высаживали небольшие десанты, которые подрывными зарядами довершали уничтожение внешних фортов. Все шло хорошо до 15 часов, когда "Альбион" и "Мажестик" внезапно были накрыты залпами тяжелой сухопутной артиллерии. Это были гаубицы германского 8-го артполка, стрелявшие с высот азиатского берега. Для союзников они оставались невидимыми и потому неуязвимыми. Их огонь и сорвал прорыв 26 февраля. Пункт 3 так и остался невыполненным.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Марат » 08 июл 2009, 23:42

Джексон так описывает катастрофическое положение, в котором оказались бы корабли союзников в случае, если бы им удалось прорваться через Дарданеллы:

«Они подверглись бы огню полевой артиллерии и ночным торпедным атакам, сами не располагая транспортами с боевыми припасами и не имея возможности отступить без новой борьбы против береговых батарей, если только последние не были бы уничтожены при прорыве. Хотя они и могли бы командовать над городом (Константинополем) и произвести громадные разрушения, их положение было бы незавидным, если бы при них не было больших сухопутных сил для занятия города... Падение Константинополя было бы для турок большой потерей; но бомбардировка никак бы не отразилась на отдаленных военных операциях, и даже если бы он пал, он не мог бы быть занят и удержан без войск».
У Франции история великая, у Англии - подлая
Аватара пользователя
Марат
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 18 май 2009, 17:59
Откуда: Страна чудес

Сообщение Марат » 08 июл 2009, 23:44

Мысль, что союзники могли снабжать Россию военным имуществом и тем помочь ей нанести немцам решительное поражение, была ошибочна, так как в это время у них самих на всех фронтах ощущался острый недостаток орудий и снарядов. Русские, в свою очередь, не имели резервов для нападения на Константинополь, которое являлось необходимым дополнением к операции форсирования Дарданелл. Правда, для этой цели были выделены русские войска, но их отсутствие в критический момент на сухопутном фронте, может быть, спасло Венгрию и помешало наступлению русских армий через Карпаты на Будапешт. Морской путь в Черное море, даже в случае занятия Константинополя, не был бы открыт без оккупации войсками союзников берегов Босфора и Дарданелл. Самым абсурдным в Дарданелльском проекте было то, что, как впоследствии признал виконт Грей, он вызвал со стороны России не благодарность, а подозрения. Ценность хорошего штаба заключается в том, чтобы не пропускать наспех составленных планов вроде того, который привел к таким неудачам в Дарданеллах, но в 1915 г. морской штаб Адмиралтейства был еще новым и сравнительно слабым органом, слишком послушным каждому мановению руки Черчилля. План исключительно морской операции был встречен во Франции с большими опасениями и, по свидетельству адмирала Бьенэмэ, совершенно не был согласован с французским штабом
У Франции история великая, у Англии - подлая
Аватара пользователя
Марат
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 18 май 2009, 17:59
Откуда: Страна чудес

Сообщение Марат » 08 июл 2009, 23:45

В феврале 1915 г., когда было приказано начать форсирование, британскими силами у Дарданелл командовал в.-адм. Карден. По согласованию с французским штабом он был назначен командующим всеми союзными силами. В его распоряжении находились линейный крейсер «Инфлексибл», необходимый для наблюдения за «Гебеном», старые британские линейные корабли «Агамемнон», «Трайэмф», «Вендженс», «Альбион», «Корнуолис» и дивизия французских линейных кораблей-додредноутов под командой адмирала Гепрата: «Сюфрен», «Голуа» и «Буве». «Агамемнон» и французские линейные корабли были хорошо защищены броней для борьбы против береговых батарей, чего нельзя было сказать ни о старых британских кораблях, ни об «Инфлексибле», бронирование которого было совершенно недостаточно для боя с мощной артиллерией фортов. Кроме этих британских кораблей, в состав эскадры входили 4 легких крейсера, 16 эскадренных миноносцев и 7 подводных лодок (из которых 2 французские). Прибыло также 7 тральщиков и еще 14 находилось в пути; но это были такие тихоходные корабли, что они с трудом выгребали против течения в Дарданеллах, и польза от них была невелика. Приданный эскадре британский авиатранспорт «Арк Ройял» имел на себе 6 гидросамолетов, летные качества которых были невысоки (потолок — 600 м).
У Франции история великая, у Англии - подлая
Аватара пользователя
Марат
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 18 май 2009, 17:59
Откуда: Страна чудес

