Страница 1 из 1

Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 17 фев 2010, 19:16
Dedal
Видео строительства реплики:

http://www.youtube.com/watch?v=YjgOsWWE7ns

Технология полностью повторяет древние методы.
Также в ролике говорится про экспедицицию в Пунт, включая транспортировку судов от верфи до моря.

На сегодня это уже вторая успешно построенная реплика корабля Хатшепсут и третья - древнеегипетского судна.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 17 фев 2010, 22:21
Scaevola
Прелюбопытнейшая конструкция! А как насчёт аутентичности материалов? На видео вроде бы сосна виднеется... :roll:

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 22 фев 2010, 14:11
Ilik
Корабельный лес, заготовленный в Ливанских горах, морем доставляли в Египет из Библа еще в III тыс. до н.э. А это и сосна, и кедр, и кипарис. Так что с аутентичностью вроде все в порядке.
С другой стороны, в данном случае проблема все же есть. Египтяне погружали построенные корабли в нильскую воду, чтобы дерево разбухло и заполнило все щели. После этого воду откачивали и обшивка уже не давала течь - рассказывают в ролике. Но у нынешних строителей что-то пошло не так и корабль продолжает давать течь даже после его погружения в воду и разбухания деталей обшивки. Они думают, что дело все-таки в дереве, использованном для строительства.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 22 фев 2010, 17:15
Ilik
Dedal писал(а):Также в ролике говорится про экспедицицию в Пунт, включая транспортировку судов от верфи до моря.

Корабль или корабли караванами ослов доставляли в разобранном виде на расстояние 90 миль от Луксора до побережья Красного моря. Похоже, это было отработанным способом в ту эпоху.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 24 фев 2010, 00:26
Scaevola
Ilik писал(а):Корабельный лес, заготовленный в Ливанских горах, морем доставляли в Египет из Библа еще в III тыс. до н.э. А это и сосна, и кедр, и кипарис. Так что с аутентичностью вроде все в порядке.

Вроде бы в первую очередь упоминался кедр. А он, по непроверенной информации, легче сосны и менее подвержен растрескиванию и гниению :roll:
С другой стороны, в данном случае проблема все же есть. Египтяне погружали построенные корабли в нильскую воду, чтобы дерево разбухло и заполнило все щели. После этого воду откачивали и обшивка уже не давала течь - рассказывают в ролике. Но у нынешних строителей что-то пошло не так и корабль продолжает давать течь даже после его погружения в воду и разбухания деталей обшивки. Они думают, что дело все-таки в дереве, использованном для строительства.

А вот это для меня лично самый труднообъяснимый момент. Откуда реконструкторы взяли, что вся плавучесть древнеегипетского судна построена лишь на разбухании древесины? :?: Все известные мне типы конструкций судовых корпусов обязательно дополнительно, как минимум, конопатились.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 24 фев 2010, 00:29
Scaevola
Ilik писал(а):
Dedal писал(а):Также в ролике говорится про экспедицицию в Пунт, включая транспортировку судов от верфи до моря.

Корабль или корабли караванами ослов доставляли в разобранном виде на расстояние 90 миль от Луксора до побережья Красного моря. Похоже, это было отработанным способом в ту эпоху.

В данном случае, при такой конструкции судна, этот способ транспортировки абсолютно реален, ИМХО.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 24 фев 2010, 20:04
Ilik
Scaevola писал(а):А вот это для меня лично самый труднообъяснимый момент. Откуда реконструкторы взяли, что вся плавучесть древнеегипетского судна построена лишь на разбухании древесины? :?: Все известные мне типы конструкций судовых корпусов обязательно дополнительно, как минимум, конопатились.

Вспоминаются работы Тура Хейердала и его команды по реконструкции и использованию древнейших тростниковых кораблей в Египте и Месопотамии. Внешние связки папируса или берди при соприкосновении с морской водой слегка набухали, преграждая ей путь в толщу тростникового корпуса. При том, конечно, что использовались и другие фишки для водонепроницаемости, заимствованные из опыта тех, кто еще помнил, как сооружать плавучие средства из тростника.
Так вот я думаю, что технология, опирающаяся на самозатягивание щелей в деревянном корпусе корабля Хатшепсут - это пережиток тех древних времен, когда египтяне еще строили свои ладьи из папируса.
Другой вопрос, почему это не сработало сейчас? То ли щели оказались слишком велики из-за недостаточного уровня мастерства реконструкторов по сравнению с древними мастерами; то ли использовали все-таки не то дерево для строительства. Возможно, что повлияли оба этих фактора.
Scaevola писал(а):Вроде бы в первую очередь упоминался кедр. А он, по непроверенной информации, легче сосны и менее подвержен растрескиванию и гниению :roll:

Знаменитый "корабль Хеопса", найденный у подножия пирамиды, был из кедровых досок. Но вы узнали в фильме сосну, если я правильно понял. Если они взяли сосну, то это можно понять: сосна явно дешевле кедра. Но может быть как раз кедр и подходил для набухания в воде и заполнения щелей в корпусе, а сосна нет? Реконструкторы же это не учли или просто не знали.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 26 фев 2010, 05:31
Dedal
Ilik писал(а): А это и сосна, и кедр, и кипарис. Так что с аутентичностью вроде все в порядке.


В связи с Красным морем возник вопрос: как обстояло дело с применением тика?
Тим Северин пишет, что это был основной материал для строительства арабских доу.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 26 фев 2010, 05:46
Dedal
Scaevola писал(а):А вот это для меня лично самый труднообъяснимый момент. Откуда реконструкторы взяли, что вся плавучесть древнеегипетского судна построена лишь на разбухании древесины? :?: Все известные мне типы конструкций судовых корпусов обязательно дополнительно, как минимум, конопатились.


Нильская вода - не просто вода, она насыщена илом, по крайней мере в сезон половодья. Этой водой египтяне склеивали полоски папируса.
Реконструкторы могли расчитывать, что ил оседая забьёт щели, но тут есть варианты:
На ладье Хеопса, стыки конопатились и закрывались рейками.
Арабский способ (один в один - применявшийся на микенских кораблях)
http://www.youtube.com/watch?v=cHbpcko75Zk&NR=1
И, третий, "Dashur boat" - кроме нагелей доски соединялись деревянными пластинками с ласточкиным хвостом, которые не давали им расходиться при набухании.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 27 фев 2010, 14:14
Ilik
Dedal писал(а):
Ilik писал(а): А это и сосна, и кедр, и кипарис. Так что с аутентичностью вроде все в порядке.

В связи с Красным морем возник вопрос: как обстояло дело с применением тика?
Тим Северин пишет, что это был основной материал для строительства арабских доу.

В Омане, где Северин осуществлял свой проект, из тика строили сшивные "бумы", но эту древесину издревле экспортировали с Малабарского берега, а тросы из кокосового волокна для сшивания - с Лаккадивских островов. Но Оман - это совсем другой морской регион, он стоял на оживленном морском пути из долины Инда в Междуречье чуть ли не с IV тыс. до н.э.; у него с Индостаном очень давние морские связи.
А Красное море долгие тысячелетия оставалось в стороне от магистральной морской дороги между Месопотамией и Индией. Египтяне и финикийцы, которые время от времени организовывали экспедиции в этом море, должны были пользоваться привычной и доступной древесиной Восточного Средиземноморья.
Правда, начиная с эпохи императора Августа или немного раньше между Египтом и Индостаном устанавливаются регулярные морские связи. Принялись ли оттуда завозить тик для кораблестроения в египетских и набатейских портах? Сомневаюсь в этом. Оманцы покупали корабельную древесину у своих давних торговых партнеров в Индии, так как в самом Омане нужных пород дерева не было, а красноморские мореплаватели могли использовать собственную привычную древесину. Кстати говоря, корабельный лес (кипарисы и сосны) рос также и в горной области Асир на юго-западе Аравийского полуострова. Сухопутный путь связывал близкий Асир с набатейским портом Левка Коме (современный Янбо) на побережье Хиджаза.
Если же мы затронем более близкую нам эпоху расцвета арабского мореплавания, скажем, X в. н.э., то я бы не исключил экспорт индийского тикового дерева в Аден, Моху или Джидду. Хотя основные центры морской торговли и кораблестроения продолжали находиться в Оманском и Персидском заливах.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 27 фев 2010, 20:45
Dedal
Спасибо за столь полный ответ 8)

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 28 фев 2010, 00:06
Dedal

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 01 мар 2010, 01:16
Scaevola
Ilik писал(а):
Scaevola писал(а):Вроде бы в первую очередь упоминался кедр. А он, по непроверенной информации, легче сосны и менее подвержен растрескиванию и гниению :roll:

Знаменитый "корабль Хеопса", найденный у подножия пирамиды, был из кедровых досок. Но вы узнали в фильме сосну, если я правильно понял. Если они взяли сосну, то это можно понять: сосна явно дешевле кедра. Но может быть как раз кедр и подходил для набухания в воде и заполнения щелей в корпусе, а сосна нет? Реконструкторы же это не учли или просто не знали.

Специально не интересовался вопросом, но где-то как-то слышал, что ливанский кедр полностью запрещён к вырубке, да и находится он в горах Ливана на грани естесственного вымирания. Поэтому думаю, что кедр реконструкторам недоступен (сибирский кедр невсчёт, да он и не кедр, строго говоря, а сибирская кедровая сосна 8) ). То, что смог разглядеть в фильме, на мой взгляд, более всего напоминает сосну самую обыкновенную. Реконструкторы, думаю, знали это наверняка, но иных вариантов у них не было.

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 01 мар 2010, 01:24
Scaevola
Dedal писал(а):И, третий, "Dashur boat" - кроме нагелей доски соединялись деревянными пластинками с ласточкиным хвостом, которые не давали им расходиться при набухании.


А вот здесь и находится причина, по которой корабль реконструкторов продолжает течь. Стяжки с двойным ласточкиным хвостом делают всю конструкцию очень прочно связанной, одни нагели сделать этого не в состоянии, ИМХО. Почему от стяжек отказались - не понятно :roll:

Re: Реплика корабля Хатшепсут

СообщениеДобавлено: 19 июл 2013, 21:13
ProstoTAK
Интересно, после постройки в реальном плавании будут ли сопровождать эту реплику современные суда, ну так на всякий случай :)