Сообщение Марат » 08 июл 2009, 23:50

Кардену был послан еще новый линейный корабль «Куин Элизабет», но его было разрешено использовать только в ограниченных пределах. Корабль запрещалось вводить в пролив, подвергать риску торпедных атак и огню тяжелых батарей на близкой дистанции. Далее, было запрещено подвергать его новые орудия чрезмерному износу. Когда «Куин Элизабет» прибыл, его турбины оказались в неисправности, и корабль не мог делать более 15 узл., хотя впоследствии эти дефекты были устранены. В распоряжение Кардена шел также линейный корабль «Лорд Нельсон» — мощный додредноут, однотипный c «Агамемноном».

Вот эта "Лиза", лучший на тот момент линкор:


Изображение
Последний раз редактировалось Марат 09 июл 2009, 00:05, всего редактировалось 1 раз.
У Франции история великая, у Англии - подлая
Аватара пользователя
Марат
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 18 май 2009, 17:59
Откуда: Страна чудес

Сообщение Марат » 08 июл 2009, 23:57

Ну и на последок.

Для успешного подавления береговых фортов и батарей необходимы специальные корабли снаряженные крупнокалиберными орудиями с навесной траекторией стрельбы.
Настильная артиллерия линкоров для этого мало пригодна.
У Франции история великая, у Англии - подлая
Аватара пользователя
Марат
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 18 май 2009, 17:59
Откуда: Страна чудес

Сообщение Марат » 09 июл 2009, 00:03

Насчет того, что снилось французам: http://base13.glasnet.ru/text/nplf/2.htm
Красавец. Не чета любому англичанину. Если б был построен. Но, флот удовольствие дорогое. особенно, если на суше предстоит сдерживать германские орды.
Вот если б царю денег не давали (а ссудили своему правительству на нужды флота). Так кто знал, что не отдадут? К тому же, без этого займа Россия в ПМВ и года бы не продержалась. Так что бог сним, с "Лионом"...
У Франции история великая, у Англии - подлая
Аватара пользователя
Марат
Логограф
Логограф
 
Сообщения: 119
Зарегистрирован: 18 май 2009, 17:59
Откуда: Страна чудес

Сообщение Ilik » 09 июл 2009, 19:41

Марат писал(а):Ну и на последок.
Для успешного подавления береговых фортов и батарей необходимы специальные корабли снаряженные крупнокалиберными орудиями с навесной траекторией стрельбы.
Настильная артиллерия линкоров для этого мало пригодна.

Это союзники поняли быстро. Насчет настильной траектории снарядов корабельных орудий. Но неподовляемыми или трудноподавляемыми в данной ситуации были не береговые форты и батареи, находившиеся в пределах прямой видимости, а батареи сухопутных сил, которые прятались в складках местности в глубине полуострова. Ну и маневрировали к тому же. Именно эти артиллерийские средства причиняли наибольшие неприятности и для очищения от них Галлиполи на полуостров высадились войска.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 09 июл 2009, 19:55

Марат писал(а):...ни об «Инфлексибле», бронирование которого было совершенно недостаточно для боя с мощной артиллерией фортов. Кроме этих британских кораблей, в состав эскадры входили 4 легких крейсера, 16 эскадренных миноносцев и 7 подводных лодок (из которых 2 французские). Прибыло также 7 тральщиков и еще 14 находилось в пути; но это были такие тихоходные корабли, что они с трудом выгребали против течения в Дарданеллах, и польза от них была невелика. Приданный эскадре британский авиатранспорт «Арк Ройял» имел на себе 6 гидросамолетов, летные качества которых были невысоки (потолок — 600 м).

"Инфлексибл", "Лиззи" и все остальные линкоры начинали обстрел береговых укреплений с дистанции, недосягаемой для более или менее устаревших турецких орудий, порядка 60 кабельтовых. И лишь в течение боя эта дистанция постепенно сокращалась. Так что можно не ставить им в упрек неправильное использование недостаточно бронированных кораблей.
Насчет самолетов "Арк Ройала" могу добавить, что их главным предназначением была корректировка артиллерийской стрельбы. Но ее толком выполнять они не могли по причине слабых и ненадежных моторов. А гидросамолеты (4 из 6 машин корабля) могли взлетать только при очень благоприятной погоде.
Задача корректировки позже была решена при помощи привязного аэростата, а гидропланы занимались эпизодической разведкой.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 09 июл 2009, 21:32

Марат писал(а):Джексон так описывает катастрофическое положение, в котором оказались бы корабли союзников в случае, если бы им удалось прорваться через Дарданеллы:
«Они подверглись бы огню полевой артиллерии и ночным торпедным атакам, сами не располагая транспортами с боевыми припасами и не имея возможности отступить без новой борьбы против береговых батарей, если только последние не были бы уничтожены при прорыве. Хотя они и могли бы командовать над городом (Константинополем) и произвести громадные разрушения, их положение было бы незавидным, если бы при них не было больших сухопутных сил для занятия города... Падение Константинополя было бы для турок большой потерей; но бомбардировка никак бы не отразилась на отдаленных военных операциях, и даже если бы он пал, он не мог бы быть занят и удержан без войск».

Никакая полевая артиллерия не дотянулась бы до кораблей, уже находящихся в Мраморном море. Огромную опасность она представляла для них только в проливе. По применению же торпед у нас есть интересное свидетельство контр-адмирала Г.Лорея. В интересующее нас время он командовал линкором "Хайреддин Барбаросса". Так вот, тогдашним торпедам очень мешало сильное течение в проливе и в море. Именно оно, по мнению Лорея, было причиной весьма скромных результатов торпедных атак союзных подводных лодок в Мраморном море.
Но я все же ни минуты не сомневаюсь, что все наличные силы германо-турецкого флота попытались бы нанести англо-французам максимальный урон и в Мраморном море, и в Босфоре. Тем более, что этим флотом командовал Сушон.
Что касается недобитых при прорыве батарей на Галлиполи, то тут существовали разные мнения. Например, Китченер полагал, что после прохода флота через Дарданеллы стратегическое значение Галлиполи для турок оказалось бы сведенным к нулю и поэтому силы Лимана фон Сандерса были бы отведены с полуострова для защиты той же столицы.
Ну и наконец, разрыв связи с Германией (посредством занятия проливов) неизбежно отразился бы - хотя и не сразу - на месопотамском и синайском фронтах. В Турцию непрерывным потоком через Румынию и Болгарию шли всевозможные грузы, от боеприпасов до каменного угля, так как Черноморский флот мешал доставке в проливную зону угля из Зунгулдака. Той же дорогой ехали немецкие военные специалисты и советники. При всем уважении к упорству, стойкости и неприхотливости турецкого солдата можно даже не сомневаться, что вышеуказанные фронты развалились бы в течение одного года или даже быстрее, а сопротивление турок приобрело бы полупартизанский характер в турецких областях Малой Азии по образцу позднейшей армии Кемаля.
Позволю себе процитировать адмирала Лорея как раз на эту тему:
"Проливы являлись той коммуникацией, с помощью которой можно было снабжать союзную Россию боевыми запасами и получать от нее необходимый хлеб. Падение Дарданелл означало бы поражение Турции, а в дальнейшем - Германии и Австрии. Балканские государства - Болгария, на присоединение которой к Турции можно было расчитывать, и ненадежная Румыния, - вероятно, тот час же перешли бы в лагерь противников. Необходимо было всеми средствами укрепить оборону и сделать все, чтобы воспрепятствовать прорыву неприятеля..."
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 10 июл 2009, 12:05

Марат писал(а):План исключительно морской операции был встречен во Франции с большими опасениями и, по свидетельству адмирала Бьенэмэ, совершенно не был согласован с французским штабом

Да и в Британии не все были с этим планом согласны. Но в обмен на свое участие в проекте французы получили от Черчилля заверение не предпринимать изолированно от них никакой операции против Александретты. А Франция, как мы знаем, претендовала на Сирию и район Аданы.
Кроме того, Оганьер не счел нужным отговаривать Черчилля от проведения операции еще и потому, что "почти весь риск будет нести Англия". И еще один нюанс: форсирование пролива готовилось в строжайшей тайне. После возвращения из Лондона Оганьер даже не заикнулся об этих планах, докладывая о поездке в совете министров. В случае неудачи, по словам Пуанкаре, такая секретность позволяла объявить, что целью операции был не прорыв Дарданелл, а лишь бомбардировка фортов.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Сообщение Ilik » 10 июл 2009, 22:36

Марат писал(а):Русские, в свою очередь, не имели резервов для нападения на Константинополь, которое являлось необходимым дополнением к операции форсирования Дарданелл. Правда, для этой цели были выделены русские войска, но их отсутствие в критический момент на сухопутном фронте, может быть, спасло Венгрию и помешало наступлению русских армий через Карпаты на Будапешт.

Начнем с того, что сами турки довольно высоко оценивали опасность русского десанта на Босфоре. Именно поэтому для защиты прибосфорского района и столицы был создан т.н. "Северный фронт", оборону которого обеспечивала 2-я армия Вехиба-паши четырехкорпусного состава. Причем силы ее первоначально даже превосходили силы 5-й армии Лимана фон Сандерса, оборонявшей Южный фронт, т.е. Галлиполи и Троаду.
Далее. Предназначавшиеся для планируемой десантной операции войска были взяты с Кавказа, а не с Галицийского фронта. Поэтому и нельзя жалеть об их неучастии в боях с австро-венграми.
В десант предназначался 5-й Кавказский корпус генерал-лейтенанта Н.М.Истомина в составе 1-й и 2-й пластунских бригад, 3-й стрелковой дивизии и казачьего полка - всего 37 тыс. человек и 60 орудий. Десант должен был состояться после того, как союзный флот прорвется в Мраморное море с тем, чтобы совместно с англо-французами принять участие в штурме\занятии Константинополя.
С начала марта 1915 г. между МИД и морским генеральным штабом шли интенсивные консультации по окончательному определению места высадки. Ставка, Морской штаб и командование Черноморским флотом в лице адмирала Эбергарда настаивали на болгарском Бургасе. Аргументом в пользу Бургаса было наличие большого порта "для обеспечения разрешения нашей операции овладения Босфором". Причем главную роль в реализации данного варианта должны были сыграть дипломаты: вынудить Болгарию дать согласие на занятие Бургаса русскими войсками. МИД же полагал, что болгары не отдадут Бургас без боя и попытка русских занять его силой толкнет Болгарию в объятия Центральных держав. С.Д.Сазонов со своей стороны предлагал военным занять Зунгулдак, Эрегли и Иниаду на турецкой территории. В конце концов, Николай II согласился с вариантом Сазонова.
После неудачной попытки прорыва Дарданелл, предпринятой 18 марта, Ставка запретила вывозить десантные войска из Батума. Однако уже в начале апреля началась переброска по железной дороге штаба корпуса и обеих пластунских бригад в Севастополь, а остальных частей - в Одессу. В Одессе войска производили демонстративную подготовку к десанту, в том числе - пробные посадки на транспорты. Делалось это для того, чтобы ввести в заблуждение неприятельскую разведку и воспрепятствовать таким образом переброске прибосфорских войск Северного фронта на Южный, против англо-французов. Это все, что войска, подготовленные для десанта, могли сделать на тот момент.
Аватара пользователя
Ilik
Модератор форума
Модератор форума
 
Сообщения: 2290
Зарегистрирован: 27 ноя 2008, 10:23
Откуда: Израиль

Пред.След.

Вернуться в История мореплавания и кораблестроения

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 8